В чем мы действительно лучшие?
15.11.2016 769 0 0 ochendaje

В чем мы действительно лучшие?

---
0
В закладки


Когда, около года назад, гости из России показали в Германии, что революция началась именно у нас, представители европейского сообщества, немцы просто не поверили своим глазам. Пропаганда говорит о русских что угодно, но точно забывает, что мы способны на такое.



Будущее наступает в Силиконовой долине, иногда в Японии, но когда легкой поступью она приходит из Петербурга, в это действительно сложно поверить. Город, в котором время традиционно застыло, вполне способен и готов сломать стереотипы.

Проект "Кортеж" уходит корнями в 2012 год, именно тогда было принято решение профинансировать  создание российского автомобиля, лимузина для первых лиц государства. Бюджет всего проекта неприятно поражал обывателя: 12 миллирдов рублей, из которых 3,7 должны были выделить из гос.бюджета. На долю проекта выпало немало приключений, была и идея возродить ЗИЛ, и привлечь почившую Marussia к производсту, но по итогам разработка попала в руки сотрудникам Политеха. Да, того самого Ленинградского вуза, в котором пятнадцать лет назад можно было курить с преподавателями на лестнице, а самыми востребованными кафедрами оказались юридическая и экономическая.

Но время идет, сегодня тут правят бал инженеры и, именно благодаря таким переменам, в ходе разработки правительственного лимузина удалось опробовать прямо в России полный цикл создания и производства автомобиля в формате "Индустрия 4.0".

Не только Германия, но и многие другие страны идут по пути «Индустрии 4.0». Не хочется грузить вас технической информацией, но отворачиваясь от трендов мирового развития, мы окончательно упускаем шанс догнать весь остальной мир. Так в чем же особенность новейшего подхода?

Автомобиль Tesla умнеет, в процессе использования, получая обновления через интернет и обмениваясь информацией со смартфоном пользователя, изучая его привычки, адаптируется к маршрутам, рассчитывает время выезда в зависимости от планов в календаре и места следующей встречи, прогревает салон перед расчетным временем выхода из дома. Скоро многие окружающие нас предметы научатся взаимодействовать друг с другом, и кофемашина сама будет варить кофе после звонка будильника, в печке будет готовиться завтрак, а автомобиль сам подъедет от парковки к вашим дверям.

В «Индустрии 4.0» в одну сеть объединяются не только предметы, но и станки, сборочные линии и целые заводы. Уже сейчас на некоторых предприятиях на заготовках установлены RFID-метки, которые передают необходимую информацию сборочному роботу. Отслеживаются запасы сырья, и если раньше в бизнес-школах преподавали промышленную технологию Just-in-Time как самую передовую, то в скором будущем потребность в этом подходе и соответствующих специалистах просто исчезнет. При этом все более привычной становится кастомизация, каждое изделие может быть сделано на крупной фабрике под индивидуального заказчика.

Возвращаясь, к проекту "Кортеж", тут стоит обратить на две ключевые особенности разработки:

1. Во-первых, на базе лимузина планируются к выпуску другие, гораздо более широко востребованные модели: седан, микроавтобус и внедорожник. Уже вскоре, после окончательной презентации проекта они поступят в продажу. Не нужно объяснять, что сколько бы ты ни обрабатывал кузов Жигулей, если принципиальных изменений в базе не произошло, то Жигулями они и останутся.

2. А во-вторых, это первый случай, когда вся разработка, от первых чертежей до последнего шага велась в режиме электронной симуляции. То есть не было никакой бумажной работы, никаких опытных образцов, никаких производственных экспериментов, все это просчитывалось в Инжиниринговом центре СПбГПУ на основе разработанных инженерами-политехниками полномасштабных математических моделей и компьютерных технологий мирового уровня

Насколько я знаю, о том, что опытный образец первого автомобиля, выполненного в виртуальном режиме отправлен на тест в Берлин нам даже особо не рассказывали. До последнего было непонятно, в компьютере то краш-тест проходится без проблем, но насколько велика погрешность?



И "Кортеж" получил высший балл на фронтальном краш-тесте, который прошел в Берлине в начале лета этого года! Просто попробуйте представить, какое количество денег, времени, человеческих усилий можно сэкономоить, при переводе разработки такого уровня в виртуальную плоскость.

После столь победного результата, был безоговорочно одобрен проект политеховцев "Фабрика будущего", направленный на создание площадок цифрового проектирования и моделирования продукции нового поколения в автомобилестроении, судостроении, вертолетостроении, ракетостроении и других областях.

Не всем понятна деятельность научных сотрудников, но когда видишь цифры и конкретные результаты проекта, становится очевидно, что направление правильное. Один скрупулезно реализованный проект открывает новые горизонты в производственных и научных экспериментах.

Вот сейчас, у тех, кто не слишком внимательно следил за новостями из научного и студенческого мира должен был возникнуть вопрос, а во что же превратился старый, добрый Политех, если там стало возможно такое? Где эти морально устаревшие лаборатории, где методички, которые необходимо вернуть, где студенты, занимающиеся наукой с целью, которая даже им сами недоступна? Давайте разбираться.



Ректор Политеха А.И. Рудской показывает министру промышленности и торговли Д.В. Мантурову последние разработки студентов.

Дело в том, что изменилось вообще все. Никогда, на памяти нынешних сотрудников и студентов института, Политех, созданный по образцу и подобию Кембриджа и Оксфорда, не напоминал до такой степени свои прототипы. И тут не только, и не столько о новом кафеле или сантехнике, речь о людях с огоньком в глазах, которые знают, зачем работают, почему учатся и к чему стремятся.



Макет "Политех будущего". Каждый гость нового корпуса может сам разобраться, что уже создано, а что - часть грандиозного плана по развитию
Гидробашня в институтском парке - один из символов Политеха, сегодня там разместился русский FabLab

Так, как же подобные перемены стали возможны? Несколько лет назад, руководство института решило разделить и рассматривать как два самостоятельных направления деятельности учебную работу и научную. Так появилась возможность, сосредоточив в одном месте идеи и техническую базу, развиваться сразу в двух направлениях.



На переднем плане - электрокар, самостоятельно спроектированный и собранный студентами. На заднем - картины и графические работы студентов.

Если говорить об учебной составляющей сегодняшнего института, СПбГПУ- ведущий вуз, в котором готовят не просто узких специалистов, а, по словам проректора Д.И. Кузнецова, инженеров-интеллигентов. Вопреки западной системе ценностей, у нас не принято считать, что специалист должен глубоко разбираться исключительно в тонкостях своей специализации.



Лекция министра промышленности Д.В. Мантурова об этах развития инженерного дела в России

Как когда-то, студенты инженерного дела должны были быть личностями всесторонне развитыми, не чуждыми мыслям об искусстве, способными поддержать любой светский разговор, так и сегодня главная цель преподавателей университета - выпустить высококвалифицированного специалиста с широким масштабом личности.



Конференц-зал нового корпуса

И такие специалисты выходят из Политеха. И зачастую возвращаются, потому что именно здесь для комфортной научной работы есть не только научная и техническая база, но и спрос на разработки в реальном производстве, промышленности.

Одно из новейших достижений Политеха - свой собственный суперкомрьютер. Создание гибридного суперкомпьютера стартовало в 2014 году, а ввод в эксплуатацию состоялся в конце 2015 года. Суммарная пиковая производительность более 1,1 Петафлопс (квадриллион операций с плавающей точкой в секунду).



Внешний вид суперкомпьютера

Суперкомпьютер занимает третье место в Топ-50 самых мощных российских суперкомпьютеров. Также за ним второе место среди отечественных систем в мировом рейтинге HPCG, 132-е место в списке самых мощных вычислительных систем мира Топ-500. Кроме того, он входит в мировой рейтинг самых энергоэффективных суперкомпьютеров Green 500 с лучшим в этом списке показателем среди всех российских систем.



Одна из секций крупным планом

Перечислять технические бренды, с которыми сотрудничает Политех можно долго, просто потому что этих компаний сотни. Из тех, с кем мы сталкиваемся ежедневно, можно упомянуть Газпром, Bosch, Boeing.

По словам ректора Политеха, А.И. Рудского, на сегодняшний день бюджет института формируется практически поровну: из грантов Минобрнауки России и привлеченных средств из промышленности. То есть на 50% громада одного из лучших ВУЗов России обеспечивает себя своими же разработками.



Важно понимать, что научная работа идет параллельно учебной. Нет такого, что студенты проектируют детали самолетов в свободное время. Есть возможность придумать, разработать и реализовать на учебных мощностях проект, который заметят и пустят во взрослую жизнь. Есть доступ студентов к многим технологиям и устройствам, окупившимся за счет решения реальных задач научными сотрудниками. Наконец, есть пример перед глазами, когда то, чему ты тяжело, сложно учишься сегодня, обеспечивает интересной и хорошо оплачиваемой работой выпускников.



Одна из разработок студентов - вспененный аллюминий между двух пластин стали. Сверхпрочный лист, способный плавать в воде.

Впрочем, в жизни студентов есть не только учеба. Творческое начало молодежи также не остается без внимания. Сегодня в Политехе активно поощряется научно-техническое творчество молодёжи, важным элементом которого является ФабЛаб.



В ФабЛабе среди станков и установок царит творческая атмосфера

Фаблаб Политех — это открытая высокотехнологичная мастерская для молодежи, участник мировой сети Fab Lab. Главной целью его создания является предоставление студентам и школьникам возможности реализовывать свои технические идеи в стенах СПбГПУ. Фаблаб Политех является частью Центра технического творчества молодежи СПбПУ, создан при содействии компании "Фотомеханика", официально открыт 21 мая 2013 г.



"Звездные врата" - воссозданный в ФабЛабе артефакт из одноименного сериала.

В ФабЛабе, впрочем проводят время не только творческие студенты, маленьким магнитом он тянет в старинную гидронапорную башню школьников. Для них здесь проводятся регулярные занятия, шаг за шагом до детей доносят одну из важнейших мыслей настоящего инженера, наука - это, прежде всего, интересно. Безусловно, если бы у госпожи Роуллинг было бы инженерное образование, Хогвартс был бы на несколько кинетических установок и парочку 3D-принтеров ближе к сегодняшнему СПбГПУ.



Библиотека главного здания Политеха.



И это одна из самых замечательных фишек Политеха, инновационные разработки соседствуют здесь с классической библиотекой, полной мебели девятнадцатого века, революционные решения виртуальной реальности можно обсудить на знаменитой кованной лестнице, в стиле модерн, а выключив суперкомпьютер, утомленный научный сотрудник может переодеться в строгий костюм и отправиться послушать классическую музыку в великолепном обществе в изящный органный зал.



Парадная лестница Главного здания СПбПУ

Наверное, именно в таких условиях и должна рождаться наука. Среди новейших технологических разработок, но с четким пониманием того, что ничего более величественного, чем классическая музыка не создаст ни один ученный.уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]