Проекты химических броневиков на серийных автомобильных шасси
08.01.2020 6 834 0 +147 Bubandis

Проекты химических броневиков на серийных автомобильных шасси

---
+147
В закладки
Проекты химических броневиков на серийных автомобильных шасси шасси, БХМ1000, могли, БХМ800, «Компрессор», характеристики, образец, завода, химических, машин, дегазации, брони, новых, местности, броневиков, «ФордТимкен», проекта, техники, применения, цистерну

Опытная машина БХМ-800 осуществляет обработку местности. Фото Aviarmor.net

В конце 1930 г. Опытно-конструкторское и испытательное бюро Управления механизации и моторизации Красной Армии (ОКИБ УММ), возглавляемое Николаем Ивановичем Дыренковым, приступило к работам по теме химических бронемашин. Впоследствии к этому направлению привлекли завод «Компрессор». Результатом этих работ стало появление нескольких любопытных опытных образцов – но ни один из этих проектов не пошел в серию.

На доступном шасси

В начале тридцатых годов наша страна боролась с дефицитом транспортных средств и другой техники, из-за чего в УММ РККА прорабатывался вопрос применения доступных машин в качестве основы для бронетехники разных классов. Так, первый советский химический танк разработки ОКИБ был построен на базе трактора «Коммунар». Схожим образом планировалось делать и новые броневики.

Для новых химических бронеавтомобилей ОКИБ выбрало сразу два имеющихся автомобильных шасси с колесной формулой 6х4. Это были машины Ford-Timken и Moreland TX6. Их характеристики соответствовали расчетным нагрузкам, а кроме того, они имелись в достаточных количествах и могли применяться в новых проектах. К тому времени «Форд-Тимкен» и «Мореланд» успели освоить некоторые военные специальности, и теперь им предстояло стать базой для химических броневиков.

Проекты ОКИБ

В середине 1931 г. ОКИБ УММ начало разработку двух броневиков на разных шасси. На машине TX6 основывался образец под названием Д-18. Аналогичная разработка на Ford-Timken получила название Д-39. Проекты предусматривали удаление всех «лишних» штатных деталей, вместо которых монтировались новые устройства того или иного рода.

Броневики должны были иметь противопульную защиту, изготовленную из катаных листов толщиной от 6 до 8 мм. Из броневых панелей собирались кожух двигателя и кабина. На грузовой платформе шасси помещался броневой кожух для целевого оборудования. Таким образом, броневики Д-18 и Д-39 могли работать на переднем крае, давая экипажу и грузу защиту от пуль.

При строительстве Д-18 и Д-39 силовой набор, двигательная установка, трансмиссия и ходовая часть базовых шасси не изменялись, благодаря чему основные характеристики оставались на прежнем уровне. Однако большая часть запаса грузоподъемности расходовалась на бронекорпус и химическое оснащение, что сказалось на массе жидкой нагрузки.

На броневике Д-18 грузовая площадка с бронированием отдавалась под две цистерны общей емкостью 1100 л. На Д-39 удалось установить только одну 800-л емкость. За распыление химикатов отвечала насосная аппаратура типа КС-18 производства завода «Компрессор». В ее состав входил кормовой подковообразный распылитель для разбрызгивания БОВ и распылительная колонка для дегазации или постановки дымовых завес. Работу распылительных устройств обеспечивал центробежный насос с приводом от двигателя.

Проекты химических броневиков на серийных автомобильных шасси шасси, БХМ1000, могли, БХМ800, «Компрессор», характеристики, образец, завода, химических, машин, дегазации, брони, новых, местности, броневиков, «ФордТимкен», проекта, техники, применения, цистерну

Грузовики «Форд-Тимкен» — одна из баз для химических броневиков. Фото Kolesa.ru

В зависимости от поставленной задачи, Д-18 и Д-39 могли брать на борт различные жидкости. Распылитель для БОВ обеспечивал заражение полосы шириной до 25 м; скорость движения при этом не должна была превышать 3-5 км/ч. Распылительная колонка при дегазации обрабатывала полосу шириной 8 м.

Боевые характеристики броневиков прямо зависели от емкости цистерн. Так, Д-18 с большим запасом химикатов мог создать полосу заражения длиной 450-500 м или провести дегазацию участка длиной 350-400 м. Дымообразующей смеси S-IV хватало для постановки завес в течение получаса. Бронеавтомобиль Д-39 имел цистерну меньшей емкости и соответствующие характеристики.

Опытные образцы Д-18 и Д-39 не имели никакого вооружения для самообороны. Возможно, в дальнейшем они могли бы получить пулемет ДТ на той или иной установке.

Экипаж состоял всего из двух человек. Механик-водитель отвечал за управление машиной, а командир должен был контролировать работу химической аппаратуры. При наличии пулемета командир также мог стать стрелком.

Разработка машин Д-18 и Д-39 началась в середине 1931 г., но вскоре столкнулась с проблемами организационного характера. Опытный образец Д-18 удалось построить только осенью следующего 1932-го. Чуть позже завершили сборку Д-39. Для экономии оба броневика строились без применения брони. Их корпуса выполнили из конструкционной стали с получением расчетной массы.

1 декабря 1932 г. ОКИБ УММ было расформировано. Два проекта химических бронеавтомобилей передали в конструкторское бюро завода «Компрессор». Он участвовал в их разработке на правах поставщика ключевых компонентов, и потому должен был справиться с дальнейшими работами. Также в дальнейшем это предприятие могло создать новые проекты.

На рубеже 1932-33 гг. состоялись полигонные испытания двух броневиков. Машины продемонстрировали удовлетворительные характеристики и справились с задачами по распылению условного БОВ или дегазации местности. В то же время, автомобильные шасси Ford-Timken и Moreland TX6 плохо показали себя на пересеченной местности. Кроме того, характерная архитектура и недостаточно прочное бронирование ограничивали боевую живучесть.

Проекты химических броневиков на серийных автомобильных шасси шасси, БХМ1000, могли, БХМ800, «Компрессор», характеристики, образец, завода, химических, машин, дегазации, брони, новых, местности, броневиков, «ФордТимкен», проекта, техники, применения, цистерну

Автоцистерна на базе грузовика «Мореланд». Фото Kolesa.ru

В существующем виде Д-18 и Д-39 не представляли интереса для армии, но могли стать базой для новых разработок. КБ завода «Компрессор» учло опыт испытаний двух образцов от ОКИБ УММ и сделало выводы, после чего создало собственные машины того же класса.

Броневики «Компрессора»

В первых месяцах 1933 г. на «Компрессоре» началась разработка собственного химического броневика. Этот образец остался в истории под названиями БХМ-1000 и БХМ-1. Буквы в индексе означали «бронированная химическая машина», а цифры указывали на емкость баков с БОВ или номер проекта. С точки зрения общих идей проект БХМ-1000 повторял разработки ОКИБ. Отличия заключались в списке использованных агрегатов.

В КБ «Компрессора» посчитали нецелесообразным использовать иностранное шасси. Основой для БХМ-1000 стал отечественный грузовик АМО-3. Такое шасси по грузоподъемности не уступало импортным, но его решили оставить без брони. Возможно, ее могли бы добавить после проведения испытаний и определения примерных характеристик.

На месте штатного кузова АМО-3 разместили металлическую цистерну емкостью 1000 л. Там же установили комплекс КС-18 с насосом и распылительными устройствами. Использование такой системы позволило сохранить рабочие характеристики на уровне предыдущих машин. Также не поменялись и возможности и функции на поле боя.

Вооружение на опытном образце не устанавливалось. Для его монтажа была необходима доработка штатной кабины базового грузовика, и такой шаг могли посчитать ненужным на текущей стадии работ.

В том же 1933 году химическая машина БХМ-1000 без брони и оружия прошла испытания. Характеристики химической аппаратуры были подтверждены и в целом соответствовали предъявляемым требованиям. Однако вновь возникли проблемы с шасси. Грузовик АМО-3 даже без брони не всегда справлялся с нагрузкой. Машина с трудом перемещалась по бездорожью, а установка защиты окончательно испортила бы ее подвижность.

Изделие БХМ-1000 с такими качествами не представляло интереса для РККА. Однако было заказано производство небольшой партии таких машин для использования в качестве учебных. Этот заказ выполнили в минимальные сроки, и вскоре химические части получили возможность отрабатывать боевую работу на совершенно новой специализированной технике.

Проекты химических броневиков на серийных автомобильных шасси шасси, БХМ1000, могли, БХМ800, «Компрессор», характеристики, образец, завода, химических, машин, дегазации, брони, новых, местности, броневиков, «ФордТимкен», проекта, техники, применения, цистерну

Авторазливочная станция АРС-3 на базе АМО-3 — более поздний образец химической техники. Фото Alternathistory.com

Вскоре после БХМ-1000 появился опытный образец под названием БХМ-800. Его построили на шасси «Форд-Тимкен», используя те же решения, что и в предыдущем проекте. На серийном грузовике установили цистерну емкостью 800 л и систему КС-18. Предполагалось, что БХМ-800 по характеристикам будет похожа на БХМ-1000 – за исключением параметров, связанных с полезной нагрузкой.

Небронированная машина БХМ-800 прошла испытания, и показала примерно такие же результаты, как БХМ-1000 и Д-39. Целевая аппаратура вновь подтвердила свои характеристики, а шасси опять показало невозможность нормальной работы на бездорожье. Будущее еще одного проекта оказалось под вопросом.

После завершения полигонных испытаний в исходном виде БХМ-1000 и БХМ-800 незначительно доработали. В порядке эксперимента их оснастили защитой в виде корпусов из конструкционной стали. Как и в проектах ОКИБ, использовались бронелисты толщиной 6-8 мм. Установка корпусов привела к росту массы и падению подвижности. В таком виде две «бронированные химические машины» не имели будущего.

Новые решения

Проекты ОКИБ УММ и завода «Компрессор» позволили проверить ряд не самых удачных идей, а также найти решения, пригодные для дальнейшей проработки. Что касается опытной техники, то все четыре опытных образца, по-видимому, перестроили в грузовики для использования по прямому назначению.

Конструкторы из бюро завода «Компрессор» на практике подтвердили, что система КС-18 способна решать поставленные задачи, однако для ее успешного применения нужен новый базовый автомобиль. Начались поиски новых шасси, а кроме того, стартовала разработка специального бронекорпуса, соответствующего возлагаемым задачам.

Итогом всех этих работ стало появление химического бронеавтомобиля КС-18. Он не был лишен недостатков, но все же соответствовал требованиям заказчика и даже строился ограниченной серией. Кроме того, в серию пошли т. н. авторазливочные станции – машины для дегазации местности на незащищенном шасси. Таким образом, проекты Д-18, Д-39, БХМ-1000 и БХМ-800 все же привели к желаемым результатам, хотя и опосредовано.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]