Все люди, как люди, один жид в ермолке
---
... русская народная поговорка ...
Это же как нужно владеть головой, чтобы она не упала. Как, ну как, она держится?
Спорю, что этот вопрос задают все, кто первый раз видит еврея с мааааленькой шапочкой на голове.
Побывать в Израиле и не попробовать разобраться в том, что это, какой в ней прок и смысл – было бы непростительно.
Но сначала еврейская народная шутка:
Спросили как-то у ребе:
- Где в Торе сказано, что нужно носить кипу?
- Это – проще простого, - ответил ребе. - Сказано: «И вышел Иаков из Беер-Шевы…»
- Где же тут сказано о головном уборе?
- Да разве можно предположить, что праотец Иаков, вышел из дома, не покрыв голову?!
2. Традиционный головной убор религиозного еврея называется кипа (мн. ч. кипот) или ермолка. Считается, что последнее название происходит от словосочетания йерей малка – «трепет перед царем» или "боящийся Б-га". Прочие, однако, считают, что слово происходит от тюркского ямурлук – дождевой плащ с капюшоном. "Кипа" в переводе с иврита - «полу шар» или «купол».
Израильтяне ставят ударение в слове "кипа" на втором слоге, как в иврите; в русском языке ударение обычно на первом слоге.
Кипа – ярко выраженный символ еврейской религиозности, хотя ее ношение – не закон, а обычай. Нигде в Торе и Талмуде евреям не предписывается покрывать голову (см. народную мудрость в начале). Тем не менее, обычай покрывать голову принят всеми евреями издавна в любой стране их пребывания. Смысл этого обычая – показать, что еврей осознает существование Вс-шнего и Его мудрость, ценя это, даже больше (выше) головы, наиболее развитой и важной части человека. Кроме того, надевая кипу, еврей декларирует свою принадлежность к еврейскому народу и еврейскому же религиозному мировоззрению.
3. По одной из версий историков, традиция покрывать голову появилась у евреев с периода, предшествовавшего Первому Храму. Тогда голова покрывалась и из чисто практических соображений - чтобы голову не напекло на солнце, и из религиозных - опустить лицо, скрыться от гнева Вс-шнего, выразить свою покорность, не сметь смотреть на Вс-шнего и т.д. Все эти действия далее развились в покрывание головы большим талитом (талесом, молитвенным покрывалом) во время молитвы, как в Храме, так и вне его. Далее традиция трансформировалась в постоянное символическое покрытие головы.
4. Согласно другой гипотезе, во времена захвата Иудеи Грецией многие евреи приняли эллинскую культуру. Захват страны был номинальным, бескровным, но греки принесли сюда театр, спорт, новую литературу и др. Чтобы отличаться от проэллинских иудеев, ортодоксальные стали носить небольшие головные уборы, дошедшие и до нас в виде кипы.
5. Ну и для полноты картины еще одно встреченное объяснение необходимости ношения кипы: чтобы экранировать то, что в голове твориться и не допускать всякие глупости до Творца. Как говорят сами евреи, со временем ношение головного убора стало характерным признаком еврея — как мезуза на дверях еврейского дома, как празднование субботы, ношение цицит и посещение миквы.
6. Классическая матерчатая кипа довольно тяжелая, и поэтому она держится на голове сама по себе, благодаря силе тяжести. Однако они бывают не только матерчатые и поэтому действительно могут слететь с головы, чтобы этого не произошло, ее закрепляют металлическими заколками. Помимо основного назначения ими можно завинчивать винтики, резать фрукты, чистить ногти, есть мороженое... Некоторые специалисты насчитывают десятки альтернативных способов использования этого девайса. Ультраортодоксальные евреи допускают ношение заколок, но считают все же, что это не их метод. Раввины обычно советуют просто подбирать кипу по размеру, примерять перед зеркалом, пока она не станет сидеть как следует. Говорят, что кипа подобрана верно, если она не слетает с головы после того, как человек проспал в ней всю ночь.
7. Ответы на самый животрепещущий вопрос, которые дали сами евреи. Как держится кипа на лысой голове: 1) крепится силиконовой резинкой (по типу женского чулка); 2) с помощью двустороннего скотча или специального клея; 3) никак, носят просто так, не пристегивая. Если упала кипа - поднял и пошел дальше, если нужно бежать или много наклоняться - либо в карман кладут, либо кепку надевают.
8. Продают кипы в специализированных магазинах и лавках, в которых десятки кипот различных по размерам, материалу и форме. Вязаные, шелковые, бархатные, маленькие на большую голову и большие — на маленькую, остроконечные и плоские, шести- , четырёх- и восьмиклинные… Свою ермолку еврей видит издалека, подходит прямо к полке с тем фасоном, который носят в его общине, и выбирает нужный размер.
Вязание кип – считается любимым видом женского религиозного рукоделия. Кипы вяжут везде – в автобусах, на лекциях, в очереди к врачу или чиновнику. Кстати, любопытный факт: женщины-палестинки, проживающие в деревнях на Западном берегу реки Иордан, занимаются вязанием кипот, которые затем продаются в Израиле.
9. В соответствии с традицией, мужчины (включая мальчиков с 13-ти лет) должны везде ходить с покрытой головой - и на улице, и дома. Формально, способ покрытия головы не имеет значения. Это может быть шляпа, кепка, берет и т.д., но последние лет двести предпочтение отдается именно кипе. Цвет и материал значения не имеет. При этом ортодоксальные евреи носят кипу всегда, консервативные и традиционалисты – лишь в синагоге или во время еды. Реформисты не считают необходимым для мужчин покрывать голову, а женщины никогда не носят кипы. Неевреи тоже имеют право надеть ермолку, если хотят, просто в знак уважения к еврейским традициям.
10. Форма, цвет и размер кипы позволяют сразу определить конфессиональную принадлежность ортодоксального еврея мужского пола. Виды кип в зависимости от конфессии и степени религиозности: хардальники - большая, однотонная (часто белая), вязанная с контрастным узором по краю; ноар гваот - огромная, на всю голову, грубой вязки; хуцники - замшевая тёмная или чёрная; чернокипенцы - чёрная вязанная; харедим - чёрная бархатная или суконная; бреславский хасид (кодовое название "На-нах") - белая, вязанная с кисточкой; хабадник - чёрная суконная; шабатники - вязанная величиной с монету достоинством в пол-шекеля.
Многие ультраортодоксы полагают, что покрывать голову только кипой – недостаточно благочестиво, и требуют, чтобы во время молитвы поверх кипы был надет дополнительный головной убор или, по крайней мере, накинут талит.
11. В израильских армейских синагогах есть специальные кипы защитного цвета. Периодически даже звучат предложения обязать носить подобные кипы всех религиозных солдат. Маленькая кипа, размером с «пятак», обычно теряющаяся в густой шевелюре или, наоборот, сверкающая на свежевыбритой голове, называется кипат-груш. Когда светский человек должен пойти в синагогу или принять участие в религиозной церемонии, он нередко надевает так называемую праздничную кипу белого цвета из плотной материи. На какую голову рассчитаны эти кипы – неизвестно, поскольку они ужасно сидят практически на любой. Отдельные воинствующие атеисты утверждают, что не носят кипу, поскольку головным убором им служит небесный свод – кипат га-шамаим.
12. Самая известная израильская кипа – это Кипат га-села, которая не головной убор, а вообще купол. Правда, красивый и из золота. Еще есть кипа адума («красная кипа»). Это не головной убор кардинала, а всем нам с детства знакомая Красная Шапочка.
Религиозные евреи носят кипу на голове. Светские – где придется: в кармане, «напузнике» или просто в бардачке машины, – поскольку в повседневной жизни она им не нужна. Но это позволяет светскому человеку быть всегда готовым на случай попадания в эпицентр непредвиденного религиозного действа.
13. В наше время кипа – это не только предмет культа, но и товар, цена на который нередко зависит от обстоятельств, времени и места. Так что изделие, стоящее на иерусалимском рынке 5 шекелей, на соседней туристической улице Бен-Иегуды может обойтись вам в 50, причем «по особой скидке и только для вас».
В посте использованы материал с evrey.com, guide-israel.ru, jhistory.nfurman.com, toldot.ru, booknik.ru, jewish.ru
Это же как нужно владеть головой, чтобы она не упала. Как, ну как, она держится?
Спорю, что этот вопрос задают все, кто первый раз видит еврея с мааааленькой шапочкой на голове.
Побывать в Израиле и не попробовать разобраться в том, что это, какой в ней прок и смысл – было бы непростительно.
Но сначала еврейская народная шутка:
Спросили как-то у ребе:
- Где в Торе сказано, что нужно носить кипу?
- Это – проще простого, - ответил ребе. - Сказано: «И вышел Иаков из Беер-Шевы…»
- Где же тут сказано о головном уборе?
- Да разве можно предположить, что праотец Иаков, вышел из дома, не покрыв голову?!
2. Традиционный головной убор религиозного еврея называется кипа (мн. ч. кипот) или ермолка. Считается, что последнее название происходит от словосочетания йерей малка – «трепет перед царем» или "боящийся Б-га". Прочие, однако, считают, что слово происходит от тюркского ямурлук – дождевой плащ с капюшоном. "Кипа" в переводе с иврита - «полу шар» или «купол».
Израильтяне ставят ударение в слове "кипа" на втором слоге, как в иврите; в русском языке ударение обычно на первом слоге.
Кипа – ярко выраженный символ еврейской религиозности, хотя ее ношение – не закон, а обычай. Нигде в Торе и Талмуде евреям не предписывается покрывать голову (см. народную мудрость в начале). Тем не менее, обычай покрывать голову принят всеми евреями издавна в любой стране их пребывания. Смысл этого обычая – показать, что еврей осознает существование Вс-шнего и Его мудрость, ценя это, даже больше (выше) головы, наиболее развитой и важной части человека. Кроме того, надевая кипу, еврей декларирует свою принадлежность к еврейскому народу и еврейскому же религиозному мировоззрению.
3. По одной из версий историков, традиция покрывать голову появилась у евреев с периода, предшествовавшего Первому Храму. Тогда голова покрывалась и из чисто практических соображений - чтобы голову не напекло на солнце, и из религиозных - опустить лицо, скрыться от гнева Вс-шнего, выразить свою покорность, не сметь смотреть на Вс-шнего и т.д. Все эти действия далее развились в покрывание головы большим талитом (талесом, молитвенным покрывалом) во время молитвы, как в Храме, так и вне его. Далее традиция трансформировалась в постоянное символическое покрытие головы.
4. Согласно другой гипотезе, во времена захвата Иудеи Грецией многие евреи приняли эллинскую культуру. Захват страны был номинальным, бескровным, но греки принесли сюда театр, спорт, новую литературу и др. Чтобы отличаться от проэллинских иудеев, ортодоксальные стали носить небольшие головные уборы, дошедшие и до нас в виде кипы.
5. Ну и для полноты картины еще одно встреченное объяснение необходимости ношения кипы: чтобы экранировать то, что в голове твориться и не допускать всякие глупости до Творца. Как говорят сами евреи, со временем ношение головного убора стало характерным признаком еврея — как мезуза на дверях еврейского дома, как празднование субботы, ношение цицит и посещение миквы.
6. Классическая матерчатая кипа довольно тяжелая, и поэтому она держится на голове сама по себе, благодаря силе тяжести. Однако они бывают не только матерчатые и поэтому действительно могут слететь с головы, чтобы этого не произошло, ее закрепляют металлическими заколками. Помимо основного назначения ими можно завинчивать винтики, резать фрукты, чистить ногти, есть мороженое... Некоторые специалисты насчитывают десятки альтернативных способов использования этого девайса. Ультраортодоксальные евреи допускают ношение заколок, но считают все же, что это не их метод. Раввины обычно советуют просто подбирать кипу по размеру, примерять перед зеркалом, пока она не станет сидеть как следует. Говорят, что кипа подобрана верно, если она не слетает с головы после того, как человек проспал в ней всю ночь.
7. Ответы на самый животрепещущий вопрос, которые дали сами евреи. Как держится кипа на лысой голове: 1) крепится силиконовой резинкой (по типу женского чулка); 2) с помощью двустороннего скотча или специального клея; 3) никак, носят просто так, не пристегивая. Если упала кипа - поднял и пошел дальше, если нужно бежать или много наклоняться - либо в карман кладут, либо кепку надевают.
8. Продают кипы в специализированных магазинах и лавках, в которых десятки кипот различных по размерам, материалу и форме. Вязаные, шелковые, бархатные, маленькие на большую голову и большие — на маленькую, остроконечные и плоские, шести- , четырёх- и восьмиклинные… Свою ермолку еврей видит издалека, подходит прямо к полке с тем фасоном, который носят в его общине, и выбирает нужный размер.
Вязание кип – считается любимым видом женского религиозного рукоделия. Кипы вяжут везде – в автобусах, на лекциях, в очереди к врачу или чиновнику. Кстати, любопытный факт: женщины-палестинки, проживающие в деревнях на Западном берегу реки Иордан, занимаются вязанием кипот, которые затем продаются в Израиле.
9. В соответствии с традицией, мужчины (включая мальчиков с 13-ти лет) должны везде ходить с покрытой головой - и на улице, и дома. Формально, способ покрытия головы не имеет значения. Это может быть шляпа, кепка, берет и т.д., но последние лет двести предпочтение отдается именно кипе. Цвет и материал значения не имеет. При этом ортодоксальные евреи носят кипу всегда, консервативные и традиционалисты – лишь в синагоге или во время еды. Реформисты не считают необходимым для мужчин покрывать голову, а женщины никогда не носят кипы. Неевреи тоже имеют право надеть ермолку, если хотят, просто в знак уважения к еврейским традициям.
10. Форма, цвет и размер кипы позволяют сразу определить конфессиональную принадлежность ортодоксального еврея мужского пола. Виды кип в зависимости от конфессии и степени религиозности: хардальники - большая, однотонная (часто белая), вязанная с контрастным узором по краю; ноар гваот - огромная, на всю голову, грубой вязки; хуцники - замшевая тёмная или чёрная; чернокипенцы - чёрная вязанная; харедим - чёрная бархатная или суконная; бреславский хасид (кодовое название "На-нах") - белая, вязанная с кисточкой; хабадник - чёрная суконная; шабатники - вязанная величиной с монету достоинством в пол-шекеля.
Многие ультраортодоксы полагают, что покрывать голову только кипой – недостаточно благочестиво, и требуют, чтобы во время молитвы поверх кипы был надет дополнительный головной убор или, по крайней мере, накинут талит.
11. В израильских армейских синагогах есть специальные кипы защитного цвета. Периодически даже звучат предложения обязать носить подобные кипы всех религиозных солдат. Маленькая кипа, размером с «пятак», обычно теряющаяся в густой шевелюре или, наоборот, сверкающая на свежевыбритой голове, называется кипат-груш. Когда светский человек должен пойти в синагогу или принять участие в религиозной церемонии, он нередко надевает так называемую праздничную кипу белого цвета из плотной материи. На какую голову рассчитаны эти кипы – неизвестно, поскольку они ужасно сидят практически на любой. Отдельные воинствующие атеисты утверждают, что не носят кипу, поскольку головным убором им служит небесный свод – кипат га-шамаим.
12. Самая известная израильская кипа – это Кипат га-села, которая не головной убор, а вообще купол. Правда, красивый и из золота. Еще есть кипа адума («красная кипа»). Это не головной убор кардинала, а всем нам с детства знакомая Красная Шапочка.
Религиозные евреи носят кипу на голове. Светские – где придется: в кармане, «напузнике» или просто в бардачке машины, – поскольку в повседневной жизни она им не нужна. Но это позволяет светскому человеку быть всегда готовым на случай попадания в эпицентр непредвиденного религиозного действа.
13. В наше время кипа – это не только предмет культа, но и товар, цена на который нередко зависит от обстоятельств, времени и места. Так что изделие, стоящее на иерусалимском рынке 5 шекелей, на соседней туристической улице Бен-Иегуды может обойтись вам в 50, причем «по особой скидке и только для вас».
В посте использованы материал с evrey.com, guide-israel.ru, jhistory.nfurman.com, toldot.ru, booknik.ru, jewish.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]