Этот день в авиации. 29 декабря
---
1879 — Родился Уильям (Билли) Митчелл (Billy Mitchell) американский летчик, бригадный генерал армии США, народный герой и признанный пророк авиации. Он был известен как ведущий американский специалист в области авиации в 1920-х годах. Митчелл поступил в армию в 1898 году добровольцем. Почти сразу же он попал в привилегированные части, вероятно, в равной степени это произошло из-за его отца-сенатора и его прирожденных способностей к лидерству.
В Сигнал Корпс он работал и изучал различные аппараты легче воздуха, но успех братьев Райт убедил его, что и за аэропланами также есть большое военное будущее. В апреле 1906 года журнал Кэвэрли Джорнел опубликовал его первые, еще скромные, предвидения о воздушной мощи. После начала Первой мировой войны он выступил против изоляции Америки и изоляционистских настроений, пропитывавших тогда страну. Выступая своего рода вестником новых настроений, он заявил, что переброска и наступление должны осуществляться быстро, и настоящий мужчина должен теперь измерять расстояние не в милях, а во времени. Его эмоциональный доклад об авиации был опубликован и распространяем американским правительством. Он видел в аэропланах не только средство поддержки наземных сил, но и предлагал использовать их как разведывательное приспособление для армии и флота. В последнем случае, по его мнению, дирижабль и аэроплан выступали как помощник для дальнобойной береговой артиллерии. 30 июня 1917 года подполковник Митчелл, как офицер авиации, был назначен в американский экспедиционный корпус (АЭФ). Совсем недавно только пилот, он погрузился в картину огромной воздушной борьбы, шедшей в Европе. Его взгляды получили здесь дальнейшее развитие. Смотря далеко вперед, он приступил к организации бомбардировочных частей, понимая их важность. Он также участвовал в координации усилий по созданию бомбардировочных соединений в Европе. За свою активную деятельность Митчелл был произведен в генералы, получил награды и стал национальным героем Америки.
1890 — Родился русский лётчик-истребитель Е. Н. Крутень. Участник I мировой войны. Был командиром 2 армейского авиаотряда истребителей. Сбил около 20 самолётов противника. В 1916 г. был откомандирован во Францию и Великобританию, где ознакомился с постановкой авиационного дела, освоил новые типы самолётов. После возвращения в Россию назначен командиром 2 боевой авиагруппы. Разработал и применил на практике многие приёмы ведения воздушного боя. Погиб при посадке после боя под городом Плотич.
1892 — Родился авиаконструктор А. А. Архангельский. Советский авиаконструктор, ученик Н. Е. Жуковского, соратник А. Н. Туполева, лауреат Ленинской (1957) и 3 Сталинских (1941, 1947, 1952) премий. В 1937-1941 гг. находился в заключении в ЦКБ-29 НКВД. В ОКБ А. Н. Туполева возглавлял бригаду скоростных самолётов, участвовал в проектировании и создании самолётов АНТ-2, АНТ-4, АНТ-6, АНТ-9, АНТ-20, АНТ-40 (СБ), Ар-2, Ту-14, Ту-104, Ту-114, Ту-124, Ту-134, Ту-154. С 1942 г. — первый зам. А. Н. Туполева.
1893 — Доклад русского металлурга Д. К. Чернова «О наступлении возможностей механического воздухоплавания без помощи баллона».
1893 — Родился лётчик-испытатель В. Ф. Кулешов. Окончил Тифлисскую школу лётчиков. Испытывал серийные И-7 (1933-1934), И-15 (1934-1936), ДИ-6 (1937), И-15бис (1938-1939), И-153 (1939-1941), Як-4 (1940), Р-5 и модификации (1933-1937), Р-Z (1935-1937), БШ-1 (1937), МиГ-1 и МиГ-3 (1940-1941). Выполнил первый полёт на ИС-1. Погиб 12 января 1941 года при выполнении испытательного полёта на серийном МиГ-3.
1911 — Мировой рекорд скорости 111 км/ч с тремя пассажирами на борту установил И. Сикорский на самолёте С-6.
1912 — Родился конструктор авиа- и ракетной техники А. Я. Березняк. Советский авиаконструктор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1973), доктор технических наук, лауреат Ленинской и Государственной премий, д.т. н. Под руководством В. Ф. Болховитинова участвовал в создании первого советского ракетного истребителя БИ-1 (1942 г.). В 1943-1946 гг. был начальником конструкторской бригады в филиале НИИ-1. В 1946-1951 г. был зам. главного конструктора ОКБ-2, участвовал в разработке проектов самолётов «346», «486». С 1951 г. возглавлял филиал ОКБ-155 в Дубне (с апреля 1966 г. — МКБ «Радуга»). Руководил разработкой ракет К-10С, КС, КС-7, КСР-2, КСР-5, КСР-11, КСС, П-15, Х-22, Х-28, Х-58.
1913 — Завершается первый полет из Франции в Египет (был совершен 20 ноября — 29 декабря 1913 Жюлем Ведрин на аэроплане «Блерио-11» (Blériot XI) с мотором «Гном» (Gnôme 7 Lambda) мощностью 80 л.с. Стартовав в Нанси (Франция), Ведрин полетел по маршруту Вюрцбург — Прага — Вена — Белград — София — Константинополь — Триполи (Сирия) — Яффа — Каир.)
1916 — Родился Заслуженный летчик-испытатель CCCР И. Б. Чабдаров, старший лейтенант. Участник Великой Отечественной войны. Совершил 219 боевых вылетов на Як-1 и Ла-5, провёл 51 воздушный бой, в которых сбил лично 3 и в составе группы 3 самолёта противника. С марта 1946 г. – в запасе. В 1949 г. окончил курсы при Школе лётчиков-испытателей. С 1946 по 1950 гг. – лётчик-испытатель авиазавода №21 (г. Горький) ; испытывал серийные Ла-9, Ла-11, Ла-15, МиГ-15. С 1950 по 195.. гг. (в 1952 ещё был) – лётчик-испытатель авиазавода №126 (г. Комсомольск-на-Амуре) ; испытывал серийные МиГ-15. В 1953 г. – лётчик-испытатель ОКБ Г. И. Бакшаева. Поднял в небо (15.05.1953) и начал испытания планера-мишени ПМ-3 (за самолётом Як-11). С 195… по март 1956 гг. – лётчик-испытатель авиазавода №21 (г. Горький) ; испытывал серийные МиГ-17, МиГ-19 и их модификации. С марта 1956 по 1971 гг. – лётчик-испытатель Тбилисского авиазавода; испытывал серийные МиГ-17 (1956-19..), МиГ-21У, МиГ-21УС и их модификации.
1927 — При демонстрационном полете нового самолета погиб основатель и владелец немецкой авиакомпании «Фокке-Вульф» Георг Вульф (Georg Wulf), когда самолет Focke-Wulf F 19 Ente, который он пилотировал, потерпел катастрофу.
1928 — Первый полет китайского трехместного биплана Yang Ch’eng (Город пяти баранов — древнее наименование Кантона) с двигателем Curtiss OX-5 изготовленного на авиационном заводе, принадлежащем Canton Aviation Department (CAD).
1931 — Первый полет американского многоцелевого палубного истребителя XFF-1 Goblin фирмы Grumman Aircraft Engineering Corporation. Самолет перспективной конструкции полностью оправдал ожидания своих создателей. Его максимальная скорость составила 313,8 км/ч — на 11.3 км/ч больше, чем у основного палубного истребителя Boeing F4B-2. В ходе испытаний летчики высказали несколько незначительных замечаний. В соответствии с ними конструкторы уменьшили количество переплетов в остеклении фонаря кабины, усилили стойки основного шасси и уменьшили количество прорезей для охлаждения на капотах, закрывающих носовую часть истребителя.
1939 — Первый полет бомбардировщика Consolidated XB-24 “Liberator”. У. Уэтли, шеф пилот «Консолидейтед», поднял самолет в воздух со взлетной полосы аэродрома Линдберг-филд. В течение пяти с половиной лет было построено свыше 18000 экземпляров.
1940 — Первый полёт прототипа серийного самолёта Ил-2 (одноместного) — ЦКБ-55П. Отличался конструкцией фонаря кабины и бронекорпуса. Переоборудован в 1940 году из ЦКБ-55 №2.
1940 — Люфтваффе совершили очередной массированный налет-возмездие на Лондон, самый массированный за всю историю «Битвы за Британию». В результате массированного налета немецкой авиации повреждается собор Святого Павла в Лондоне. В эту ночь должно было быть уничтожено лондонское Сити. Поскольку по выходным неработающий деловой центр города оставался практически без пожарной охраны, в городе стали бушевать пожары. Этот налет был повторен на следующий день и был самым тяжелым из тех, что пережил Лондон.
1942 — В послании Сталину Ф. Д. Рузвельт предложил создать на советском Дальнем Востоке военно-воздушные базы США, на что Сталин ответил категорическим отказом.
1944 — Постановление Государственного Комитета Обороны
№ 7224 « О выпуске самолетов Як-9 с мотором ВК-105ПФ в варианте истребителя сопровождения с дальностью 2000 км (Як-9Д) на заводе № 153 Наркомавиапрома».
№ 7225 « О переоборудовании самолетов Як-9 с мотором ВК-105ПФ в самолеты истребители- бомбардировщики (Як-9Б) на харьковском заводе № 135 Наркомавиапрома».
№ 7226 « О развертывании производства самолетов Як-9 с моторами ВК-107А на заводе № 153».
№ 7227 « О выпуске 30 самолетов Як-9 в высотном варианте с мотором ВК-105ПФ на заводе № 301 Наркомавиапрома».
№ 7228 29 декабря. Постановление. О выпуске самолетов Як-3 с мотором ВК-105ПФ, вооруженных тремя пушками Березина калибра 20 мм, на заводе № 292 Наркомавиапрома. Д.345 Лл. 162
№ 7229 « О постройке опытного самолета Як-3 с мотором ВК-105ПФ, вооруженного одной облегченной пушкой Нудельмана-Суранова калибра 37 мм и синхронной пушкой Березина калибра 20 мм».
№ 7230 « О постройке опытного самолета Як-9 с мотором ВК-107А, вооруженного одной облегченной пушкой Нудельмана-Суранова калибра 37 мм и двумя синхронными пушками Березина калибра 20 мм».
№ 7231 « О выпуске самолетов Ла-7 с моторами АШ-82ФН, вооруженных тремя синхронными облегченными пушками Березина калибра 20 мм, на заводах № 21 и 381 Наркомавиапрома».
№ 7232 « О постройке реактивного самолета конструкции т. Яковлева».
№ 7233 « О производстве самолетов Як-3 с мотором ВК-107А, с металлическим крылом на заводе № 31 Наркомавиапрома».
№ 7245 « О мероприятиях по организации кафедры специальной боевой техники при Московском механическом институте Наркомбоеприпасов».
1946 — Принят на вооружение самолёт УТБ-2.
1947 — Первый полёт бомбардировщика «73» (первый прототип Ту-14) с двигателями «Нин-1» и «Дервент», экипаж Ф. Ф. Опадчего. Первый опытный высотный реактивный самолёт имел герметизированную кабину экипажа, которая позволяла выполнять длительные полёты на больших высотах.
На опытном «73» стояли два реактивных двигателя «Нин» и один «Дервент». Серийно строить эти самолёты собирались с их советскими аналогами РД-45 и РД-500 соответственно. Предполагалась серия в десять машин на московском авиазаводе № 23 (Фили), однако завод успел только подготовить задел по отдельным узлам и агрегатам. Военные выдвинули новые требования к самолёту, в результате чего конструкцию пришлось переделывать, а изготовление московской серии было прекращено. Подготовленный задел деталей был впоследствии передан на Иркутский авиазавод, где развернули серийное строительство переработанного самолёта — «81», получившего название Ту-14, и имевшего только ДВА двигателя ВК-1.
1949 — Американская летчица Джеки Кокран установила мировой рекорд скорости 703,38 км/ч на самолете P-51С Mustang.
1950 — (29.12.1950-15.10.1970) родилась Надежда Владимировна Курченко советская бортпроводница. В конце ноября 1968-го Надежда Курченко пришла на работу в Сухумский авиаотряд. Летала на Ан-24, а меньше чем через два года в ее личном деле появилась запись ‘Исключить из списка личного состава в связи со смертью, наступившей при исполнении служебных обязанностей’. 15 октября 1970 г. при выполнении пассажирского рейса Батуми — Краснодар самолёт был захвачен террористами. Надежда попыталась преградить бандитам путь в пилотскую кабину и была убита. Посмертно награждена орденом Красного Знамени.
1958 — На заводе № 24, ныне ОАО «Моторостроитель» (г. Самара, Россия) впервые собраны и успешно прошли стендовые испытания ЖРД РД-107 и РД-108 (8Д74 и 8Д75) разработки ОКБ В. П. Глушко для I и II ступеней РН Р-7.
1959 — Прошёл госиспытания первый отечественный двухконтурный ТРД Д-20П. Он применялся на самолёте Ту-124 и др.
1970 — Согласно приказу по Украинскому управлению гражданской авиации создан кустовой информационно-вычислительный центр в Киеве. Сейчас — Украинский вычислительный центр гражданской авиации.
1971 — Осуществлен запуск метеорологического ИСЗ «Метеор», на котором находилась разработанная ОКБ «Факел» (г. Калининград) двигательная установка «ЭОЛ» со стационарным плазменным двигателем (СПД). Это был первый в мировой практике стационарный плазменный двигатель, который стал работать в космосе. С тех пор разработанные и изготовленные ОКБ «Факел» СПД использовались на более чем 50 КА различного назначения, как отечественных, так и зарубежных.
1972 — Экипаж самолета Lockheed L-1011-385-1 TriStar 1 американской авиакомпании Eastern Air Lines (N310EA) выполнял рейс по маршруту Нью-Йорк/Дж. Ф. К. – Майями (США).
При выполнении захода на посадку не сработала индикация выпуска носовой стойки шасси. Согласно отчёту, причиной катастрофы стало то, что экипаж увлекся решением проблемы негорящей лампочки-индикатора выпуска переднего шасси и не заметил, что самолёт теряет высоту из-за того, что КВС сильно задел штурвал, что и привело к отключению автопилота и отклонению лайнера от курса. Погибли 96 пассажиров и 5 членов экипажа.
1974 — Катастрофа самолёта Ту-16, аэродром Североморск-3, КК к-н Корепанов А. Н.
Экипаж совершал перелёт с аэродрома Остров на аэродром Североморск-3. При заходе на посадку из-за ошибки лётчиков столкнулся с сопкой на удалении 18км от аэродрома. Экипаж, 6 человек, погиб.
Причина: снижение ниже заданной высоты на 420 м из-за ошибки командира корабля в установке барометрического давления на ВД-20, вместо 726,7 стояло 756,6 мм рт.ст.
1978 — Первый полёт многоцелевого учебно-тренировочного самолета Zlin 142 -, разработанного чешской фирмой Zlin. Самолет предназначен для начального обучения пилотов и акробатических выступлений. Самолет создан на базе учебно-тренировочного самолета Zlin 42. Основными отличиями самолета стала увеличенная кабина пилота, более мощный двигатель Avia M 337K мощностью 210 л.с. и новая приборная панель с подсветкой, что дает возможность полетов в ночное время.
1984 — По взлётной полосе в Жуковском была проведена первая рулёжка БТС-002, самолёта-аналога КК «Буран». Экипаж И. Волк и Р. Станкявичус.
Изделие-аналог КК «Буран» ОК-ГЛИ/БТС-002 номер «СССР-3501002» построен в 1984 году, имел два ТРД АЛ-31 и два АЛ-31Ф тягой по 12,5 тонн, для создания необходимой силы тяги дающей возможность самостоятельно взлетать с полосы аэродрома. Два пилота размещались в специальных аварийно-спасательных креслах К-36Л. Длина планера — 36.4 метра, размах крыльев — 24 метра, высота на стоянке — 16.5 метра, объем кабины 70 — 73 кубических метров. Максимальная скорость полета — 600 км/ч. Максимальный взлетный вес — 92 т. Скорость рулежки: 40…45 км/час.
1985 — Вступила в строй головная подводная лодка типа «Дельфин» проекта 667 с 16 шахтами для пуска ракет Р-29РМ (РСМ-54) с дальностью стрельбы до 8300 км.
1986 — В Жуковском осуществлен девятый испытательный полет аналога корабля многоразового использования БТС-002. Летательный аппарат пилотировали А. С. Левченко и А. В. Щукин. Полностью автоматический заход на посадку и посадка, начиная с высоты 4000 м (контрольная точка) до полной остановки корабля на ВПП, за исключением выполненного вручную опускания носового колеса при приземлении
1988 — Первый серийный самолет F-15E Strike Eagle был поставлен заказчику — в строевую часть, 4-е авиакрыло на авиабазе Джонсон, Северная Каролина.
1989 — Первое висение сверхзвукового СВВП Як-141, А. А. Синицын.
1992 — Широкофюзеляжный дальнемагистральный пассажирский самолёт Ил-96-300 с двигателями ПС-90А сертифицирован в России.
1994 — Выполнен первый полёт первого серийного самолёта Су-29, собранного в комплектации сертификата.
2000 — Авиарегистром Межгосударственного авиационного комитета подписан акт об окончании сертификационных испытаний двигателя ВК-2500.
2000 — Ту-214 получил сертификат летной годности в КАПО.
2003 — Ракетой-носителем «Протон»с космодрома Байконур запущен на геостационарную орбиту тяжелый телекоммуникационный спутник «Экспресс-АМ22» – первый самый мощный отечественный КА нового поколения.
2004 — На вооружение ВВС для бомбардировщиков Ту-160 и Ту-95МС поступила высокоточная УР класса «воздух-поверхность» Х-555 ГосМКБ «Радуга» с дальностью 5.000 км и изменяемым профилем полёта.
2009 — Катастрофа вертолёта Ми-8, КВ Будников А.
Экипаж выполнял полёт по маршруту Анавгай — Тугуль, Камчатский край. На борту находились 2 тонны продуктов к новогодним праздникам.
В 70км южнее п. Эссо в Быстринском районе экипаж совершил аварийную посадку. Командир вертолёта принял меры к тому, чтобы обеспечить жизнь, безопасность и здоровье оставшихся в живых членов экипажа, получивших при приземлении тяжёлые травмы. Будников попытался извлечь их из салона, одного — успешно. Другого, у которого при аварии были зажаты ноги, вытащить не смог.
После этого командир ушел из поля зрения экипажа в сторону хвостовой балки вертолета и живым его уже никто не видел. Тело летчика с признаками суицида обнаружили прибывшие на место спасатели.
Предварительная причина крушения вертолёта — обледенение и отказ левого двигателя. Также есть мнение, что был перегруз вертолёта.
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]