Монастырь Джвари - Храм Креста
---
Есть такая замечательная традиция в Грузии - строить храм на горе, чтобы люди потрудились и поднялись к Господу пешком. Этот замечательный обычай сохраняется и по сей день. Мужской монастырь Джвари построен в лучших грузинских традициях на горе Армази, совсем недалеко от Мцхеты .
Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод…
Эти строчки из поэмы Лермонтова знакомы каждому мало-мальски образованному человеку. В поэме "Мцыри" Лермонтов воспел как раз монастырь Джвари.
Под горой простирается столица древней Иберии - Мцхета. Самое высокое строение в Мцхете - собор Светицховели, в котором хранится Хитон Господень. Об этих двух храмах в Грузии рассказывают красивую легенду. Когда-то между Джвари и Светицховели была протянута крепкая и толстая цепь, чтобы верующие могли переходить из одного храма в другой. Но постепенно истощалась в людях вера - истончалась и цепь. «В наших силах, – говорят тут, – эту цепь восстановить».
Монастырь здесь оказался не только потому, что любят грузины по горам ходить, испытывая свою веру, есть у этого места своя история. По преданию, святая равноапостольная Нино, идя по Грузии с проповедью, поставила здесь крест. В 545 году на месте этого креста был построен маленький храм, который назвали Храмом Креста. «Джвари» и переводится как «крест».
Через полвека, а точнее в 590-605 годах был воздвигнут храм побольше - "великая церковь Джвари", и архитекторы постарались вписать ее в ландшафт: пропорции со скалой ровно 1:7, форма креста, вписанного в квадрат, купол на восьмигранном барабане (стал для грузинской храмовой архитектуры образцом), очень простые скульптурные рельефы и орнамент.
Средневековые мастера не были тщеславны, и действовали по словам псалма: «Не нам, Господи, но имени Твоему дай славу!» – главным было построить храм. Поэтому имя архитектора достоверно неизвестно - предположительно, это был Микел Тхели.
Строили в отличии от нынешних строителей даже не на века, а на тысячелетия: используемая техника «ключевой архитектуры» состоит в том, что один камень оказывается «сидящим» в другом - чем больше проходит времени, тем более прочной становится эта конструкция.
С 1994 года Джвари является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.
В храме проходило венчание, поэтому рассмотреть внутри не получилось. На стене видна икона Святой равноапостольной Нины, той самой, которая крест поставила на горе.
Возле Иверской иконы всегда стоят цветы.
Фресок в Джвари нет, они появляются не ранее XI века, а этот монастырь после строительства в VI веке своего облика не менял.
Иконостас современый
Развалина Малого храма Креста
Памятник Лермонтову, творчество которого неразрывно связано с этими местами.
Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод…
Эти строчки из поэмы Лермонтова знакомы каждому мало-мальски образованному человеку. В поэме "Мцыри" Лермонтов воспел как раз монастырь Джвари.
Под горой простирается столица древней Иберии - Мцхета. Самое высокое строение в Мцхете - собор Светицховели, в котором хранится Хитон Господень. Об этих двух храмах в Грузии рассказывают красивую легенду. Когда-то между Джвари и Светицховели была протянута крепкая и толстая цепь, чтобы верующие могли переходить из одного храма в другой. Но постепенно истощалась в людях вера - истончалась и цепь. «В наших силах, – говорят тут, – эту цепь восстановить».
Монастырь здесь оказался не только потому, что любят грузины по горам ходить, испытывая свою веру, есть у этого места своя история. По преданию, святая равноапостольная Нино, идя по Грузии с проповедью, поставила здесь крест. В 545 году на месте этого креста был построен маленький храм, который назвали Храмом Креста. «Джвари» и переводится как «крест».
Через полвека, а точнее в 590-605 годах был воздвигнут храм побольше - "великая церковь Джвари", и архитекторы постарались вписать ее в ландшафт: пропорции со скалой ровно 1:7, форма креста, вписанного в квадрат, купол на восьмигранном барабане (стал для грузинской храмовой архитектуры образцом), очень простые скульптурные рельефы и орнамент.
Средневековые мастера не были тщеславны, и действовали по словам псалма: «Не нам, Господи, но имени Твоему дай славу!» – главным было построить храм. Поэтому имя архитектора достоверно неизвестно - предположительно, это был Микел Тхели.
Строили в отличии от нынешних строителей даже не на века, а на тысячелетия: используемая техника «ключевой архитектуры» состоит в том, что один камень оказывается «сидящим» в другом - чем больше проходит времени, тем более прочной становится эта конструкция.
С 1994 года Джвари является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.
В храме проходило венчание, поэтому рассмотреть внутри не получилось. На стене видна икона Святой равноапостольной Нины, той самой, которая крест поставила на горе.
Возле Иверской иконы всегда стоят цветы.
Фресок в Джвари нет, они появляются не ранее XI века, а этот монастырь после строительства в VI веке своего облика не менял.
Иконостас современый
Развалина Малого храма Креста
Памятник Лермонтову, творчество которого неразрывно связано с этими местами.
Взято: romali83.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]