Отказ от отчества учителей — новое ощущение свободы или педагогический инфантилизм?
25.12.2019 8 002 0 +288 Barius

Отказ от отчества учителей — новое ощущение свободы или педагогический инфантилизм?

---
+288
В закладки
Тенденция к фамильярности, отказу от обращения по отчеству и на «вы» возникла одновременно с ростом общения на виртуальных площадках. Тренд проникает и в школы: все больше учителей заявляют об осознанном отказе упоминания имени отца и обращении на «ты», считая это проявлением высшей свободы и разрушением преград в коммуникациях педагога и ученика. У такого выбора есть свои сторонники и противники.

Отказ от отчества учителей — новое ощущение свободы или педагогический инфантилизм? отчества, имени, обращение, обращения, отчеств, только, формирует, других, многие, обращении, на «ты», языке, смысл, высшей, отчество, людей, ученика, часто, демонстрация, барьер

Немного истории. Впервые отчества у русских упоминаются в списках послов, датированных 945 годом, но писались они иначе: «Святослав, сын Глеба». При упоминании великих князей назывались не только отцы, но и деды. Отсыл к предкам подчеркивал связь с родом, наделял ответственностью перед ним. Не случайно в поговорке «звать-величать» заложено возвеличивание рода.

Первые отчества, в привычном для нас виде, появились в XI веке. Они оканчивались на «ич»: Ярославич.

С XV века у отчеств появляется суффикс «-ович» («-евич») : Олегович, Васильевич.

Право на отчество принадлежало высшей знати, остальные же получали его за особые заслуги. Представители других сословий, включая бояр, назывались просто: Михаил, сын Архипа.

Отчество давало возможность прославить свой род, сделать его именитым.

Отказ от отчества учителей — новое ощущение свободы или педагогический инфантилизм? отчества, имени, обращение, обращения, отчеств, только, формирует, других, многие, обращении, на «ты», языке, смысл, высшей, отчество, людей, ученика, часто, демонстрация, барьер

Первый официальный документ, закрепляющий право на отчество — «Табель о рангах» Петра I. В зависимости от ранга отчество имело суффиксы «-ов, -ев» — у простолюдинов и «-ович, -евич» — у знати.

Но широкое распространение отчеств у крестьян возникло только после отмены крепостного права. После революции упоминание отчеств в документах стало обязательным.

Сторонники отказа ссылаются на опыт других стран, где отчества давно перестали быть значимыми. Но почему-то умалчивают о примерах других народов. В Исландии, например, фамилии заменяют патронимы (отчества) или матронимы (матчества), а идентифицируют людей по имени, часто добавляя род профессии, чтобы окончательно не запутаться.

В некоторых районах Индии фамилия выдает касту предков. В арабском языке в имени зашифрованы и место рождения, и прозвище, и имя отца, и титул. Англоязычные страны дают своим младенцам сразу несколько имен.

У многих народов существуют традиции наречения, в них заложен глубинный сакральный смысл. В русской — упоминание отчества носит еще и прикладной характер: при повторяемости фамилий и имен нужен дополнительный идентификатор, который у нас соотносится с принадлежностью к роду, а не со званиями, профессиями или местом рождения.

Отказ от отчества учителей — новое ощущение свободы или педагогический инфантилизм? отчества, имени, обращение, обращения, отчеств, только, формирует, других, многие, обращении, на «ты», языке, смысл, высшей, отчество, людей, ученика, часто, демонстрация, барьер

Противники отчества говорят, что такие обращения широко употреблялись в Советском Союзе, и это, мол, делало людей несвободными, при этом умалчивая, что полное обращение стирает сословность, формирует достоинство, самоуважение.

Интересны и другие аргументы. В частности, утверждается, что переход на «ты» и обращение к учителю по имени формирует у учеников веру в собственные силы. Так и хочется спросить: «Силы в чем?»

Сторонники фамильярного обращения заявляют: упрощение снижает языковой барьер между учениками и учителями. Вот этот пункт хотелось бы обсудить особо.

Какими кирпичиками выложен этот барьер? Разумеется, многие учителя не успевают за динамично меняющимся миром, им непонятны многие современные термины. Они и представить себе не могут, что увлекательный роман можно назвать сторителлингом, а заполнение отчетов — заливанием контента. Мир современного ребенка говорит на языке «контента», а литературную речь он часто слышит только в школе.

Столкнулась с детьми, которые к 11 годам не знают элементарных понятий. Пришлось объяснять смысл самых простых слов («роща, могучий» и т. д.). И это системное явление, ребенок почти не слышит этих слов. Да, учитель должен понимать современную терминологию, чтобы выявить интересы учеников, но он должен также показывать образцы классического русского языка. Мир «контента» — мир быстрых эмоций, а не чувств. А потеряв свой язык, сможем ли мы остаться в рамках национальной идентичности?

Отказ от отчества учителей — новое ощущение свободы или педагогический инфантилизм? отчества, имени, обращение, обращения, отчеств, только, формирует, других, многие, обращении, на «ты», языке, смысл, высшей, отчество, людей, ученика, часто, демонстрация, барьер

Уверенность ученика формирует не фамильярное обращение к учителю, а демонстрация взаимного уважения, демонстрация достоинства. Какому достоинству может научить педагог, который постоянно подчеркивает, что между человеком, обладающим знаниями (образованным), и его учеником не существует разницы даже в обращении? Какое уважение к обучению?

Традиционное обращение, сформировавшееся с учетом нашей ментальности, нашей культуры — прекрасный стимул для получения знаний, для стремления к социальному росту.

Автор: Елена Гвозденко
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]