До Курска «тигры» не дошли:  Федор Крылович совершил самую крупную в истории наземную транспортную диверсию
23.12.2019 4 317 0 +106 Vik

До Курска «тигры» не дошли: Федор Крылович совершил самую крупную в истории наземную транспортную диверсию

---
+106
В закладки
В ночь с 29 на 30 июля 1943 года, белорусский подпольщик, житель Осиповичей Федор Крылович предвосхитил на суше подвиг моряка-подводника Александра Маринеско — совершил самую крупную в мировой военной истории наземную транспортную диверсию.

До Курска «тигры» не дошли:  Федор Крылович совершил самую крупную в истории наземную транспортную диверсию Крылович, Федор, Осиповичи, Осиповичах, эшелон, вагонов, бензином, истории, после, боеприпасами, станции, Федора, военной, городе, цистерн, которой, Крыловича, время, войны, через

До Курска «тигры» не дошли:  Федор Крылович совершил самую крупную в истории наземную транспортную диверсию Крылович, Федор, Осиповичи, Осиповичах, эшелон, вагонов, бензином, истории, после, боеприпасами, станции, Федора, военной, городе, цистерн, которой, Крыловича, время, войны, через

Доктор исторических наук, профессор, заведующий отделом военной истории Института истории НАН РБ Алексей Литвин посвятил не один год изучению диверсии Федора Крыловича.

70 лет назад, в ночь с 29 на 30 июля 1943 года, белорусский подпольщик, житель Осиповичей Федор Крылович предвосхитил на суше подвиг моряка-подводника Александра Маринеско — совершил самую крупную в мировой военной истории наземную транспортную диверсию. От взрыва мины, установленной диверсантом, взорвались 29 цистерн с бензином, 60 вагонов с боеприпасами и эшелон с боевой техникой .

До Курска «тигры» не дошли:  Федор Крылович совершил самую крупную в истории наземную транспортную диверсию Крылович, Федор, Осиповичи, Осиповичах, эшелон, вагонов, бензином, истории, после, боеприпасами, станции, Федора, военной, городе, цистерн, которой, Крыловича, время, войны, через

То, что супердиверсию Крыловича многие записали «на свой счет», он объясняет обилием партизанских отрядов и партийных подпольных организаций, все они имели связь с городом, и всем командиры давали задания. Но П.З. Калинин и П.К. Пономаренко, которые получили отчет об успешной операции в Осиповичах, созвали специальную комиссию, которая в итоге установила, что супердиверсию в ночь с 29 на 30 июля осуществил все же Федор Крылович.

За проявленное мужество в проведении операции по ликвидации вражеской боевой техники, продовольствия и топлива, которые могли бы использоваться гитлеровцами в боях с Красной Армией, Федор Андреевич Крыловыч, в декабре 1948 года, указом Верховного Совета СССР  награжден орденом Ленина.

Медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени Федор Андреевич Крылович  награжден в 1949 году.

По возвращении в Осиповичи после войны Федор Крылович построил собственный дом, в котором и прожил с женой и двумя деттми. Лишь спустя время и только после вмешательства историков и партийного руководства семья получила квартиру, а в Осиповичах появилась улица имени героя.

Но сегодня важно другое — супердиверсия, аналогов которой нет в истории, так и не попала на страницы отечественных учебников для школьников и студентов. Вместе с тем Алексей Литвин убежден, что Федор Крылович должен получить звание Героя Беларуси, — именно на таких примерах нужно воспитывать современных защитников родины.

До Курска «тигры» не дошли:  Федор Крылович совершил самую крупную в истории наземную транспортную диверсию Крылович, Федор, Осиповичи, Осиповичах, эшелон, вагонов, бензином, истории, после, боеприпасами, станции, Федора, военной, городе, цистерн, которой, Крыловича, время, войны, через

Федор Крылович родился в 1916 году в Минске в семье железнодорожника. Его отец Андрей Андреевич и до, и после революции работал кондуктором. Детские и юношеские годы Федора прошли в Осиповичах, здесь он окончил семилетку.

Поступил в Витебский электротехникум, но учебу пришлось бросить из-за материальной нужды.

Трудился Федор сразу в двух местах: электриком на железнодорожной электростанции в Осиповичах и одновременно помощником уполномоченного в городском отделе физкультуры и спорта.

В армию был призван в 1937 году, окончил школу связистов в Ульяновске. Стал сержантом, воевал на Халхин-Голе и у озера Хасан. Потом участвовал в войне с Финляндией. Вернулся в Осиповичи летом 1940 года.

Вот что рассказал бывший подпольщик Леонид Верещагин:

«Федора знали и любили в городе. Высокого роста, широкоплечий, он был необыкновенно подвижным, общительным, смелым и решительным парнем. В военной гимнастерке, подтянутый и стройный, он мог посоперничать с любым в веселом танце на предвоенной вечеринке. Всем этим он притягивал к себе молодежь. Те, кто помладше, стремились подражать ему. Для нас слово Федора было законом».

Услышав 22 июня 1941 года по радио о начале войны с Германией, сержант запаса Крылович немедленно явился в военкомат. Но в армию его не взяли — наркомат путей сообщения забронировал кадры железнодорожников. И уйти с товарищами на восток не удалось: немецкие танки, обойдя Осиповичи, вышли к мосту через Березину и отрезали путь на Могилев. А уже 30 июня немцы вошли в Осиповичи.

Эта узловая станция во время оккупации стала важной базой Вермахта. Здесь располагались склады, формировалось или разгружалось множество военных эшелонов.

Организованного подполья в Осиповичах поначалу не было. Группы сопротивления возникали стихийно. На железнодорожном узле такую группу возглавил машинист паровозного депо Марк Шведов. В нее вошел и станционный электромонтер Федор Крылович. Подпольщики занимались саботажем: сыпали песок в буксы колес, повреждали цилиндры у паровозов, неправильно переводили стрелки, пуская вагоны под откос.

Федор, имевший навыки радиолюбителя и армейскую специальность связиста, собрал радиоприемник. В доме Крыловичей подпольщики слушали передачи из Москвы. Постоянный прием и запись сводок вел отец Андрей Андреевич. Он в 1943-м ушел в партизаны. В борьбе против оккупантов участвовали также его сын Алексей и дочь Софья – брат и сестра Федора. Все они погибли.

Весной 1943 года с Федором Крыловичем встретился секретарь Могилевского подпольного обкома ЛКСМБ Павел Воложин, уполномоченный ЦК ЛКСМБ в зоне Осиповичи – Бобруйск. Он поручил ему расширить масштаб диверсий и акций саботажа на станции и в городе*.

/* П.Ф. Воложин вышел на Крыловича через секретаря Осиповичского подпольного райкома комсомола И.Б. Гнедько./

В донесении Воложина секретарю ЦК ЛКСМБ К.Т. Мазурову от 2 июля 1943 года сказано:

«Имел свидание. Подобрался замечательный парень. Он у меня уполномоченный по г. Осиповичи — Крылович Ф.А. Он по моему поручению организовал 9 комсомольских организаций по 3–4 человека в организации. Ребята толковые и энергичные, только нужен материал. Стыдно признаваться, что нет тола и мин. Жду. Этот Крылович Федя замечательный парень, энергичный и инициативный, исполнительный. Вот, что он проделал за свое пребывание в Осиповичах: кроме этих 9 организаций у него есть еще 11 человек диверсантов и 5 распространителей литературы. Состав — комсомольцы и молодежь. Друг с другом они не связаны. Эта группа уничтожила за свое существование 21 цистерну с горючим, 13 платформ с горючим. Выведено из строя 38 электромоторов, дизель электростанции выведен из строя на 6 месяцев (…) переправил в партизанские отряды 52 человека молодежи. Парень хорошо знает работу подполья, конспирации. Поставил перед ним ряд новых задач и основное — активизация действий созданных организаций».

В середине июля 1943 года Воложин встретился с командованием спецотряда наркомата госбезопасности БССР «Храбрецы», базировавшегося в Октябрьском районе Могилевской области. В отряде он получил две магнитные мины английского производства*. Их дали в обмен на обязательство поставлять из Осипович разведывательную информацию, в которой нуждались чекисты. Мины «по цепочке» переправили Крыловичу.

/* Некоторые авторы (например, Ю.Г. Веремеев) пишут, что Крылович использовал объектные мины типа СПМ. В действительности, как установил историк А.М. Литвин, у него были английские мины./

До Курска «тигры» не дошли:  Федор Крылович совершил самую крупную в истории наземную транспортную диверсию Крылович, Федор, Осиповичи, Осиповичах, эшелон, вагонов, бензином, истории, после, боеприпасами, станции, Федора, военной, городе, цистерн, которой, Крыловича, время, войны, через

В ночь с 29 на 30 июля 1943 года электромонтер Крылович заступил на дежурство по станции Осиповичи. Мины лежали на дне переносного ящика с инструментами. Темнело, когда на станцию прибыл эшелон с жидким топливом. Скоро он должен был уйти в южном направлении, в сторону Курска. В это время с путей вызвали дежурного электрика: вышел из строя семафор в Северном (или, по-другому, Могилевском) вагонном парке. В сопровождении немца-охранника Крылович отправился к семафору. Когда провожатый отвлекся, Федор установил мину на бочке с бензином на платформе в голове эшелона, вдоль которого они шли. Вторую мину ему удалось поставить на такой же бочке в хвосте состава. Обе должны были взорваться в пути.

Но тут произошло неожиданное. Вместо того, чтобы немедленно отправить эшелон с бензином из Осипович, станционное начальство приказало передвинуть его в Северный парк, где находились составы с боеприпасами и военной техникой.

Федор уже вернулся домой, когда прозвучал первый взрыв. Ночное небо озарило пламя от горящих бочек с бензином. Минут через 10—15 от взрыва второй мины детонировали боеприпасы в соседнем эшелоне. В городе, словно от землетрясения, зашатались здания, заколебалась земля. Над станцией взметнулся гигантский огненный смерч. Пламя перекинулось на эшелон с танками и бронемашинами. Казалось, горело все — составы, земля, даже небо. Оглушительные взрывы, разлетающиеся в разные стороны на сотни метров осколки и неразорвавшиеся снаряды, бушующий в разных местах огонь — все слилось в сплошной гул. По свидетельствам очевидцев, «взрывы и пожар продолжались до 12 часов дня», то есть, 10 часов подряд.

Свидетельства об этой диверсии сохранились в немецких документах. Дежурный офицер оперативного отдела 203-й охранной дивизии сделал следующую запись в дневнике боевых действий:

«30.07.1943. Около 2 часов на станции Осиповичи на железнодорожном составе с горючим взорвалась магнитная мина. В результате пожара сгорело 29 цистерн с бензином, 60 вагонов с боеприпасами и эшелон с боевой техникой. В результате взрывов боеприпасы разбросаны по всей территории. Срочно затребованы пиротехники из Минска и Могилева для обезвреживания всюду разбросанных снарядов и бомб. По данным 550-й полевой комендатуры, потери до сих пор составили 3–4 солдата убитыми, 27 солдат и 6 железнодорожных служащих ранено».

До Курска «тигры» не дошли:  Федор Крылович совершил самую крупную в истории наземную транспортную диверсию Крылович, Федор, Осиповичи, Осиповичах, эшелон, вагонов, бензином, истории, после, боеприпасами, станции, Федора, военной, городе, цистерн, которой, Крыловича, время, войны, через

До Курска «тигры» не дошли:  Федор Крылович совершил самую крупную в истории наземную транспортную диверсию Крылович, Федор, Осиповичи, Осиповичах, эшелон, вагонов, бензином, истории, после, боеприпасами, станции, Федора, военной, городе, цистерн, которой, Крыловича, время, войны, через

До Курска «тигры» не дошли:  Федор Крылович совершил самую крупную в истории наземную транспортную диверсию Крылович, Федор, Осиповичи, Осиповичах, эшелон, вагонов, бензином, истории, после, боеприпасами, станции, Федора, военной, городе, цистерн, которой, Крыловича, время, войны, через

До Курска «тигры» не дошли:  Федор Крылович совершил самую крупную в истории наземную транспортную диверсию Крылович, Федор, Осиповичи, Осиповичах, эшелон, вагонов, бензином, истории, после, боеприпасами, станции, Федора, военной, городе, цистерн, которой, Крыловича, время, войны, через

До Курска «тигры» не дошли:  Федор Крылович совершил самую крупную в истории наземную транспортную диверсию Крылович, Федор, Осиповичи, Осиповичах, эшелон, вагонов, бензином, истории, после, боеприпасами, станции, Федора, военной, городе, цистерн, которой, Крыловича, время, войны, через

В своей радиограмме в Москву командир отряда «Храбрецы» Александр Рабцевич сообщил:

«…В результате пожара сгорели 4 эшелона, в том числе 5 паровозов, 67 вагонов снарядов и авиабомб, 5 танков типа «тигр», 10 бронемашин, 28 цистерн с бензином и авиамаслом, 12 вагонов продовольствия, угольный склад, станционные сооружения. Погибло около 50 фашистских солдат»*.

/* Как следует из немецкого документа, погибло не более 4-х человек, ранены 33./

Позже Рабцевич представил рапорт с уточненными данными:

«Уничтожены 25 вагонов с бензином /в бочках/, 8 цистерн с авиамаслом, 65 вагонов с боеприпасами, 5 танков «Тигр», 3 танка Л-10, 7 бронемашин /все 15 машин находились на ж/д платформах/, 12 вагонов с продовольствием, 5 паровозов, кран для подачи угля, угольный склад. Повреждены иные станционные сооружения. В окрестностях сгорели 9 домов».

Конечно, столь крупные потери обусловило, в основном, стечение обстоятельств. Однако этот факт не умаляет заслуги Крыловича.

Бывший офицер генерального штаба Вермахта Э. Миддельдорф спустя несколько лет после войны написал в своей книге:

«Действия русских партизан во время проведения крупных наступательных и оборонительных операций сильно затрудняли обеспечение немецких войск и проведение оперативного маневра… Крупного успеха добились партизаны также в июле 1943 года, когда ими на станции Осиповичи был уничтожен эшелон с горюче-смазочными материалами, два эшелона с боеприпасами и чрезвычайно ценный эшелон с танками «Тигр»*.

/* Э. Миддельдорф. Тактика в русской кампании. Москва, 1958, с. 344./

На танки «Тигр» германское командование возлагало большие надежды в операции «Цитадель». Оно несколько раз откладывало начало наступления под Курском именно из-за недостаточной укомплектованности штурмовых частей этими боевыми машинами.

После взрыва Федор Крылович ушел из города в 1-ю Бобруйскую партизанскую бригаду, которой командовал В.И. Ливенцев. Возглавил в отряде диверсионную группу, совершил ряд успешных операций.

До Курска «тигры» не дошли:  Федор Крылович совершил самую крупную в истории наземную транспортную диверсию Крылович, Федор, Осиповичи, Осиповичах, эшелон, вагонов, бензином, истории, после, боеприпасами, станции, Федора, военной, городе, цистерн, которой, Крыловича, время, войны, через

После войны он продолжил работать на железной дороге.

За свою работу в подполье, проведение диверсии на станции Осиповичи и последующую борьбу с врагом, как командира разведывательно-диверсионной группы 1-й Бобруйской партизанской бригады, он был награжден лишь медалью «Партизану Отечественной войны», которой награждали всех участников партизанского движения... И только через 5 лет после освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, в 1949 году, по настойчивому ходатайству к союзному начальству и советскому военному ведомству секретаря ЦК ЛКСМБ К. Мазурова ему вручили орден Ленина.

К сожалению, судьба отмерила Ф. Крыловичу недолгий жизненный путь. Он умер 7 ноября  1959 года в 43-летнем возрасте. И этот ранний уход из жизни героя-подпольщика оставил много белых пятен в его биографии. Так случилось, что члены семьи не смогли сохранить документы Федора Андреевича.

Про подвиг Ф. Крыловича масштабно заговорили в Осиповичах накануне 30-летия Победы над фашизмом. Именно в 1975 году в городе его именем была названа одна из улиц, а на одной из расположенных на ней многоэтажек установили мемориальную доску в память о герое. Тогда же появилась скромная памятная доска о подвиге Ф. Крыловича и на здании железнодорожного вокзала.

До Курска «тигры» не дошли:  Федор Крылович совершил самую крупную в истории наземную транспортную диверсию Крылович, Федор, Осиповичи, Осиповичах, эшелон, вагонов, бензином, истории, после, боеприпасами, станции, Федора, военной, городе, цистерн, которой, Крыловича, время, войны, через

 В 2009 году ему установлен памятник на перроне Осиповичского железнодорожного вокзала.

Спасибо

уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]