Боевые самолёты. Оружие «Воздушного фольксштурма» и его крах
22.12.2019 4 917 0 +200 Bubandis

Боевые самолёты. Оружие «Воздушного фольксштурма» и его крах

---
+200
В закладки
Боевые самолёты. Оружие «Воздушного фольксштурма» и его крах Не162, самолет, «Хейнкеля», только, время, реально, потому, которые, Германии, ствол, целом, крыла, скорости, выпускать, такой, очень, проект, чтобы, пушек, полет

8 мая 1945 года. Английские войска занимают аэродром Лекк. На этом аэродроме в последний месяц войны базировалось непростое подразделение – JG.1, на вооружении которого стояли реактивные самолеты Не-162А-1/А-2.

Тридцать один самолет встретил британцев. Понятно, что экипажи, получившие приказ прекратить боевые действия, в партизаны не пошли, а воевать они не могли все равно по причине полного отсутствия горючего для своих «птичек».

Боевые самолёты. Оружие «Воздушного фольксштурма» и его крах Не162, самолет, «Хейнкеля», только, время, реально, потому, которые, Германии, ствол, целом, крыла, скорости, выпускать, такой, очень, проект, чтобы, пушек, полет

Боевые самолёты. Оружие «Воздушного фольксштурма» и его крах Не162, самолет, «Хейнкеля», только, время, реально, потому, которые, Германии, ствол, целом, крыла, скорости, выпускать, такой, очень, проект, чтобы, пушек, полет

Месяцем раньше американцы в Эгере захватили целый подземный завод с несколькими десятками Не.162 в разной степени готовности.

Боевые самолёты. Оружие «Воздушного фольксштурма» и его крах Не162, самолет, «Хейнкеля», только, время, реально, потому, которые, Германии, ствол, целом, крыла, скорости, выпускать, такой, очень, проект, чтобы, пушек, полет

Понятно, что все трофейные новинки были «честно» поделены между союзниками, и в Советский Союз попали два Не.162. Плюс наши «разжились» в Ростоке довольно большим количеством технической документации по самолету.

Почему такой интерес? Все просто. «Саламандра» была деревянной! А в Советском Союзе того времени чем проще в материалах и дешевле была техника, тем больше у нее было шансов на то, чтобы оказаться в серии.

Самолеты – в особенности.

Поэтому 162-го наши специалисты из ГЛИЦ ВВС РККА извертели Не.162 во всех проекциях и… разочаровались! «Саламандра» не отвечала тем критериям, которые сложились у советских военных относительно того, каким должен быть реактивный самолет.

Из захваченных и внимательно изученных отчетов стало ясно, что Не-162 – тот еще фрукт, потому отношение к нему было соответствующее: «и хочется, и колется». Потому первый полет в качестве подопытного Не.162 совершил только 8 мая 1946 года, под управлением летчика-испытателя Георгия Шиянова.

Боевые самолёты. Оружие «Воздушного фольксштурма» и его крах Не162, самолет, «Хейнкеля», только, время, реально, потому, которые, Германии, ствол, целом, крыла, скорости, выпускать, такой, очень, проект, чтобы, пушек, полет

Был проведен ряд полетов, по результатам которых идею выпуска копии Не.162 на советских заводах торжественно похоронили. Несмотря на то, что полеты очень сильно ограничивались по скорости и нагрузке на конструкцию, выяснилось, что Не.162 не обладает удовлетворительными пилотажными качествами. Самолет неустойчив в путевом отношении, имеет малый запас продольной устойчивости и поперечную устойчивость, близкую к нейтральной.

С аэродинамической точки зрения все тоже было не очень. Высокая скорость отрыва (230 км/ч против паспортной 190 км/ч), большая длина разбега (1350 метров), малая скороподъемность, быстрая потеря скорости при снижении оборотов двигателя. В целом, Не.162 летал, но делал он это явно неохотно.

Отмечались и положительные моменты, но они были в большей части по инженерным решениям. Пороховая катапульта, например. Или топливный бак, который немцы сделали внутри деревянного крыла, покрыв внутреннюю поверхность крыла специальным составом. Или систему уборки шасси и закрылков при помощи пружин, что было весьма дешево в исполнении и остроумно по решению. Выпуск производился гидравликой.

Но в целом, отработав Не.162, было принято решение тему закрыть. Лавочкину, Микояну и Яковлеву было больше доверия, и их реактивные самолеты уже начинали летать.

Понятно, что самое интересное в конструкции наверняка было использовано в отечественных разработках.

В целом закономерный результат для этого самолета. У союзников все было примерно так же. Ознакомились и распихали по музеям и коллекциям.

Боевые самолёты. Оружие «Воздушного фольксштурма» и его крах Не162, самолет, «Хейнкеля», только, время, реально, потому, которые, Германии, ствол, целом, крыла, скорости, выпускать, такой, очень, проект, чтобы, пушек, полет

В принципе, как родился и жил-служил, так и ушел со сцены.

А родился Не.162 не то чтобы примечательно, но закономерно отчасти. Только в Германии образца 1944 года, где уже все трещало по швам, мог родиться такой проект, как Volksjäger/«Народный истребитель». То есть самолет простой, дешевый, пригодный для массового производства из дешевых же материалов и с применением низкоквалифицированной рабочей силы.

8 сентября 1944 года Технический департамент подготовил основные требования к такому самолету и разослал их всем авиапроизводителям Германии.

Согласно требованиям, самолет должен был иметь один турбореактивный двигатель ВМW-003, весить не более 2000 кг, нести вооружение из одной-двух 30-мм пушек, развивать скорость 745 км/ч, иметь продолжительность полета 30 минут. Самолет следовало подготовить к серийному производству к 1 января 1945 г., а эскизные проекты следовало предоставить к 20 сентября 1944 г.

Всем немецким авиаинженерам сразу стало ясно, что самолет должен быть сделан из навоза и палок, как можно дешевле и проще. Этакий эрзац для камикадзе по-европейски.

Боевые самолёты. Оружие «Воздушного фольксштурма» и его крах Не162, самолет, «Хейнкеля», только, время, реально, потому, которые, Германии, ствол, целом, крыла, скорости, выпускать, такой, очень, проект, чтобы, пушек, полет

«Мессершмитт», который все еще воевал за свой Ме.262, вообще отказался представить на конкурс хоть что-то, «Фокке-Вульф» и «Арадо» представили нечто вообще нереальное. Оставшиеся… Вообще, лучшим был изначально признан «проект 211» фирмы «Блом и Фосс», который реально очень был похож на те самолеты, которые пошли в серии после войны.

Боевые самолёты. Оружие «Воздушного фольксштурма» и его крах Не162, самолет, «Хейнкеля», только, время, реально, потому, которые, Германии, ствол, целом, крыла, скорости, выпускать, такой, очень, проект, чтобы, пушек, полет

Боевые самолёты. Оружие «Воздушного фольксштурма» и его крах Не162, самолет, «Хейнкеля», только, время, реально, потому, которые, Германии, ствол, целом, крыла, скорости, выпускать, такой, очень, проект, чтобы, пушек, полет

В «Хейнкеле» не согласились, и путем открытых свар и закрытых подковерных интриг переиграли конкурс в свою пользу. И в итоге было решено начать производство самолета «Хейнкеля» с ежемесячным выпуском 1000 самолетов.

Первоначально истребитель назывался Hе.500, но, чтобы обмануть разведки противников, Технический департамент присвоил самолету обозначение Hе.162. Этот номер первоначально носил проект скоростного бомбардировщика Мессершмитта, не пошедший в серийное производство. Одновременно самолет получил прозвище «Саламандра», которое первоначально было обозначением всей программы.

Боевые самолёты. Оружие «Воздушного фольксштурма» и его крах Не162, самолет, «Хейнкеля», только, время, реально, потому, которые, Германии, ствол, целом, крыла, скорости, выпускать, такой, очень, проект, чтобы, пушек, полет

Под производство «народного истребителя» планировались три сборочные линии у «Хейнкеля» и «Юнкерса» с общим планом производства 2000 машин в месяц. Для производства деревянных деталей специально срочно создали два завода в Эрфурте и Штутгарте, а фюзеляжи и прочие металлоемкие комплектующие должны были выпускать четыре завода «Хейнкеля» и пять заводов «Юнкерса» по всей Германии.

Первую тысячу Hе.162 планировалось закончить в апреле 1945 г., а в мае выпустить 2000 самолетов.

Фюзеляж Hе.162 был монококовым из легкого сплава с деревянным носовым конусом. Hеразъемное крыло было в основном из дерева с фанерной обшивкой и металлическими законцовками. Оперение и рули были из легкого сплава, за исключением деревянного киля.

Боевые самолёты. Оружие «Воздушного фольксштурма» и его крах Не162, самолет, «Хейнкеля», только, время, реально, потому, которые, Германии, ствол, целом, крыла, скорости, выпускать, такой, очень, проект, чтобы, пушек, полет

Двигатель крепился прямо на фюзеляж, за кабиной. Болтами. Он крепился спереди двумя вертикальными болтами, а сзади — горизонтальными. Hормальный запас топлива состоял из 700 литров в одном мягком фюзеляжном баке и в одном дополнительном баке в крыле на 180 л. Запаса топлива хватало на 20-30 минут работы двигателя, в зависимости от режима работы. Топливом служил авиационный керосин J2.

В кабине тоже все было весьма просто.

Боевые самолёты. Оружие «Воздушного фольксштурма» и его крах Не162, самолет, «Хейнкеля», только, время, реально, потому, которые, Германии, ствол, целом, крыла, скорости, выпускать, такой, очень, проект, чтобы, пушек, полет

Кресло самое простое, но с пиротехническим зарядом. Комплект радиооборудования тоже был простейшим и состояло из ответчика FuG-25а, простейшего радиополукомпаса ZVG 16 и радиостанции FuG 24. Радиополукомпас был рассчитан только на 5-10 часов работы и делался специально для Hе.162, так как более долгая жизнь этому самолету не грозила. Передатчик и приемник имели отдельные антенны на левом и правом киле соответственно. Пеленгатор радиокомпаса крепился над двигателем. В левом киле была также антенна FuG-25а.

Вооружение состояло из двух пушек, размещенных по бокам фюзеляжа. В модификации Не.162А-1 это были 30-мм пушки MK.108 с боезапасом 50 снарядов на ствол, но такой боезапас был просто смешным, потому в итоге вернулись к первоначальной схеме вооружения (забракованной в свое время Технических департаментом) из двух 20-мм пушек MG.151/20E с боезапасом 120 снарядов на ствол. Гильзы и звенья выбрасывались через отверстия в нижней части фюзеляжа. Перезарядка и спуск у пушек МК.108 электропневматический, у MG.151/20 – электрический.

В обязательных модификациях (как без них у немцев!) планировалась установка и других вариантов вооружения, в том числе неуправляемых ракет 55-мм R4M и 80-мм «Panzerblitz».

Первый официальный полет еще опытный Hе.162-V1 совершил уже 6 декабря 1944 г. под управлением флюг-капитана Петера. Вообще к тому времени самолет уже стоял на поточном производстве, и его серия реально началась.

Боевые самолёты. Оружие «Воздушного фольксштурма» и его крах Не162, самолет, «Хейнкеля», только, время, реально, потому, которые, Германии, ствол, целом, крыла, скорости, выпускать, такой, очень, проект, чтобы, пушек, полет

Во время первого 20-минутного полета Hе.162-V1 достиг скорости 835км/ч на высоте 6000 м, но полет пришлось прекратить, так как в воздухе оторвалась створка ниши шасси, имевшая дефектный шарнир.

Решили продолжать, не обращая внимания на дефекты. Однако ровно через 4 дня тот же Петер демонстрировал самолет представителям партии и Люфтваффе, и во время скоростного прохода разрушилось крыло. В итоге самолет упал, взорвался, летчик катапультироваться не успел и погиб.

И… ничего! Следующий самолет, Hе.162-V2, в первый полет повел сам директор «Хейнкеля» Франке! Франке показал на самолете предельные летные данные, чем, в общем, спас весь проект.

Боевые самолёты. Оружие «Воздушного фольксштурма» и его крах Не162, самолет, «Хейнкеля», только, время, реально, потому, которые, Германии, ствол, целом, крыла, скорости, выпускать, такой, очень, проект, чтобы, пушек, полет

И «Саламандра» в серию пошла. В основном серийно выпускалась модификация Hе.162a-2, на которой уже произошла замена вооружения. МК-108 не прижилась, поскольку вибрация от отдачи всерьез угрожала некоторым элементам конструкции. Потому самолет перевооружили на МG-151/20, а название изменили на Hе.162a-2.

Это пошло на пользу в том плане, что две МG-151 с боекомплектом в 120 снарядов на ствол весили всего 121 кг, а две МК-108 с 50-ю снарядами каждая – 215 кг. Пушки МК-108 планировалось ставить на Hе.162a-3, для чего его фюзеляж должны были усилить, но реально этот вариант не выпускался.

Как не выпускались вариации, в которых планировалась установка двигателей других производителей, поскольку BMW реально не успевала выпускать свои двигатели BMW-003E, рассматривались варианты установки «Юнкерса» Jumo-004D, «Хейнкель-Хирт» 011А, «Аргус-Рор».

Вообще, планировать выпускать одну из модификаций Не.162 с двумя двигателями от «Аргуса» в 1946 году было несколько… наивно.

Боевые самолёты. Оружие «Воздушного фольксштурма» и его крах Не162, самолет, «Хейнкеля», только, время, реально, потому, которые, Германии, ствол, целом, крыла, скорости, выпускать, такой, очень, проект, чтобы, пушек, полет

Но тем не менее, в декабре 1944 года Не.162 полетели, а значит, пришла пора задуматься о пилотах, которые сядут за штурвалы «Народных истребителей».

Тут есть очень интересный нюанс.

В течение декабря 1944 – февраля 1945 года проводились испытания в Рехлине и Мюнхен-Рейме, которые показали, что Не.162 не самый простой в управлении самолет. К сожалению.

Вообще, изначально планировалось, что на «Саламандры» посадят пилотов из так называемого «призыва Геринга», то есть фактически выпускников аэроклубов, если по-нашему. Однако «вдруг» выяснилось, что Не.162 сложен в пилотировании не только для неопытных летчиков, но даже опытные пилоты испытывали проблемы при управлении этим истребителем.

Так что мечты о «воздушном фольксштурме» рассыпались в прах и остались только мечтами. И пришлось переучивать и сажать в кабины «Саламандр» вполне состоявшихся пилотов, с которыми в Германии образца апреля 1945 года были реальные проблемы.

Плюс начались задержки с поставками самолетов. Несмотря на то, что выпуском самолетов было озадачено большое количество заводов, тем не менее, бомбежки немецких городов союзниками принесли определенные результаты, и авиационная промышленность Германии понемногу обращалась в битый кирпич и щебень.

Боевые самолёты. Оружие «Воздушного фольксштурма» и его крах Не162, самолет, «Хейнкеля», только, время, реально, потому, которые, Германии, ствол, целом, крыла, скорости, выпускать, такой, очень, проект, чтобы, пушек, полет

Потому к 11 апреля 1945 года в двух группах и штабной эскадрилье JG1 вместо 120 положенных по штату Не-162, только I/JG1 располагала 16-ю машинами (из них 10 боеготовых), а летчиков набиралось не больше семидесяти человек.

Так что, несмотря на все усилия, группа JG1 так и не стала боеспособной. Более того, даже не вступив в войну, с середины марта 1945 и до конца войны в авариях и катастрофах JG1 потеряла девять пилотов, а еще пять получили ранения.

Однако известны единичные случаи, когда Не.162 вступали в бой с самолетами союзников.

Первый такой случай был отмечен 15 апреля, когда во время перелета из Людвиглюста в Лекк лейтенант Рудольф Шмитт, исполнявший обязанности командира I/JG1, встретился с несколькими английскими «Спитфайрами». Потерь не было, потому что Шмитт, используя преимущество в скорости, попросту смылся.

19 апреля несколько Не-162А-2 поднялись с аэродрома Лекк, чтобы перехватить истребители-бомбардировщики союзников, которые могли направляться к аэродрому.

В этом бою была одержана первая официально зафиксированная победа (Р-47 «Тандерболт», пилот выбросился с парашютом и попал в плен) Гюнтером Кирхнером. Правда, Кирхнер был сбит почти тут же другим Р-47 и погиб, став первым и единственным пилотом JG1, погибшим в бою на Не.162. Катапульты реально выручали.

А участник первого боя Шмитт 4 мая 1945 года сбил британский «Темпест». Это была последняя зафиксированная победа Не.162. 8 мая война для JG1 была закончена.

Боевые самолёты. Оружие «Воздушного фольксштурма» и его крах Не162, самолет, «Хейнкеля», только, время, реально, потому, которые, Германии, ствол, целом, крыла, скорости, выпускать, такой, очень, проект, чтобы, пушек, полет

Из трофейных документов стало известно, что «Хейнкель» в течение 1944-45 годов продолжала заниматься разработкой реактивных истребителей, используя при этом удачный опыт создания Не-178 в 1939 году и Не-280 в 1941 году.

За это время на «Хейнкеле» детально проработали 20 проектов одноместных истребителей с различными двигателями и компоновкой. Но в дело пошел только Не.162, потому что собственный двигатель HeS-11 так и не довели до ума, потому пришлось играть от чужих разработок (BMW и «Юнкерс»), а время, в которое пошел в серию Не.162 заставило делать машину наиболее простой и дешевой.

Удивительно, но у «Хейнкеля» получилось одновременно выпускать шедевр Не.219 и откровенный самопал (пусть и реактивный) Не.162.

Боевые самолёты. Оружие «Воздушного фольксштурма» и его крах Не162, самолет, «Хейнкеля», только, время, реально, потому, которые, Германии, ствол, целом, крыла, скорости, выпускать, такой, очень, проект, чтобы, пушек, полет

Оценивая проект в целом, с уверенностью можно сказать, что Не.162 несмотря на дешевизну и продвинутость в некоторых инженерных вопросах, был все-таки скороспелой самоделкой. Со всеми вытекающими последствиями.

Самолет был разработан не просто в короткие — в кратчайшие сроки на основе ранее сделанных разработок (проект «Воробей» у «Хейнкеля») максимально дешевым, в расчете на то, что он станет оружием «воздушного фольксштурма», но слава создателям, оказался настолько сложным в управлении, что таковым не стал.

Понятно, что даже тысяча «Саламандр» вряд ли бы кардинально изменили положение на воздушном фронте Германии, поскольку «Мустанги», «Тандерболты», «Спитфайры», «Яковлевы» и «Лавочкины» уже твердо завоевали господство в воздухе. И не отдали бы его обратно.

Да и сам самолет, скажем так, несмотря на новинки и турбореактивный двигатель, ничего такого из себя не представлял. Потому и был заслуженно отставлен в сторону и у союзников, и у нас.

Боевые самолёты. Оружие «Воздушного фольксштурма» и его крах Не162, самолет, «Хейнкеля», только, время, реально, потому, которые, Германии, ствол, целом, крыла, скорости, выпускать, такой, очень, проект, чтобы, пушек, полет

Заслуженно. Спешка никогда еще не порождала ничего приличного, а в авиации – тем более.

ЛТХ Hе.162a-2

Размах крыла, м: 7,02

Длина, м: 9,03

Высота, м: 2,60

Площадь крыла, м2: 11,1

Масса, кг

— пустого самолета: 1 664

— нормальная взлетная: 2 600

— максимальная взлетная: 2800

Двигатель: 1 х ВМW-003Е-1, турбореактиный

Тяга, кгс

— номинальная: 800

— форсажная: 920

Максимальная скорость, км/ч

— у земли: 885

— на высоте: 900

Практическая дальность, км: 970

Максимальная скороподъемность, м/мин: 1 404

Практический потолок, м: 12 000

Экипаж: 1

Вооружение: две 20-мм пушки МG-151/20 со 120 снарядами на ствол.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]