Первые дозаправки в воздухе: как авиация получила «бесконечное топливо»
19.12.2019 6 810 0 +204 Agagrinn

Первые дозаправки в воздухе: как авиация получила «бесконечное топливо»

---
+204
В закладки
Сколько может летать самолёт? Час, два, десять… А неделю не хотите?! На какие трюки шли отважные люди при первых дозаправках в воздухе — в нашей статье.

Первые дозаправки в воздухе: как авиация получила «бесконечное топливо» шланг, воздухе, дозаправки, самолёт, летать, аккуратно, Фрэнк, самолёта, января, после, сорок, минут, простой, Доэрти, Спаатц, часов, дозаправка, вопроса», авиации, воздух

В воздухе — трюкачи

Уже на заре авиации лётчики начали думать, как бы решить крайне насущную проблему дозаправки. Научить самолёты летать получилось достаточно быстро, всего за несколько лет — был бы мотор хороший.

Но вот беда — мощные моторы стремительно пожирали топливо. А хотелось летать дольше!

Первые дозаправки в воздухе: как авиация получила «бесконечное топливо» шланг, воздухе, дозаправки, самолёт, летать, аккуратно, Фрэнк, самолёта, января, после, сорок, минут, простой, Доэрти, Спаатц, часов, дозаправка, вопроса», авиации, воздух

Карикатура в журнале «Панч», 1909 год

Что же делать?

В 1921 году три храбреца — Уэсли «Уэс» Мей, Фрэнк Хоукс и Эрл Доэрти — придумали простой и надёжный план.

Первые дозаправки в воздухе: как авиация получила «бесконечное топливо» шланг, воздухе, дозаправки, самолёт, летать, аккуратно, Фрэнк, самолёта, января, после, сорок, минут, простой, Доэрти, Спаатц, часов, дозаправка, вопроса», авиации, воздух

Уэс вверх ногами

Первым делом Уэс должен был закрепить на спине прямоугольную канистру с бензином на пять галлонов (чуть меньше 19 литров). Затем сесть на место пассажира в биплане Lincoln Standard к Хоуксу, и вдвоём они бы взлетели. Доэрти в это время поднялся бы в воздух на своём Curtiss Jenny.

Затем, на высоте порядка 300 метров, Фрэнк аккуратно подвёл бы свой аэроплан к машине Эрла. Уэсу надо было вылезти на крыло и продвигаться по нему, в то время как Эрл удерживал бы Curtiss рядом и чуть выше. Затем Уэсли должен был ухватиться за левое крыло самолёта Доэрти. Если бы всё прошло удачно, отважный «курьер» подтянулся бы, ухватился за растяжки и добрался до кабины, после чего машины аккуратно разошлись бы. Топливо с самолёта на самолёт было бы доставлено!

А дальше остались бы «сущие пустяки»: отвинтить крышку бензобака, пристроить канистру и перелить горючее.

И вот — 12 ноября 1921 года.

Уэс Мей был опытным воздушным трюкачом. Поэтому «дозаправка» прошла практически идеально. Одно «но»: пришлось потратить больше времени, чем было запланировано.

Первые дозаправки в воздухе: как авиация получила «бесконечное топливо» шланг, воздухе, дозаправки, самолёт, летать, аккуратно, Фрэнк, самолёта, января, после, сорок, минут, простой, Доэрти, Спаатц, часов, дозаправка, вопроса», авиации, воздух

Смертельный номер — первая дозаправка в мире!

Кстати, первый официальный патент на дозаправку получил в том же 1921 году русский эмигрант Александр Прокофьев-Северский, отважный пилот и конструктор. А ещё — один из вероятных прототипов «русского лётчика без ноги», чьим подвигом вдохновлялся герой «Повести о настоящем человеке».

Первые дозаправки в воздухе: как авиация получила «бесконечное топливо» шланг, воздухе, дозаправки, самолёт, летать, аккуратно, Фрэнк, самолёта, января, после, сорок, минут, простой, Доэрти, Спаатц, часов, дозаправка, вопроса», авиации, воздух

Александр Прокофьев-Северский

Однако перетаскивание топлива «на горбу» было довольно опасным делом, поэтому на самолёт решили поставить шланг для перекачки горючего. Как только шланг отсоединят после дозаправки — клапан «обрежет» подачу топлива.

Дозаправка «по-настоящему»

Двадцатого апреля 1923 года в Калифорнии в воздух поднялись два бомбардировщика DH-4B — заслуженные «рабочие лошадки» конца Первой мировой войны. На «танкере» был пятнадцатиметровый шланг. Первая «сцепка» продолжалась сорок минут — но топливо пока не качали.

Однако уже 27 июня виднейший лётчик майор Генри Арнольд послал машины бить рекорды. В кабине принимающего биплана сидели первые лейтенанты Лоуэлл Смит и Джон Рихтер. В другом самолёте находились Вирджил Хайн и Фрэнк Сейферт.

Хайн поставил «танкер» выше ведомого, а Фрэнк аккуратно спустил шланг по ветру. Теперь с пассажирского сидения второго биплана надо было поймать шланг руками и закрепить — что и сделал Рихтер.

Мечта пилотов всего мира сбылась: первая дозаправка в воздухе состоялась!

Но после двух дозаправок лётчикам всё же пришлось приземлиться. Полёт продолжался шесть часов 38 минут.

Первые дозаправки в воздухе: как авиация получила «бесконечное топливо» шланг, воздухе, дозаправки, самолёт, летать, аккуратно, Фрэнк, самолёта, января, после, сорок, минут, простой, Доэрти, Спаатц, часов, дозаправка, вопроса», авиации, воздух

Первая в мире дозаправка шлангом

Двадцать седьмого августа «танкеров» было уже два и работали они попеременно. Смит и Рихтер продержались в воздухе рекордные 37 часов 15 минут — больше полутора суток в воздухе! Заодно они пролетели свыше трёх тысяч миль.

«Знак вопроса» — неделя в воздухе

Почти 90 лет назад, 1 января 1929 года, в полёт отправился «Знак вопроса». Это был специально модифицированный «Фоккер Тримотор» — цельнометаллический моноплан с тремя моторами, один из наиболее надёжных самолетов эпохи.

Первые дозаправки в воздухе: как авиация получила «бесконечное топливо» шланг, воздухе, дозаправки, самолёт, летать, аккуратно, Фрэнк, самолёта, января, после, сорок, минут, простой, Доэрти, Спаатц, часов, дозаправка, вопроса», авиации, воздух

«Знак вопроса»

Экипаж — сплошь будущие легенды авиации Штатов. Карл Спаатц, Айра Икер и Элвуд Кесада позже стали генералами ВВС, Гарри Галверсон лично вёл бомбардировщики на румынские нефтепромыслы, а бортмеханик Рой Ху (Hooe) заслужил место в Зале славы ассоциации воздушных заправщиков и транспортных самолётов.

Первые дозаправки в воздухе: как авиация получила «бесконечное топливо» шланг, воздухе, дозаправки, самолёт, летать, аккуратно, Фрэнк, самолёта, января, после, сорок, минут, простой, Доэрти, Спаатц, часов, дозаправка, вопроса», авиации, воздух

Слева направо — Спаатц, Икер, Халверсон, Кесада, Ху

Экипаж постоянно спрашивали: «А как долго вы будете летать?». Они отвечали: «В этом-то и вопрос». Так самолёт получил своё прозвище.

Чтобы уберечь шланг от пропеллеров, люк приёма топлива поставили за крылом. Через этот же люк по веревке экипаж в полёте получал еду, включая цыплят и мороженое. Им даже привезли портативную ванну!

Ху лично следил за установкой системы дозаправки, разработал систему дистанционной смазки моторов и продумал, как ему лазить с надетым парашютом по внутренностям самолёта для мелкого ремонта.

Техника дозаправки выглядела простой, а вот исполнение…

«Танкер» заходил сзади, а потом аккуратно, на скорости 80 миль в час, выходил вперёд и поднимался на девять метров. Спаатц в дождевике, маске и очках высовывался в люк, хватал руками в перчатках проволоку, заземлял её (чтобы не ударило статическим электричеством), подтягивал и вставлял шланг.

При одной из дозаправок Спаатца обдало бензином с ног до головы.

Отважный лётчик спокойно промыл глаза, кожу и в следующий раз вылез голым — только в парашютной «сбруе».

Всего за полёт он трижды «искупался» в топливе.

Седьмого января у «Знака вопроса» отказал левый мотор. Пришлось садиться.

С первого по седьмое января 1929 года экипаж сделал сорок три дозаправки, днём и ночью, и налетал 150 часов сорок минут — почти неделю в воздухе! Все члены экипажа получили Кресты за лётные заслуги.

Советские бензиновозы

Тем временем в далёком СССР тоже хотели летать далеко и долго.

Первые дозаправки в воздухе: как авиация получила «бесконечное топливо» шланг, воздухе, дозаправки, самолёт, летать, аккуратно, Фрэнк, самолёта, января, после, сорок, минут, простой, Доэрти, Спаатц, часов, дозаправка, вопроса», авиации, воздух

Проект дозаправки ТБ-1 с «бензиновоза» Р-5

Во второй половине декабря 1929 года военный инженер с простой фамилией Запакованный поставил на легкий самолёт Р-1 барабан вместо турели с пулемётом. На барабан намотали тридцатиметровый шланг. Вращаем турель — выпускаем или втягиваем шланг. У наконечника шланга — гиря в 3,5 кило.

Сначала техники из кабины лётчика-наблюдателя тренировались ловить веревку с грузом. Потом дело дошло и до шланга. И наконец, 29 августа 1930 года с одного Р-1 на другой впервые успешно перелили… воду. А затем и бензин.

Начало было положено. Так благодаря отваге нескольких смельчаков авиация получила «бесконечное топливо».

Евгений Белаш
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]