Как настоящий князь Андрей Волконский в 1947 оказался в СССР
---
Князь Андрей Волконский
Не из романа Толстого, а настоящий. В 1947 году (в 14-летнем возрасте) оказался в СССР.
Андрей Волконский в костюме индейца, подаренном ему С.В.Рахманиновым
Учился музыке, стал фактически первым в нашей истории клавесинистом (и еще органистом).
Андрей Волконский со своей матерью, Е.Г.Волконской
Создал в 1965-м ансамбль "Мадригал" (который, кажется, в третьем поколении существует и сегодня — но при Волконском на концертах "Мадригала" публика целиком заполняла громадный Зал Чайковского).
С ансамблем «Мадригал». Рим. 1983
Тогда понятно было лишь то, что происходит чудо: выходит длинноногий и длиннорукий человек, садится за клавиши, дальше выплывают сестры Лисициан, Лидия Давыдова…
Несколько поколений людей в СССР вдруг оказались частью великой культуры европейского Возрождения. А сегодня понятно, что то и правда было чудо: после 60-х по всей Европе таких ансамблей появились десятки, но никто не может сравниться с Волконским, например, по части расшифровки великой музыкальной загадки — работ Джезуальдо да Венозы (XVI-XVII века).
Инопланетянин для своего времени, писавший бешено эмоциональную музыку, которую и в XX веке воспринимали как авангард… А у Волконского Джезуальдо понятен и прекрасен.
С сыном Петром
При этом относились власти к князю с опаской, его собственные композиции принципиально не исполнялись. Он уехал обратно, во Францию, в 1972 году, оставив СССР свой подарок — глобальный приоритет по части проникновения в великую европейскую музыкальную эпоху. И почти никто в России сейчас не вспомнит.
— Когда и как ваши родители уехали из России?
— По-разному. Мой отец был в Крыму, так что он уехал с остатками армии Врангеля. Мать была маленькая. Моя бабушка с материнской стороны была в разводе. Ее бывший муж был губернатором Казани, его арестовали. А в нее много лет был влюблен некий швейцарец, который там жил и работал в страховой компании. Он попросил ее руки, и она ради спасения детей вышла замуж и уехала в Швейцарию в 1924 году. Маме было 13 лет — тяжелый возраст. Она до конца жизни ненавидела все западное. Даже когда приезжала потом ко мне в гости, все ругала.
Я родился в Швейцарии. Меня приняли в Женеве в консерваторию, но там я недолго проучился, поскольку был слишком маленький и мне больше хотелось играть в футбол. В последний год перед отъездом в Россию я жил в Париже. Один год только, но он был бурным в смысле моего интеллектуального развития. Не музыкального, впрочем: у меня как раз был бунт, и я хотел бросить музыку. В Париже меня чисто формально заставляли заниматься музыкой и послали в консерваторию. Это была русская консерватория, которая и сейчас существует. Организовал эту консерваторию Владимир Иванович Поль, очень большой друг моего отца. Он даже написал «Колыбельную» на мое рождение, она у меня есть! Он не принимал никакую современную музыку. Музыка кончалась у него в 1906 году. Если он и признавал кого-то, то только Метнера. Жена Метнера пела с моим отцом в русском кабаре «Золотой петушок». Моему отцу семья запретила петь. Поскольку он князь, он не имел права появляться на сцене, это считалось позором. Титулованному человеку нельзя было быть актером, певцом и выступать на сцене. Его заставили взять псевдоним. На одной из афиш псевдоним-то он поставил, но в скобках мелким шрифтом все-таки написано «князь Волконский».
Источник
Источник: zagopod.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]