Усинский тракт
---
Усинский тракт - одна из наиболее живописных и интересных дорог Сибири. Подобно Чуйскому тракту на Алтае, дорога последовательно проходит через различные природные зоны: Равнинная местность с бескрайними полями, сменяется широколиственной тайгой; Горные перевалы с впечатляющими по красоте серпантинами и петлями Западных Саян, уступают место бескрайним степям. Остается добавить ко всему вышесказанному эстетичный колорит золотой осени...
01. Потребность в дороге, впоследствии названной Усинским трактом возникла на рубеже XIX-XX веков, когда минусинские купцы обратились к иркутскому генерал-губернатору с просьбой об организации через Усинский округ (был такой) чайного пути из Монголии. Случилось это в 1896 году. Как принято издревле на Руси, строить начали лишь через 10 лет... Вручную, кирками да лопатами, силами крестьян, наемных рабочих, каторжан и политссыльных. Первый автомобиль пошел в 1914 году, а к 1917 году (аккурат к красной дате) дотянули до Белоцарска, известного нам сегодня как Кызыл. Конечно, строительство продолжалось еще многие годы... Справедливости ради, упомяну что от старого тракта остались лишь полуразрушенные фрагменты. Фактически же на его месте, сегодня пролегает федеральная трасса М54 "Енисей" Красноярск - Абакан - Кызыл - Монголия. Поскольку исторически тракт начинался в Минусинске (расположенном в 25 км от Абакана), отсюда стартую и я. Впереди 408 км до Кызыла (до Монголии оно конечно интереснее, но надо оформлять погран пропуска и лишнее время) и сплошной туман.
02. Настолько густой, что местами теряется ощущения оси X/Y.
03. В таком густом молоке я проехал мимо исторического села Ермаковское (и не заметил, если бы не знак), основанного в 1829 году, как поселение ссыльных колонистов. Сегодня здесь проживает порядка 8500 человек.
04. В таком же тумане промелькнули Григорьевка и Танзыбей, - села Ермаковского района.
05. Наконец туман выключили. Так резко он закончился, что до сих пор жалею что не остановился на рубеже, чтобы запечатлеть ту зримую грань.
06. Начинаются просторы природного парка Ергаки.
07. Это что-то невероятное!
08. Горный хребет Ергак-Таргак-Тайга. Машин не много, на какое-то мгновение все замирает и ты словно сливаешься с природой. Высокогорная тайга, где нога человека редкое явление, яркое солнце, прозрачный воздух и впечатляющий горный гребень над всем этим!
09. Как оказалось впоследствии, природный парк Ергаки, довольно популярное место отдыха на юге Красноярского Края. Особенно для тех кто в курсе.
10. Признаюсь, до приезда сюда я не знал о его существовании. И, сегодня когда я пишу эти строки, испытываю огромное желание вернуться туда, с программой подразумевающей более детальное изучения невероятный здешних красот.
11. У парка есть свой официальный сайт, кому интересны подробности.
Дорога идет через так называемый Буйбинский перевал.
12. По ходу движения, практически все живописные места оборудованы смотровыми площадками, где можно остановиться, не мешая движению, которое впрочем здесь не особо интенсивное. Можно даже оставить свои пожелания на "дереве желаний и благодарностей".
13. Здесь оно с официальным подтекстом... )
14. Один из участков Буйбинского перевала, укрыт в противолавинную галерею.
15. Здесь тоже очень хотелось остановиться, ибо виды открывались впечатляющие, но узость хода и плохая видимость создавал вполне реальную опасность для участников движения.
16. Сразу за перевалом обнаружилась деревянная церквушка-новострой, которой я не придал значения, а позже выяснил что построена она на месте крушения вертолета генерала Лебедя.
Зато огромное Ойское озеро, пропустить не возможно. Настолько поразительна синева его вод!?
17. По сути озеро расположено на верхней площадке Буйбинского перевала,
18. дальше дорога, петляя устремляется только вниз.
19. Еду себе, наслаждаюсь видами.
20. Хочется останавливаться за каждым поворотом.
21. Пейзаж заметно меняется, высокогорные равнины уступают место красивейшей темнохвойной тайге, которая в осеннее время покрывается золотистыми пятнами.
22. Шумит горная речка Нижняя Буйба.
23. Дорога как видите в общих чертах отличная. Местами, встречаются забавные развязки: Выезд на главную,
24. с второстепенной... )
25. Где-то за поворотом, расположена единственная деревня в здешних краях - Арадан.
26. Это крохотная деревня возникала в 1910 году как рабочий поселок для строителей Усинского тракта. Сегодня здесь проживает порядка 250 человек.
27. Чем заняты? Как я понимаю лесозаготовкой и переработкой леса, да подсобными хозяйствами. Здесь есть магазин, но кажется нет АЗС (так что заправляться лучше в Ермаковском или в Танзыбее, что в 150 км отсюда).
28. За Араданом, дорога идет вдоль горной речушки Ус, давшей название всему тракту.
29. Здесь как нигде до этого, заметны следы крупных пожаров пронесшихся в этих краях вероятнее всего летом 2016 года.
30. Сейчас видны лишь красноречивые последствия.
31. Арадан, расположен неподалеку от границы юга Красноярского Края и Республики Тува.
32. Дорога поднимается на перевал Нолевка, с которого до самого горизонта видны степи Урано-Уюкской котловины. Это возможно самое впечатляющее место на всем пространстве дороги.
33. Ровная как стрела дорога на десятки километров пересекает голую степь.
34. Где-то там за горизонтом конечная точка моего путешествия Кызыл. Всего-то километров 100...
35. Спускаюсь вниз. Здесь расположен стационарный пост ДПС "Шивилиг" (интересное название), где меня остановили сотрудники полиции, тщательно проверили документы, даже договор с компанией предоставляющей прокат авто, и пожелали счастливого пути.
36. Отъехав километров пять, я останавливаюсь и оглядываюсь назад. На горизонте внизу пост ДПС, и небольшой поселок Шивилиг, а наверху перевал Нолевка.
37. Степь да степь кругом.
38. Чуть в стороне от дороги слышны впечатляющие звуки степи: сверчки, какие-то насекомые, кажется слышно даже дребезжание воздуха... )
39. Следующая остановка - город Туран, основанный в 1885 году русскими переселенцами.
40. Он и сегодня больше похож на русскую деревню чем на тувинское село. Впрочем, у меня весьма смутные представления о том, как на самом деле выглядят настоящие тувинские села. )
41. Население чуть менее 4900 человек. Похоже, самый маленький город в Туве. Интересно чем занято население? Производств здесь не видно, сельское хозяйство? Овцеводство?
42. Времени на то, чтобы заезжать внутрь города не было, поэтому я довольствуюсь лишь видами со стороны на город,
43. да на эту буддийскую ступу субурган, установленную в 2012 году. Вот пожалуй и все Туранские достопримечательности.
44. Впрочем зачем нужны достопримечательности когда вокруг такая красивая природа?
45. В отличии от степного участка Чуйского тракта на Алтае, где дорога на Кош-Агач проходит в большей части по ровному пространству высокогорной степи,
46. здесь и в степном пространстве расположено множество различных перевалов, условных серпантинов, которые надо преодолевать и оттого дорога кажется еще интереснее.
47. В какой-то момент передо мной открывается шикарный вид на Уюкский хребет,
48. высота которого местами достигает 2300 м.
49. Дух захватывает от ощущения пространства и свободы.
50. После перевала Каменный,
51.дорога петляет по гористой, сухой и степной местности,
52. вплоть до самого Кызыла.
53. Начало которого символизирует собой эта скульптура "Элик", сибирская косуля с детенышем - современный символ столицы Тувы. Злые языки утверждают, что у этой скульптуры есть и другой смысл, негласный символ дотационного региона... )
54. Самым большим сюрпризом здесь для меня стал Енисей! Кто меня постоянно читает, тот знает что я не готовлюсь к поездкам, как правило не изучаю заранее маршрут, и все стараюсь познавать на месте. Так вот я не знал что Кызыл стоит на Енисее. ) А Вы знали? )
55. Приятный сюрприз. Когда-то по Енисею я прошел с Красноярска до Дудинки, а теперь вот в верховьях.
56. Кызыл. Самый крупный город и столица Республики Тыва.
57. Чем известен? Чем живет?
Об этом поговорим в следующий раз.
Взято: kitv.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]