МЫ РОССЫ!
---
МЫ РОССЫ!
За долго до образование Киевской Руси у древних славян было одно из крупнейших государственных образований просуществовавшее по мнению учёных от 1600 до 2500 тысяч лет и разрушенное готами в 368 ходу н.э.
maxpark.comЛетопись древнего славянского государства была...
Летопись древнего славянского государства была почти забыта благодаря немецкой профессуре, писавшей русскую исТорию и ставившей своей целью омолодить исТорию Руси, показать, что славянские народы якобы девственно чисты, не замараны деяниями россов,антов, варваров, вандалов и скифов, коих очень хорошо помнил весь мир. Цель — оторвать Русь от скифского прошлого. На базе работ немецких профессоров возникла отечественная историческая школа. Все учебники по истории учат нас, что до крещения на Руси жили дикие племена – язычники.
Это большая Ложь, ведь история многократно переписывалась в угоду существующему правящему строю – начиная с первых Романовых, т.е. история трактуется как выгодно на данный момент правящему классу. У Славян же их прошлое называется Наследием или Летописью, а не Историей (слово «Лето» предшествовало, введённому Петром Первым в 7208 лето от С.М.З.Х., понятию «год», когда вместо славянского летоисчисления ввели 1700 год от якобы Рождества Христова). С.М.З.Х. – это Создание /подписание/ Мира с аримами /китайцами/ в лето, именуемое Звёздным Храмом – после окончания Великой мировой войны (что то вроде 9 мая 1945 года, но более значительно для славян).
РУСЫ, РОССЫ, РУССКИЕ - население территории Руси, представлявшей первоначально (9 в.) небольшой участок днепровского Правобережья с центром в Киеве и южной границей по реке Рось. Существует огромное количество гипотез о происхождении названия "Русь" и соответственно этнонима "русичи" и его вариантов. Норманнисты указывают на финское происхождение названия "Русь", которое, в свою очередь, будто бы возникло из шведского roods - "гребцы". Сторонники южного происхождения названия указывают на обозначение в иранских и индоарийских языках светлого или белого цвета, который часто символизировал социальное притязание родов. В Западной Европе Русь называлась также Ругией, Ругенией, Руйей, Руйяной. В 1 в. в Галлии существовало кельтское племя рутенов, которое часто сопровождалось эпитетом "флави рутены", т. е. "рыжие рутены" .Анну Русскую дочь Ярослава Мудрого французские источники называли Анной Рыжей. В русской средневековой традиции была версия, что название это связано с цветом "русый".В некоторых ранних славянских памятниках зафиксировано обозначение месяца сентября как руен, рюен, почти так, как в славянских языках назывался остров Рюген (Руйяна). Значение этого названия месяца то же, что и прилагательного русый: коричнево-желтый, багряный. Гораздо позже слово "русый" стало обозначать в русском языке совсем другой оттенок.Византийский термин Рос, который и дал позднее название государству Россия, был заимствован из Библии, когда по случаю скоропостижной смерти одного из гуннских вождей, собиравшегося в поход на Византию, в Константинополе "совершено было благодарственное моление, и патриарх Прокл держал речь, в которой уподоблял гуннов росам и мосохам пророка Иезекииля". Пророк говорит о племенах царей Роса, Мосоха и Тобела как о народах "от пределов севера".
На Руси все мужчины считались воинами, эта традиция шла ещё со времён эпохи так называемой «военной демократии». Были, конечно, и специально подготовленные витязи, которые посвящали всю свою жизнь войне, но владели военными навыками все юноши и взрослые мужчины, будь то горожане, землепашцы, охотники.
Русь — название одного, далеко не самого крупного восточнославянского племени, которое из-за своего имени стало наиболее знаменитым и в истории человечества, и в исторической науке, ибо в спорах вокруг его происхождения учеными и публицистами было поломано множество копий и пролиты реки чернил. Многие выдающиеся ученые — лексикографы, этимологи и историки — производят это название от почти повсеместно принятого в IX—Х веках имени норманнов — русы. Норманны, известные восточным славянам под именем варягов, завоевали около 882 года Киев и окружающие его земли. Во время своих завоеваний, происходивших 300 лет — с VIII по XI век — и охвативших всю Европу — от Англии до Сицилии и от Лиссабона до Киева, — они оставляли иногда за покоренными землями свое имя. Так, например, территория, завоеванная норманнами на севере Франкского королевства, получила название Нормандия.
Противники этой точки зрения считают, что название племени произошло от гидронима — речки Рось, откуда впоследствии и вся страна стала называться Россией. А в XI—XII веках Русью стали называть земли руси, полян, северян и радимичей, некоторые территории, населенные уличами и вятичами. Сторонники этой точки зрения рассматривают Русь уже не как племенной или же этнический союз, но как политическое государственное образование.
Использован материал кн.: Вольдемар Балязин Занимательная история России, М. 2001
"...имя Квенов, Гуннов, или Кыян, заменяет общее название Русь, не по одному первенству; но и потому, что слово Русь, для иноземцев, казалось неопределенным; ибо в Славянском миpе оно означало и царство и царскую дружину, было и частным и общим прозвищем войсковаго сословия. Не проникая в смысл, не зная подразделений и не понимая различнаго произношения по наречиям, чуждое Русскому миру понятие терялось в этом названии, точно также, как и в названии Славяне, которое было и общим всем племенам, по верованию, и частным по родоначалию ([224]). Историки хотя неопределенно, но по преимуществу называли Русинами (Ruthenos) прибалтийских Руссов, а Гуннами, по великокняжению Кыянскому, Руссов южных. Царство Гуннских князей, reges Hunnorum, известно было с первых веков и под общим названием Russia, заключая в себе кроме Нunaland или Великокняжения Kиeвскaгo, и другия княжества. ..."
filatelistovaviaflot.apbb.ruВикинги, варяги, норманны!
Русские - для обозначения этнической общности это слово часто используется как синоним этнонима великорос.
Русские - также обозначение принадлежности к цивилизации: Русское государство, Русская армия, Русский монарх. В таком смыле это слово можно применять в равной мере как к явлениям культуры (русский язык, русский балет и пр.), так и к другим этносам, принадлежащим к Русской цивилизации (русский армянин, русский татарин, русский удмурт).
Двойственное применение этого прилагательного к разным существительным-этнонимам делает вполне правомерными и такие этнонимы как "русский малорос", "русский белорус", "русский великорос".
Такое словосочетание как "русский малорос" может быть применено к населению, проживающему на территории Украины и при этом сознающиму себя принадлежащим к Русской цивилизации. (В противоположность русским малоросам другую часть населения Украины - адептов самостыйности - можно обозначить как "украинских украинцев").
Родовое же имя всех славянских племен есть "россы", встречаемое с древнейших времен на всем пространстве восточной Европы от Балтийского моря до Черного и от Каспийского до Средней Азии, даже до Египта. Имя это встречается и в полном и в сокращенном видах: Россы, Роззы, Руззы, Ресы, Рась, Аорсы, Рси, Рса, Рша, Расы, Роша, Разы, Разены, Роксы и т. д.40). В соединении с другими названиями: Атторози, Хазироззи, Себбирози, Аланорси, Роксолане, Порси, Парси, Геты-Руссы, Уни-Рози, Уди-Рози, Удины-Рози, Саввеи-Рози и т. д.41). Места и реки, занимаемые Россами: р. Рса или Раса (в древней Трое); Рса – р. Аракс, по-арабски Эль-Рас, по-монгольски Орсай и Рахса, по-гречески Раса и Орос; Яксарт или Сыр-Дарья, по-древнему – Раса; Волга также называлась Расой и Рсою; р. Руса или Порусье, в Новгородской губернии; р. Рось, впадающая в Днепр; р. Руса в Моравии; р. Руса, правый рукав Немана; Черное море – Русское море. Дон также, как и Волга, арабами назывался Русской рекой.
Греки и римляне называли славян: Ставани, Стлавани, Свовени, Слави, Славини, Склавини, Склавы и т. д. Во всех этих названиях господствующей буквой является "а". Следовательно, название народа "славяне" есть нарицательное и произошло от "славы". Вечные войны славян с римлянами, старавшимися покорить их земли, перенесли название "склавы" на военно-пленных рабов, отчего эти последние в Риме и стали вообще называться этим именем. Но это нисколько не препятствует производить имя славян от слова "славы". Славяне никогда не заимствовали свои собственные имена у чужих народов, как например, германцы: Ратвальд – Родовлад, Рагнвальд – Роговлад или Рогвольд; Велимир – Волимир, Цвентибольд – Святополк и многие другие, а имели свои и самые лучшие производили от славы и чести, вообще от выдающихся качеств, например: Бретислав, Болеслав, Буреслав, Богуслав, Владислав, Вретислав, Всеслав, Венцеслав, Вечеслав, Вратислав, Гремислав, Доброслав, Буеслав, Разислав, Любослав, Мстислав, Мечеслав, Мирослав, Примислав, Ростислав, Святослав, Буеслав, Сулислав, Собеслав, Судислав, Добромысл, Славомысл, Славолюб, Славомир, Унислав, Ярослав, Преслав, Заслав, Честибор и многие другие. Геродот слово "славяне" переводил по гречески: алазоны и авхеты – прославленные.
---------------
40) О северном князе Роша или Роса говорит пророк Йезекил, гл. З8, ст. 2 и 3 и гл. З9, ст. 1. О нашествии с севера Скифов, народа древнего и сильного, говорит пророк Йеремия в гл. ІV, ст. 5-29 и гл. V, ст. 15-17.
41) Византийский ученый Х в. Свидас и некоторые другие пишут " Скуфис о Рос", т. е. Скифы или Россы. Эратосфен (ІІІ в. до Р. X.) утверждает, что страна и народ Рос названы были скифами от других народов.
Древняя Мизия и Македония, как мы увидим ниже, были населены славянами. Пелазго-фракийские племена были славяне (изследования Черткова42).
По падении Македонского царства часть македонцев около 320 г. до Р. X. переселилась к Балтийскому морю; народ этот там стал известен под именем Бодричей, сохранивши до самого падения своего герб Александра Македонского, изображавший буцефала и грифа. Бодричи говорили на славянском языке и от натиска германцев переселились на Ильмень и Ловать, где и основали Новгород и Псков около 216 г. до Р. X. (Птолемей). Славяне во все века с гордостью называли себя этим именем. Мы славяне, т. е. любящие славу, говорили они. Родовое же название этого народа, как сказано выше, было Руссы или Россы, т. е. поклонники росы, воды.
Следовательно, ни скифы-сколоты, ни сарматы, как отдельные народы, не существовали. Названия эти были даны случайно славянам-Россам от носимых ими кожаных щитов 24 века тому назад греками, а потом повторяемыя в течении многих веков историками и географами, они наконец, совсем исчезли из употребления, как лишние.
Читающие эти строки спросят какими же наивными, по выводам автора, были великие Геродот, Страбон и другие греческие и римские историки, что так опрометчиво окрестили великий славяно-русский народ несвойственными ему случайными именами.
Да, действительно, в этом случае они были наивны, как наивны бывают иностранцы и теперь, когда речь зайдет о славяно-русской народности. Кто желает хоть поверхностно ознакомиться с некоторыми немецкими учебниками по истории и географии России XVIII и прошлого столетия, тот с удивлением найдет в них, что под словом "мужик" – Muschiks – немцы понимали крепостного, под начальником – главу бунтовщиков, под словом работа – барщину; Козьма Минин у них русский бунтовщик, пульк – отделение казаков, баба Яга – богиня войны у руссов; в Росии, по словам немцев того времени, имеются три породы лошадей: конь, лошадь и кляча; или: в России нагревают воздух разложением огня на улицах и проч. Что это? Наивность, невежество или просто издевательство над русскими?
----------
42) По Гейгеру и Гримму, у Фракийцев рожь называлась óрицей (briza). В некоторых местностях Малороссии рожь и теперь называется óрицей: на Дону óрицей называют траву – пырей гребенчатый, из породы злаковых.
В коммерческой географии Христиани (XVIII в.) – в западной Двинской провинции помещен г. Архангельск, Восточные провинции: Поле, Мордва, Устюг, Вядски, Пейорски, Обдорски и др. Дербент лежит в земле самоедов. Петербург находится на реках: Доне, Оби, Двине, Волге, Днепре и Неве. Эта география выдержала даже два издания. Какой же точности в описании народов мы должны требовать от древних греков, случайно заброшенных на северные берега Понта и Меотиды?
Приведем еще два примера наивности ученых иностранцев, посетивших Россию и Дон в конце XVIII и в первой половине, XIX века. Известный французский писатель Александр Дюма-отец в своем путевом дневнике записал, что он видел как казаки ели сальные свечи и "пили водку под развесистой клюквой". Ученый Паллас в 1773 г. писал, что из Старочеркасска он видел Эльбрус и что эта гора видна и из Саренты. В действительности же это не могло быть, так как от названных мест до Эльбруса около 700-800 верст.
Шлецер утверждает, что славяно-руссы IX в. были номады. Между тем Баварский географ в 860 г. насчитывает у славян до 4000 городов, у уннов-Россов 148 городов, у великороссов (Vuillerozi) –180, у савейских Руссов – 12, у хазар-Россов – 250 и т. д.
Прокопий и Маврикий в начале VI в. говорят, что славяне живут в городах и деревнях и занимаются хлебопашеством, ремеслами и торговлей. Тацит в 60 г. по Р. X. писал, что германцы не знают еще городов, славяне же строят прочные деревянные дома и укрепленные города. Скандинавы Россию (Rüszaland) называли царством городов – Gaardarikr. То же говорит и наш летописец Нестор. Шлецера, написавшего комментарии на Нестора, нельзя заподозрить в невежестве. Так в чем же? Только в злом умысле умалить, унизить приютивших его славян-руссов и давших ему звание члена своей академии наук.
Все средневековые историки и географы Россию называли страною городов, а наш академик конца XVIII в. назвал ее страною бродячего народа. Древние историки нам говорят, что скифы, сарматы, яцыги, роксолане и алане один и тот же народ.
Но какое же коренное название этого народа, населявшего издревле нынешнюю Росиию? Геродот говорит, что сарматы скифского племени. Птолемей (II в. по Р. X.) называет славян и алан скифами и тех же славян и алан сарматами: он же говорит, что скифы сарматского племени. Плиний (I в. по Р. Х) называет хазар – скифами, сербов – сарматами, роксолан – аланами. Страбон (I в.) сарматов – скифами, роксолан – аланами. Греки – по Нестору – славян скифами. Свидас и древняя география – Руссов скифами. Константин Багрянородный (X. в.), Анна Комнина, Лев Диакон и Киннам – Руссов скифами; Марциан Гераклийский – алан сарматами. Халкокондила – Руссов сарматами; Прокопий – венедов сарматами, Диодор Сицилийский (I в. до Р. Х) – ассирийцев и мидян сарматами. В Пеутингерских таблицах ведены (берегов Балтийского моря) названы сарматами; у Скимна Хиосского и в Перипле Понта Эвксинского алано-руссы названы сарматами. Адам Бременский – венедов скифами, а Папа Сильверст ІІ – сарматами. Клууверий – ведедов и словецев сарматами, Йорнанд (VI в) славян сарматами, а готов славянами. Антон – будинов, роксолан и сербов – сарматами. Шаффарик – роксолан, алан и яцигов сарматами. Аммиан Марцеллин и блаженный Йероним – яцигов, паннонцев – сарматами; древняя грузинская история – алан Россами. Прокопий – антов и славян аланами. Приск (V в.) – аорсов (живших к востоку от Азовского моря) сармато-скифским народом. По Геродоту – скифы поклонялись мечу, в виде бога войны. По Климентию Александрийскому, сарматы также поклонялись мечу, как богу войны. По Нестору – Руссы поклонялись мечу, как богу войны.
"Малые Аорсы", т. е. Малая Русь, пишет Страбон (L. XI, р. 506) происходили, по всему вероятию, от Великих Аорсов, живших к северу. Малые Аорсы могли выставлять 200.000 конницы. Великие же несравненно более".
Гуннов называютъ скифами все почти историки. Гетов, Массагетов, Тирагетов, Тана-Гетов и др. также почти все греческие историки называют то скифами, то сарматами, то аланами, то россами, напр. Геты-Россы.
Все эти народы, по греческим и римским писателям, говорили то славянским, то русским языками, но лишь на разных наречиях.
Если считать все приведенные названия за принадлежавшие отдельным народам, то приходится допустить, что в истории есть выражения, свидетельствующие о совершенном отсутствии логики, а также образцы бессмысленницы, какъ например, скифский народ, живущий в Европейской Сарматии, славянского племени, или скифы сарматского племени, а сарматы – скифского и т. п.
По Страбону – роксолане жили между Днепром и Доном и были многочисленным и храбрым народом, могущим выставлять до 50 000 и более хорошо вооруженных всадников. Плиний, Тацит и Птоломей, а также Йорнанд местожительство этого народа указывают там же, где и Страбон. Плиний признает их за народ, родственный аланам: следовательно, роксолане тоже, что Россы – алане; к этому выводу пришел и Иловайский в "Розысканиях о начале Руси". Тацит (I в. по Р. X.) причисляет роксолан к сарматам, и описывает участие их в битве таким образом: "У сарматов раздавался не один голос вождя: у них все подстрекают друг друга не допускать метания стрел, говоря, что следует предупреждать битву быстрым ударом и рукопашной схваткой... Сарматы, оставив лук, которым они хорошо владеют на близком расстоянии, бросились вперед с длинными пиками и мечами". (Annal. VI. 35). В другом месте тот же историк говорит: "Удивительно, храбрость сарматов находится какъ-бы вне их самих. Никто не боится так пешей битвы, как они; но когда они делают нападение лавой, едва-ли может устоять какой-либо строй".
(История. I. 79). Aрриан (II в. по Р. X.) в своей "Тактике" о военных приемах сарматов говорит: "Копьеносцы приблизились к вражеским рядам и отбивались копьями"... или: "прогоняли при нападении врага пиками, как алане и сарматы" (IV. 3). Аммиан Марцеллин в 358 г. по Р. X говорит, что у сарматов были длинные копья и что боевым их криком было восклицание "мара! мара!", – что означало смерть43). Народ этот приведенными историками назван "сарматами" по старой привычке, так как одновременно он ими же, а также и другими именуется "роксоланами", т. е. Аланами-Россами и описывается как народ скотоводы. Сарматы времен Босфорского царства (I в.) объединились по словам римских историков, в сильный народ под управлением "spadines", т.е. господина.
---------------
43) Мара, мор, мëр, умер – имееют один и тот же корень. У донских казаков низовых станиц и малороссов есть бранное выражение: мара тебя возьми, т.е. смерть. У древних ассирийцев, вавилонян и персов "а" и "е" произносились безразлично, вернее имели средний звук: Беел или Баал или Ваал, Мардук или Мардух – дух мертвых, главный бог Вавилона. Осетинское Балта, литовское –балтос, белый. Персидско-вавилонское Набу – небо. Балтасар – белый царь. Сар – сер, т.е. царь, господин.
Последним из авторов древности о роксоланах упоминает готский историк Йорнанд (VI в.). По его словам народ этот оставался в тех-же пределах, отведенных ему еще Страбоном: следовательно, он не был увлечен на запад гуннским движением.
Дальнейшие упоминания о роксоланах мы встречаем уже в источниках IX в., по которым народ этот оказывается живущим гораздо севернее, где-то близ р. Вислы и Немана (Прусские хроники). Роксоланы там называются уже Руссами. В это же время на историческое поприще выплывает и Русь днепровская, черноморская и казарская. Арабские историки IX и X в.в. Ибн-Даст, Мукадеси, Масуди и др. прямо говорят о Руси, живущей по берегам Черного моря на лесистом и болотистом острове, а также в земле хазарскаго царя; что из этого народа, говорящего славянским языком, набираются отряды в его войско и что Руссы населяют целую часть столичного города Итиля или Ателя (при устьях Волги).
О славянстве северных и прибалтийских Руссов много привели убедительных данных Иловайский в своем "Розыскания о начале Руси" и Егор Классен в "Материалах для истории Славяно-Руссов", выпуски I и II. Здесь мы ограничимся лишь некоторыми указаниями, более выясняющими этот вопрос.
Руссы и торговый город Руса на берегах Балтийского моря упоминаются еще в IV в. до Р. X. Об этом пишет грек Пифей, посетивший эти места в 320 г. на корабле вместе с торговцами греками. После этого о Руссах прибалтийских говорят, на основании древних летописей, историки скандинавские: Торфей (норвежский), Иоганнес Магнус (шведский) и Саксон Грамматик (датский).
Саксон Грамматик (ум. 1208г.) говорит, что в I в. по Р. Х. датский король Фротон І-й в морской битве победил русского царя Траннора и взяль его город Роталу, в Ливонии, и Пельтиск (Полоцк), столицу Веспазия, другого русского царя, завоевал страну еще какого-то царя Гондувана и женился на его дочери.
В III в. при Фротоне 3-м Руссы и Гунны напали на Данию: царь руссов Олимер начальствовал флотом, а царь гуннов – сухопутным войском.
В I в. норвежский владетель Гальфдан воевал в землях востока России и Ливонии, убил на поединке славяно-русского царя Сигтрига и женился на дочери другого русского царя Эймунда44). Во II в. Готер, сын шведского короля Готброда, погиб в сражении с Боем, сыном русской княжны Рынды. Сын Готера и его приемники имели многие войны с Руссами в течении всего II в. (Сакс. Грам.).
Шведский король Готеброд за несколько лет до Р. X., вспомнив о насилиях, совершенных руссами в Швеции, и собрав значительное войско из шведов и готов, вступил в Русь, избил великое множество русских и заставил их платить себе дань. Преемник его снова начал войну с Руссами. (Иоганнес Магнус).
Король Готский Велимир около нашей эры объявил русскому царю Гервифу войну, победил его и наложил на Русь дань. Но в скорости Гервиф выгнал готов (Магнус).
В VI в. шведский король Ингварь покорил Эстляндию и двинулся на Россию, но был тамъ убит. (Саксон Грам.).
Классен говорит, что в имении Ф. Н. Глинки, в Тверской губернии, есть древние камни с надписями; снимок с одной из них был отправлен в Копенгагенское общество древностей: там прочли надпись так: "Здесь Ингварь поднят на щиты", что значит: признан королем.
Летописцы также говорят о русском поморском князе Ратиборе, давшем свой флот в помощь датскому королю Гильдестанду для истребления морских пиратов.
В исландских сагах упоминается о знаменитом русском владетеле Зигурламе или Чигурламе, который, по мнению Торфея, жил в III в.
artcyclopedia.ruМорской берег (Остров Рюген). 1865 - Дюккер...
Приведенными данными ясно доказывается, что в нынешней северо-западной России и по берегам Балтийского моря издревле обитали Руссы, составлявшие несколько самостоятельных и сильных государств, что они не были ни датчане, ни норвежцы, ни шведы, так как имели постоянную вражду с ними. О том же говорят и названные выше историки.
------------------
44) История Норвегии, І, 175, Торфей.
За долго до образование Киевской Руси у древних славян было одно из крупнейших государственных образований просуществовавшее по мнению учёных от 1600 до 2500 тысяч лет и разрушенное готами в 368 ходу н.э.
maxpark.comЛетопись древнего славянского государства была...
Летопись древнего славянского государства была почти забыта благодаря немецкой профессуре, писавшей русскую исТорию и ставившей своей целью омолодить исТорию Руси, показать, что славянские народы якобы девственно чисты, не замараны деяниями россов,антов, варваров, вандалов и скифов, коих очень хорошо помнил весь мир. Цель — оторвать Русь от скифского прошлого. На базе работ немецких профессоров возникла отечественная историческая школа. Все учебники по истории учат нас, что до крещения на Руси жили дикие племена – язычники.
Это большая Ложь, ведь история многократно переписывалась в угоду существующему правящему строю – начиная с первых Романовых, т.е. история трактуется как выгодно на данный момент правящему классу. У Славян же их прошлое называется Наследием или Летописью, а не Историей (слово «Лето» предшествовало, введённому Петром Первым в 7208 лето от С.М.З.Х., понятию «год», когда вместо славянского летоисчисления ввели 1700 год от якобы Рождества Христова). С.М.З.Х. – это Создание /подписание/ Мира с аримами /китайцами/ в лето, именуемое Звёздным Храмом – после окончания Великой мировой войны (что то вроде 9 мая 1945 года, но более значительно для славян).
РУСЫ, РОССЫ, РУССКИЕ - население территории Руси, представлявшей первоначально (9 в.) небольшой участок днепровского Правобережья с центром в Киеве и южной границей по реке Рось. Существует огромное количество гипотез о происхождении названия "Русь" и соответственно этнонима "русичи" и его вариантов. Норманнисты указывают на финское происхождение названия "Русь", которое, в свою очередь, будто бы возникло из шведского roods - "гребцы". Сторонники южного происхождения названия указывают на обозначение в иранских и индоарийских языках светлого или белого цвета, который часто символизировал социальное притязание родов. В Западной Европе Русь называлась также Ругией, Ругенией, Руйей, Руйяной. В 1 в. в Галлии существовало кельтское племя рутенов, которое часто сопровождалось эпитетом "флави рутены", т. е. "рыжие рутены" .Анну Русскую дочь Ярослава Мудрого французские источники называли Анной Рыжей. В русской средневековой традиции была версия, что название это связано с цветом "русый".В некоторых ранних славянских памятниках зафиксировано обозначение месяца сентября как руен, рюен, почти так, как в славянских языках назывался остров Рюген (Руйяна). Значение этого названия месяца то же, что и прилагательного русый: коричнево-желтый, багряный. Гораздо позже слово "русый" стало обозначать в русском языке совсем другой оттенок.Византийский термин Рос, который и дал позднее название государству Россия, был заимствован из Библии, когда по случаю скоропостижной смерти одного из гуннских вождей, собиравшегося в поход на Византию, в Константинополе "совершено было благодарственное моление, и патриарх Прокл держал речь, в которой уподоблял гуннов росам и мосохам пророка Иезекииля". Пророк говорит о племенах царей Роса, Мосоха и Тобела как о народах "от пределов севера".
На Руси все мужчины считались воинами, эта традиция шла ещё со времён эпохи так называемой «военной демократии». Были, конечно, и специально подготовленные витязи, которые посвящали всю свою жизнь войне, но владели военными навыками все юноши и взрослые мужчины, будь то горожане, землепашцы, охотники.
Русь — название одного, далеко не самого крупного восточнославянского племени, которое из-за своего имени стало наиболее знаменитым и в истории человечества, и в исторической науке, ибо в спорах вокруг его происхождения учеными и публицистами было поломано множество копий и пролиты реки чернил. Многие выдающиеся ученые — лексикографы, этимологи и историки — производят это название от почти повсеместно принятого в IX—Х веках имени норманнов — русы. Норманны, известные восточным славянам под именем варягов, завоевали около 882 года Киев и окружающие его земли. Во время своих завоеваний, происходивших 300 лет — с VIII по XI век — и охвативших всю Европу — от Англии до Сицилии и от Лиссабона до Киева, — они оставляли иногда за покоренными землями свое имя. Так, например, территория, завоеванная норманнами на севере Франкского королевства, получила название Нормандия.
Противники этой точки зрения считают, что название племени произошло от гидронима — речки Рось, откуда впоследствии и вся страна стала называться Россией. А в XI—XII веках Русью стали называть земли руси, полян, северян и радимичей, некоторые территории, населенные уличами и вятичами. Сторонники этой точки зрения рассматривают Русь уже не как племенной или же этнический союз, но как политическое государственное образование.
Использован материал кн.: Вольдемар Балязин Занимательная история России, М. 2001
"...имя Квенов, Гуннов, или Кыян, заменяет общее название Русь, не по одному первенству; но и потому, что слово Русь, для иноземцев, казалось неопределенным; ибо в Славянском миpе оно означало и царство и царскую дружину, было и частным и общим прозвищем войсковаго сословия. Не проникая в смысл, не зная подразделений и не понимая различнаго произношения по наречиям, чуждое Русскому миру понятие терялось в этом названии, точно также, как и в названии Славяне, которое было и общим всем племенам, по верованию, и частным по родоначалию ([224]). Историки хотя неопределенно, но по преимуществу называли Русинами (Ruthenos) прибалтийских Руссов, а Гуннами, по великокняжению Кыянскому, Руссов южных. Царство Гуннских князей, reges Hunnorum, известно было с первых веков и под общим названием Russia, заключая в себе кроме Нunaland или Великокняжения Kиeвскaгo, и другия княжества. ..."
filatelistovaviaflot.apbb.ruВикинги, варяги, норманны!
Русские - для обозначения этнической общности это слово часто используется как синоним этнонима великорос.
Русские - также обозначение принадлежности к цивилизации: Русское государство, Русская армия, Русский монарх. В таком смыле это слово можно применять в равной мере как к явлениям культуры (русский язык, русский балет и пр.), так и к другим этносам, принадлежащим к Русской цивилизации (русский армянин, русский татарин, русский удмурт).
Двойственное применение этого прилагательного к разным существительным-этнонимам делает вполне правомерными и такие этнонимы как "русский малорос", "русский белорус", "русский великорос".
Такое словосочетание как "русский малорос" может быть применено к населению, проживающему на территории Украины и при этом сознающиму себя принадлежащим к Русской цивилизации. (В противоположность русским малоросам другую часть населения Украины - адептов самостыйности - можно обозначить как "украинских украинцев").
Родовое же имя всех славянских племен есть "россы", встречаемое с древнейших времен на всем пространстве восточной Европы от Балтийского моря до Черного и от Каспийского до Средней Азии, даже до Египта. Имя это встречается и в полном и в сокращенном видах: Россы, Роззы, Руззы, Ресы, Рась, Аорсы, Рси, Рса, Рша, Расы, Роша, Разы, Разены, Роксы и т. д.40). В соединении с другими названиями: Атторози, Хазироззи, Себбирози, Аланорси, Роксолане, Порси, Парси, Геты-Руссы, Уни-Рози, Уди-Рози, Удины-Рози, Саввеи-Рози и т. д.41). Места и реки, занимаемые Россами: р. Рса или Раса (в древней Трое); Рса – р. Аракс, по-арабски Эль-Рас, по-монгольски Орсай и Рахса, по-гречески Раса и Орос; Яксарт или Сыр-Дарья, по-древнему – Раса; Волга также называлась Расой и Рсою; р. Руса или Порусье, в Новгородской губернии; р. Рось, впадающая в Днепр; р. Руса в Моравии; р. Руса, правый рукав Немана; Черное море – Русское море. Дон также, как и Волга, арабами назывался Русской рекой.
Греки и римляне называли славян: Ставани, Стлавани, Свовени, Слави, Славини, Склавини, Склавы и т. д. Во всех этих названиях господствующей буквой является "а". Следовательно, название народа "славяне" есть нарицательное и произошло от "славы". Вечные войны славян с римлянами, старавшимися покорить их земли, перенесли название "склавы" на военно-пленных рабов, отчего эти последние в Риме и стали вообще называться этим именем. Но это нисколько не препятствует производить имя славян от слова "славы". Славяне никогда не заимствовали свои собственные имена у чужих народов, как например, германцы: Ратвальд – Родовлад, Рагнвальд – Роговлад или Рогвольд; Велимир – Волимир, Цвентибольд – Святополк и многие другие, а имели свои и самые лучшие производили от славы и чести, вообще от выдающихся качеств, например: Бретислав, Болеслав, Буреслав, Богуслав, Владислав, Вретислав, Всеслав, Венцеслав, Вечеслав, Вратислав, Гремислав, Доброслав, Буеслав, Разислав, Любослав, Мстислав, Мечеслав, Мирослав, Примислав, Ростислав, Святослав, Буеслав, Сулислав, Собеслав, Судислав, Добромысл, Славомысл, Славолюб, Славомир, Унислав, Ярослав, Преслав, Заслав, Честибор и многие другие. Геродот слово "славяне" переводил по гречески: алазоны и авхеты – прославленные.
---------------
40) О северном князе Роша или Роса говорит пророк Йезекил, гл. З8, ст. 2 и 3 и гл. З9, ст. 1. О нашествии с севера Скифов, народа древнего и сильного, говорит пророк Йеремия в гл. ІV, ст. 5-29 и гл. V, ст. 15-17.
41) Византийский ученый Х в. Свидас и некоторые другие пишут " Скуфис о Рос", т. е. Скифы или Россы. Эратосфен (ІІІ в. до Р. X.) утверждает, что страна и народ Рос названы были скифами от других народов.
Древняя Мизия и Македония, как мы увидим ниже, были населены славянами. Пелазго-фракийские племена были славяне (изследования Черткова42).
По падении Македонского царства часть македонцев около 320 г. до Р. X. переселилась к Балтийскому морю; народ этот там стал известен под именем Бодричей, сохранивши до самого падения своего герб Александра Македонского, изображавший буцефала и грифа. Бодричи говорили на славянском языке и от натиска германцев переселились на Ильмень и Ловать, где и основали Новгород и Псков около 216 г. до Р. X. (Птолемей). Славяне во все века с гордостью называли себя этим именем. Мы славяне, т. е. любящие славу, говорили они. Родовое же название этого народа, как сказано выше, было Руссы или Россы, т. е. поклонники росы, воды.
Следовательно, ни скифы-сколоты, ни сарматы, как отдельные народы, не существовали. Названия эти были даны случайно славянам-Россам от носимых ими кожаных щитов 24 века тому назад греками, а потом повторяемыя в течении многих веков историками и географами, они наконец, совсем исчезли из употребления, как лишние.
Читающие эти строки спросят какими же наивными, по выводам автора, были великие Геродот, Страбон и другие греческие и римские историки, что так опрометчиво окрестили великий славяно-русский народ несвойственными ему случайными именами.
Да, действительно, в этом случае они были наивны, как наивны бывают иностранцы и теперь, когда речь зайдет о славяно-русской народности. Кто желает хоть поверхностно ознакомиться с некоторыми немецкими учебниками по истории и географии России XVIII и прошлого столетия, тот с удивлением найдет в них, что под словом "мужик" – Muschiks – немцы понимали крепостного, под начальником – главу бунтовщиков, под словом работа – барщину; Козьма Минин у них русский бунтовщик, пульк – отделение казаков, баба Яга – богиня войны у руссов; в Росии, по словам немцев того времени, имеются три породы лошадей: конь, лошадь и кляча; или: в России нагревают воздух разложением огня на улицах и проч. Что это? Наивность, невежество или просто издевательство над русскими?
----------
42) По Гейгеру и Гримму, у Фракийцев рожь называлась óрицей (briza). В некоторых местностях Малороссии рожь и теперь называется óрицей: на Дону óрицей называют траву – пырей гребенчатый, из породы злаковых.
В коммерческой географии Христиани (XVIII в.) – в западной Двинской провинции помещен г. Архангельск, Восточные провинции: Поле, Мордва, Устюг, Вядски, Пейорски, Обдорски и др. Дербент лежит в земле самоедов. Петербург находится на реках: Доне, Оби, Двине, Волге, Днепре и Неве. Эта география выдержала даже два издания. Какой же точности в описании народов мы должны требовать от древних греков, случайно заброшенных на северные берега Понта и Меотиды?
Приведем еще два примера наивности ученых иностранцев, посетивших Россию и Дон в конце XVIII и в первой половине, XIX века. Известный французский писатель Александр Дюма-отец в своем путевом дневнике записал, что он видел как казаки ели сальные свечи и "пили водку под развесистой клюквой". Ученый Паллас в 1773 г. писал, что из Старочеркасска он видел Эльбрус и что эта гора видна и из Саренты. В действительности же это не могло быть, так как от названных мест до Эльбруса около 700-800 верст.
Шлецер утверждает, что славяно-руссы IX в. были номады. Между тем Баварский географ в 860 г. насчитывает у славян до 4000 городов, у уннов-Россов 148 городов, у великороссов (Vuillerozi) –180, у савейских Руссов – 12, у хазар-Россов – 250 и т. д.
Прокопий и Маврикий в начале VI в. говорят, что славяне живут в городах и деревнях и занимаются хлебопашеством, ремеслами и торговлей. Тацит в 60 г. по Р. X. писал, что германцы не знают еще городов, славяне же строят прочные деревянные дома и укрепленные города. Скандинавы Россию (Rüszaland) называли царством городов – Gaardarikr. То же говорит и наш летописец Нестор. Шлецера, написавшего комментарии на Нестора, нельзя заподозрить в невежестве. Так в чем же? Только в злом умысле умалить, унизить приютивших его славян-руссов и давших ему звание члена своей академии наук.
Все средневековые историки и географы Россию называли страною городов, а наш академик конца XVIII в. назвал ее страною бродячего народа. Древние историки нам говорят, что скифы, сарматы, яцыги, роксолане и алане один и тот же народ.
Но какое же коренное название этого народа, населявшего издревле нынешнюю Росиию? Геродот говорит, что сарматы скифского племени. Птолемей (II в. по Р. X.) называет славян и алан скифами и тех же славян и алан сарматами: он же говорит, что скифы сарматского племени. Плиний (I в. по Р. Х) называет хазар – скифами, сербов – сарматами, роксолан – аланами. Страбон (I в.) сарматов – скифами, роксолан – аланами. Греки – по Нестору – славян скифами. Свидас и древняя география – Руссов скифами. Константин Багрянородный (X. в.), Анна Комнина, Лев Диакон и Киннам – Руссов скифами; Марциан Гераклийский – алан сарматами. Халкокондила – Руссов сарматами; Прокопий – венедов сарматами, Диодор Сицилийский (I в. до Р. Х) – ассирийцев и мидян сарматами. В Пеутингерских таблицах ведены (берегов Балтийского моря) названы сарматами; у Скимна Хиосского и в Перипле Понта Эвксинского алано-руссы названы сарматами. Адам Бременский – венедов скифами, а Папа Сильверст ІІ – сарматами. Клууверий – ведедов и словецев сарматами, Йорнанд (VI в) славян сарматами, а готов славянами. Антон – будинов, роксолан и сербов – сарматами. Шаффарик – роксолан, алан и яцигов сарматами. Аммиан Марцеллин и блаженный Йероним – яцигов, паннонцев – сарматами; древняя грузинская история – алан Россами. Прокопий – антов и славян аланами. Приск (V в.) – аорсов (живших к востоку от Азовского моря) сармато-скифским народом. По Геродоту – скифы поклонялись мечу, в виде бога войны. По Климентию Александрийскому, сарматы также поклонялись мечу, как богу войны. По Нестору – Руссы поклонялись мечу, как богу войны.
"Малые Аорсы", т. е. Малая Русь, пишет Страбон (L. XI, р. 506) происходили, по всему вероятию, от Великих Аорсов, живших к северу. Малые Аорсы могли выставлять 200.000 конницы. Великие же несравненно более".
Гуннов называютъ скифами все почти историки. Гетов, Массагетов, Тирагетов, Тана-Гетов и др. также почти все греческие историки называют то скифами, то сарматами, то аланами, то россами, напр. Геты-Россы.
Все эти народы, по греческим и римским писателям, говорили то славянским, то русским языками, но лишь на разных наречиях.
Если считать все приведенные названия за принадлежавшие отдельным народам, то приходится допустить, что в истории есть выражения, свидетельствующие о совершенном отсутствии логики, а также образцы бессмысленницы, какъ например, скифский народ, живущий в Европейской Сарматии, славянского племени, или скифы сарматского племени, а сарматы – скифского и т. п.
По Страбону – роксолане жили между Днепром и Доном и были многочисленным и храбрым народом, могущим выставлять до 50 000 и более хорошо вооруженных всадников. Плиний, Тацит и Птоломей, а также Йорнанд местожительство этого народа указывают там же, где и Страбон. Плиний признает их за народ, родственный аланам: следовательно, роксолане тоже, что Россы – алане; к этому выводу пришел и Иловайский в "Розысканиях о начале Руси". Тацит (I в. по Р. X.) причисляет роксолан к сарматам, и описывает участие их в битве таким образом: "У сарматов раздавался не один голос вождя: у них все подстрекают друг друга не допускать метания стрел, говоря, что следует предупреждать битву быстрым ударом и рукопашной схваткой... Сарматы, оставив лук, которым они хорошо владеют на близком расстоянии, бросились вперед с длинными пиками и мечами". (Annal. VI. 35). В другом месте тот же историк говорит: "Удивительно, храбрость сарматов находится какъ-бы вне их самих. Никто не боится так пешей битвы, как они; но когда они делают нападение лавой, едва-ли может устоять какой-либо строй".
(История. I. 79). Aрриан (II в. по Р. X.) в своей "Тактике" о военных приемах сарматов говорит: "Копьеносцы приблизились к вражеским рядам и отбивались копьями"... или: "прогоняли при нападении врага пиками, как алане и сарматы" (IV. 3). Аммиан Марцеллин в 358 г. по Р. X говорит, что у сарматов были длинные копья и что боевым их криком было восклицание "мара! мара!", – что означало смерть43). Народ этот приведенными историками назван "сарматами" по старой привычке, так как одновременно он ими же, а также и другими именуется "роксоланами", т. е. Аланами-Россами и описывается как народ скотоводы. Сарматы времен Босфорского царства (I в.) объединились по словам римских историков, в сильный народ под управлением "spadines", т.е. господина.
---------------
43) Мара, мор, мëр, умер – имееют один и тот же корень. У донских казаков низовых станиц и малороссов есть бранное выражение: мара тебя возьми, т.е. смерть. У древних ассирийцев, вавилонян и персов "а" и "е" произносились безразлично, вернее имели средний звук: Беел или Баал или Ваал, Мардук или Мардух – дух мертвых, главный бог Вавилона. Осетинское Балта, литовское –балтос, белый. Персидско-вавилонское Набу – небо. Балтасар – белый царь. Сар – сер, т.е. царь, господин.
Последним из авторов древности о роксоланах упоминает готский историк Йорнанд (VI в.). По его словам народ этот оставался в тех-же пределах, отведенных ему еще Страбоном: следовательно, он не был увлечен на запад гуннским движением.
Дальнейшие упоминания о роксоланах мы встречаем уже в источниках IX в., по которым народ этот оказывается живущим гораздо севернее, где-то близ р. Вислы и Немана (Прусские хроники). Роксоланы там называются уже Руссами. В это же время на историческое поприще выплывает и Русь днепровская, черноморская и казарская. Арабские историки IX и X в.в. Ибн-Даст, Мукадеси, Масуди и др. прямо говорят о Руси, живущей по берегам Черного моря на лесистом и болотистом острове, а также в земле хазарскаго царя; что из этого народа, говорящего славянским языком, набираются отряды в его войско и что Руссы населяют целую часть столичного города Итиля или Ателя (при устьях Волги).
О славянстве северных и прибалтийских Руссов много привели убедительных данных Иловайский в своем "Розыскания о начале Руси" и Егор Классен в "Материалах для истории Славяно-Руссов", выпуски I и II. Здесь мы ограничимся лишь некоторыми указаниями, более выясняющими этот вопрос.
Руссы и торговый город Руса на берегах Балтийского моря упоминаются еще в IV в. до Р. X. Об этом пишет грек Пифей, посетивший эти места в 320 г. на корабле вместе с торговцами греками. После этого о Руссах прибалтийских говорят, на основании древних летописей, историки скандинавские: Торфей (норвежский), Иоганнес Магнус (шведский) и Саксон Грамматик (датский).
Саксон Грамматик (ум. 1208г.) говорит, что в I в. по Р. Х. датский король Фротон І-й в морской битве победил русского царя Траннора и взяль его город Роталу, в Ливонии, и Пельтиск (Полоцк), столицу Веспазия, другого русского царя, завоевал страну еще какого-то царя Гондувана и женился на его дочери.
В III в. при Фротоне 3-м Руссы и Гунны напали на Данию: царь руссов Олимер начальствовал флотом, а царь гуннов – сухопутным войском.
В I в. норвежский владетель Гальфдан воевал в землях востока России и Ливонии, убил на поединке славяно-русского царя Сигтрига и женился на дочери другого русского царя Эймунда44). Во II в. Готер, сын шведского короля Готброда, погиб в сражении с Боем, сыном русской княжны Рынды. Сын Готера и его приемники имели многие войны с Руссами в течении всего II в. (Сакс. Грам.).
Шведский король Готеброд за несколько лет до Р. X., вспомнив о насилиях, совершенных руссами в Швеции, и собрав значительное войско из шведов и готов, вступил в Русь, избил великое множество русских и заставил их платить себе дань. Преемник его снова начал войну с Руссами. (Иоганнес Магнус).
Король Готский Велимир около нашей эры объявил русскому царю Гервифу войну, победил его и наложил на Русь дань. Но в скорости Гервиф выгнал готов (Магнус).
В VI в. шведский король Ингварь покорил Эстляндию и двинулся на Россию, но был тамъ убит. (Саксон Грам.).
Классен говорит, что в имении Ф. Н. Глинки, в Тверской губернии, есть древние камни с надписями; снимок с одной из них был отправлен в Копенгагенское общество древностей: там прочли надпись так: "Здесь Ингварь поднят на щиты", что значит: признан королем.
Летописцы также говорят о русском поморском князе Ратиборе, давшем свой флот в помощь датскому королю Гильдестанду для истребления морских пиратов.
В исландских сагах упоминается о знаменитом русском владетеле Зигурламе или Чигурламе, который, по мнению Торфея, жил в III в.
artcyclopedia.ruМорской берег (Остров Рюген). 1865 - Дюккер...
Приведенными данными ясно доказывается, что в нынешней северо-западной России и по берегам Балтийского моря издревле обитали Руссы, составлявшие несколько самостоятельных и сильных государств, что они не были ни датчане, ни норвежцы, ни шведы, так как имели постоянную вражду с ними. О том же говорят и названные выше историки.
------------------
44) История Норвегии, І, 175, Торфей.
Источник: nethistory.su
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]