Русский флот планирует обжить самое глубокое место на планете
---
Заказ от Минобороны России на строительство глубоководного батискафа получил завод «Адмиралтейские верфи». Аппарат должен быть обитаемым и способным нырнуть в Марианскую впадину — самое глубокое место в океане. Зачем это понадобилось военным?
Автор:
Цыганов Александр
О получении заказа на строительство батискафа для работ в Марианской впадине — то есть на глубине 11 022 метров — рассказал руководитель «Адмиралтейских верфей» Александр Бузаков. Предприятие будет строить аппарат целиком.
Что и для чего
А казалось бы, ничто не предвещало. Речь о глубоководном батискафе зашла вдруг на круглом столе Российского военно-исторического общества (РВИО) и Объединённой судостроительной корпорации (ОСК). Причём обсуждался достаточно традиционный вопрос о роли Петра I в становлении России как морской державы. А сообщило о сенсационной новости уважаемое информационное агентство ТАСС.
Почему сенсационная? Специалисты ведь знают, что в России ведётся аж несколько работ над суперглубоководными аппаратами. Ещё года два-три назад на одной из конференций по морским вопросам, традиционно проводимых Общероссийским движением поддержки флота (ДПФ), руководитель направления развития робототехники в ОСК Андрей Доброхотов рассказал, что идёт разработка целых 17 проектов подводных аппаратов и комплексов различного класса и предназначения. Правда, роботизированных. Вернее, именно роботизированных. И число таких разработок постоянно растёт.
«Сегодня в ОСК функционирует направление робототехники в рамках Фонда перспективных исследований, — рассказал Доброхотов. — Там разрабатывается три перспективных проекта: "Витязь" — по созданию глубоководного аппарата с глубиной погружения до 12 км, "Айсберг" — по созданию подводного добычного комплекса с системами сейсморазведки, а также проект аппарата с повышенной дальностью плавания — до 10 тысяч километров».
Да, но тут речь шла о роботах. А заказ Минобороны, судя по всему, нацелен на создание обитаемого аппарата. Во всяком случае, ещё весной глава ОСК Алексей Рахманов говорил о том, что судостроительная корпорация собирается в будущем разработать именно обитаемый батискаф для исследования Марианской впадины.
Зачем военным Марианская впадина?
Тут надо напомнить две вещи: человек в самой глубокой точке Мирового океана уже побывал. И ничего интересного там не нашёл.
Первым человеком, увидевшим дно на глубине больше 11 километров, был швейцарский учёный и изобретатель Огюст Пикар. Фото: Scherl / Globallookpress
Первым человеком, увидевшим дно на глубине больше 11 километров, был швейцарский учёный и изобретатель Огюст Пикар. Или, как его называли, Профессор Вверх-Вниз, ибо поначалу он увлекался аэронавтикой и забирался на своём стратостате на высоту 23 км. Поскольку его стратостат представлял собой воздушный шар с герметичной гондолой, внутри которой поддерживалось нормальное давление, то профессор и решил нечто вроде этого опустить под воду. Только бороться там надо было не с недостатком давления, а с его избытком, ведь на каждом десятке метров глубины давление воды увеличивается на одну атмосферу.
Собственно, название «батискаф» Пикар и придумал. Вместо воздушного шара на его подводном аппарате работала эдакая «цистерна», наполненная бензином. Он легче воды, так что в любых условиях тянул аппарат вверх, к поверхности. А для движения вниз использовался балласт в виде стальной или чугунной дроби, которая удерживалась магнитами в специальных бункерах. На одно погружение, конечно, история — произвольно глубину варьировать не удастся, но Огюст Пикар и не подводную лодку строил.
И вот на таком аппарате, названном «Триест», учёный и отправился в январе 1960 года в Марианскую впадину. После того как погружения на первой модели батискафа Пикар сделал на деньги некоего бельгийского фонда, работы над новыми устройствами финансировал ВМФ Франции. Флот же приобрёл у изобретателя его вторую модель. А вот «Триест», построенный в Италии, у профессора купил уже американский флот. С помощью ВМС США, получается, Пикар и нырнул в Марианскую впадину.
И вот скажите, с чего это военные разных стран воспылали такой научной страстью к «королеве земных впадин»?
Батискаф «Триест». Фото: Scherl / Globallookpress
Что там есть, на этой глубине?
Собственно, ничего особенного. Как рассказывал сам Пикар, в луче прожектора было видно пустое дно. И рыба, походившая на ската. Но фотографии сделано не было, и учёному не все поверили. Хотя ничего странного в жизни на такой глубине нет. Проблему громадного давления решает равное давление внутри тела рыбы. А если говорить о добыче, то учёным давно известно: на глубине морей господствует полный пищевой коммунизм. Ведь миллионы и миллиарды живых существ из верхних слоёв, умирая, тихо падают этакими снежинками на дно моря. Так что обитателям глубины всё достаётся по принципу «каждому по потребностям».
Да, но снова тот же вопрос: военные. Им какое дело до ихтиологии?
Не очень большое, соглашаются военные. Разве что интересно, нельзя ли для подлодок добиться такой же звуковой сигнатуры, которая характерна, например, для акулы. Или для кита. Чтобы супротивник, развешивающий уши на подозрительные звуки под водой, подольше не понимал, что «кит» уже держит его в прицеле своих торпед.
Но ихтиология — дело второе. А вот принципы прочности корпуса, как и технологии погружения на большие глубины, — вот это для военного дела самая что ни на есть полезная штука. По очевидным причинам. По этим же причинам после рекордного погружения «Триеста» американские военные аппарат у Пикара отняли. По праву приобретения.
Лишь через 52 года состоялось повторное погружение на дно Марианской впадины. Его совершил американский режиссёр Джеймс Кэмерон. Тот самый, что создал «Титаник» и «Аватар».
Режиссёр Джеймс Кэмерон. Фото: Supplied by FilmStills.net / Globallookpress
И вот теперь туда хотят забраться русские военные.
Не лучше ли роботы?
Как поведал Александр Бузаков, со сроками создания батискафа ясности пока нет. По его словам, сейчас всё находится в стадии проектирования и опытно-конструкторских работ, а сроки будут зависеть от срока подписания контракта.
Как пояснил Царьграду один из экспертов Движения поддержки флота, основная проблема будет именно в обитаемости. Подводный робот создать сложно, но это задача, решение которой чисто техническое. А вот обитаемому аппарату, кроме техники, нужны ещё и устройства, обеспечивающие жизнедеятельность человека. Тут тоже всё зависит от задачи — можно ведь ограничиться шаровидной гондолой с толстыми стенками, как у Пикара, дабы просто не допустить проникновения воды внутрь. А можно построить и полноценный жилой отсек, достаточно свободный для размещения и работы.
Кстати, опыт такой у российских инженеров и технологов есть: известные аппараты «Мир-1» и «Мир-2» подобные условия и обеспечивают, будучи способными нырять на глубину до 6 км. И, вообще говоря, этого достаточно для большинства научных и военных целей, ведь 90% Мирового океана лежит на таких глубинах.
Но обеспечение жизнедеятельности человека в такого рода аппаратах значительно удорожает их стоимость. Это примерно тот же принцип, что и с космическими аппаратами. Вон роботизированные комплексы уже и за Плутоном небесные тела фотографируют, и по Марсу вполне бодренько марсоходы круги нарезают. А поди-ка, отправь туда человека! Удорожание на порядки, да и проблем с жизнеобеспечением белкового тела не оберёшься.
Вот потому в сообщении ТАСС о батискафе для военных и Марианской впадины кроется ещё одна негласная сенсация. До сих пор в России разворачивались достаточно ёмкие работы по производству подводных роботов. Правда, нередко происходило это по принципу дитяти о семи няньках, но главное — дело шло. И в своё время Царьград сообщал о том, что российские подводные роботы уже сегодня готовы нырнуть на глубины большие, нежели есть в Мировом океане. И, насколько известно, никто этих работ не прекращал.
А вот обитаемый батискаф — это шаг на следующую ступеньку. Какой она будет, посмотрим.
Источник: bazaistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]