Рассвет и закат «Зари»: история самого известного советского глиссера
16.12.2019 3 895 1 +98 DoubleU

Рассвет и закат «Зари»: история самого известного советского глиссера

---
+98
В закладки
Рассвет и закат «Зари»: история самого известного советского глиссера «Заря», судна, последнему, теплохода, который, техники, слову, теплоход, время, кладбищах, универсальным, серии, практически, метра, Союза, Советского, глиссера, закат, людей, песок

Полвека назад они рассекали по речным просторам всего Советского Союза, их можно было встретить практически в каждом порту. Гражданам СССР очень нравились эти прогулки по воде на судне, созданом по последнему слову техники, который к тому же совершил буквально транспортную революцию. Но время безжалостно идёт вперёд, и сегодня легендарные советские глиссеры «Заря» переживают свой закат. Сейчас они мало ходят по реке и все чаще стоят - какие-то в виде кафе, а некоторые в качестве мрачных призраков прошлого на кладбищах кораблей.

Рассвет и закат «Зари»: история самого известного советского глиссера «Заря», судна, последнему, теплохода, который, техники, слову, теплоход, время, кладбищах, универсальным, серии, практически, метра, Союза, Советского, глиссера, закат, людей, песок

История глиссирующего теплохода «Заря» начинается в 1961 году, когда были выпущены первые модификации судна, которых было немало. Пожалуй, самым известным типом глиссера был проект 946, который также выпускался в нескольких вариантах. Серийным производством теплохода занимался Московский судостроительный завод.

Глиссирующие суда серии «Заря» обладали следующими техническими характеристиками:
Полное водоизмещение: 30 тонн
Максимальная скорость: 45 км/ч
Полная вместимость: 86 мест (сидячих - 66 мест)
Длина: 22,4 метра
Ширина: 4,06 метра
Осадка: 0.5 метров (на ходу 0.4)

Рассвет и закат «Зари»: история самого известного советского глиссера «Заря», судна, последнему, теплохода, который, техники, слову, теплоход, время, кладбищах, универсальным, серии, практически, метра, Союза, Советского, глиссера, закат, людей, песок

Так как теплоход изначально планировался для массового производства, его строили по последнему слову техники того времени, стараясь сделать максимально универсальным в эксплуатации. Так, например, в передней части судна були установлены так называемые «морские сани», которые обеспечивают более безопасный проход на каменистом мелководье. Для облегчения общего веса глиссера в процессе его изготовления активно применялся стеклопластик.

Интересный факт: а вот именем теплоход обделили. Наименованием для этих судов обычно служило название «Заря», к которому добавлялся серийный номер.

Рассвет и закат «Зари»: история самого известного советского глиссера «Заря», судна, последнему, теплохода, который, техники, слову, теплоход, время, кладбищах, универсальным, серии, практически, метра, Союза, Советского, глиссера, закат, людей, песок

«Заря» действительно получился универсальным - он мог пришвартоваться практически к любому пологому берегу, даже если тот не имел специально оборудованного причала. Кроме того, его плоское днище позволяло зайти на берег, чтобы высадить людей на песок, а не в воду, а затем вновь выйти на воду.

Эти способности судна сделали его по-настоящему революционным в речном судоходстве Советского Союза. До этого многие труднодоступные населенные пункты оставались без связи с внешним миром по воде, теперь же такая возможность появилась. Но и большие города на реках обзавелись глиссерами для прогулок его жителей и гостей.

Рассвет и закат «Зари»: история самого известного советского глиссера «Заря», судна, последнему, теплохода, который, техники, слову, теплоход, время, кладбищах, универсальным, серии, практически, метра, Союза, Советского, глиссера, закат, людей, песок

Более тридцати лет «Зари» бороздили водные просторы СССР, но советская эпоха прошла, и в это же время начался закат глиссерной вехи в истории печного транспорта. Сегодня большинство теплоходов либо порезаны на металлолом, либо медленно ржавеют на корабельных кладбищах. Некоторые судна сейчас функционируют как прибрежные кафе, и лишь единицы, пройдя несколько этапов модернизации, до сих пор рассекают по водной глади.

Рассвет и закат «Зари»: история самого известного советского глиссера «Заря», судна, последнему, теплохода, который, техники, слову, теплоход, время, кладбищах, универсальным, серии, практически, метра, Союза, Советского, глиссера, закат, людей, песок

Глиссирующие суда серии «Заря» на кладбище кораблей в Белом море.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (1)
Добавить комментарий
Прокомментировать
  1. Диитрий
    #1 Диитрий Гости 9 августа 2022 17:27
    0
    Очень интересно, но вам нужен редактор, или вычитывать тексты перед публикацией: були - были; закат вехи?!(что это?!) "Более тридцати лет "ЗАри" бороздили" - "Более тридцати лет "ЗОри" бороздили"; "рассекают по водной глади" вульгарно до безграмотности! Как раз здесь самое место для - "рассекают водную гладь". Удачи!
[related-news]
{related-news}
[/related-news]