Владимир Челомей, ракета-носитель «Протон» и станции «Алмаз»
---
И еще раз о роли личности в истории…
В июне 1960 г. вышло Постановление , определившее на многие годы вперед пути развития отечественной ракетно-космической техники. Согласно этому Постановлению, ОКБ под руководством Генерального конструктора В. Н. Челомея приступило к разработке ракет – носителей для выведения на орбиту « тяжелых» космических аппаратов различного назначения.
Одной из таких ракет и была будущая ракета «Протон».
Согласно данному Постановлению, ОКБ В. Н. Челомея ( сейчас — «ОАО « ВПК «НПОмашиностроения») начало проектировать мощную универсальную ракету с массой полезной нагрузки около 20-25 тонн на орбите высотой 200-300 км. В далеком 1963 году завершилось эскизное проектирование УР -500.
Ракету решили делать в двухступенчатом варианте и использовать ее для космических запусков на орбиту спутников научного назначения в интересах Академии Наук СССР. Создание этой РН потребовало строительства на космодроме Байконур соответствующей инфраструктуры, включая двух уникальных стартовых комплексов. В начале осени 1964 года во время визита на космодром Байконур политического руководства страны во главе с Н. С. Хрущевым, В. Н. Челомей не без гордости продемонстрировал полномасштабный макет УР -500, установленный на пусковой стол вновь созданного стартового комплекса. Был также представлен макет шахтно — пусковой установки боевого варианта ракеты УР -500. Такой вариант в то время тоже рассматривался. Н. С. Хрущев в общем остался доволен, не преминув критически заметить по поводу военного применения: » Так что мы будем строить- коммунизм или шахты для ракеты УР -500?» Было ясно, что военный вариант Хрущева не вдохновил.
Кстати, прошло более 50 лет, а построенные для Челомея стартовые комплексы «работают» и сегодня, с них запускаются различные космические аппараты, включая зарубежные.
Генеральный конструктор, академик В. Н. Челомей
Первый пуск новой РН, а ее назвали универсальной ракетой УР-500, состоялся 16 июля 1965 г. Она вывела на околоземную орбиту научный спутник «Протон-1» (общая масса созданного в ОКБ В. Н. Челомея спутника составила 12,2 т). Этот пуск имел особое историческое значение, поскольку именно он открыл биографию ракеты-носителя «Протон», самой мощной РН в СССР и сегодняшней России. По названию спутника назвали и ракету – носитель — «Протон».
Вскоре было принято известное лунное Постановление от 3 августа 1964 года переориентировать ее на запуски еще более тяжелых космических аппаратов,
для чего перевели разработку ракеты на трехступенчатый вариант: добавили третью ступень и разгонный блок» Д» ( разработки ЦКБЭМ, С. П. Королев) для дальнейших перелетов с орбиты Земли!
Н. С. Хрущев четко изложил свой взгляд на задачи нашей космонавтики: «Луну американцам не отдавать!» К исходу октября 1964 года после отставки Н. С. Хрущева отношение руководства страны к Челомею резко изменилось. Все то, что было связано с Н. С. Хрущевым у Л. И. Брежнева и его окружения ( в частности, у Д. Ф. Устинова) вызывало недоверие и подозрительность. Началось некоторое торможение, которое наращивалось! Но только не » Протона». Его ничем нельзя заменить. Да и сейчас он мощнее, чем французский «Ариан -5».
16 ноября 1968 г., по этой же научной программе, «Протон» в трехступенчатом варианте вывел на орбиту Земли научный спутник «Протон-4» массой уже в 17 тонн.
Новой страницей в истории отечественной космонавтики стала программа пилотируемого облета Луны с использованием трехступенчатого « Протона». Космический ракетный комплекс состоял из «Протона», разгонного блока и космического корабля.
Первый пуск комплекса был произведен 10 марта 1967 г. с аппаратом «Космос-146», упрощенным беспилотным прототипом будущего лунного корабля. По этой программе было осуществлены еще несколько пусков.
Однако после пилотируемого облета Луны американским кораблем «Аполлон – 8» лунный проект потерял смысл и дальнейшие работы по этой программе были прекращены — советская пилотируемая программа по облету Луны была свернута.
Но на разработанном в ОКБ В. Н. Челомея «Протоне» с разгонными блоками на Луну, Марс и Венеру полетели отечественные автоматические исследовательские аппараты фирмы Н. Бабакина. На Землю был доставлен лунный грунт. По Луне двигались « Луноход -1,- 2».
Было время, когда успехи советской космонавтики были заметны и вызывали чувство зависти у европейцев и американцев. А у нас – чувство гордости за свою страну, за нашу космонавтику!
Огромную роль в этом, конечно, сыграла разработанная в ОКБ Челомея РН « Протон» и освоенное, надежное производство ракет в цехах московского Завода им. Н. В. Хруничева.
Идет сборка » Алмаза». Слева в костюме, без белого халата ( это явное нарушение существующего порядка) ваш покорный слуга Igor Postnikov, рядом находится начальник сборочного цеха Завода им. Н. В. Хруничева Стас Воронцов.
Следующей крупной программой стал проект комплекса «Алмаз» с орбитальной пилотируемой станцией (ОПС) «Алмаз», разработанный в ЦКБМ (так тогда называлось фирма В. Н. Челомея). ОПС «Алмаз» оснащались комплексом аппаратуры, с помощью которой экипаж должен был наблюдать за земной поверхностью с передачей результатов в спускаемых капсулах или по радиоканалу.
Слева направо: космонавт В. Зудов, секретарь ЦК КПСС Я. Рябов, академик В. Челомей и космонавт Ю. Артюхин ( из первого экипажа » САЛЮТА -3″, т. е. «Алмаза») внутри ОПС » Алмаз».
Для обеспечения постоянного функционирования станции на околоземной орбите в Филиале №1 ЦКБМ началась работа по проекту создания другого компонента программы « Алмаз»:транспортного корабля снабжения (ТКС). Он состоял из функционально-грузового блока (ФГБ) — его прототип « Заря» сейчас летает в составе МКС, и многоразового возвращаемого аппарата . Все эти аппараты выводились на орбиту Земли «Протонами». Оглянемся назад – гениальный Челомей это все предвидел, именно он, и никто другой, создал « Протон» с тягой 900 тонн на старте!
На космическом ринге, как и в боксе, не все решается в открытом бою. Наступило время интриг вокруг разработки Челомея по ОПС« Алмаз»!
В ЦКБЭМ ( В. П. Мишин, сменивший после кончины С. П. Королева) была полностью провалена программа пилотируемых полетов по высадке наших космонавтов на Луну. После четырех безуспешных попыток запустить РН« Н1» на орбиту, Правительство страны было вынуждено закрыть эту программу. СССР остался без возможности послать своего космонавта на Луну. А американцы последовательно отправляли «своих людей» на нее, начиная с корабля « Аполлон -11» в 1969 году.
Создалась сложная, объективно сложная ситуация в нашем космическом доме — огромный коллектив инженеров и рабочих ЦКБЭМ остался без «куска хлеба». Начался поиск выхода из ситуации… за счет других фирм. Где бы, чего « откусить»! Подогревалась эта ситуация заявлениями американцев о необходимости создания долговременных орбитальных станций, длительно функционирующих на орбите Земли! Ближе всех к реализации этой программы был Челомей, но «Алмаз» проектировался по ТЗ Минобороны…
ЦКБЭМ, беспартийный космонавт Константин Феоктистов, вышел в ЦК КПСС с » гениальным» предложением к Д. Ф. Устинову отнять у конкурента, Владимира Челомея несколько корпусов станций, изготовленных на Заводе им. Хруничева по программе « Алмаз».
« На верху» стали оказывать «определенное» давление на Челомея и его фирму – спасай коллег за свой счет, ну, поделись с ЦКБЭМ! А если по – простому, то отдай долговременные полеты конкуренту! Впереди 100- летие со дня рождения В. И. Ленина, нужно отметить чем -то выдающимся, а Вы – Челомей не успеваете осуществить свой запуск» Алмаза» к торжественной дате.
В феврале 1970 г. вышло Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР о разработке и создании в ЦКБЭМ долговременных орбитальных станций ДОС на базе уже готовых корпусов челомеевских станций «Алмаз» с использованием элементов « Союза». У Челомея увели идеи и материальную часть. Идеи Челомея и американцев — создателей МКС оказались идентичными.
В результате чего ЦКБЭМ стало пионером долговременных пилотируемых полетов в СССР, появились станции ЦКБЭМ «Салют» и начались их пилотируемые полеты, а собственно «Алмазы»
( оставшиеся образцы) тоже разрешили запускать с космонавтами так же под названием «Салют -3.5», а не « Алмаз». Ну, не выбрасывать же уже готовые станции Челомея! Экипажи » Алмазов» состояли из двух космонавтов: П. Попович и Ю. Артюхин ( « Салют -3»), В. Жолобов и Б. Волынов ( 1-й экипаж) , Ю. Глазков и В. Горбатко ( 2-й экипаж) (« Салют -5»). На » Алмазы» их доставляли » Союзы», по той же схеме, как и сейчас доставляют космонавтов на МКС. После » Салюта-5″ оставался еще один «Алмаз», оснащенный радиолокатором. Но запустить его» верхи»не дали и ЦКБМ осталось отлученным от пилотируемых полетов. Этот аппарат и сейчас находится в цехе -выставке ОАО » ВПК» НПО машиностроения». Посетители выставки с большим интересом смотрят на уникальный аппарат и по трапу залезают на его борт. И школьники, и студенты МГТУ им . Баумана- в качестве пропаганды высоких технологий! А ведь мы могли запустить в космос радиолокатор высокого разрешения раньше американцев! Нам заявили, что стране достаточно полетов только аппаратов ЦКБЭМ! А вначале, ведь, просили оказать им только помощь!
Актовый зал ЦКБМ. Впереди идут космонавты Ю. Глазков и В. Гобатко, возвратившиеся на Замлю после полета на ИСЗ » Салют -5″. Несколько сзади В. Н. Челомей. Далее космонавты В. Шаталов и Н. Береговой. Эта встреча состоялась на нашей фирме после успешного выполнения программы полета в составе » Алмаза» (ИСЗ «Салют -5»). Я присутствовал на этой встрече с космонавтами.
При этом сроки создания ТКС были сдвинуты на несколько лет. На РН «Протон» шла автономная отработка многоразового пилотируемого возвращаемого аппарата, созданного у Челомея (6 полетов в беспилотном варианте). Таких аппаратов в настоящее время в России ни одна российская космическая фирма создать не смогла.! Американцы фирмы « Боинг», увидев стендовые и летные образцы этих аппаратов в цехе нашей фирмы, очень удивились и начали « слюни пускать»!
Кстати, запустить ДОС фирма ЦКБЭМ в честь знаменательной даты , конечно, не успела. Первый ДОС ( «САЛЮТ») запустили с опозданием, только 19 апреля 1971года. Притом космонавты В. Шаталов, А. Елисеев и Н . Рукавишников , стартовавшие в корабле « Союз-10» 23 апреля 1971 года не смогли перейти в ДОС из -за отказа стыковочного узла на » Союзе — 10″. Космонавтам пришлось возвратиться обратно на Землю.
Многоразовый возвращаемый аппарат программы » Алмаз». Многоразовые аппараты были в космосе по программе » Спейс Шаттл», но позже ( и конечно с людьми).
ТКС запускался начиная с 1977 года в беспилотном варианте под названиями «Космос-929», «Космос-1267», «Космос-1443». На его базе созданы для МКС российские станции «Заря» и « Звезда».
С 1975 года начались запуски РН « Протон» с разгонными блоками на геостационарные орбиты спутников связи и телевидения. Отечественных и зарубежных!
В 1976 году вышло Постановление по разработке систем с автоматическими аппаратами « Алмаз» Челомея на базе ОПС » Алмаз». В период 1987 – 1991 гг. РН « Протон» были выведены на орбиту два автоматических космических аппаратов « Алмаз»: один в прессе назвали «Космос -1870» , другой уже, наконец -то… «Алмаз -1». Они впервые в СССР проводили съемки с высоким разрешением, радиолокационные съемки поверхности Земли в течение 3,5 лет. Большой разрыв от начала разработки до пусков объясняется негативным отношением » верхов» к этой программе — она была приостановлена на 6 лет и возобновлена только в 1986 году уже после кончины непримиримых : Челомея и секретаря ЦК КПСС Устинова. Полученная информация с интересом рассматривалась американцами и европейцами, радиолокационные снимки ими приобретались.
Пилотируемые полеты « верхи» отняли, но автоматические аппараты в 1976 году оставили за фирмой Челомея, так как только она была способна в СССР создать и обеспечить радиолокационное наблюдение из космоса. Конечно с кооперацией, в первую очередь, с успешной радиолокационной фирмой « Вега».
» Алмазы» были оснащены радиолокаторами для ведения наблюдения всепогодно, вне зависимости от наличия солнца, днем и ночью, и при полной облачности, т. е. при любой метеообстановке! Полученная во время полярной ночи в Антарктиде информация помогла оценить ледовую обстановку вокруг научного судна » Сомов» и наметить план спасения полярников. Артур Челингаров это помнит, мы привозили ему снимки. Во время симпозиума в Вашингтоне в 1992 году был продемонстрирован радиолокационный снимок, полученный » Алмазом», г. Ливермора и Ливерморской лаборатории им. Лоренца, сверхзакрытого научного объекта США. И не только этот снимок! Присутствующие в зале были ошеломлены. Я наблюдал за реакцией американцев, так как был докладчиком на этом симпозиуме. Многие участники симпозиума даже не догадывались, что мы обладаем таким инструментом наблюдения.
Программа государственных испытаний РН » Протон», включавшая 61 полет, завершилась 29 сентября 1977 года запуском ракеты — носителя с долговременной орбитальной станцией » Салют -6″ ( ЦКБЭМ). РН « Протон» была принята в эксплуатацию и уже 35 лет верно служит отечественной космонавтике. За это время были осуществлены успешные выведения на различные орбиты 341 космического аппарата. Конечно, все корабли из состава комплекса «Мир», как и все элементы российского сегмента Международной космической станции «Заря» и » Звезда» выводились на орбиту Земли РН » Протон»!
Эксплуатацию и дальнейшее совершенствование ракеты в настоящее время осуществляет Центр им. М. В. Хруничева.
Пожелаем же «Протону» успехов, ведь впереди комплексные исследования территорий Марса, Юпитера, Сатурна и других объектов Солнечной системы. Можно ожидать в 2016 -2017 году
полета к Луне аппарата «Луна -27». Конечно без космонавтов, в беспилотном варианте!
Технологический » Алмаз» на постаменте около Монреальского павильона ВДНХ.
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]