«Но уже никогда над землёй не взлетать»: какой была судьба последнего самолёта «Дуглас»
15.12.2019 5 280 0 +171 Agagrinn

«Но уже никогда над землёй не взлетать»: какой была судьба последнего самолёта «Дуглас»

---
+171
В закладки
В ДРК руководство аэропорта города Гома разрезало на метал самолёт С-47. От рухляди избавились, копейку на вторсырье заработали. Но этот аэроплан в 1945 году стал последним, сошедшим с конвейера, — и был личным подарком президента Кеннеди главе Республики Конго Мобуту. О холодной войне СССР и США в Африке, битве за уран и судьбе легендарной «Дакоты» — в нашей статье.

«Но уже никогда над землёй не взлетать»: какой была судьба последнего самолёта «Дуглас» Мобуту, Конго, Кеннеди, «Дуглас», всего, самолёт, Африке, просто, конечно, Девлин, президент, президента, власть, только, Касавубу, время, власти, государства, «Дакоту», более

«А ведь было же время — и пели турбины…»

С-47, он же DC-3, он же Ли-2, он же «Дакота», он же «Воздушный поезд», он же «Альбатрос» — мало какой самолёт может с полным правом претендовать на то, чтобы называться «одним из самых известных в мире».

Притом что он не покрыл себя неувядаемой славой грозного истребителя или несокрушимого бомбардировщика — да нет, обычный военный транспортник, простая «рабочая лошадка». Но эта безыскусная машина за свою долгую жизнь поучаствовала в большинстве конфликтов на земном шаре — а в гражданской своей ипостаси фактически заложила основы системы массовых пассажирских перевозок.

Неприхотливый, простой и — самое главное — фантастически надёжный самолёт: отдельные экземпляры продолжают летать и в наши дни, несмотря на то, что массовое производство было прекращено десятки лет назад.

Во время Второй мировой «дакоты» перевозили грузы и высаживали десанты — в огромной степени повлияв на ход военных действий. Северная Африка, Италия, Франция, Голландия, Греция, Индия, Китай, Бирма, Филиппины, Новая Гвинея — нет такого места, где бы эти толстенькие длиннокрылые птички не выбрасывали парашютистов, доставляли боеприпасы, эвакуировали раненых и вели разведку.

В СССР С-47 и его лицензионный вариант Ли-2 фактически стали главной составляющей военно-транспортной авиации: Курская дуга, наступление в Белоруссии и на Украине, освобождение Крыма и Прибалтики, Одерская и Берлинская операции, война с Японией — без «дугласов» было просто не обойтись.

«Но уже никогда над землёй не взлетать»: какой была судьба последнего самолёта «Дуглас» Мобуту, Конго, Кеннеди, «Дуглас», всего, самолёт, Африке, просто, конечно, Девлин, президент, президента, власть, только, Касавубу, время, власти, государства, «Дакоту», более

После 1945 года тысячи С-47 разлетелись по всему свету — часть осталась в строю, обеспечивая армии разных стран в разных войнах, от Кореи до Родезии, часть выкупили частные и государственные авиакомпании. Самолёт оказался идеальной машиной для ближних перевозок — особенно там, где нет дорог, а есть направления.

Вплоть до начала 1960-х годов «Дуглас» был самым распространённым лайнером в мире. Из неба Европы и Америки его постепенно вытеснили реактивные самолёты — но на остальных континентах он продолжал трудиться в полный рост.

В том числе — в Африке.

«У них первый был вопрос — свободу Африке…»

Где-где, а на Чёрном континенте середины ХХ века «Дуглас» С-47/DC-3 был без сомнения САМЫМ распространённым самолётом. Дагомея (Бенин) и Габон, Конго (Браззавиль) и Конго (Заир), Египет и Ливия, Эфиопия и Марокко, Ангола и Мозамбик, Чад и Нигер, Нигерия и мятежная Биафра, Северная Родезия (Замбия) и Южная Родезия (Зимбабве) — в каждой из этих стран «Альбатрос» возил людей, коров, маис, пулемёты, бензин, хлопок, золото, навоз и вообще всё, что можно было поместить внутрь фюзеляжа.

С 1960-го года в Африке полным ходом пошёл процесс деколонизации — но, как это часто и бывает, благое по сути дело на поверку обернулось кровью и хаосом. По континенту заплясал огненный смерч гражданских войн — молодые независимые государства ринулись увлечённо строить демократию, с размахом используя все необходимые инструменты малого, среднего и большого калибра.

Хуже всего было то, что за этим мировым пожаром внимательно следили влиятельные игроки, потихоньку подливавшие масла в огонь. Капстраны преследовали свои цели, соцлагерь — свои, а расплачиваться приходилось третьему миру, ставшему заложником в холодной войне сверхдержав.

«Конго, горит земля твоя сейчас…»

Первым запылало Конго — бывшая бельгийская колония получила независимость 30 июня 1960 года, а уже через неделю в армии вспыхнул мятеж и пошла резня всех, у кого кожа была чуть светлее, чем каменный уголь. Ещё спустя пару дней от Конго отделилась богатая полезными ископаемыми провинция Катанга — ключевая для экономики страны территория.

«Но уже никогда над землёй не взлетать»: какой была судьба последнего самолёта «Дуглас» Мобуту, Конго, Кеннеди, «Дуглас», всего, самолёт, Африке, просто, конечно, Девлин, президент, президента, власть, только, Касавубу, время, власти, государства, «Дакоту», более

DC-3 в Конго, 1960 год

Втихую сепаратистов поддержал Брюссель, поскольку большинство местных шахт принадлежало крупным бельгийским компаниям. В ООН заговорили о введении «голубых касок», на континент потянулись «дикие гуси», а местные лепили всем свинцовые примочки, не разбираясь особо, кто там в прицеле.

Премьер-министр Конго Патрис Лумумба кинулся за помощью к СССР: Катангу необходимо было удержать любой ценой, лучше всего военной силой — а кто мог сделать это лучше, чем советские специалисты? Тем более что они все как один выступали против проклятого колониализма и международного империализма. Помощь из Москвы хлынула даже не потоком, а рекой: уже через месяц в Конго прибыли до тысячи наших граждан!

И вот тут Вашингтон запаниковал. Ну, почти.

Белый дом без шуток обеспокоило, что безбожные коммунисты будут разносить по Африке заразу большевизма, отвращая наивных негров от прелестей свободного рынка и демократии — но это-то ещё полбеды. Первым сообразил о куда более серьёзной для США угрозе глава резидентуры ЦРУ в Конго Лоренс Девлин: увеличение советского влияния в Конго чуть ли не автоматически влекло за собой прекращение поставок урана в США.

Прощай, ядерная программа! Цитадель демократии останется голой и беззащитной, ну а Советы, естественно, приступят к массовому производству атомных бомб на каждом свечном заводике и тут же раздадут их всем желающим.

В общем, гибель свободного мира не за горами — шеф, что делать, что делать, гипс снимают, клиент уезжает!

По крайней мере, так это выглядело в шифротелеграммах из Леопольдвилля, которыми Девлин безостановочно забрасывал Лэнгли. Насчёт скорой гибели США глава ЦРУ Аллен Даллес, вероятнее всего, усомнился — но вот мысль про уран ухватил мгновенно и тут же доложил об этом президенту Эйзенхауэру. Судьба Конго была решена.

«Но уже никогда над землёй не взлетать»: какой была судьба последнего самолёта «Дуглас» Мобуту, Конго, Кеннеди, «Дуглас», всего, самолёт, Африке, просто, конечно, Девлин, президент, президента, власть, только, Касавубу, время, власти, государства, «Дакоту», более

Лоренс Девлин в Конго

Из Лэнгли Девлину пришло устное предложение убить Лумумбу — в прямом смысле. Послание передал учёный-химик, прибывший в Конго с набором ядов — а уж в какую варёную маниоку или там чашку с кофе Девлин яд подсыплет, это его дело. Но, подчеркнул токсиколог, все должно быть чисто — чтобы не дай Бог и ни-ни-ни!

США, как известно, твёрдо стоят на страже закона и уважают священный выбор любого народа — и конечно, ни разу, никогда, ни при каких обстоятельствах не вмешиваются во внутренние дела других государств. А кто утверждает обратное — тот коммунист и против всего хорошего.

Нет человека — нет проблемы, а что жертвой станет премьер-министр вообще-то независимого и суверенного государства — ну… дело житейское, ничего личного, только бизнес.

Девлин, как он потом неоднократно заявлял публично и в мемуарах, пришёл в тихий ужас и воспротивился этому «по моральным соображениям» — дескать, это как-то совсем не по-людски: чай, интеллигентный премьер, а не Гитлер какой. Врал, наверное, — судя по всему, резиденту в случае чего не хотелось становиться козлом отпущения. Девлин затребовал от курьера письменный приказ президента, а не просто заверения, что старина Айк, мол, в курсе и даёт зелёный свет. Спасибо, плавали, знаем.

Даллес, естественно, за таким приказом в Белый Дом идти не хотел — знал, что президент (действительно мечтавший избавиться от Лумубмы) никогда не поставит свою подпись под столь убийственной бумагой. Тут не импичмент, тут полноценный тюремный срок мог прилететь. В итоге вопрос с ликвидацией Лумумбы как-то сам собой подвис.

Пока разведка раздумывала, как бы похитрее и по-тихому всё-таки грохнуть премьера, Госдепартамент начал оказывать на конголезского президента Жозефа Касавубу чудовищное давление — всё-таки на кону стоял уран, а не поставки детского питания. Не в силах противостоять столь пылким увещеваниям из-за океана, Касавубу сместил Лумумбу с поста главы кабмина — и в тот же день премьер-министр объявил о низложении президента. Сторонники и того и другого схватились за оружие — а в Вашингтоне схватились за голову.

Анекдот про битву за избушку лесника, который в конце концов пришёл и выгнал воюющие стороны, обернулся правдой.

Устав наблюдать за этим, вульгарно выражаясь, бардаком и выслушивать ежечасные требования Лумумбы и Касавубу арестовать противную сторону, начальник Генерального штаба конголезской армии полковник Жозеф-Дезире Мобуту 14 сентября объявил, что берёт власть в свои руки и формирует новое правительство.

Страна, дескать, нуждается в спасении, а не в злобной сваре двух высших должностных лиц. То, что за этим переворотом торчали звёздно-полосатые уши было понятно всем, но прямых доказательств не было. Как не были известны и суммы, потраченные из «чёрного бюджета» ЦРУ — но денег, понятно, не жалели.

«Но уже никогда над землёй не взлетать»: какой была судьба последнего самолёта «Дуглас» Мобуту, Конго, Кеннеди, «Дуглас», всего, самолёт, Африке, просто, конечно, Девлин, президент, президента, власть, только, Касавубу, время, власти, государства, «Дакоту», более

Жозеф Касавубу и Патрис Лумумба

Протестующего Лумумбу заключили под домашний арест и охрану миротворцев из ООН — откуда он позже сбежал и в начале 1961 года был убит. Ну а всем советским гражданам, от врачей до дипломатов, Мобуту приказал в кратчайшие сроки убраться из страны — на сборы дали 48 часов.

Технику, которую СССР поставил правительству Лумумбы, Мобуту решил оставить себе. Правда, «отжать» получилось только то, что было на колёсах — советские лётчики успели поднять в воздух свои машины и улететь в Египет, к немалой досаде нового правительства.

«Вольные люди советской державы, мы Африке шлём привет…»

К родине победившего социализма Мобуту симпатий не питал. Не в последнюю очередь потому, что уже тогда получал фантастически щедрую финансовую помощь от ЦРУ — о чём, конечно, стало известно только годы спустя.

Генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв, выступая на заседании Генеральной Ассамблеи ООН осенью 1960 года, открыто заявил об этом ещё тогда — но в разгар холодной войны от слов главы советского государства отмахнулись. Мол, что ж ещё главкоммунисту делать, как не обвинять свободный мир, русская propaganda и kleveta, понятное дело.

А ведь Хрущев с высокой трибуны дословно произнёс: «Империалисты-колонизаторы отыскали Мобуту, снабдили этого и других отщепенцев-изменников конголезского народа деньгами, стали подкупать, армию, чтобы, опираясь на неё, продолжать колониальный грабёж». При этих словах генсек ООН Даг Хаммаршёльд саркастически ухмыльнулся — зря. Сто раз был прав Никита Сергеевич — продался Мобуту.

Конго осталось прозападным, уран — американским. Одержав нешуточную победу, в Вашингтоне утёрли пот со лба и начали внимательнее присматриваться к Мобуту. Президента Касавубу (вновь занявшего этот пост в начале 1961 года) в Белом доме всерьёз не воспринимали — всем мало-мальски умным людям было ясно, что ключевой фигурой в этой стране стал именно Мобуту, получивший к тому времени генеральские погоны.

То, что Мобуту имел самое опосредованное отношение к демократии, правам человека и политическим свободам, администрацию США не смущало.

Как не смущало и то, что армия, которую он возглавлял, творила в Конго что хотела, ведя счёт жертвам среди мирного населения на десятки тысяч.

«Но уже никогда над землёй не взлетать»: какой была судьба последнего самолёта «Дуглас» Мобуту, Конго, Кеннеди, «Дуглас», всего, самолёт, Африке, просто, конечно, Девлин, президент, президента, власть, только, Касавубу, время, власти, государства, «Дакоту», более

Жозеф Мобуту

Новый президент США Джон Кеннеди, может, и кривился при получении известий об очередных массовых бессудных расстрелах и повешениях — но публично власти Конго не критиковал. Более того, советник по национальной безопасности Макджордж Банди, оголтелый «ястреб» и матёрый антикоммунист, убедил Кеннеди пригласить Мобуту в Америку.

Тем более что к тому времени — 1963 год — генерал на каждом углу заявлял, что он и только он является «Величайшим Защитником Западных Ценностей на Чёрном Континенте» (каждое слово с большой буквы — во всех газетах и книгах). Так что неплохо было бы с ним поручкаться — и коммунистов из Конго выгнал, и с ураном помог, чего уж там. А что руки по локоть в крови и казнокрад фантастический — так наш же сукин сын…

«Что тебе подарить, человек мой дорогой?»

В мае 1963 года Мобуту прилетел в Вашингтон для встречи с Кеннеди. Не глава государства прибыл, не первый министр, не флагман индустрии и совесть нации — всего лишь командующий вооружёнными силами. Но — президент США принял его как равного. Встреча, как и полагалось, прошла в тёплой и дружественной обстановке.

Перед выходом к прессе для церемониального фото Кеннеди совершенно искренне поблагодарил Мобуту: «Генерал, если бы не вы, то всё бы рухнуло и Африку захватили бы коммунисты». «Ну что вы, господин президент, — скромно улыбнулся военный. — Я всего лишь делал своё дело».

Помимо договорённостей о широкой финансовой и военной помощи, для Мобуту приготовили подарок лично от президента Соединённых Штатов — традиция требовала. Портрет Вашингтона дарить было бессмысленно, ковбойскую шляпу — мелочно, деньги — не принято… но что-то же надо дарить?

Мобуту, к тому времени вошедший во вкус больших денег и большой власти, хотел иметь личный реактивный самолёт — ну, например, «Локхид Джет Стар». Игрушка дорогая, эксклюзивная, комфортная и к тому же практичная: Конго — страна немаленькая, пока доедешь куда-то, внуки успеют состариться, а на самолёте мигом домчат.

Об этой мечте он намекал задолго до встречи с президентом — но американцы решили, что губа у генерала не дура, обойдётся чем-нибудь попроще.

Когда Кеннеди объявил Мобуту что в знак глубокой признательности и нерушимой дружбы он дарит тому самолёт, генерал сперва обрадовался — но вскоре едва сумел скрыть огорчение, когда узнал, что это за летательный аппарат. Вместо новенького «бизнес-джета» Мобуту преподнесли почтенного возраста «Дакоту» VC-47 (V означало VIP).

«Но уже никогда над землёй не взлетать»: какой была судьба последнего самолёта «Дуглас» Мобуту, Конго, Кеннеди, «Дуглас», всего, самолёт, Африке, просто, конечно, Девлин, президент, президента, власть, только, Касавубу, время, власти, государства, «Дакоту», более

VC-47, подаренный Мобуту

Это был самый последний «Дуглас» С-47, произведённый на территории США, — он сошёл с конвейера 23 ноября 1945 года, после чего производство 47-х остановили (однако базовую модель — DC-3 — ещё какое-то время выпускали). В каком заброшенном ангаре какой захолустной авиабазы его откопали — неизвестно. Может, вообще из музея вытащили.

Самолёт, конечно, оформили по высшему классу — поставили новую авионику, убрали салон в шёлк и бархат, поставили радио-телевизоры-магнитофоны, но всё же 18-летний «Дуглас» нанёс ощутимый удар по самолюбию Мобуту. Конголезец посчитал, что американцы просто решили избавиться от старья — что, положа руку на сердце, было похоже на правду.

Сам Мобуту позже вспоминал, что Кеннеди вроде бы в какой-то момент согласился удовлетворить просьбу о личном реактивном самолёте, но помешали зловредные американские военные. Дескать, какой-то безымянный полковник из Пентагона объяснил генералу, что в условиях Конго «бизнес-джет» не нужен, а нужен именно «Дуглас»: простой, удобный, не такой быстрый, конечно, но зато надёжный. И Мобуту, простая душа, согласился. Красивая история…

Примечательно, что этот факт Мобуту помнил до конца дней своих. В 1965 году он совершил ещё один переворот и стал единоличным правителем Конго (которое переименовал в Заир). Уже сосредоточив в руках необъятную власть и колоссальные богатства, уже имея в своём распоряжении целый парк «роллс-ройсов» и «мерседесов», уже обедая на золотых сервизах с платиновым напылением, — он всё равно хранил в сердце обиду.

Дело было даже не столько в самолёте, сколько в скрытом намёке, заключённом в подарке: довольствуйся тем, что есть, и не забывай благодарить; то, что мы союзники вовсе не означает, что мы друзья.

Такие вещи Мобуту считывал безошибочно.

Тем не менее, самолёт с бортовым номером 9T-JDM президент всё-таки использовал — хотя и не часто. С появлением «конкордов» владыка Заира завёл привычку чуть что арендовать их для своих нужд — например, слетать в Европу полечить зубы. Вопрос цены диктатора никогда не волновал — в его распоряжении была целая страна, а личное состояние исчислялось миллиардами.

Подаренный Кеннеди «Дуглас» постепенно старел, летал всё реже, и в 1981 году его выставили на продажу. «Дакоту» купила небольшая местная авиакомпания «Вирунга Эйр» (новый бортовой номер 9Q-CAM) и успешно её использовала вплоть до самого конца ХХ столетия — как и было сказано, надёжнее машину ещё надо было поискать.

Что удивительно — несмотря на интенсивную эксплуатацию, VIP-интерьер в салоне оставался нетронутым — вплоть до самого конца нулевых. Пассажиры на рейсах в Букаву, Бутембу или Касонго испытывали неподдельную гордость, что летят на историческом самолёте.

«Но уже никогда над землёй не взлетать»: какой была судьба последнего самолёта «Дуглас» Мобуту, Конго, Кеннеди, «Дуглас», всего, самолёт, Африке, просто, конечно, Девлин, президент, президента, власть, только, Касавубу, время, власти, государства, «Дакоту», более

«Только время приходит — и кончен полёт…»

К середине 1990-х годов власть Мобуту пошла трещинами. Страна нищала, оппозиция зверела, армия с подавлением протестов не справлялась, 80 процентов населения искали работу, а денег (как и еды, лекарств и прочего имущества) у народа не было вовсе.

Жутчайший по своим последствиям геноцид 1994 года в Руанде (миллион человек истребили за сто дней) привёл к невиданному потоку беженцев в Конго — около двух миллионов за считанные недели, — что спокойствия не прибавило, а голод только усугубило.

Страна напоминала болото — вязкое, медленное, с непрерывно копящимся горючим газом под тонким внешним слоем. В 1996 году этот газ бахнул — вооружённая оппозиция начала Первую Конголезскую войну. Сопротивления повстанцы почти не встречали, пёрли на Киншасу, как по проспекту, — и до Мобуту наконец дошло, что лучше потерять власть, чем голову.

Президент бежал — сначала в Того, а потом в Марокко, где осенью 1997 года умер от рака. Награбленное богатство — дворцы, усадьбы, машины, самолёты, мебель, картины — пришлось бросить. И уж конечно про старенькую «Дакоту», дряхлевшую где-то в глуши, он не вспоминал.

В начале нынешнего столетия коллекционеры самолётов обнаружили этот «Дуглас» мирно спящим на аэродроме города Гома на озере Киву. Уникальную «Дакоту» хотели купить многие — тем более что и цену изначально просили божескую, — но всё упиралось в разборку и вывоз.

В Африке практически любое действие сопровождается «откатом», просто так там не получить даже самой пустяковой бумажки, а уж если речь идёт о самолёте…

Власти аэропорта, власти города, власти провинции, центральная власть, армия, полиция, бизнесмены, посредники, полевые командиры, наконец, просто бандиты — платить надо всем, а гарантий при этом никаких. Естественно, что стоимость покупки и транспортировки мгновенно вырастала до небес и коллекционеры отступались.

С-47 постепенно приходил в негодность — к середине 2010-х годов армия и боевики начисто разграбили как интерьер салона, так и начинку. К тому же администрация аэропорта настойчиво требовала избавиться от «этой рухляди». До поры до времени владелец «Дакоты» как-то улаживал вопрос — но осенью 2019 года прозвучал ультиматум.

«Но уже никогда над землёй не взлетать»: какой была судьба последнего самолёта «Дуглас» Мобуту, Конго, Кеннеди, «Дуглас», всего, самолёт, Африке, просто, конечно, Девлин, президент, президента, власть, только, Касавубу, время, власти, государства, «Дакоту», более

Последний военный «Дуглас» С-47, произведённый в США, лично подаренный самому богатому африканскому диктатору самым могущественным человеком Америки просуществовал на этом свете 27020 суток — 73 года, 11 месяцев и 23 дня.

Пятнадцатого ноября 2019 года его не стало.

Хорошая была машина.

Больше таких не делают.

Серж дю Тойт
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]