Advocatus Diaboli: почему не нужно запрещать «Новую хронологию»
---
В Ярославле открывается «музей Фоменко и Носовского», посвящённый одной из самых диких псевдоисторических теорий. Казалось, «Новая хронология» надёжно канула в Лету и упоминать её положения всерьёз так же неприлично, как ловить монстра в озере Лох-Несс. А тут целый музей… Как рождаются бредовые теории и почему нельзя запрещать идеи «хроноложцев» — сейчас расскажем.
Тягостное недоумение вызвала новость: в центре Ярославля в декабре 2019 года торжественно открывается музей «Новой хронологии». Посетителям интерактивно расскажут и покажут, что вся история переписана коварными учёными и политиками. Это произойдёт в бывшем особняке князя Куракина, где до «хроноложцев» некоторое время находился бордель в более традиционном смысле.
Сие известие возмутило решительно всех любителей истории, от монархистов до коммунистов.
«Запретить! Это же опасная антинаучная дичь и попросту оголтелое враньё!»
Однако если взглянуть на ситуацию под другим углом, то можно сделать вывод: возмущаться, бить в колокол, разоблачать и высмеивать «теорию Фоменко-Носовского» — святое дело с точки зрения элементарного здравомыслия и самоуважения, но запрещать её не стоит. И вот почему.
Немного предыстории
На рубеже веков «Новая хронология» была везде.
Огромные тиражи и особые книжные полки в магазинах. Упоминания в масс-медиа и в выступлениях ВИПов. О том, что «история переписана и нам врали», говорили министры и таксисты, богема и домохозяйки. Многим казалось, что всё здание исторической науки шатается — и истина где-то рядом благодаря умным советским математикам.
Научное сообщество историков долго относилось к «хронологам» с брезгливым недоумением географа, которому предложили рассмотреть теорию плоской земли. Однако всему есть предел, и, когда фамилии Фоменко и Носовского стали звучать из каждого утюга, — наука стала отвечать. Историки, археологи, лингвисты, астрономы, математики — все не отказали себе в удовольствии как следует пройтись по Выбегаллам.
Фоменко и Носовский читают лекцию
Тиражи разоблачительных публикаций составили лишь доли процента от заполнивших книжные магазины трудов «ниспровергателей». Однако в игру вступил его величество интернет. А также начавший проклёвываться интерес читателей к тому, что было на самом деле.
Подробное, профессиональное и убедительное разоблачение каждого из пунктов «хроноложества» находится ныне в два-три клика. Каждый из тезисов при ближайшем рассмотрении оказывается нагромождением вранья, передёргивания, манипуляций и прочих форм аргументации, за которые в старые добрые времена полагалось применять канделябр.
Под этими ударами «Новая хронология» сдулась. С полок с топами продаж её тома переместились в разделы околоисторического треша для любителей. Они заняли заслуженное место рядом с хладными сказами про русичей, сражавшихся на виманах с космофлотом рептилоидов Нибиру, и копание Чёрного моря древними тюрками на тибетских мамонтах.
И вот нежданно некие увлечённые меценаты потратились на целый музей. Интерактивный. Где на полном серьёзе посетителям расскажут что-то вроде описанного в песне Тимура Шаова:
В древнем скифском городе Париже
Жили персы, а точней булгары,
Ну они же турки и они же
Не вполне разумные хазары.
Ромул с Ремом, они же Дир с Аскольдом,
Мстили им за Игоря, за брата.
Битва шла на поле Куликовом,
На месте современного Арбата.
«Дотянулся проклятый Сталин»
Дичь? Дичь. Полная и законченная.
Как такая дичь могла получить такую известность и популярность?
Лента времени из книги «Новая хронология Фоменко-Носовского»
«Дотянулся проклятый Сталин». И это почти не ирония.
Советский Союз 1920-х годов был странным государством по меркам современных ему обществ «загнивающего империализма». Однако послереволюционная свобода слова, к злости радикалов, позволяла даже открыто печатать мемуары белогвардейцев. В самом деле, а что такого? Ведь идеи коммунизма доказали свою популярность на полях сражений и непременно победят реакционный и замшелый старый мир.
Чего тут бояться? Пусть буржуины и помещики боятся революционной поступи трудовых народов!
Увы, это продолжалось не очень долго. Усиливающееся закручивание гаек привело к тому, что спустя считанные годы высказывание альтернативных мнений стало смертельно опасно. Даже в рамках вполне ортодоксальной марксистской мысли. «А не троцкист ли вы, гражданин, — или бухаринец? Пройдёмте».
Массовые репрессии окончились, но и оттепель была недолгой. Теперь высказывающие неодобренные мнения обычно рисковали не жизнью, а карьерой — но сомневаться в генеральной линии советской исторической науки не рекомендовалось.
А потом СССР, КПСС и КГБ рухнули. Цензура исчезла. Стало можно ВСЁ.
Волна безумия из-за стены вранья
Можно запретить людям высказываться публично, но думать и обсуждать приватно они будут всё равно. В условиях информационной блокады и непролазных рамок открытой дискуссии на кухнях советских интеллигентов варились странные вещи.
Из попыток осмыслить обрывки «запретной» и соблазнительной информации, часто представлявшей собой всё то же враньё и передёргивание — но с «голосов» и «самиздата», возникали дичайшие теории. А когда они сливались с уязвлёнными национальными чувствами и обидами, получалась гремучая смесь.
В «открытом обществе» подобное сбивалось бы «на взлёте» в публичной и академической дискуссии и оставалось бы уделом радикалов и фриков. В обществе, где вчера было нельзя ничего, а сегодня стало можно всё, самые дикие бредни расцвели пышным цветом. Лишь бы «пипл хавал».
Надо отдать должное Фоменко и Носовскому — за их идеи хотя бы не убивали. Другие «теории» на руинах советской империи пролили реки крови.
Лекция Фоменко в МГУ, 1972 год
Правда в моде?
Лишь по мере выхода из безысходного треша 90-х и становления худо-бедно открытых обществ стал прорастать интерес аудитории не к льстящим самолюбию «терапевтическим» сказкам — а к попыткам трезво разобраться в том, что и почему происходило в действительности.
Это не самый быстрый и простой процесс — но он идёт. Вчерашние народные кумиры, срыватели покровов про «сто миллионов убитых лично Сталиным» и «пили бы баварское» с каждым годом теряют авторитет.
Зато взвешенные, корректные и строгие оценки, как оказалось, продаются получше сказок. Потому что востребованы. Даже сторонники радикальных взглядов ныне хотя бы пытаются искать подтверждения идей в фактах — и меньше прибегают к прямому вранью. Уж очень это вредит репутации — и всё легче проверяется.
В результате в выигрыше оказывается правда. Вот только возможен этот отрадный процесс лишь в условиях открытой дискуссии.
А запреты — путь в тупик. Особенно в наш век развитого киберпанка.
Запреты не только популяризуют «запретный плод», они создают питательную среду для «мутаций» идей. Чем запреты сильнее и эффективнее — тем у большего числа людей возникает стремление любой ценой разузнать скрываемое.
Уже сейчас в ряде сфер ряда стран мы можем наблюдать снижение доверия к «официозу» до чуть ли не отрицательных величин. Альтернативу находили даже при СССР, а сейчас это куда проще.
Попытки запрещать «фоменковщину» лишь оживят её. «Новые хронологи» могут только мечтать о том, чтобы государство влезло в вопрос с традиционной грацией слона в посудной лавке. Только это способно гальванизировать изрядно протухший и мало кому интересный идеологический кадавр.
Из экспозиции музея «Новой хронологии»
А музей в борделе заставит разве что посмеяться и вспомнить всё того же Шаова:
Не было Нерона никакого,
И Батыя не было, наверно,
И вообще, что произошло до Горбачёва —
В целом очень всё недостоверно.
История — не хрен за рубль двадцать,
Истории нужна переоценка.
Так считали Фукидид и Тацит,
Они же — Носовский и Фоменко.
Алексей Костенков
Тягостное недоумение вызвала новость: в центре Ярославля в декабре 2019 года торжественно открывается музей «Новой хронологии». Посетителям интерактивно расскажут и покажут, что вся история переписана коварными учёными и политиками. Это произойдёт в бывшем особняке князя Куракина, где до «хроноложцев» некоторое время находился бордель в более традиционном смысле.
Сие известие возмутило решительно всех любителей истории, от монархистов до коммунистов.
«Запретить! Это же опасная антинаучная дичь и попросту оголтелое враньё!»
Однако если взглянуть на ситуацию под другим углом, то можно сделать вывод: возмущаться, бить в колокол, разоблачать и высмеивать «теорию Фоменко-Носовского» — святое дело с точки зрения элементарного здравомыслия и самоуважения, но запрещать её не стоит. И вот почему.
Немного предыстории
На рубеже веков «Новая хронология» была везде.
Огромные тиражи и особые книжные полки в магазинах. Упоминания в масс-медиа и в выступлениях ВИПов. О том, что «история переписана и нам врали», говорили министры и таксисты, богема и домохозяйки. Многим казалось, что всё здание исторической науки шатается — и истина где-то рядом благодаря умным советским математикам.
Научное сообщество историков долго относилось к «хронологам» с брезгливым недоумением географа, которому предложили рассмотреть теорию плоской земли. Однако всему есть предел, и, когда фамилии Фоменко и Носовского стали звучать из каждого утюга, — наука стала отвечать. Историки, археологи, лингвисты, астрономы, математики — все не отказали себе в удовольствии как следует пройтись по Выбегаллам.
Фоменко и Носовский читают лекцию
Тиражи разоблачительных публикаций составили лишь доли процента от заполнивших книжные магазины трудов «ниспровергателей». Однако в игру вступил его величество интернет. А также начавший проклёвываться интерес читателей к тому, что было на самом деле.
Подробное, профессиональное и убедительное разоблачение каждого из пунктов «хроноложества» находится ныне в два-три клика. Каждый из тезисов при ближайшем рассмотрении оказывается нагромождением вранья, передёргивания, манипуляций и прочих форм аргументации, за которые в старые добрые времена полагалось применять канделябр.
Под этими ударами «Новая хронология» сдулась. С полок с топами продаж её тома переместились в разделы околоисторического треша для любителей. Они заняли заслуженное место рядом с хладными сказами про русичей, сражавшихся на виманах с космофлотом рептилоидов Нибиру, и копание Чёрного моря древними тюрками на тибетских мамонтах.
И вот нежданно некие увлечённые меценаты потратились на целый музей. Интерактивный. Где на полном серьёзе посетителям расскажут что-то вроде описанного в песне Тимура Шаова:
В древнем скифском городе Париже
Жили персы, а точней булгары,
Ну они же турки и они же
Не вполне разумные хазары.
Ромул с Ремом, они же Дир с Аскольдом,
Мстили им за Игоря, за брата.
Битва шла на поле Куликовом,
На месте современного Арбата.
«Дотянулся проклятый Сталин»
Дичь? Дичь. Полная и законченная.
Как такая дичь могла получить такую известность и популярность?
Лента времени из книги «Новая хронология Фоменко-Носовского»
«Дотянулся проклятый Сталин». И это почти не ирония.
Советский Союз 1920-х годов был странным государством по меркам современных ему обществ «загнивающего империализма». Однако послереволюционная свобода слова, к злости радикалов, позволяла даже открыто печатать мемуары белогвардейцев. В самом деле, а что такого? Ведь идеи коммунизма доказали свою популярность на полях сражений и непременно победят реакционный и замшелый старый мир.
Чего тут бояться? Пусть буржуины и помещики боятся революционной поступи трудовых народов!
Увы, это продолжалось не очень долго. Усиливающееся закручивание гаек привело к тому, что спустя считанные годы высказывание альтернативных мнений стало смертельно опасно. Даже в рамках вполне ортодоксальной марксистской мысли. «А не троцкист ли вы, гражданин, — или бухаринец? Пройдёмте».
Массовые репрессии окончились, но и оттепель была недолгой. Теперь высказывающие неодобренные мнения обычно рисковали не жизнью, а карьерой — но сомневаться в генеральной линии советской исторической науки не рекомендовалось.
А потом СССР, КПСС и КГБ рухнули. Цензура исчезла. Стало можно ВСЁ.
Волна безумия из-за стены вранья
Можно запретить людям высказываться публично, но думать и обсуждать приватно они будут всё равно. В условиях информационной блокады и непролазных рамок открытой дискуссии на кухнях советских интеллигентов варились странные вещи.
Из попыток осмыслить обрывки «запретной» и соблазнительной информации, часто представлявшей собой всё то же враньё и передёргивание — но с «голосов» и «самиздата», возникали дичайшие теории. А когда они сливались с уязвлёнными национальными чувствами и обидами, получалась гремучая смесь.
В «открытом обществе» подобное сбивалось бы «на взлёте» в публичной и академической дискуссии и оставалось бы уделом радикалов и фриков. В обществе, где вчера было нельзя ничего, а сегодня стало можно всё, самые дикие бредни расцвели пышным цветом. Лишь бы «пипл хавал».
Надо отдать должное Фоменко и Носовскому — за их идеи хотя бы не убивали. Другие «теории» на руинах советской империи пролили реки крови.
Лекция Фоменко в МГУ, 1972 год
Правда в моде?
Лишь по мере выхода из безысходного треша 90-х и становления худо-бедно открытых обществ стал прорастать интерес аудитории не к льстящим самолюбию «терапевтическим» сказкам — а к попыткам трезво разобраться в том, что и почему происходило в действительности.
Это не самый быстрый и простой процесс — но он идёт. Вчерашние народные кумиры, срыватели покровов про «сто миллионов убитых лично Сталиным» и «пили бы баварское» с каждым годом теряют авторитет.
Зато взвешенные, корректные и строгие оценки, как оказалось, продаются получше сказок. Потому что востребованы. Даже сторонники радикальных взглядов ныне хотя бы пытаются искать подтверждения идей в фактах — и меньше прибегают к прямому вранью. Уж очень это вредит репутации — и всё легче проверяется.
В результате в выигрыше оказывается правда. Вот только возможен этот отрадный процесс лишь в условиях открытой дискуссии.
А запреты — путь в тупик. Особенно в наш век развитого киберпанка.
Запреты не только популяризуют «запретный плод», они создают питательную среду для «мутаций» идей. Чем запреты сильнее и эффективнее — тем у большего числа людей возникает стремление любой ценой разузнать скрываемое.
Уже сейчас в ряде сфер ряда стран мы можем наблюдать снижение доверия к «официозу» до чуть ли не отрицательных величин. Альтернативу находили даже при СССР, а сейчас это куда проще.
Попытки запрещать «фоменковщину» лишь оживят её. «Новые хронологи» могут только мечтать о том, чтобы государство влезло в вопрос с традиционной грацией слона в посудной лавке. Только это способно гальванизировать изрядно протухший и мало кому интересный идеологический кадавр.
Из экспозиции музея «Новой хронологии»
А музей в борделе заставит разве что посмеяться и вспомнить всё того же Шаова:
Не было Нерона никакого,
И Батыя не было, наверно,
И вообще, что произошло до Горбачёва —
В целом очень всё недостоверно.
История — не хрен за рубль двадцать,
Истории нужна переоценка.
Так считали Фукидид и Тацит,
Они же — Носовский и Фоменко.
Алексей Костенков
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]