На газовом фронте без пэрэмог
---
Подписание Россией и Украиной соглашения о продлении транзита нефти через «европейскую державу» вызвало противоречивую реакцию по обе стороны российско-украинской границы. «Небратья» радостно голосят о том, что эта «пэрэмога» является предвестником следующей, ещё большей победы над «страной-агрессором», но уже на другом, газовом, «фронте». Радикальные российские «караул-патриоты» по привычке уже плачут о грядущем «сливе российских национальных интересов». «Ура-патриоты», недовольные тем, что «Кремль продолжает кормить Украину», требуют прекратить любой транзит через украинскую территорию. Но попытаемся разобраться с тем, каковы перспективы сохранения газового транзита через Украину после 31 декабря 2019 года, когда заканчивается действующее соглашение о транзите «голубого топлива».
Не Украиной единой
Рубеж 2019 и 2020 гг. очень богат на события в газовой отрасли России. 2 декабря российский президент открыл газопровод «Сила Сибири», который позволит осуществлять поставки газа из Восточной Сибири в Китай (а в перспективе должен быть продолжен до Японии). На 8 января запланирован пуск в эксплуатацию «Турецкого потока», являющегося одним из путей поставки углеводородов в обход украинской территории. После успешного разрешения «датской проблемы» ударными темпами возобновилась прокладка «Северного потока — 2», и задержка с его вводом в эксплуатацию будет минимальной.
В этой связи вопрос российско-украинских газовых взаимоотношений встаёт весьма остро не только перед Киевом, но и перед Москвой. «Турецкий поток» и «Северный поток – 2» строились в расчёте на то, что уже будут действовать на тот момент, когда закончится транзитное соглашение с Украиной. И тогда без головной боли, неизбежно возникающей при попытке договориться о чём-либо с невменяемыми майданными скакуасами, можно будет просто перенаправить газовые потоки из одного русла в другое.
Но не успели. Буквально чуть-чуть не успели.
Нельзя сказать, что задержки с запуском обоих потоков были совершенно неожиданными для «Газпрома». Вставить максимум палок в колёса планов российского газового монополиста постарались США. И делали они это отнюдь не ради любви к искусству или заботы о «пэрэсичных украинцях». Российские газопроводы являются «неубиваемой» альтернативой дорогому сжиженному природному газу, который США гонят в Европу через океан судами-газовозами. И украинский газовый транзит для них — всего лишь способ давления на Россию. Ведь среди стратегических задач Вашингтона ещё несколько лет назад было обозначено вытеснение РФ с европейского газового рынка.
Увы, не сработало. После запуска «Силы Сибири», даже если Штаты добьются своего и поставки российского газа в Европу сократятся, сокращения валютных поступлений в Россию не последует: образовавшиеся излишки топлива она сможет перенаправить Китаю, потребности которого фактически безграничны.
Що нацарюємо, то нацарюємо
А что же Украина?
Поняв, что, как бы ни камлали доморощенные пропагандисты и мольфары-предсказатели, а потокам в обход Украины быть, в Киеве решили пойти по изведанной, хотя и далеко не всегда гладкой дорожке. А именно — затеять судебные тяжбы. Тяга к «золоту Полуботка», благодаря которому, не прилагая ни малейших усилий, страна мгновенно разбогатеет и золотые галушки сами начнут прыгать в рот шароварникам, на Украине неистребима. Вот и додумались «двое из ларца одинаковых с лица», Коболев и Витренко, обратиться в суд на «плохую Россию».
Итог суда известен: Стокгольмский арбитраж присудил Украине выплатить 2,1 млрд долларов за поставленный газ, а «Газпрому» ― доплатить «Укртрансгазу» 4,67 миллиардов за транспортировку газа через украинскую территорию после одностороннего повышения Украиной тарифов на эту услугу.
Пользуясь ситуацией с задержкой запуска потоков, руководители «Нафтогаза» предложили России «выгодный» контракт, который бы начал действовать с 1 января 2020 года. Правда, выгодный он исключительно для Украины, но никак не для России.
Во-первых, РФ должна будет сохранить загрузку украинской «трубы» ещё на десять лет. В общем-то, глава «Газпрома» Алексей Миллер и не отрицает такой возможности, но речь у Коболева и Витренко идёт о совершенно фантастических цифрах: не 10–15 миллиардов кубометров в год, как предлагает российская сторона, а не менее 60 миллиардов, что делает постройку обоих потоков бессмысленной. Это во-вторых. А в-третьих, цена на транзит через Украину устанавливается в размере 3,21 доллара за прокачку 1000 кубов на 100 км при транспортировке не менее 60 млрд кубов в год и 2,56 доллара США — при прокачке не менее 90 млрд кубов в год. При этом, например, на белорусском участке газопровода Ямал — Европа «Газпром» платит 0,4 доллара за транспортировку 1000 кубометров на 100 км, использование газопровода OPAL обходится в 0,46 евро (0,51 доллара) за транспортировку 1000 кубов газа на 100 км. В-четвёртых, Украина не отказывается от судебных исков против «Газпрома» по неурегулированным спорам, как на том настаивает РФ. А в случае неподписания нового транзитного соглашения газ из транзитных газопроводов будет экспроприироваться Украиной как «товар неопознанного происхождения».
Всё это и стало причиной, по которой переговоры, планировавшиеся на 5 декабря этого года, просто не состоялись: при отсутствии «точек пересечения» в отстаиваемых сторонами условиях смысла их проводить просто не было.
Что делать?
Если отвечать на этот вопрос одним словом, то ответ будет звучать так: договариваться.
Да, ситуация складывается непростая. И Украина, и стоящие за ней США добиваются не столько сохранения транзита газа через нэзалежную, сколько срыва поставок в Европу. И, как следствие, подрыва репутации надёжного поставщика топлива ― «Газпрома». Соответственно, и России в целом. Вдобавок к этому Штаты намереваются 20 декабря наложить санкции на участников постройки «Северного потока – 2», будь то компании или государства. Раздаются даже голоса о блокировании трубопровода военно-морскими силами Америки. Не исключено, что ударные темпы его достройки и направлены на то, чтобы избежать прямого военного противостояния.
Тем не менее уже сейчас ясно: вероятность возникновения перебоя в поставках газа в Европу существует. Разумеется, новое соглашение с Украиной может быть подписано даже поздним вечером 31 декабря. Тем более из Киева уже слышатся робкие голоса на тему «ладно уж, давайте подпишем не на десять лет, а всего на год». Но осмелятся ли гуттаперчевый Зеленский и команда его министров-соросят ослушаться гневных окриков из Вашингтона и сделать хоть что-то в интересах Украины, а не США?
В отличие от шароварных «патриотов», в «Газпроме» хорошо умеют просчитывать варианты развития событий и действовать по принципу «надейся на лучшее, но готовься к худшему». Автор уже писал, какими могут быть решения российской стороны, чтобы Европа не замёрзла из-за остановки транзита через Украину. В дополнение к написанному в упомянутой статье в последние дни появилась информация о российских судах-газовозах, чего-то ожидающих у берегов Европы, и беспрецедентных объёмах газа, закачанных «Газпромом» в европейские подземные хранилища. А что же будет с Украиной, если она выполнит свои угрозы ареста газа из своей «трубы»?
Если выражаться мягко, то Европа этому не обрадуется и найдёт способ сделать так, чтобы арест был снят. Но транзит через Украину будет перекрыт однозначно и вряд ли уже когда-нибудь возобновится. Не из-за какой-то особой «злопамятности» России. Просто технически длительная остановка столь старых сооружений, как трубопроводы и насосные станции ГТС Украины, не ремонтировавшиеся десятилетиями, приведёт к тому, что снова пускать по ним газ будет опасно.
Последствия для бюджета и уровня жизни? Начнём с того, что наряду со средствами, пересылаемыми «заробитчанами», именно транзитные доходы ГТС были крупнейшим источником поступления валютных средств в страну. И после того как он иссякнет, нэньке придётся уповать на кредиты МВФ, о выдаче очередного транша которого на днях с такой помпой объявили в Киеве. Забыв, правда, рассказать доверчивым скакуасам о том, что кредиты надо будет отдавать, а зарабатывать всегда выгоднее, чем состоять в содержанках. Тем более содержанка тоже расплачивается за деньги, которые ей дают. Она — молодым телом, Украина — землёй, которую теперь будут свободно продавать. Но молодость проходит, тело дрябнет, а земля заканчивается. И чем придётся расплачиваться, когда исчезнет этот последний ресурс? Ведь тупизной и отсутствием способности адекватно оценивать перспективы украинское руководство практически добилось того, что важнейший источник заработка, ГТС Украины, превратился в пустую ржавую трубу.
Александр Горохов,
специально для alternatio.org
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]