Обзор Interrogation: You will be deceived. Серая мораль в черно-белой игре
---
Дебютный проект румынской студии Critique Gaming с ходу вызывает ассоциации со своими очевидными вдохновительницами: Papers, Please, This is the Police и другими подобными играми, где нам предлагают стать винтиком огромной системы и попытаться не сгореть в бюрократическом аду. Темы и философские вопросы здесь уже знакомые: разработчики решили высказаться на тему социальной ответственности, власти, этики силовых структур и, конечно, эфемерной справедливости, которой на самом деле никак не добиться.
Получилось ли у них это сделать? Скорее да, чем нет. По крайней мере, в отличие от последней Call of Duty, в Interrogation: You will be deceived действительно есть серая мораль.
Меньшее зло
С точки зрения жанра, Interrogation — своего рода помесь визуальной новеллы и симулятора детектива: основную часть времени в игре вы будете просто допрашивать подозреваемых, пытаясь выбить из них нужные для расследования крупицы информации. Завязка тут довольно примитивная: вы — обычный полицейский с командой из трёх человек в распоряжении, а объект вашего расследования — это террористы, которые зовут себя «Фронтом освобождения». Кто они такие, откуда взялись, чего на самом деле хотят? Непонятно.
К счастью, искать ответы на все эти вопросы — ваша прямая рабочая обязанность, так что доставайте английский словарь (игра вышла без перевода), заваривайте чай и готовьтесь к череде утомительных допросов. Несговорчивые свидетели и подозреваемые, а также коллеги, журналисты и все остальные причастные к расследованию уже готовы трепать вам нервы.
Если в детстве вы обожали сериалы про полицейских или сами мечтали стать детективом, эта игра вам точно понравится: Interrogation позволяет побывать в шкуре того самого гениального детектива, на которого надеется всё отделение. При этом необязательно быть хорошим копом: хотите — действуйте в обход служебных инструкций и запугивайте потенциальных преступников, а хотите — вообще вступайте в сговор с террористами. Подозреваемых можно даже избивать, хоть игра это и не поощряет. Кто-то из коллег наверняка заметит, что на записи допроса не хватает целого куска, где вы, скорее всего, достали из-под стола шокер или просто швырнули беднягу в стенку (а вдруг он вообще невиновен, кстати?).
Если же насилие для вас — не выход, можно попытаться действовать более законными способами: либо врать и манипулировать, либо честно пытаться расположить к себе подозреваемых, чтобы они добровольно выдали всю информацию властям. Правда, с ходом расследования у вас не раз поменяются взгляды на происходящее, а с ними сдвинутся и понятия «плохого» и «хорошего».
Как только продвигаешься чуть глубже по сюжету и наконец вникаешь в историю, начинаешь задаваться неудобными вопросами. А нужно ли вообще останавливать террористов? Ребята ведь борются за правильные идеи, хотят помочь людям и сами не против принять офицера полиции в свои ряды. Вас никто не останавливает — можно начать помогать преступникам. А можно остаться на страже порядка и добиться формального правосудия: в конце концов, какими бы добрыми ни были намерения «Фронта», терроризм они не оправдывают. Здесь-то и проявляется эта самая серая мораль — поди пойми, какой выбор тут правильный (спойлер: ни один).
В этом плане сценарий лишён всякого идеализма: нам сразу показывают, что полиция — не всегда хорошие ребята, а те, кого они ловят, — не всегда злодеи. Негодяев, для которых цель всегда оправдывает средства, поровну на обеих сторонах конфликта. И то же касается хороших людей, просто пытающихся сделать этот мир чуть лучше и безопаснее. Оттого здесь придётся заниматься тем самым, что так ненавидел Геральт: выбирать между одним злом и другим. Кого бы вы ни решили отыгрывать — верного пса системы, революционера-освободителя или нечто среднее, — замарать руки придётся в любом случае.
Симулятор детектива
Впрочем, какими бы высокими ни были ставки, подавляющая часть геймплея — просто череда диалогов. Но надо отдать Critique Gaming должное: они постарались разбавить не самый захватывающий игровой процесс головоломками, микроменеджментом и заданиями на время. В перерывах между допросами подозреваемых и свидетелей придётся распределять бюджет команды, следить за своим рейтингом в прессе и иногда решать простые головоломки наподобие «собери картинку из фрагментов».
Такие, казалось бы, опциональные активности (всё же перед нами визуальная новелла, а не симулятор менеджмента) и впрямь добавляют Interrogation реалистичности, а ещё изрядно повышают уровень стресса. Я постоянно ломала голову над тем, что лучше сделать: кого отправить допрашивать свидетелей, кого — договариваться с начальством и другими департаментами, а кого оставить сидеть с документами? И на что потратить остатки бюджета: послать кого-то на курсы повышения квалификации, выдать премии, устроить тимбилдинг или просто отправить коллег на психотерапию (уж она-то точно всем нужна)?
Сначала вы сами допрашиваете кого-нибудь с пристрастием, а потом на порог заявляется журналист — и вы резко оказываетесь на обратном конце этой пищевой цепочки
Допросы на время тоже не дают расслабиться: когда нужно найти бомбу или освободить заложников, каждая секунда на счету. В игре нет таймера реального времени, так что можно думать над каждым вопросом сколько заблагорассудится, зато само количество реплик ограничено. Скажем, у вас есть всего три минуты на то, чтобы предотвратить катастрофу, а каждая строчка разговора отнимает пять секунд — и как только они закончатся, случится нечто непоправимое. Очевидно, что в таких ситуациях лучше не выспрашивать у подозреваемого имя и место работы, а сразу переходить к более насущным вопросам.
Ещё в Interrogation есть знаменитая «доска расследования», где висят фотографии, заметки и другая макулатура, но она нужна в основном для эстетики. Игра достаточно короткая, вы не успеете забыть ключевые имена и события — лично я открывала доску лишь пару раз за всё прохождение, чтобы просто посмотреть, как она изменилась.
От того, кого именно вы послали на конкретное задание, зависит результативность миссий: один подчинённый выведает всё, что нужно, а другой, наоборот, вернётся ни с чем
У меня есть к вам пара вопросов
Проблемы начинаются ближе к концу истории — в последней главе. Ставки уже высоки, провала допустить нельзя, а потому после каждой неудачи приходится раз за разом перезагружать уровень в поисках идеальной линии разговора. Игра превращается во фрустрирующий кликер: под конец я так застряла на одном допросе, что уже просто наугад прощёлкивала все возможные реплики, пока наконец не сообразила, какую линию надо было гнуть с самого начала.
И то — даже когда уже понимаешь, что нужно делать, располагаешь к себе подозреваемого и выводишь разговор в нужное русло, он всё равно может отказаться отвечать. Просто потому что ты, например, забыл задать ему пятый вопрос из третьей ветки диалога или не уточнил у его подруги, какой именно кофе ему нравится. Поэтому когда допрос наконец заканчивается успехом, возникает ощущение, будто ты только что прошёл босса в Dark Souls, над которым просидел полдня.
Уровни сложности есть, но только формальные. Разница лишь в том, что на «лёгком» прохождении у вас есть подсказки, — сами головоломки и диалоги не меняются
Но у этого есть и положительная сторона: какой бы перед вами ни сидел подозреваемый, не будет чувства, что это просто картонный болванчик. Собеседники в Interrogation вправду похожи на живых людей: у них разные взгляды на мир, убеждения, желания и запутанные эмоции. Какие-то вопросы их оттолкнут, а какие-то, наоборот, настроят на разговор по душам. К любому нужен индивидуальный подход: не получится расколоть какого-нибудь профессора философии тем же способом, что сработал с морпехом или бизнесменом.
И такое правдоподобие — заслуга исключительно сценария, а не актёрской игры. В Interrogation нет никакой озвучки, а нарисованные персонажи почти не двигаются, но это ни капли не портит впечатления от прохождения. Наоборот, отсутствие голосов и давящее молчание только играют на руку мрачной нуарной стилистике.
Есть тут и подобие системы прокачки. После допросов можно выбирать, какие «старые воспоминания» вклеить в свой альбом: какие-то открывают новые способы жёсткого допроса, другие позволяют быстрее втираться в доверие
Саундтрек тоже справляется со своей задачей — создаёт атмосферу. Но это всё, что он делает: никаких запоминающихся мелодий в Interrogation нет. Это не недостаток, но если вам нравится коллекционировать музыку из игр (а в визуальных новеллах она нередко становится одним из основных средств воздействия на игрока), здесь ловить нечего. Зато очень достойно сделано остальное звуковое оформление: каждый раз приятно слушать, как перелистываются страницы в папках с документами или чиркает по бумаге карандаш. Да и простой скрип ножек стульев по полу в начале допроса лишний раз добавляет живости происходящему.
Перед каждым разговором можно прочитать досье с информацией по делу и краткой биографией подозреваемого
Из-за такого количества плюсов игры особенно грустно видеть её концовки. Их всего три, и они немного напоминают те, что были в Deus Ex: Human Revolution. Финал зависит не от роли, которую вы решили отыгрывать, и не от найденных деталей, как в той же Layers of Fear, а от простого нажатия кнопки. Вот концовка A, вот B, а вот C — выбирай любую. Но когда выбор наконец будет сделан, вас даже не радуют финальной катсценой или диалогом — только показывают первую полосу газеты с новостями о событиях, к которым привели ваши поступки. И хотя вы видите формальный результат своей работы, чувства завершённости и удовлетворения от него нет и в помине.
Возможно, проблема в том, что нам изначально и не показывают окружающий мир. Игрок просто не знает, что было раньше, чтобы понять, доволен он последствиями своих действий или нет. А может, дело просто в том, что лист бумаги — не самый лучший вариант для концовки. Всё-таки в игре, где ты 90% времени проводишь в разговорах с живыми людьми, хочется увидеть результат с их участием, а не прочитать его сухое описание.
Interrogation: You will be deceived, разумеется, можно обвинить во вторичности. Сюжет не новый, проблемы тоже, да и задания по сбору картинок не дарят никаких сверхъестественных впечатлений. Но эта игра способна всерьёз затянуть в свой душный чёрно-белый мир, а иногда даже заставляет всерьёз задуматься над своими убеждениями, и это уже ценно. Первый блин студии Critique Gaming однозначно не вышел комом — просто разработчикам, возможно, не хватило ресурсов или опыта, чтобы довести все свои идеи до идеала. Так или иначе, для маленькой команды из нескольких новичков это достойный результат.
Порадовало
- неплохой сюжет и живые персонажи;
- реальная серая мораль;
- возможность почувствовать себя настоящим детективом;
- нуарная атмосфера;
- запустится даже на древнем ноутбуке.
- переусложнённые последние главы;
- скомканные концовки.
Увы, игра вышла только на английском: перевода нет.
Вердикт
Неплохой детектив на пару вечеров. Сюжет не блещет оригинальностью, но это и не всегда обязательно: если вам нравится читать людей (и много английского текста), постоянно задавая самому себе неудобные вопросы, — игру точно не стоит пропускать.
Источник
Источник: games.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]