Этот день в авиации. 9 декабря
---
1869 — При Главном Инженерном Управлении (ГИУ) Военного министерства образована «Комиссия для обсуждения вопросов применения воздухоплавания к военным целям», — председатель Э. И. Тотлебен
1909 — Первый американский моноплан, поднявшийся в воздух, аэроплан конструкции доктора Генри У. Уолдена «Уолден III», совершает свой первый полет в Минеоле (Лонг-Айленд, Нью-Йорк).
Моноплан оснащен мотором Анзани мощностью 25 л.с. Скорее это были подлеты на длину чуть более 8 метров.
1909 — Первый в Австралии полет на аэроплане выполняет известный автогонщик Колин Дефрис. На биплане «Райт» он пролетает 1 милю – 1,6 километра на высоте 11 метров. Полет состоялся в Сиднее на ипподроме Виктория-Парк. Его полет со скоростью 36 миль в час закончился аварийной посадкой, когда он потерял контроль, хватаясь за свою шляпу, сдутую ветром.
1914 — Родился Георгий Александрович Тюлин, один из организаторов отечественной космонавтики и оборонной промышленности, председатель Государственной комиссии по запуску космических кораблей «Восток-5», «Восток-6», «Восход-2», директор НИИ-88 (сейчас ФГУП ЦНИИмаш, г. Королёв, Россия)
1915 — В Киеве образована военная школа летчиков-истребителей (открылась 23-го декабря)
1922 — В целях ускоренного развития отечественной гражданской авиации правительством страны 9 декабря 1922 года Л. Д. Троцким подписан документ «Организация Воздушных линий» с резолюцией. Было принято решение о создании акционерного общества, устав которого и был утвержден 17 марта 1923 года как акционерное общество (АО) «Добролет».
9 февраля 1923 года Совет Труда и Обороны СССР принял постановление «Об организации Совета по гражданской авиации». Первым маршрутом, по которому могли отправиться авиапассажиры, стала воздушная линия «Москва — Нижний Новгород» протяженностью 420 километров.
1930 — В Париже открылся первый всемирный конгресс по безопасности полетов
1936 — Родился Герой Советского Союза, Заслуженный летчик-испытатель CCCР Г. Р. Карапетян
1946 — Запущен в серийное производство УТБ-2, первый самолет ОКБ Сухого, поставлявшийся на экспорт (ПНР). Следует отметить, что УТБ пользовался популярностью среди летного состава, и машины вырабатывали свой ресурс до предела. С наступлением эры реактивной авиации функции УТБ прочно и на десятилетия перешли к учебному Ил-28У.
1958 — В США начат заключительный этап отбора кандидатов в первую группу астронавтов NASA.
1959 — В США мировой рекорд высоты установили Уолтер Ходжсон и Уильям Дэвис на вертолете Kaman H-43B-KA Huskie, — 9097 метров
1959 — В США внутри NASA появился специальный комитет, который должен был разработать программу развития транспортных космических средств после завершения проекта «Меркурий». Программа позднее получила название «Аполлон».
1960 — На базе ВВС США «Эдвардс» (штат Калифорния, США) состоялся девятнадцатый очередной испытательный полет ракетного самолета «Х-15» N 1. Аппарат пилотировал испытатель Нейл Армстронг (Neil Armstrong). Достигнута максимальная высота 15269 м при скорости 1911 км/ч.
1960 — Катастрофа Ил-28У, Новосибирская область, близ Новосибирска, Восточно-Сибирского управления ГВФ близ Новосибирска
Самолет был принят у МО и перегонялся в Иркутск экипажем 201 летного отряда для его использования в ГВФ для подготовки летчиков-зондировщиков. На заключительном отрезке маршрута вскоре после взлета самолет внезапно перешел в пикирование и столкнулся с землей.
Погибло: экипаж — 3.
1964 — На базе ВВС США «Эдвардс» (штат Калифорния, США) состоялся очередной тридцать седьмой испытательный полет ракетного самолета «Х-15» N 3. Аппарат пилотировал испытатель Милтон Томпсон (Milton Thompson). Достигнута максимальная высота 28164 м при скорости 5990 км/ч.
1970 — Умер Артём Иванович Микоян, советский авиаконструктор, академик АН СССР (1968; член-корр. 1953), генерал-полковник инженерно-технической службы (1967), дважды Герой Соц. Труда (1956, 1957)
1977 — Катастрофа Ан-24РВ Тюменского УГА у Тарко-Сале после взлета в а/п Тарко-Сале.
Самолет полностью разрушился и частично сгорел. 10 пассажиров и 4 члена экипажа погибли на месте происшествия. Три пассажира умерли впоследствии в больнице. Обломки были разбросаны по длине 365-388м и по ширине 50-60м. Фактическая погода – верхняя облачность 2/0 баллов, t=-38 градусов по Цельсию, видимость 5 км. Штурман самолета имеет тяжелые ранения. Безлунная ночь. По его сведениям он наблюдал красную светящуюся точку по ходу самолета впереди. По оформлению комиссии прочих воздушных судов в аэропорту не было в момент катастрофы. Светящийся объект ― заградительный огонь ДПРМ или другие неустановленные объекты.
1978 — Катастрофа Ан-26 (CCCP-26547), а/п Черский (Ниж. Кресты), Якутское УГА, Колымо-Индигирский ОАО.
Ночью в ПМУ в 01:43 экипаж 248 летного отряда выполнял с курсом МК=305°. По достижении скорости 185 км/ч при попытке разгрузки переднего колеса незначительным взятием штурвала «на себя» (из положения полностью «от себя») произошло отделение переднего колеса и через 3 секунды на скорости 200 км/ч (на 15 км/ч меньше расчетной для данных условий) самолет отделился от ВПП. После отрыва при полностью отданном «от себя» штурвале начался рост углов атаки и тангажа. Через 6-7 секунд на скорости 200-210 км/ч самолет вышел на режим сваливания при перегрузке 1,5-1,5g. Потеряв управление на высоте 150 м, Ан-26 с правым креном перешел в снижение и упал в 280 м правее оси ВПП в непосредственной близости от здания гостиницы аэропорта. Здание и самолет сгорели. Груз весом 4 500 кг (катаная проволока в мотках – 8 штук) был уложен на направляющие рельсы пола грузовой кабины без поддонов, сетки или других подстилающих средств, что создало условия для его свободного скольжения. Груз был скомплектован в три места: два места по три мотка и одно (впереди) – из двух мотков. Крепление груза в грузовой кабине выполнено тросом погрузо-разгрузочной лебедки за последнее место из трех мотков. Передние два места ничем не крепились, по их верху пропущен трос крепления третьего места. Задние мотки были, кроме того, закреплены настильной сеткой. Подобное крепление груза в процессе руления привело к его свободному перемещению вперед с ослаблением троса и выходом из зацепления бескарабинного крюка троса лебедки с нарушением узла крепления. Затем в процессе разбега груз из-за расцепления троса лебедки начал смещаться назад, порвав при этом закрепленную настильную сетку. В виду отсутствия в экипаже бортоператора за грузом никто не следил. Смещение груза при разбеге и в момент подъема переднего колеса привело к возникновению задней центровки за пределами допустимой (порядка 48% САХ). По этой причине произошел преждевременный отрыв носового колеса и последующее отделение самолета с переходом его на срывной режим. Центровка в момент отрыва составляла примерно 55% САХ, для парирования которой не хватило запаса руля высоты.
Всего погибших — 7, экипаж — 5, пассажиры — 2.
1979 — Катастрофа Ан-12АП, Узбекская ССР, 15 км от Чирчика, Министерство обороны СССР, ВВС, 37 втап (Арциз)
Экипаж Ан-12АП, командир экипажа старший лейтенант Греков Ю. Н., с инструктором старшим летчиком-инспектором 6 гв. втад подполковником Петуховым В. В. ночью в сложных метерологических условиях выполнял перелет с аэродрома Чирчик на аэродром Какайды.
После взлета и набора высоты по давлению 760 (стандартному) около 1800м экипажу поступила команда выполнить посадку на аэродром Ташкент-Восточный. Весь перелет до Ташкента протяженностью от силы 30 км должен был занять считанные минуты, и экипажу не требовалось набирать сколько-нибудь приличную высоту. В гористой местности экипаж ошибочно начал снижение по стандартному давлению и через 4 минуты после взлета на удалении 15 км южнее аэродрома Чирчик на высоте 980м столкнулся с горой. Погибли находящиеся с правой стороны борта четыре члена экипажа, в том числе гвардии подполковник Петухов В. В., лейтенант Алеко C. Н. — штурман корабля, гвардии подполковник Сдобников В. Д. — штурман 6 гв. втади два пассажира: майор Липовских Н. М. заместитель начальника штаба 37 втап, подполковник Гардаш Борис Фёдорович штатный руководитель полётов аэр. Догинцево. Экипаж Г. выполнял перевозку членов комиссии и ИТС, направлявшихся на а/д Какайды для расследования поломки другого Ан-12БК КК Тихова Г. П., случившейся в тот же день.
Причины
Причиной катастрофы явилась плохая подготовка экипажа к полету. Летному происшествию способствовало: 1) неудовлетворительное управление перелётом дежурным по приёму и выпуску самолётов на аэродроме Ташкент- Восточный; 2) нарушение схемы выхода из района а/д Чирчик и неучёт особенностей рельефа местности экипажем самолёта; 3) выполнение перелёта нештатным экипажем;4) отсутствие навыков в применении барометрических и радиовысотомеров при полётах в горной местности.
1987 — Инцидент с двукратным нарушением советским Ту-16 (на перехват которого с авиабазы Наха ВВС Японии бросили свои F-4EJ 302-й тактической истребительной эскадрильи) воздушного пространства Японии в районе Окинавы. Первый из таких инцидентов, когда открыли огонь.
Первый инцидент произошёл у острова Окиноэрабудзима утром в 11:24, второй — у острова Токуносима в 11:41.
Около 11 утра 4 советских самолёта приблизились к японской зоне идентификации ПВО. На перехват им были брошены 2 взлетевших по тревоге F-4. 3 из самолётов сменили курс, но один Ту-16 продолжил его. В 11:20 неизменивший курс самолёт опасно приблизился. К 11:24 было получено разрешение открыть предупредительный огонь, а самолёт пролетел через запретное воздушное пространство, но к 11:41 снова пересёк его, опять нарвавшись на предупредительный огонь.
МИД Японии выразил ноту протеста СССР, советская сторона обвинила в инциденте плохие погодные условия и сбой электроники. Провинившийся экипаж был наказан.
С августа 1967 это стало 20-м подобным случаем, наиболее недавним к тому времени из которых был августовский пролёт у острова Рэбун. Когда Ту-16 был перехвачен, он находился на пути из Владивостока на базу Камрань.
1987 — Первый полет совершил самолет A300-600R (с двигателями CF6-80C2A5). Он представлял собой модификацию исходной модели А300-600 с увеличенной дальностью полета
1988 — Первый полет шведского истребителя Сааб JAS-39 «Грипен»
1999 — Катастрофа Ан-14А «Пчёлка» (02373 ФЛА РФ), в горах Синего хребта на севере Приморья, 35 км юго-восточнее Кировского, авиакомпания «Арсеньевская авиационная компания Прогресс». Внезапно ухудшившаяся погода (снегопад) вынудила экипаж отклониться от маршрута для вынужденной посадки на ближайшем аэродроме. Выполняя разворот на низкой высоте в условиях плохой видимости, самолет задел крылом дерево и разбился. Самолет долгое время стоял на территории завода как памятник и был восстановлен группой энтузиастов незадолго до катастрофы. Погибли КВС и два пассажира из 4-х (все пассажиры — техники завода). Место катастрофы найдено на следующий день, в 11:10 местного времени. Из 3-х человек экипажа и 3-х пассажиров находившихся на борту погиб 1 КВС и 2 пассажира.
2002 — НПП «Аэросила» получен сертификат типа на воздушный винт АВ-36 для Ан-38-200
С 2007 – День Героев Отечества. Памятная дата России. По старому стилю эта дата 26 ноября 1769 г. — День учреждения Ордена Святого Георгия.
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]