И.Е. Забелин История русской жизни с древнейших времен. Часть первая. Доисторическое время Руси.
---
И.Е. Забелин
История русской жизни с древнейших времен
Часть первая
Доисторическое время Руси
Глава I. ПРИРОДА РУССКОЙ СТРАНЫ
Понятия древних о нашей стране. - Ее отличие от остального материка Европы. - Грудь русской равнины. - Русский вид - ландшафт. - Русский мороз. - Лес и поле - степь. Свойства жизни в поле и в лесу. - Народные пути-дороги из нашей равнины в приморские и заморские страны юга, севера и востока. - Значение речного угла Оки и Волги
Понятия древних о нашей стране.
1. Гиперборея - https://nethistory.su/blog/43873251690/I-E-Zabelin-Istoriya-russkoy-zhizni-s-drevneyshih-vremen-CHast-p?nr=1&mirtesenKey=eyJ0eXAiOiJKV1QiLCJhbGciOiJIUzI1NiJ9.eyJleHAiOjE1NzU4MzA1MjgsInNpZCI6Ik1ZdDlKRUh5VUVWVWR3MGZUZXg0cU8xa2k4d2tPY3hWWE1adzBEV28yRVElM0QiLCJzdWIiOiI5ODEzNDE4NDkifQ.DcsswXmt2NwAo8S-kCSxtTxgwajamJFdzXdEj27aPQQ&utm_referrer=mirtesen.ru
Обширный восток Европы - Русская страна уже в глубокой древности отделялась от остальных европейских земель как особый, своеобразный, совсем иной мир. Это была Скифия и Сарматия, безмерная и беспредельная пустыня, уходившая далеко к северу, где скрывался ужасный приют холода, где вечно шел хлопьями снег и страшно зияли ледяные пещеры бурных северных ветров. Там, в верху этой пустыни, по общему мнению древности, покоились крюки-замычки мира и оканчивался круг, по которому вращались небесные светила. Там солнце восходило только раз в год и день продолжался шесть месяцев; затем солнце заходило и наставала одна ночь, продолжавшаяся столько же времени. Счастливые обитатели той страны, гиперборейцы, как рассказывали, сеяли хлеб обыкновенно утром, жали в полдень, убирали плоды при закате солнца, а ночь проводили в пещерах. У этих гиперборейцев, на конце знаемого мира, древние помещали свои радужные мечты о счастливой и блаженной жизни и рисовали их страну и их быт теми блаженными свойствами, каких всегда себе желает и отыскивает человеческое воображение. Гиперборейцы обитали в приятнейшем климате, в стране, изобильной всякими деревьями, цветами, плодами; жили в священных дубравах, не ведали ни скуки, ни скорби, ни болезни, ни раздоров; вечно веселились и радовались и умирали добровольно, лишь тогда, как вполне пресыщались жизнью: от роскошного стола, покрытого яствами и благовониями, пресыщенные старцы уходили на скалу и бросались в море.
Поэтам и стихотворцам вся наша страна представлялась покрытой вечным туманом, парами и облаками, сквозь которые никогда не проглядывало солнце и царствовала повсюду одна "гибельная" ночь. Свои понятия о свойствах природы на дальнем севере они распространяли на всю страну и утверждали басню о киммерийском мраке, покрыв этим мраком даже светлую область Черноморья, где, собственно, и жили древние киммерияне.
adygi.ruРаннемеотский период На рубеже VII, VI веков киммерийцы уходят в Малую Азию...
Несмотря на поэзию, древние, однако, достоверно знали, что далекий север нашей страны представлял мерзлую пустыню, покрытую ледяными скалами, что в средней полосе находились безмерные болота и леса, а южный край расстилался беспредельной степью, в которой обитали скифы, народ славный, мудрый, непобедимый, обладавший чудным искусством в войне, ибо догнать и найти его в степи было невозможно, равно как невозможно было и уйти от него. В этом коротком очерке скифской войны вполне и очень наглядно выразилось, так сказать, военное существо наших степей, да и всей нашей страны, откуда не могли выбраться со славой ни Дарий Персидский, воевавший со скифами, ни Наполеон, предводитель галлов, воевавший с русскими.
Южная Россия
впервые была политически организована
киммерийцами (1000 – 700 гг. до н.э.),
затем скифами (700 – 200 гг. до н.э.)
В 7-м веке до н.э. происходит нашествие скифов из восточной Европы и навсегда выбивает киммерийцев из Крыма…
В Европе киммерийцы воевали дольше. В союзе с тевтонскими племенами “кимвры”, как их именовали римляне,
продолжали успешно сражаться с Древним Римом еще несколько веков. Но в 101 году до н.э. римский консул Гай Марий
одерживает окончательную победу при Верцеллах: “более 65 тысяч варваров было убито, а остальные проданы в рабство”…
На этом история Киммерии закончилась.
Да, скифы мы!
Уже много веков ученые ломают копья, пытаясь понять происхождение русского народа. И если исследования прошлого основывались на археологических и лингвистических данных, то сегодня за дело взялись даже генетики.
С Дуная
Из всех теорий русского этногенеза самой известной является дунайская. Её появлению мы обязаны летописному своду «Повесть временных лет», а точнее многовековой любви к этому источнику отечественных академиков.
Летописец Нестор определил первоначальную территорию расселения славян территориями по нижнему течению Дуная и Вислы. Теорию о дунайской "прародине" славян развивали такие историки как Сергей Соловьев и Василий Ключевский.
Василий Осипович Ключевский считал, что славяне переселились с Дуная в Прикарпатье, где возник обширный военный союз племен во главе с племенем дулебов-волынян.
Из Прикарпатья, по мнению Ключевского, в VII-VIII веках восточные славяне расселились на Восток и Северо-восток до Ильмень-озера. Дунайской теории русского этногенеза до сих пор придерживаются многие историки и лингвисты. Большой вклад в её развитие внес в конце XX века российский лингвист Олег Николаевич Трубачев.
Один из самых яростных противников норманской теории образования русской государственности, Михаил Ломоносов, склонялся к скифо-сарматской теории русского этногенеза, про которую писал в своей «Древней Российской истории». По мнению Ломоносова, этногенез русских произошел в результате смешения славян и племени «чуди» (термин Ломоносова – финно-угоры), а местом истоков этнической истории русских он назвал междуречье Вислы и Одера.
Сторонники сарматской теории полагаются на античные источники, то же делал и Ломоносов. Он сравнил российскую историю с историей Римской Империи и античные верования с языческими верованиями восточных славян, обнаружив большое количество совпадений. Ярая борьба с приверженцами норманнской теории вполне объяснима: народ-племя русь, по мнению Ломоносова, не могло произойти из Скандинавии под влиянием экспансии викингов-норманнов. В первую очередь, Ломоносов выступал против тезиса об отсталости славян и их неспособности самостоятельно образовать государство.
Скифы - таинственный древний народ
liveinternet.ruНепобедимые скифы. Как жили наши предки
На конях, быстрых, как ветер, мчатся всадники, оставляя за собой клубы пыли. Это возвращаются племена кочевников с награбленным добром. С 700 по 300 годы до н. э. они господствовали в степях Евразии. Затем они исчезли, оставив о себе след в истории. О них упоминается даже в Библии. Это были скифы
Скифские племена
Фукидид (IV в. до н.э.) утверждал, что по военной силе и количеству войск со скифами не могли сравниться никакие царства. В Азии, писал он, нет народа, который мог бы противостоять один на один со скифами, если они будут единодушны. Военный опыт скифов был впитан войсками Чингис-хана через народы, вошедшие в его империю.
Веками их племена с огромными табунами диких лошадей кочевали по необозримым степям, простирающимся от Карпат до территории, известной сейчас как юго-восток России. К VIII веку до н. э. в результате военного похода, предпринятого китайским императором Сюань, они были вытеснены на запад. Поселившись на новых землях - в предгорье Кавказа и на территории Северного причерноморья, - скифы изгнали живших там киммерийцев.
В поисках сокровищ скифы захватили и разграбили ассирийскую столицу Ниневию. Позднее, объединившись с Ассирией, они напали на Мидию, Вавилонию и другие древние государства. Их набегам подверглась даже северная часть Египта. Само название города Скифополь (северо-восток Израиля), ранее известного как Беф-Сан, говорит о том, что, скорее всего, этот город также был когда-то захвачен скифами.
Со временем скифы обосновались в степях на территории, которую сейчас занимает Румыния, Молдова, Украина и южная часть России. Такое выгодное месторасположение принесло им немалый доход: они стали посредниками между греками и племенами хлеборобов, жившими на территории, которую сейчас занимает Украина и южная часть России. В обмен на зерно, мед, мех и скот скифы получали от греков вино, ткани, оружие и украшения. Так скифские племенанажили себе огромное состояние.
Скифы - жизнь в седле
Конь для скифских воинов был то же, что верблюд для жителей пустыни. Скифы слыли прекрасными наездниками. Одними из первых они стали использовать седла и стремена. Они ели конину и пили кобылье молоко. Известно, что скифы приносили лошадей в жертву. Когда умирал скифский воин, его коня закалывали и погребали со всеми почестями. Вместе с конем в могилу также клали сбрую и попону.
Согласно сообщению историка Геродота, у скифов существовали жестокие обычаи, например из черепов своих жертв они делали чаши для питья. Они беспощадно убивали своих врагов, пуская в ход железные мечи, боевые топоры, копья и трехгранные стрелы, разрывающие ткани тела.
Скифские могилы для вечности
Полынный, пыльный и ковыльный,Вершиной спрятавшись в туман
Стоит над степью он, всесильный,Седой, как прадед мой, курган.
А прадед мой с вершины этой Смотрел внимательно в простор
И, вражьи орды чуть заметив,Сейчас же разводил костер…
Скифы занимались колдовством и шаманством, а также поклонялись огню и богине-матери. Могилы скифов считались жилищем для мертвых. Рабы и домашние животные также приносились в жертву умершему хозяину. Драгоценности и прислуга, согласно поверьям скифов, должны были "отправиться" вслед за хозяином в "мир иной". В усыпальнице одного скифского царя были обнаружены скелеты пяти его слуг. Ногами они были обращены к своему хозяину, - словно в любой момент эти верноподданные были готовы подняться и служить ему.
04849.com.uaСкифская могила
Когда умирал царь, скифы не скупились на жертвоприношения, а во время траура пускали себе кровь и обстригали волосы. Вот что сообщает Геродот: "Они отрезают кусок своего уха, обстригают в кружок волосы на голове, делают кругом надрез на руке, расцарапывают лоб и нос и прокалывают левую руку стрелами".
Скифы оставили после себя тысячи курганов (могильных холмов). Вещи, найденные при раскопках скифских курганов, знакомят нас с жизнью, бытом и культурой этого древнего народа. В 1715 году русский царь Петр I начал собирать скифские сокровища, и сейчас эти шедевры древнего искусства представлены в музеях России и Украины. На изделиях, выполненных в характерном для скифов зверином стиле, изображены фигуры таких животных, как лошадь, орел, сокол, кошка, пантера, лось, олень, гриф и грифон (крылатое фантастическое чудовище с львиным телом и орлиной головой).
Библия и скифы
maxpark.comх эпических документов. Языческая Библия древних...
В Библии всего лишь один раз встречается прямое упоминание о скифах. В Колоссянам 3:11 мы читаем: "Где нет ни грека, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, чужеземца, скифа, раба, свободного, но все и во всем - Христос". Когда апостол Павел писал это письмо, слово "скифы" перестало носить этнический характер и применялось к нецивилизованным людям.
Некоторые археологи полагают, что название "Аскеназ", упомянутое в Иеремии 51:27, - это эквивалент ассирийского слова "ашкузы", которым называли скифов. Согласно клинописным табличкам, в VII веке до н. э. этот народ вместе с царством Маны объединился против Ассирии. До того, как начал пророчествовать Иеремия, путь скифов в Египет проходил через иудейскую землю, однако скифы не причиняли никакого вреда ее жителям. Поэтому для многих пророчество Иеремии о нападении на Иуду народа с севера казалось невероятным (Иеремия 1:13-15).
Некоторые библеисты полагают, что в Иеремии 50:42 говорится о скифах: "Держат в руках лук и копье; они жестоки и немилосердны; голос их шумен, как море; несутся на конях, выстроились как один человек, чтобы сразиться с тобой, дочь Вавилона". Однако в первую очередь эти слова относятся к мидянам и персам, захватившим Вавилон в 539 году до н. э.
Скифы содействовали исполнению пророчества Наума о разрушении Ниневии (Наум 1:1,14). Халдеи, скифы и мидяне разорили Ниневию в 632 году до н. э., что привело к распаду Ассирийской империи.
Таинственное исчезновение скифов
subscribe.ruКуда исчезли скифы. Одна из версий
Скифский народ исчез с лица земли. Но почему? "Честно говоря, этот вопрос остается загадкой", - говорит ведущий украинский археолог. Некоторые исследователи убеждены, что скифов погубила их неуемная любовь к роскоши, и между I и II веками до н. э. они были вытеснены сарматами - объединением кочевых племен.
Другие исследователи полагают, что причиной исчезновения древних скифов были их межплеменные войны. Третьи же считают, что скифы стали предками осетинов. Как бы то ни было, этот таинственный древний народ оставил неизгладимый след в истории - даже само слово "скиф" давно уже стало нарицательным, синонимом слову "жестокий"
Почти тысячелетие на нынешней территории России господствовали Скифы. Их не могли сломить ни империя персов, ни Александр Македонский. Но вдруг в одночасье этот народ таинственно растворился в истории, оставив после себя лишь величественные курганы…
Кто такие скифы
Скифы – греческое слово, с помощью которого эллины обозначали кочующие народы, проживающие на территории Причерноморья между течениями рек Дона и Дуная. Сами скифы называли себя саки.
Для большинства греков Скифия являлась диковинной землей, на которой обитали «белые мухи» – снег, и всегда царил холод, что, конечно, мало соответствовало действительности.
Именно такое восприятие страны скифов можно встретить у Вергилия, Горация и Овидия. Позднее, в византийских хрониках, скифами могли называть уже и славян, и аланов, хазар или печенегов.
А римский историк Плиний Старший писал еще в I веке нашей эры, что «название «скифы» переходит на сарматов и германцев», и считал, что древнее наименование закрепилось за многими из наиболее отдаленных от западного мира народов.
Название это продолжало жить и дальше, и в «Повести временных лет» неоднократно упоминается о том, что греки называли народности Руси «скифью»:
«Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь».
Считается, что самоназвание «скифы» означает «лучники», а началом возникновения культуры скифов принято считать VII век до нашей эры.
Древнегреческий историк Геродот, у которого мы встречаем одно из самых подробных описаний жизни скифов, описывает их как единый народ, распадающийся на различные племена – скифов-земледельцев, скифов-пахарей, скифов-кочевников, царственных скифов и другие. Впрочем, Геродот также считал, что скифские цари – потомки сына Геракла, скифа.
Скифы для Геродота – это дикое и непокорное племя. Одна из историй повествует о том, что греческий царь сошел с ума после того, как начал пить вино «по-скифски», то есть, не разбавляя, как не было принято у греков: «С этого времени, как спартанцы рассказывают, всякий раз, когда хотят выпить вина покрепче, говорят: «Налей по-скифски».
Другая демонстрирует, насколько варварскими были нравы скифов: «Каждый имеет по обычаю много жен; пользуются они ими сообща; они вступают в связь с женщиной, выставив перед жилищем палку». При этом Геродот упоминает, что и скифы посмеиваются на эллинами: «Скифы презирают эллинов за вакхическое исступление».
Борьба
Благодаря регулярным контактам скифов с греками, активно колонизирующими окружающие их земли, античная литература богата на упоминания о народе кочевников. В VI веке до н.э. скифы вытеснили киммерийцев, разгромили Мидию и, таким образом, завладели всей Азией.
После этого скифы отступили в регион северного Причерноморья, где и начали встречаться с греками, борясь за новые территории.
В конце VI века персидский царь Дарий пошел войной на скифов, однако несмотря на сокрушительную мощь своего войска и огромное численное превосходство, Дарию не удалось быстро сломить кочевников.
Скифы выбрали стратегию изматывания персов, бесконечно отступая и кружа вокруг войск Дария. Таким образом, скифы, оставшись непобежденными, заслужили себе славу безупречных воинов и стратегов.
В IV веке скифский царь Атей, проживший 90 лет, объединил все племена скифов от Дона до Дуная. Скифия в этот период достигла своего высшего расцвета: Атей был равен по силе Филиппу II Македонскому, чеканил собственную монету и расширял свои владения. Особые отношения у скифов были с золотом. Культ этого металла даже стал основанием для легенды о том, что скифам удалось приручить грифонов, охраняющих золото.
Возрастающая сила скифов заставила македонян предпринять несколько масштабных вторжений: Филипп II в эпическом сражении убил Атея, а его сын, Александр Македонский, пошел войной на скифов спустя восемь лет. Однако великому полководцу не удалось разгромить Скифию, и пришлось отступить, оставив скифов непокоренными.
На протяжении II века сарматы и другие кочевники постепенно вытесняли скифов с их земель, за ними остались только степной Крым и бассейн нижнего Днепра и Буга, и в итоге Великая Скифия стала Малой. После этого Крым стал центром скифского государства, в нем появились хорошо укрепленные фортификации – крепости Неаполь, Палакий и Хаб, в которых скифы укрывались, воюя с Херсонесом и сарматами.
В конце II века Херсонес обрел могущественного союзника – понтийского царя Митридата V, который пошел войной на скифов. После многочисленных сражений скифское государство было ослаблено и обескровлено.
Исчезновение скифов
В I и II веках нашей эры скифское общество уже сложно было назвать кочевническим: это были земледельцы, достаточно сильно эллинизированные и смешанные этнически. Кочевники-сарматы продолжали теснить скифов, а в III веке начинается вторжение в Крым аланов.
Они опустошили последний оплот скифов – Неаполь Скифский, располагавшийся на окраине современного Симферополя, но не смогли остаться надолго на захваченных землях. Уже вскоре началось вторжение на эти земли готов, объявивших войну и аланам, и скифам, и самой Римской Империи.
Ударом по Скифии, таким образом, стало нашествие готов около 245 года нашей эры. Все крепости скифов были разрушены, а остатки скифов бежали на юго-запад Крымского полуострова, прячась в труднодоступных горных районах.
Несмотря на кажущийся очевидным полный разгром, Скифия еще недолго продолжала свое существование. Крепости, оставшиеся на юго-западе, стали прибежищем для спасавшихся бегством скифов, также несколько поселений было основано в устье Днепра и на Южном Буге. Однако и они скоро пали под натиском готов.
Скифская война, которую после описанных событий вели римляне с готами, получила свое название из-за того, что название «скифы» стало использоваться для обозначения готов, победивших скифов настоящих.
Скорее всего, было в этом ложном именовании и доля правды, так как тысячи побежденных скифов влились в готские войска, растворившись в массе других народов, воевавших с Римом. Таким образом, Скифия стала первым государством, рухнувшим в результате Великого переселения народов.
Завершили дело готов гунны, в 375 году напавшие на территории Причерноморья и убившие последних скифов, обитавших в горах Крыма и в долине Буга. Конечно, многие скифы опять-таки присоединялись к гуннам, но ни о какой самостоятельно идентичности уже не было и речи.
Скифы как этнос исчезли в водовороте переселений, и остались только на страницах исторических трактатов, с завидным упорством продолжающих именовать «скифами» все новые народы, обыкновенно дикие, непокорные и несломленные.
Как Уже было сказано полиическая организующая сила скифов в южной Руси сменилась сарматами (200 г. до н.э.– 200 г. н.э.),
затем последовали готы (200 – 370 гг. н.э.),
смененные гуннами (370 – 454 гг. н.э.).
В большинстве случаев подавляющая масса местного населения, признавая политический контроль пришельцев, отчаянно держалась за свои старые дома или же селилась вновь неподалеку от прежних мест обитания. В свою очередь, каждая вновь прибывшая группа добавляла новый этнический штрих к множеству уже существующих. Итак, кроме начальной массы местного населения Южной Руси, которую Николай Map назвал яфетидами, постепенно сформировалась этническая надстройка варьирующейся природы, но в целом присутствовала определенная последовательность расового напряжения. Возвращаясь к киммерийцам, можно принять мнение, что они составляли лишь правящий класс страны. Проблема их этнического происхождения, таким образом, более узка, нежели вопрос об этническом базисе населения Южной Руси как целого.
Скифы – кочевые племена, жившие (по Геродоту) в Причерноморье от левого берега Истра (Дуная) до правобережья Танаиса (Дона).Размеры Великой Скифии превосходили все существовавшие тогда государства Европы. Больше разве только у персов, но это уже Азия.
Скифы в IV тысячелетии до н. э. вытеснили из этих мест киммерийцев (или поглотили их?), а сами позже были вытеснены (или поглощены?) сарматами.
Отличались воинственностью, вольным нравом и тем, что первыми приручили лошадь и поставили ее под седло, а не просто запрягли в повозку; судя по всему, и колесо со спицами тоже изобретение вольных кочевников из донских степей.
Есть мнение, что и железо ковать начали скифы! Согласно уверениям историков, которых все чаще опровергают археологи, почти не имели городов, потому как вели кочевой образ жизни. Но все же раскопанные скифские города Причерноморья поражают воображение. В них обнаружились двухэтажные здания со всеми удобствами! Да, да, скифы знали и водопровод, и даже канализацию! И вообще, не были ни дикими, ни недоразвитыми!
В те времена, когда считавшие себя верхом цивилизации греки и римляне ходили в туниках и тогах, то есть попросту обмотанными кусками ткани, скифы носили одежду сложного покроя. Это они дали миру штаны и рукава! В суровых условиях степных зим иначе нельзя, недаром Александр Македонский не мог забраться подальше на север, рискуя отморозить себе… много чего! А скифские женщины во времена Дария давным-давно щеголяли в платьях, очень похожих на наряды нынешних донских казачек. Так кто менее цивилизован и дик?
И грамотными были! Сохранилось немало свидетельств о переписке, например, амазонских цариц с греками! Философ Анахарсис, которого греки почитали одним из семи величайших мудрецов мира (!), был дядей скифского царя Иданфирса (Антира), о котором пойдет речь в книге. Анахарсис изобрел такие полезные для человечества вещи, как плуг(!), рогатый якорь и гончарный круг (!). Ему приписывают еще много чего, но это не доказано. Вряд ли среди толпы недоумков мог появиться вдруг такой бриллиант, скорее один из беспокойных сообразительных скифов отправился к грекам пообщаться. Кстати, так и было, Анахарсис не столько учился, сколько общался и учил сам! Единственным, кого не смог «переговорить» знаменитый Эзоп, был именно Анахарсис. Вообще, когда ближе знакомишься с историей и культурой скифских народов, создается впечатление, что это умные-разумные Греция и Рим были простыми окраинами Великой Скифии, а не наоборот!
Между прочим Блок ошибся, скифы не имели ни раскосых, ни жадных глаз. На всех известных ныне изображениях (что на скифском золоте, что на греческих фресках) у них совершенно европейские лица, а любое проявление жадности и стяжательства у одного считалось настоящим позором всему роду.
И жили до Волги, а Азия, она по другую сторону. Амазонки – сначала племена (долго считалось, что легендарные), а потом просто женские отряды, не терпящие мужского превосходства над собой. Скифские амазонки не имели ни малейшего отношения к Южной Америке и реке Амазонке, просто испанцы, впервые увидев длинные черные волосы индейцев, решили, что это тоже женское войско. Амазонией издревле называли реку, на которой жили первые амазонки. После гибели в ней сына предводительницы Лисиппы реку переименовали по имени этого парня – в Танаис, а мы зовем Доном. То есть первые амазонки жили на Дону.
Прообразом девичьих венцов были как раз скифские женские остроконечные расшитые колпаки, поверх которого накинуто покрывало, закрывающее спину и плечи. Остатки таких женских головных уборов обнаружены во многих курганах Северного Причерноморья (Чертомлык, Куль-Оба).
Позже они ушли к Тереку и оттуда расселились аж до Египта. Об амазонках сложено немало легенд, зачастую нелепых, начиная с их названия. По-гречески амазонка значит «безгрудая», потому как якобы они прижигали правую грудь для удобства стрельбы из лука. Но все найденные доспехи прекрасных всадниц абсолютно симметричны! А на греческих барельефах амазонки имеют нормальную грудь. И волосы у них были светлыми с рыжинкой, золотистыми, а не черными. Живя своей женской общиной, эти древние феминистки встречались с мужчинами всего два месяца в году. Сыновей, родившихся от такой дружбы, возвращали отцам (а не топили в кадушке), а дочек оставляли себе. С семи лет девочку учили ездить верхом, правя лошадью только ногами, стрелять из лука, биться мечом-акинаком и обоюдоострым топориком, вести хозяйство и… читать! Амазонки одинаково хорошо владели оружием и искусством вышивки, управлялись с лошадьми и вели переписку с разумными греками… Хороши пра-пра…бабушки? Один минус – ноги имели кривые, это точно.
Сарматы – соседи и родственники скифов. Согласно отцу истории Геродоту, появились от браков скифов и амазонок. Отличное наследство, ничего не скажешь! Сарматы говорили по-скифски, но с акцентом. Их женщины были полностью равноправны с мужчинами, с детства воспитывались как амазонки и, только убив трех врагов, могли думать о замужестве (хотя не обязательно). Чтобы сделать предложение сарматке, ее надо было одолеть в честном поединке. Если вспомнить, что амазонки правили лошадьми без удил, только при помощи ног, а мечом-акинаком и луком со стрелами владели не хуже мужчин, то поединок редко заканчивался победой жениха, если невеста не была согласна.
Сарматка с комплектом вооружения (по материалам захоронений)
У сарматов племенами часто правили царицы (если, например, цари оказывались пьяницами). При попытке захватить земли одного из сарматских племен – массагетов – войско Кира Великого (Куруша) было попросту разгромлено, а его голова вернулась на родину отдельно от туловища в бурдюке, наполненном по велению массагетской царицы Томирис кровью («Ты желал крови? Пей!»). Агафирсы, невры, андрофаги, меланхлены, будины, гелоны и др. – родственные соседи скифов. Не многовато ли? Отнюдь, ведь живут рядом москвичи, питерцы, новгородцы, туляки и т. д. Все названия даны Геродотом. Как они звали сами себя – неизвестно (пока). Вообще-то Геродоту можно верить, лет через семьдесят после похода Дария он побывал в Великой Скифии лично, расспрашивал оставшихся в живых очевидцев и их потомков, все запоминал и записывал.
Многие его сведения, считавшиеся вымыслами досужего рассказчика, вдруг стали находить подтверждение при археологических раскопках.Хотя и выдумок у отца истории хватало. Услышав название «Великая Скуфь», то есть «сбор народов», он назвал скифами сколотов, а потом дал это имя и самой стране. Так «Сколотия» стала Скифией, как много позже неизвестная река Южной Америки Амазонкой.
Партатуа и Мадий – скифские цари, целых двадцать девять лет державшие в страхе всю Переднюю и Малую Азию. Даже египетский царь был вынужден выйти навстречу скифам в Палестину с богатыми дарами, на коленях умоляя, чтобы не ходили в его страну. Египет все эти годы исправно платил дань беспокойным всадникам на невысоких лошадках. Партатуа и его сын Мадий совершали вояжи и до самого Балтийского моря, если честно, то гораздо менее удачные, тамошние народы оказались не такими сговорчивыми, как египетский царь. Застращать не удалось, зато погуляли знатно!
В Персии царствовал Великий Дарий Гистасп Ахеменид, называвший себя царем царей. Так и было, потому что власть Дария признавали огромные территории от плодородных долин Нила на западе до гор Тибета, преграждавших путь на восток, от побережья Понта на севере до кромки океана на юге. Но…Оставались греки и скифы.
За сотню лет до того скифские цари Партатуа и Мадий сами владели пространствами Азии, заставив платить дань даже Египет, но те времена прошли, теперь дань платили Дарию. Царь царей решил, что пришла пора завоевать и скифов. Об этих кочевниках ходили самые невероятные слухи, говорили, что они имеют четыре руки, потому как стреляют из лука, обернувшись почти задом наперед, видимо, при этом правят лошадью другие две руки. Или что они вообще сказочные кентавры… Дария не привлекали сказки, он хорошо знал другое: у кочевников небывало красивое золото и его много.
Скифы прекрасные всадники, а значит, станут хорошими конниками в персидском войске. В успехе похода царь царей не сомневался, ведь такого войска, как у него, не имел еще никто. Дарий вел на скифов 700 000 человек, собранных по всей Азии!
В 512 году Дарий с огромной армией отправился покорять скифские земли. Поход оказался очень тяжелым, скифы, понимая, что одержать победу над огромным войском персов не смогут, начали партизанскую войну. Они долго отступали, заманивая противника в глубь причерноморских степей, по пути засыпая колодцы, отравляя источники воды, поджигая траву и терзая врага днем и ночью.
Позже такую же тактику применит Кутузов, отступая от Наполеона, и даже Москву сожжет (степей-то не было!)…
Иданфирс (Антир) – царь, стоявший во главе Скифии во времена похода Дария. Вообще-то, царей было трое одновременно, один из них, старший, в 512 году до н. э. – Иданфирс, Скопасис и Таксакис.
Истр – древнее название Дуная.
Гипанис – Южный Буг.
Тирас – Днестр.
Борисфен – Днепр.
Танаис – Дон.
Меотида – Азовское море, которое во времена скифов было значительно меньше и имело страшно болотистые берега. Нынешний Таманский залив вообще был попросту озером.
Герр – река, которой сейчас не существует, видимо старое русло Днепра, который в древности имел два русла, впадавшие в разные моря (Черное и Азовское).
Очень интересно здесь - Сарматское море
МЫ РОССЫ!
Следовательно, ни скифы сколоты, ни сарматы, как отдельные народы, не существовали. Названия эти были даны случайно славянам Россам от носимых ими кожаных щитов 24 века тому ...историки нам говорят, что скифы, сарматы, яцыги, роксолане и алане один и тот же народ. Но какое же коренное название этого народа, населявшего издревле нынешнюю Росиию?
amnag - СКИФЫ - РУСЫ - НОСИТЕЛИ R1a1
Так же Геродот называл и саму местность с курганами скифских царей. О месте их расположения у историков единого мнения нет. Это даже неплохо, потому как в курганах слишком много золота, местность в случае ее обнаружения за год превратилась бы охотниками до кладов в один сплошной карьер.
Понт – Черное море.
Фракия – причерноморская область Турции, Болгарии и Румынии.
Истрия – город вблизи нынешней Констанцы.
Боги скифов: Папай – бог всего живого; Табити – богиня домашнего очага, богиня-мать; Апи – богиня земли; Гайтосир – бог солнца; Аргимпаса – богиня луны, любви; Фагимасад – покровитель в боях.
Надо учитывать, что за две с половиной тысячи лет значительно изменились очертания морских берегов, русла рек, особенно в их устьях, появились и исчезли озера, вырублены леса, пересохли болота… Переселились или рассеялись многие народы, в том числе и скифы-сколоты. На место одних пришли другие, принеся свой язык, обычаи и верования.Однако в осетинском словаре и ныне много скифских слов, и не только в нем. Мы называем своих дочек Дашами, Майями, Лизами, Нинами… а сыновей Русланами, Вадимами, Борисами, Кириллами… не подозревая, что на эти имена могли бы откликнуться и наши далекие предки скифы! Борисом, кстати, скифы называли бога воды, отсюда Борисфен (Днепр).
Скифские ли имена перешли к грекам или наоборот, кто сейчас разберет? У греков и скифов видно было много общего в языке и в названиях, только не надо забывать, что тогда и греки были несколько иными, чем те, чьи величественные памятники в руинах мы фотографируем, попадая в Афины.
Время скифов и амазонок – это время древнегреческих легенд, подвигов Геракла, путешествий Ясона… Амазонки, например, действительно участвовали в защите Трои! История скифов очень интересна, но слишком мало изучена.
Время постепенно раскрывает тайны, уже никто не сомневается, что по Причерноморью до появления на Ладоге варягов не бродили толпы неандертальцев с дубинами в руках. Но поверить в то, что скиф-философ мог в VI веке до н. э. чему-то учить мудрецов-греков, пока еще трудно. Анахарсиса так и зовут греческим философом, а не скифским. И о гибели Кира Великого упоминают одной строчкой, мол, погиб в походе на массагетов. Обидно же признавать, что верх одержало войско под предводительством женщины! А знаменитое скифское золото?.. Ну-у… откуда-то взялось у грубых дикарей… Чтобы понять, что такие вещи не берутся ниоткуда, достаточно один раз сходить в Эрмитаж.
Более совершенного золотого литья что по тонкости, что по художественной ценности человечество не сотворило! Никакими ухищрениями развитые и грамотные народы ни тогда, ни после не смогли создать столь изысканные и реалистичные изображения животных! Вот вам и дикари на низкорослых лошадках! Читайте, господа, читайте! Ищите труды настоящих исследователей жизни скифов, таких сейчас много. И не верьте тем, кто твердит, что мы вышли из дикарей совсем недавно, всего-то тысячу лет назад.
Наши предки велики.И это СКИФЫ!
Шел 512 год до Рождения Мессии, хотя люди об этом не подозревали…
Продолжение здесь - Наталья Павлищева Читать книгу онлайн
История русской жизни с древнейших времен
Часть первая
Доисторическое время Руси
Глава I. ПРИРОДА РУССКОЙ СТРАНЫ
Понятия древних о нашей стране. - Ее отличие от остального материка Европы. - Грудь русской равнины. - Русский вид - ландшафт. - Русский мороз. - Лес и поле - степь. Свойства жизни в поле и в лесу. - Народные пути-дороги из нашей равнины в приморские и заморские страны юга, севера и востока. - Значение речного угла Оки и Волги
Понятия древних о нашей стране.
1. Гиперборея - https://nethistory.su/blog/43873251690/I-E-Zabelin-Istoriya-russkoy-zhizni-s-drevneyshih-vremen-CHast-p?nr=1&mirtesenKey=eyJ0eXAiOiJKV1QiLCJhbGciOiJIUzI1NiJ9.eyJleHAiOjE1NzU4MzA1MjgsInNpZCI6Ik1ZdDlKRUh5VUVWVWR3MGZUZXg0cU8xa2k4d2tPY3hWWE1adzBEV28yRVElM0QiLCJzdWIiOiI5ODEzNDE4NDkifQ.DcsswXmt2NwAo8S-kCSxtTxgwajamJFdzXdEj27aPQQ&utm_referrer=mirtesen.ru
Обширный восток Европы - Русская страна уже в глубокой древности отделялась от остальных европейских земель как особый, своеобразный, совсем иной мир. Это была Скифия и Сарматия, безмерная и беспредельная пустыня, уходившая далеко к северу, где скрывался ужасный приют холода, где вечно шел хлопьями снег и страшно зияли ледяные пещеры бурных северных ветров. Там, в верху этой пустыни, по общему мнению древности, покоились крюки-замычки мира и оканчивался круг, по которому вращались небесные светила. Там солнце восходило только раз в год и день продолжался шесть месяцев; затем солнце заходило и наставала одна ночь, продолжавшаяся столько же времени. Счастливые обитатели той страны, гиперборейцы, как рассказывали, сеяли хлеб обыкновенно утром, жали в полдень, убирали плоды при закате солнца, а ночь проводили в пещерах. У этих гиперборейцев, на конце знаемого мира, древние помещали свои радужные мечты о счастливой и блаженной жизни и рисовали их страну и их быт теми блаженными свойствами, каких всегда себе желает и отыскивает человеческое воображение. Гиперборейцы обитали в приятнейшем климате, в стране, изобильной всякими деревьями, цветами, плодами; жили в священных дубравах, не ведали ни скуки, ни скорби, ни болезни, ни раздоров; вечно веселились и радовались и умирали добровольно, лишь тогда, как вполне пресыщались жизнью: от роскошного стола, покрытого яствами и благовониями, пресыщенные старцы уходили на скалу и бросались в море.
Поэтам и стихотворцам вся наша страна представлялась покрытой вечным туманом, парами и облаками, сквозь которые никогда не проглядывало солнце и царствовала повсюду одна "гибельная" ночь. Свои понятия о свойствах природы на дальнем севере они распространяли на всю страну и утверждали басню о киммерийском мраке, покрыв этим мраком даже светлую область Черноморья, где, собственно, и жили древние киммерияне.
adygi.ruРаннемеотский период На рубеже VII, VI веков киммерийцы уходят в Малую Азию...
Несмотря на поэзию, древние, однако, достоверно знали, что далекий север нашей страны представлял мерзлую пустыню, покрытую ледяными скалами, что в средней полосе находились безмерные болота и леса, а южный край расстилался беспредельной степью, в которой обитали скифы, народ славный, мудрый, непобедимый, обладавший чудным искусством в войне, ибо догнать и найти его в степи было невозможно, равно как невозможно было и уйти от него. В этом коротком очерке скифской войны вполне и очень наглядно выразилось, так сказать, военное существо наших степей, да и всей нашей страны, откуда не могли выбраться со славой ни Дарий Персидский, воевавший со скифами, ни Наполеон, предводитель галлов, воевавший с русскими.
Южная Россия
впервые была политически организована
киммерийцами (1000 – 700 гг. до н.э.),
затем скифами (700 – 200 гг. до н.э.)
В 7-м веке до н.э. происходит нашествие скифов из восточной Европы и навсегда выбивает киммерийцев из Крыма…
В Европе киммерийцы воевали дольше. В союзе с тевтонскими племенами “кимвры”, как их именовали римляне,
продолжали успешно сражаться с Древним Римом еще несколько веков. Но в 101 году до н.э. римский консул Гай Марий
одерживает окончательную победу при Верцеллах: “более 65 тысяч варваров было убито, а остальные проданы в рабство”…
На этом история Киммерии закончилась.
Да, скифы мы!
Уже много веков ученые ломают копья, пытаясь понять происхождение русского народа. И если исследования прошлого основывались на археологических и лингвистических данных, то сегодня за дело взялись даже генетики.
С Дуная
Из всех теорий русского этногенеза самой известной является дунайская. Её появлению мы обязаны летописному своду «Повесть временных лет», а точнее многовековой любви к этому источнику отечественных академиков.
Летописец Нестор определил первоначальную территорию расселения славян территориями по нижнему течению Дуная и Вислы. Теорию о дунайской "прародине" славян развивали такие историки как Сергей Соловьев и Василий Ключевский.
Василий Осипович Ключевский считал, что славяне переселились с Дуная в Прикарпатье, где возник обширный военный союз племен во главе с племенем дулебов-волынян.
Из Прикарпатья, по мнению Ключевского, в VII-VIII веках восточные славяне расселились на Восток и Северо-восток до Ильмень-озера. Дунайской теории русского этногенеза до сих пор придерживаются многие историки и лингвисты. Большой вклад в её развитие внес в конце XX века российский лингвист Олег Николаевич Трубачев.
Один из самых яростных противников норманской теории образования русской государственности, Михаил Ломоносов, склонялся к скифо-сарматской теории русского этногенеза, про которую писал в своей «Древней Российской истории». По мнению Ломоносова, этногенез русских произошел в результате смешения славян и племени «чуди» (термин Ломоносова – финно-угоры), а местом истоков этнической истории русских он назвал междуречье Вислы и Одера.
Сторонники сарматской теории полагаются на античные источники, то же делал и Ломоносов. Он сравнил российскую историю с историей Римской Империи и античные верования с языческими верованиями восточных славян, обнаружив большое количество совпадений. Ярая борьба с приверженцами норманнской теории вполне объяснима: народ-племя русь, по мнению Ломоносова, не могло произойти из Скандинавии под влиянием экспансии викингов-норманнов. В первую очередь, Ломоносов выступал против тезиса об отсталости славян и их неспособности самостоятельно образовать государство.
Скифы - таинственный древний народ
liveinternet.ruНепобедимые скифы. Как жили наши предки
На конях, быстрых, как ветер, мчатся всадники, оставляя за собой клубы пыли. Это возвращаются племена кочевников с награбленным добром. С 700 по 300 годы до н. э. они господствовали в степях Евразии. Затем они исчезли, оставив о себе след в истории. О них упоминается даже в Библии. Это были скифы
Скифские племена
Фукидид (IV в. до н.э.) утверждал, что по военной силе и количеству войск со скифами не могли сравниться никакие царства. В Азии, писал он, нет народа, который мог бы противостоять один на один со скифами, если они будут единодушны. Военный опыт скифов был впитан войсками Чингис-хана через народы, вошедшие в его империю.
Веками их племена с огромными табунами диких лошадей кочевали по необозримым степям, простирающимся от Карпат до территории, известной сейчас как юго-восток России. К VIII веку до н. э. в результате военного похода, предпринятого китайским императором Сюань, они были вытеснены на запад. Поселившись на новых землях - в предгорье Кавказа и на территории Северного причерноморья, - скифы изгнали живших там киммерийцев.
В поисках сокровищ скифы захватили и разграбили ассирийскую столицу Ниневию. Позднее, объединившись с Ассирией, они напали на Мидию, Вавилонию и другие древние государства. Их набегам подверглась даже северная часть Египта. Само название города Скифополь (северо-восток Израиля), ранее известного как Беф-Сан, говорит о том, что, скорее всего, этот город также был когда-то захвачен скифами.
Со временем скифы обосновались в степях на территории, которую сейчас занимает Румыния, Молдова, Украина и южная часть России. Такое выгодное месторасположение принесло им немалый доход: они стали посредниками между греками и племенами хлеборобов, жившими на территории, которую сейчас занимает Украина и южная часть России. В обмен на зерно, мед, мех и скот скифы получали от греков вино, ткани, оружие и украшения. Так скифские племенанажили себе огромное состояние.
Скифы - жизнь в седле
Конь для скифских воинов был то же, что верблюд для жителей пустыни. Скифы слыли прекрасными наездниками. Одними из первых они стали использовать седла и стремена. Они ели конину и пили кобылье молоко. Известно, что скифы приносили лошадей в жертву. Когда умирал скифский воин, его коня закалывали и погребали со всеми почестями. Вместе с конем в могилу также клали сбрую и попону.
Согласно сообщению историка Геродота, у скифов существовали жестокие обычаи, например из черепов своих жертв они делали чаши для питья. Они беспощадно убивали своих врагов, пуская в ход железные мечи, боевые топоры, копья и трехгранные стрелы, разрывающие ткани тела.
Скифские могилы для вечности
Полынный, пыльный и ковыльный,Вершиной спрятавшись в туман
Стоит над степью он, всесильный,Седой, как прадед мой, курган.
А прадед мой с вершины этой Смотрел внимательно в простор
И, вражьи орды чуть заметив,Сейчас же разводил костер…
Скифы занимались колдовством и шаманством, а также поклонялись огню и богине-матери. Могилы скифов считались жилищем для мертвых. Рабы и домашние животные также приносились в жертву умершему хозяину. Драгоценности и прислуга, согласно поверьям скифов, должны были "отправиться" вслед за хозяином в "мир иной". В усыпальнице одного скифского царя были обнаружены скелеты пяти его слуг. Ногами они были обращены к своему хозяину, - словно в любой момент эти верноподданные были готовы подняться и служить ему.
04849.com.uaСкифская могила
Когда умирал царь, скифы не скупились на жертвоприношения, а во время траура пускали себе кровь и обстригали волосы. Вот что сообщает Геродот: "Они отрезают кусок своего уха, обстригают в кружок волосы на голове, делают кругом надрез на руке, расцарапывают лоб и нос и прокалывают левую руку стрелами".
Скифы оставили после себя тысячи курганов (могильных холмов). Вещи, найденные при раскопках скифских курганов, знакомят нас с жизнью, бытом и культурой этого древнего народа. В 1715 году русский царь Петр I начал собирать скифские сокровища, и сейчас эти шедевры древнего искусства представлены в музеях России и Украины. На изделиях, выполненных в характерном для скифов зверином стиле, изображены фигуры таких животных, как лошадь, орел, сокол, кошка, пантера, лось, олень, гриф и грифон (крылатое фантастическое чудовище с львиным телом и орлиной головой).
Библия и скифы
maxpark.comх эпических документов. Языческая Библия древних...
В Библии всего лишь один раз встречается прямое упоминание о скифах. В Колоссянам 3:11 мы читаем: "Где нет ни грека, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, чужеземца, скифа, раба, свободного, но все и во всем - Христос". Когда апостол Павел писал это письмо, слово "скифы" перестало носить этнический характер и применялось к нецивилизованным людям.
Некоторые археологи полагают, что название "Аскеназ", упомянутое в Иеремии 51:27, - это эквивалент ассирийского слова "ашкузы", которым называли скифов. Согласно клинописным табличкам, в VII веке до н. э. этот народ вместе с царством Маны объединился против Ассирии. До того, как начал пророчествовать Иеремия, путь скифов в Египет проходил через иудейскую землю, однако скифы не причиняли никакого вреда ее жителям. Поэтому для многих пророчество Иеремии о нападении на Иуду народа с севера казалось невероятным (Иеремия 1:13-15).
Некоторые библеисты полагают, что в Иеремии 50:42 говорится о скифах: "Держат в руках лук и копье; они жестоки и немилосердны; голос их шумен, как море; несутся на конях, выстроились как один человек, чтобы сразиться с тобой, дочь Вавилона". Однако в первую очередь эти слова относятся к мидянам и персам, захватившим Вавилон в 539 году до н. э.
Скифы содействовали исполнению пророчества Наума о разрушении Ниневии (Наум 1:1,14). Халдеи, скифы и мидяне разорили Ниневию в 632 году до н. э., что привело к распаду Ассирийской империи.
Таинственное исчезновение скифов
subscribe.ruКуда исчезли скифы. Одна из версий
Скифский народ исчез с лица земли. Но почему? "Честно говоря, этот вопрос остается загадкой", - говорит ведущий украинский археолог. Некоторые исследователи убеждены, что скифов погубила их неуемная любовь к роскоши, и между I и II веками до н. э. они были вытеснены сарматами - объединением кочевых племен.
Другие исследователи полагают, что причиной исчезновения древних скифов были их межплеменные войны. Третьи же считают, что скифы стали предками осетинов. Как бы то ни было, этот таинственный древний народ оставил неизгладимый след в истории - даже само слово "скиф" давно уже стало нарицательным, синонимом слову "жестокий"
Почти тысячелетие на нынешней территории России господствовали Скифы. Их не могли сломить ни империя персов, ни Александр Македонский. Но вдруг в одночасье этот народ таинственно растворился в истории, оставив после себя лишь величественные курганы…
Кто такие скифы
Скифы – греческое слово, с помощью которого эллины обозначали кочующие народы, проживающие на территории Причерноморья между течениями рек Дона и Дуная. Сами скифы называли себя саки.
Для большинства греков Скифия являлась диковинной землей, на которой обитали «белые мухи» – снег, и всегда царил холод, что, конечно, мало соответствовало действительности.
Именно такое восприятие страны скифов можно встретить у Вергилия, Горация и Овидия. Позднее, в византийских хрониках, скифами могли называть уже и славян, и аланов, хазар или печенегов.
А римский историк Плиний Старший писал еще в I веке нашей эры, что «название «скифы» переходит на сарматов и германцев», и считал, что древнее наименование закрепилось за многими из наиболее отдаленных от западного мира народов.
Название это продолжало жить и дальше, и в «Повести временных лет» неоднократно упоминается о том, что греки называли народности Руси «скифью»:
«Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь».
Считается, что самоназвание «скифы» означает «лучники», а началом возникновения культуры скифов принято считать VII век до нашей эры.
Древнегреческий историк Геродот, у которого мы встречаем одно из самых подробных описаний жизни скифов, описывает их как единый народ, распадающийся на различные племена – скифов-земледельцев, скифов-пахарей, скифов-кочевников, царственных скифов и другие. Впрочем, Геродот также считал, что скифские цари – потомки сына Геракла, скифа.
Скифы для Геродота – это дикое и непокорное племя. Одна из историй повествует о том, что греческий царь сошел с ума после того, как начал пить вино «по-скифски», то есть, не разбавляя, как не было принято у греков: «С этого времени, как спартанцы рассказывают, всякий раз, когда хотят выпить вина покрепче, говорят: «Налей по-скифски».
Другая демонстрирует, насколько варварскими были нравы скифов: «Каждый имеет по обычаю много жен; пользуются они ими сообща; они вступают в связь с женщиной, выставив перед жилищем палку». При этом Геродот упоминает, что и скифы посмеиваются на эллинами: «Скифы презирают эллинов за вакхическое исступление».
Борьба
Благодаря регулярным контактам скифов с греками, активно колонизирующими окружающие их земли, античная литература богата на упоминания о народе кочевников. В VI веке до н.э. скифы вытеснили киммерийцев, разгромили Мидию и, таким образом, завладели всей Азией.
После этого скифы отступили в регион северного Причерноморья, где и начали встречаться с греками, борясь за новые территории.
В конце VI века персидский царь Дарий пошел войной на скифов, однако несмотря на сокрушительную мощь своего войска и огромное численное превосходство, Дарию не удалось быстро сломить кочевников.
Скифы выбрали стратегию изматывания персов, бесконечно отступая и кружа вокруг войск Дария. Таким образом, скифы, оставшись непобежденными, заслужили себе славу безупречных воинов и стратегов.
В IV веке скифский царь Атей, проживший 90 лет, объединил все племена скифов от Дона до Дуная. Скифия в этот период достигла своего высшего расцвета: Атей был равен по силе Филиппу II Македонскому, чеканил собственную монету и расширял свои владения. Особые отношения у скифов были с золотом. Культ этого металла даже стал основанием для легенды о том, что скифам удалось приручить грифонов, охраняющих золото.
Возрастающая сила скифов заставила македонян предпринять несколько масштабных вторжений: Филипп II в эпическом сражении убил Атея, а его сын, Александр Македонский, пошел войной на скифов спустя восемь лет. Однако великому полководцу не удалось разгромить Скифию, и пришлось отступить, оставив скифов непокоренными.
На протяжении II века сарматы и другие кочевники постепенно вытесняли скифов с их земель, за ними остались только степной Крым и бассейн нижнего Днепра и Буга, и в итоге Великая Скифия стала Малой. После этого Крым стал центром скифского государства, в нем появились хорошо укрепленные фортификации – крепости Неаполь, Палакий и Хаб, в которых скифы укрывались, воюя с Херсонесом и сарматами.
В конце II века Херсонес обрел могущественного союзника – понтийского царя Митридата V, который пошел войной на скифов. После многочисленных сражений скифское государство было ослаблено и обескровлено.
Исчезновение скифов
В I и II веках нашей эры скифское общество уже сложно было назвать кочевническим: это были земледельцы, достаточно сильно эллинизированные и смешанные этнически. Кочевники-сарматы продолжали теснить скифов, а в III веке начинается вторжение в Крым аланов.
Они опустошили последний оплот скифов – Неаполь Скифский, располагавшийся на окраине современного Симферополя, но не смогли остаться надолго на захваченных землях. Уже вскоре началось вторжение на эти земли готов, объявивших войну и аланам, и скифам, и самой Римской Империи.
Ударом по Скифии, таким образом, стало нашествие готов около 245 года нашей эры. Все крепости скифов были разрушены, а остатки скифов бежали на юго-запад Крымского полуострова, прячась в труднодоступных горных районах.
Несмотря на кажущийся очевидным полный разгром, Скифия еще недолго продолжала свое существование. Крепости, оставшиеся на юго-западе, стали прибежищем для спасавшихся бегством скифов, также несколько поселений было основано в устье Днепра и на Южном Буге. Однако и они скоро пали под натиском готов.
Скифская война, которую после описанных событий вели римляне с готами, получила свое название из-за того, что название «скифы» стало использоваться для обозначения готов, победивших скифов настоящих.
Скорее всего, было в этом ложном именовании и доля правды, так как тысячи побежденных скифов влились в готские войска, растворившись в массе других народов, воевавших с Римом. Таким образом, Скифия стала первым государством, рухнувшим в результате Великого переселения народов.
Завершили дело готов гунны, в 375 году напавшие на территории Причерноморья и убившие последних скифов, обитавших в горах Крыма и в долине Буга. Конечно, многие скифы опять-таки присоединялись к гуннам, но ни о какой самостоятельно идентичности уже не было и речи.
Скифы как этнос исчезли в водовороте переселений, и остались только на страницах исторических трактатов, с завидным упорством продолжающих именовать «скифами» все новые народы, обыкновенно дикие, непокорные и несломленные.
Как Уже было сказано полиическая организующая сила скифов в южной Руси сменилась сарматами (200 г. до н.э.– 200 г. н.э.),
затем последовали готы (200 – 370 гг. н.э.),
смененные гуннами (370 – 454 гг. н.э.).
В большинстве случаев подавляющая масса местного населения, признавая политический контроль пришельцев, отчаянно держалась за свои старые дома или же селилась вновь неподалеку от прежних мест обитания. В свою очередь, каждая вновь прибывшая группа добавляла новый этнический штрих к множеству уже существующих. Итак, кроме начальной массы местного населения Южной Руси, которую Николай Map назвал яфетидами, постепенно сформировалась этническая надстройка варьирующейся природы, но в целом присутствовала определенная последовательность расового напряжения. Возвращаясь к киммерийцам, можно принять мнение, что они составляли лишь правящий класс страны. Проблема их этнического происхождения, таким образом, более узка, нежели вопрос об этническом базисе населения Южной Руси как целого.
Скифы – кочевые племена, жившие (по Геродоту) в Причерноморье от левого берега Истра (Дуная) до правобережья Танаиса (Дона).Размеры Великой Скифии превосходили все существовавшие тогда государства Европы. Больше разве только у персов, но это уже Азия.
Скифы в IV тысячелетии до н. э. вытеснили из этих мест киммерийцев (или поглотили их?), а сами позже были вытеснены (или поглощены?) сарматами.
Отличались воинственностью, вольным нравом и тем, что первыми приручили лошадь и поставили ее под седло, а не просто запрягли в повозку; судя по всему, и колесо со спицами тоже изобретение вольных кочевников из донских степей.
Есть мнение, что и железо ковать начали скифы! Согласно уверениям историков, которых все чаще опровергают археологи, почти не имели городов, потому как вели кочевой образ жизни. Но все же раскопанные скифские города Причерноморья поражают воображение. В них обнаружились двухэтажные здания со всеми удобствами! Да, да, скифы знали и водопровод, и даже канализацию! И вообще, не были ни дикими, ни недоразвитыми!
В те времена, когда считавшие себя верхом цивилизации греки и римляне ходили в туниках и тогах, то есть попросту обмотанными кусками ткани, скифы носили одежду сложного покроя. Это они дали миру штаны и рукава! В суровых условиях степных зим иначе нельзя, недаром Александр Македонский не мог забраться подальше на север, рискуя отморозить себе… много чего! А скифские женщины во времена Дария давным-давно щеголяли в платьях, очень похожих на наряды нынешних донских казачек. Так кто менее цивилизован и дик?
И грамотными были! Сохранилось немало свидетельств о переписке, например, амазонских цариц с греками! Философ Анахарсис, которого греки почитали одним из семи величайших мудрецов мира (!), был дядей скифского царя Иданфирса (Антира), о котором пойдет речь в книге. Анахарсис изобрел такие полезные для человечества вещи, как плуг(!), рогатый якорь и гончарный круг (!). Ему приписывают еще много чего, но это не доказано. Вряд ли среди толпы недоумков мог появиться вдруг такой бриллиант, скорее один из беспокойных сообразительных скифов отправился к грекам пообщаться. Кстати, так и было, Анахарсис не столько учился, сколько общался и учил сам! Единственным, кого не смог «переговорить» знаменитый Эзоп, был именно Анахарсис. Вообще, когда ближе знакомишься с историей и культурой скифских народов, создается впечатление, что это умные-разумные Греция и Рим были простыми окраинами Великой Скифии, а не наоборот!
Между прочим Блок ошибся, скифы не имели ни раскосых, ни жадных глаз. На всех известных ныне изображениях (что на скифском золоте, что на греческих фресках) у них совершенно европейские лица, а любое проявление жадности и стяжательства у одного считалось настоящим позором всему роду.
И жили до Волги, а Азия, она по другую сторону. Амазонки – сначала племена (долго считалось, что легендарные), а потом просто женские отряды, не терпящие мужского превосходства над собой. Скифские амазонки не имели ни малейшего отношения к Южной Америке и реке Амазонке, просто испанцы, впервые увидев длинные черные волосы индейцев, решили, что это тоже женское войско. Амазонией издревле называли реку, на которой жили первые амазонки. После гибели в ней сына предводительницы Лисиппы реку переименовали по имени этого парня – в Танаис, а мы зовем Доном. То есть первые амазонки жили на Дону.
Прообразом девичьих венцов были как раз скифские женские остроконечные расшитые колпаки, поверх которого накинуто покрывало, закрывающее спину и плечи. Остатки таких женских головных уборов обнаружены во многих курганах Северного Причерноморья (Чертомлык, Куль-Оба).
Позже они ушли к Тереку и оттуда расселились аж до Египта. Об амазонках сложено немало легенд, зачастую нелепых, начиная с их названия. По-гречески амазонка значит «безгрудая», потому как якобы они прижигали правую грудь для удобства стрельбы из лука. Но все найденные доспехи прекрасных всадниц абсолютно симметричны! А на греческих барельефах амазонки имеют нормальную грудь. И волосы у них были светлыми с рыжинкой, золотистыми, а не черными. Живя своей женской общиной, эти древние феминистки встречались с мужчинами всего два месяца в году. Сыновей, родившихся от такой дружбы, возвращали отцам (а не топили в кадушке), а дочек оставляли себе. С семи лет девочку учили ездить верхом, правя лошадью только ногами, стрелять из лука, биться мечом-акинаком и обоюдоострым топориком, вести хозяйство и… читать! Амазонки одинаково хорошо владели оружием и искусством вышивки, управлялись с лошадьми и вели переписку с разумными греками… Хороши пра-пра…бабушки? Один минус – ноги имели кривые, это точно.
Сарматы – соседи и родственники скифов. Согласно отцу истории Геродоту, появились от браков скифов и амазонок. Отличное наследство, ничего не скажешь! Сарматы говорили по-скифски, но с акцентом. Их женщины были полностью равноправны с мужчинами, с детства воспитывались как амазонки и, только убив трех врагов, могли думать о замужестве (хотя не обязательно). Чтобы сделать предложение сарматке, ее надо было одолеть в честном поединке. Если вспомнить, что амазонки правили лошадьми без удил, только при помощи ног, а мечом-акинаком и луком со стрелами владели не хуже мужчин, то поединок редко заканчивался победой жениха, если невеста не была согласна.
Сарматка с комплектом вооружения (по материалам захоронений)
У сарматов племенами часто правили царицы (если, например, цари оказывались пьяницами). При попытке захватить земли одного из сарматских племен – массагетов – войско Кира Великого (Куруша) было попросту разгромлено, а его голова вернулась на родину отдельно от туловища в бурдюке, наполненном по велению массагетской царицы Томирис кровью («Ты желал крови? Пей!»). Агафирсы, невры, андрофаги, меланхлены, будины, гелоны и др. – родственные соседи скифов. Не многовато ли? Отнюдь, ведь живут рядом москвичи, питерцы, новгородцы, туляки и т. д. Все названия даны Геродотом. Как они звали сами себя – неизвестно (пока). Вообще-то Геродоту можно верить, лет через семьдесят после похода Дария он побывал в Великой Скифии лично, расспрашивал оставшихся в живых очевидцев и их потомков, все запоминал и записывал.
Многие его сведения, считавшиеся вымыслами досужего рассказчика, вдруг стали находить подтверждение при археологических раскопках.Хотя и выдумок у отца истории хватало. Услышав название «Великая Скуфь», то есть «сбор народов», он назвал скифами сколотов, а потом дал это имя и самой стране. Так «Сколотия» стала Скифией, как много позже неизвестная река Южной Америки Амазонкой.
Партатуа и Мадий – скифские цари, целых двадцать девять лет державшие в страхе всю Переднюю и Малую Азию. Даже египетский царь был вынужден выйти навстречу скифам в Палестину с богатыми дарами, на коленях умоляя, чтобы не ходили в его страну. Египет все эти годы исправно платил дань беспокойным всадникам на невысоких лошадках. Партатуа и его сын Мадий совершали вояжи и до самого Балтийского моря, если честно, то гораздо менее удачные, тамошние народы оказались не такими сговорчивыми, как египетский царь. Застращать не удалось, зато погуляли знатно!
В Персии царствовал Великий Дарий Гистасп Ахеменид, называвший себя царем царей. Так и было, потому что власть Дария признавали огромные территории от плодородных долин Нила на западе до гор Тибета, преграждавших путь на восток, от побережья Понта на севере до кромки океана на юге. Но…Оставались греки и скифы.
За сотню лет до того скифские цари Партатуа и Мадий сами владели пространствами Азии, заставив платить дань даже Египет, но те времена прошли, теперь дань платили Дарию. Царь царей решил, что пришла пора завоевать и скифов. Об этих кочевниках ходили самые невероятные слухи, говорили, что они имеют четыре руки, потому как стреляют из лука, обернувшись почти задом наперед, видимо, при этом правят лошадью другие две руки. Или что они вообще сказочные кентавры… Дария не привлекали сказки, он хорошо знал другое: у кочевников небывало красивое золото и его много.
Скифы прекрасные всадники, а значит, станут хорошими конниками в персидском войске. В успехе похода царь царей не сомневался, ведь такого войска, как у него, не имел еще никто. Дарий вел на скифов 700 000 человек, собранных по всей Азии!
В 512 году Дарий с огромной армией отправился покорять скифские земли. Поход оказался очень тяжелым, скифы, понимая, что одержать победу над огромным войском персов не смогут, начали партизанскую войну. Они долго отступали, заманивая противника в глубь причерноморских степей, по пути засыпая колодцы, отравляя источники воды, поджигая траву и терзая врага днем и ночью.
Позже такую же тактику применит Кутузов, отступая от Наполеона, и даже Москву сожжет (степей-то не было!)…
Иданфирс (Антир) – царь, стоявший во главе Скифии во времена похода Дария. Вообще-то, царей было трое одновременно, один из них, старший, в 512 году до н. э. – Иданфирс, Скопасис и Таксакис.
Истр – древнее название Дуная.
Гипанис – Южный Буг.
Тирас – Днестр.
Борисфен – Днепр.
Танаис – Дон.
Меотида – Азовское море, которое во времена скифов было значительно меньше и имело страшно болотистые берега. Нынешний Таманский залив вообще был попросту озером.
Герр – река, которой сейчас не существует, видимо старое русло Днепра, который в древности имел два русла, впадавшие в разные моря (Черное и Азовское).
Очень интересно здесь - Сарматское море
МЫ РОССЫ!
Следовательно, ни скифы сколоты, ни сарматы, как отдельные народы, не существовали. Названия эти были даны случайно славянам Россам от носимых ими кожаных щитов 24 века тому ...историки нам говорят, что скифы, сарматы, яцыги, роксолане и алане один и тот же народ. Но какое же коренное название этого народа, населявшего издревле нынешнюю Росиию?
amnag - СКИФЫ - РУСЫ - НОСИТЕЛИ R1a1
Так же Геродот называл и саму местность с курганами скифских царей. О месте их расположения у историков единого мнения нет. Это даже неплохо, потому как в курганах слишком много золота, местность в случае ее обнаружения за год превратилась бы охотниками до кладов в один сплошной карьер.
Понт – Черное море.
Фракия – причерноморская область Турции, Болгарии и Румынии.
Истрия – город вблизи нынешней Констанцы.
Боги скифов: Папай – бог всего живого; Табити – богиня домашнего очага, богиня-мать; Апи – богиня земли; Гайтосир – бог солнца; Аргимпаса – богиня луны, любви; Фагимасад – покровитель в боях.
Надо учитывать, что за две с половиной тысячи лет значительно изменились очертания морских берегов, русла рек, особенно в их устьях, появились и исчезли озера, вырублены леса, пересохли болота… Переселились или рассеялись многие народы, в том числе и скифы-сколоты. На место одних пришли другие, принеся свой язык, обычаи и верования.Однако в осетинском словаре и ныне много скифских слов, и не только в нем. Мы называем своих дочек Дашами, Майями, Лизами, Нинами… а сыновей Русланами, Вадимами, Борисами, Кириллами… не подозревая, что на эти имена могли бы откликнуться и наши далекие предки скифы! Борисом, кстати, скифы называли бога воды, отсюда Борисфен (Днепр).
Скифские ли имена перешли к грекам или наоборот, кто сейчас разберет? У греков и скифов видно было много общего в языке и в названиях, только не надо забывать, что тогда и греки были несколько иными, чем те, чьи величественные памятники в руинах мы фотографируем, попадая в Афины.
Время скифов и амазонок – это время древнегреческих легенд, подвигов Геракла, путешествий Ясона… Амазонки, например, действительно участвовали в защите Трои! История скифов очень интересна, но слишком мало изучена.
Время постепенно раскрывает тайны, уже никто не сомневается, что по Причерноморью до появления на Ладоге варягов не бродили толпы неандертальцев с дубинами в руках. Но поверить в то, что скиф-философ мог в VI веке до н. э. чему-то учить мудрецов-греков, пока еще трудно. Анахарсиса так и зовут греческим философом, а не скифским. И о гибели Кира Великого упоминают одной строчкой, мол, погиб в походе на массагетов. Обидно же признавать, что верх одержало войско под предводительством женщины! А знаменитое скифское золото?.. Ну-у… откуда-то взялось у грубых дикарей… Чтобы понять, что такие вещи не берутся ниоткуда, достаточно один раз сходить в Эрмитаж.
Более совершенного золотого литья что по тонкости, что по художественной ценности человечество не сотворило! Никакими ухищрениями развитые и грамотные народы ни тогда, ни после не смогли создать столь изысканные и реалистичные изображения животных! Вот вам и дикари на низкорослых лошадках! Читайте, господа, читайте! Ищите труды настоящих исследователей жизни скифов, таких сейчас много. И не верьте тем, кто твердит, что мы вышли из дикарей совсем недавно, всего-то тысячу лет назад.
Наши предки велики.И это СКИФЫ!
Шел 512 год до Рождения Мессии, хотя люди об этом не подозревали…
Продолжение здесь - Наталья Павлищева Читать книгу онлайн
Источник: nethistory.su
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]