Как Лев Толстой спасал русских духоборов в начале ХХ века
---
После тяжких гонений царского правительства – порок, тюрем, каторги – русские духоборы в 1898-99 годах на деньги Льва Толстого поехали в канадскую провинцию Саскачеван. На совершенно безжизненных местах они за 5-8 лет выстроили привычную крестьянскую общину.
Русские духоборы – это приверженцы особого христианского течения, во многом напоминавшее английских квакеров.
На протяжении многих лет царская власть всячески измывалась над смутьянами, в конце-концов выслав их во второй половине XIX века на Кавказ. Но и там духоборы продолжали мозолить глаза тогдашней «вертикали власти».
В 1887 году на Кавказе была введена всеобщая воинская повинность. В знак протеста по местам расселения духоборов прокатились волнения. В 1895 году несколько тысяч духоборов в Елизаветопольской и Тифлисской губерниях и в Карской области по совету духовного лидера Петра Веригина заявили властям о своём полном отказе от военной службы. В ночь с 28 на 29 июня они снесли в кучу всё имевшееся у них оружие, облили его керосином и под пение псалмов сожгли. На подавление волнений в селах Тифлисской губернии правительство выслало казаков, и после экзекуции 200 человек были посажены в тюрьму. Семьи зачинщиков, числом до четырёхсот, разосланы по деревням Тифлисской губернии, по две-три семьи, без земли и с запретом общения между собою. Призванные и отказавшиеся служить духоборы были заключены в Екатериноградский дисциплинарный батальон или высланы в Якутию.
Гореловка, «столица» духоборцев в Грузии, 1893 год
В защиту духоборов выступил Лев Николаевич Толстой. Он и его последователи организовали одну из первых массовых кампаний в отечественной и международной прессе, сравнивая гонения на духоборов в России с гонениями на первых христиан.
В. Г. Чертков опубликовал подробности о травле крестьян в английской прессе. Затем Чертков и ряд других интеллигентов написали воззвание к русской общественности, призывая помочь духоборам, которых власти лишили средств к жизни. Толстой дополнил воззвание своим послесловием и передал в помощь голодающим 1 тысячу рублей, а также обещал впредь отдавать голодающим крестьянам все гонорары, которые получал в театрах за исполнение его пьес. В результате этой акции Чертков был изгнан за границу, а некоторые подписанты воззвания отправлены во внутреннюю ссылку в Прибалтику.
Чертков обратился к знаменитому анархисту князю Петру Кропоткину, а тот - с просьбой о содействии в переселении в Канаду, к профессору политэкономии из Университета Торонто Джеймсу Мейвору.
В 1898-1899 годах примерно 8000 духоборов эмигрировали в Канаду, в неосвоенные районы провинции Саскачеван. Чтобы использовать гонорар для финансирования переселения, Лев Толстой специально закончил ранее отложенный роман «Воскресение».
Первое время духоборы размещались в иммиграционных домах Виннипега – главного центра иммиграции, и других близлежащих городах. Впоследствии канадское правительство отвело переселенцам землю на необжитых местах. Начались неимоверно тяжелые работы: раскорчевка леса, строительство жилья. Первую зиму духоборы голодали. Мужчины вынуждены были уходить на заработки в различные компании. Оставались одни женщины. Они вместо лошадей впрягались в плуги и поднимали целину. В конце концов трудности были преодолены, были построены дома, амбары, бани, возделаны земли.
В Канаде духоборы селились селами, как и в России, землю обрабатывали сообща, как это делали на родине. Однако это противоречило канадским законам. Земля в стране выдавалась в частную собственность отдельным лицам, а не коллективам. Правительство потребовало разделить землю на участки по семьям.
Тем не менее, духоборы приложили немало усилий для сохранения своего мировоззрения и коммунального образа жизни. Им это в какой-то степени удалось. В 1934 году канадским правительством была утверждена декларация духоборов, в которой отображены их идеалы и условия проживания в стране.
В итоге канадское правительство на каждую семью бесплатно выделило по 160 акров земли (примерно 65 гектаров). Также бесплатно духоборским сёлам власти выделил лес – до 1-2 тысяч гектаров на общину.
Сегодня духоборы в основном продолжают заниматься сельским и лесным хозяйством, ремёслами, имеют пищевые производства. В общей сложности сейчас в Канаде проживают около 30 тысяч потомков русских духоборов.
п.с.
Убеждения секты духоборов
Духоборы появились после раскола русской православной церкви и проведённых патриархом Никоном реформ. Основателями секты стали купец Побирохин и казак Колесников. Они не гнались за деньгами или властью, как другие основатели сект. Нет, они всего лишь хотели донести свои убеждения мирным путём до как можно большего числа людей. Их христианская секта во многом основывалась на библейских законах. Но трактовались они духоборами по-своему. Примечательно, что в духоборчестве переплелось множество убеждений из других религий, в частности из даосизма, буддизма и индуизма.
Например, они не верили, что каждый появляется на свет уже грешным. В духоборчестве каждый человек изначально был безгрешным, а грешником его делали поступки, совершенные в жизни. Верили духоборы и в то, что после смерти человек возрождается в другом теле. Так, последователи духоборчества считали, что после распятия на кресте Иисус воскрес в новом теле. Не верили в секте духоборов и в существование ада и рая. Считалось, что человек самостоятельно создаёт на земле рай или ад своими деяниями. Можно сказать, что во многом духоборы полагались на собственные силы, а не на божественные.
Русские духоборы – это приверженцы особого христианского течения, во многом напоминавшее английских квакеров.
На протяжении многих лет царская власть всячески измывалась над смутьянами, в конце-концов выслав их во второй половине XIX века на Кавказ. Но и там духоборы продолжали мозолить глаза тогдашней «вертикали власти».
В 1887 году на Кавказе была введена всеобщая воинская повинность. В знак протеста по местам расселения духоборов прокатились волнения. В 1895 году несколько тысяч духоборов в Елизаветопольской и Тифлисской губерниях и в Карской области по совету духовного лидера Петра Веригина заявили властям о своём полном отказе от военной службы. В ночь с 28 на 29 июня они снесли в кучу всё имевшееся у них оружие, облили его керосином и под пение псалмов сожгли. На подавление волнений в селах Тифлисской губернии правительство выслало казаков, и после экзекуции 200 человек были посажены в тюрьму. Семьи зачинщиков, числом до четырёхсот, разосланы по деревням Тифлисской губернии, по две-три семьи, без земли и с запретом общения между собою. Призванные и отказавшиеся служить духоборы были заключены в Екатериноградский дисциплинарный батальон или высланы в Якутию.
Гореловка, «столица» духоборцев в Грузии, 1893 год
В защиту духоборов выступил Лев Николаевич Толстой. Он и его последователи организовали одну из первых массовых кампаний в отечественной и международной прессе, сравнивая гонения на духоборов в России с гонениями на первых христиан.
В. Г. Чертков опубликовал подробности о травле крестьян в английской прессе. Затем Чертков и ряд других интеллигентов написали воззвание к русской общественности, призывая помочь духоборам, которых власти лишили средств к жизни. Толстой дополнил воззвание своим послесловием и передал в помощь голодающим 1 тысячу рублей, а также обещал впредь отдавать голодающим крестьянам все гонорары, которые получал в театрах за исполнение его пьес. В результате этой акции Чертков был изгнан за границу, а некоторые подписанты воззвания отправлены во внутреннюю ссылку в Прибалтику.
Чертков обратился к знаменитому анархисту князю Петру Кропоткину, а тот - с просьбой о содействии в переселении в Канаду, к профессору политэкономии из Университета Торонто Джеймсу Мейвору.
В 1898-1899 годах примерно 8000 духоборов эмигрировали в Канаду, в неосвоенные районы провинции Саскачеван. Чтобы использовать гонорар для финансирования переселения, Лев Толстой специально закончил ранее отложенный роман «Воскресение».
Первое время духоборы размещались в иммиграционных домах Виннипега – главного центра иммиграции, и других близлежащих городах. Впоследствии канадское правительство отвело переселенцам землю на необжитых местах. Начались неимоверно тяжелые работы: раскорчевка леса, строительство жилья. Первую зиму духоборы голодали. Мужчины вынуждены были уходить на заработки в различные компании. Оставались одни женщины. Они вместо лошадей впрягались в плуги и поднимали целину. В конце концов трудности были преодолены, были построены дома, амбары, бани, возделаны земли.
В Канаде духоборы селились селами, как и в России, землю обрабатывали сообща, как это делали на родине. Однако это противоречило канадским законам. Земля в стране выдавалась в частную собственность отдельным лицам, а не коллективам. Правительство потребовало разделить землю на участки по семьям.
Тем не менее, духоборы приложили немало усилий для сохранения своего мировоззрения и коммунального образа жизни. Им это в какой-то степени удалось. В 1934 году канадским правительством была утверждена декларация духоборов, в которой отображены их идеалы и условия проживания в стране.
В итоге канадское правительство на каждую семью бесплатно выделило по 160 акров земли (примерно 65 гектаров). Также бесплатно духоборским сёлам власти выделил лес – до 1-2 тысяч гектаров на общину.
Сегодня духоборы в основном продолжают заниматься сельским и лесным хозяйством, ремёслами, имеют пищевые производства. В общей сложности сейчас в Канаде проживают около 30 тысяч потомков русских духоборов.
п.с.
Убеждения секты духоборов
Духоборы появились после раскола русской православной церкви и проведённых патриархом Никоном реформ. Основателями секты стали купец Побирохин и казак Колесников. Они не гнались за деньгами или властью, как другие основатели сект. Нет, они всего лишь хотели донести свои убеждения мирным путём до как можно большего числа людей. Их христианская секта во многом основывалась на библейских законах. Но трактовались они духоборами по-своему. Примечательно, что в духоборчестве переплелось множество убеждений из других религий, в частности из даосизма, буддизма и индуизма.
Например, они не верили, что каждый появляется на свет уже грешным. В духоборчестве каждый человек изначально был безгрешным, а грешником его делали поступки, совершенные в жизни. Верили духоборы и в то, что после смерти человек возрождается в другом теле. Так, последователи духоборчества считали, что после распятия на кресте Иисус воскрес в новом теле. Не верили в секте духоборов и в существование ада и рая. Считалось, что человек самостоятельно создаёт на земле рай или ад своими деяниями. Можно сказать, что во многом духоборы полагались на собственные силы, а не на божественные.
Источник: zagopod.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]