Все идейные предшественники пикапа Tesla
---
Когда 22 ноября Илон Маск в тесловской дизайн-студии в Хоторне представил публике свой электро-пикап, редакторы «Мотора» посидели секунд пятнадцать с ошарашенным видом... А потом вытерли слезы от смеха, и принялись думать, чем могли вдохновляться дизайнеры и конструкторы «Теслы», когда создавали этот гибрид электромобиля, гроба и стамески. И не думайте, будто мы просто хотим поиздеваться над Маском — это за нас уже сделали авторы многочисленных мемасиков. В нашем списке собраны как просто внешне похожие автомобили, так и машины, которые схожи с «Кибер-траком» концептуально или конструктивно.
Первую подсказку нам дал сам Илон Маск, рассказавший журналистам, что дизайнеры «Кибер-Трака» вдохновлялись внешностью английского суперкара Lotus Esprit. Не худший выбор: над дизайном среднемоторного купе в 1971–1972 году работал сам Джорджетто Джуджаро — живой классик автодизайна и один из пионеров угловатых клиновидных форм, ставших популярными в семидесятые. Впрочем, Esprit был не первой и не самой удачной работой Джуджаро в этом стиле: до этого он успел создать концепт-кары Bizzarrini Manta, Maserati Boomerang и Porsche Tapiro.
Об остальном нам пришлось догадываться самим. Потрясающе похожий проект нашёлся на страницах журнала Penthouse за октябрь 1978 года: скетч Кёртиса Брюбейкера вполне мог впечатлить юного Маска не меньше фотографий обнажённых красавиц! «Журнал для взрослых» опубликовал тогда несколько работ европейских и американских дизайнеров на тему «Автомобиля 2001 года». Автор этого рисунка — бывший дизайнер General Motors, который в семидесятые прославился работой над интерьерами бизнес-джетов Learjet и минивэнчиком The Brubaker Box на агрегатах Volkswagen Beetle. По представлениям Брюбейкера, автомобиль клиновидной формы должен был соединить достоинства микроавтобуса, хэтчбека, внедорожника и пикапа. Кузов поднимался бы или опускался относительно рамы на пневмоподушках; задняя дверь снималась полностью, превращая машину в пикап; а пол кузова опускался на землю в виде погрузочной рампы. Правда, эта машина так и осталась фантазией дизайнера.
Странный треугольный профиль без горизонтальной крыши дизайнеры Теслы могли бы подсмотреть у концепт-кара Citroën Karin 1980 года. Правда, работа Тревора Фиоре радикальнее: за счёт сильно наклонённых стоек кузов вообще приобрёл пирамидальную форму. Это определило необычную компоновку: водитель сидит по центру, а двое пассажиров — по бокам и немного позади. Панели приборов фактически не было — электронный щиток, контрольные лампы и кнопки сгруппированы на вытянутой трубе-пилоне вокруг руля.
Если дизайн Теслы кажется вам радикальным, то посмотрите на концепт-кар Lo Res, представленный в 2015 году голландским производителем... обуви United Nude. Те же самые идеи доведены до абсурда — форма кузова сведена всего к нескольким плоским поверхностям: отсюда и название концепта, «Низкое разрешение». У него не то что дверных ручек нет, а даже дверей: кузов целиком откидывается на петлях. Автор дизайна и основатель фирмы Рем Д. Колхас (на фото) говорит, что вдохновлялся легендарным суперкаром Lamborghini Countach 70-х годов — это его форму путём последовательных упрощений превратили в Lo Res Car. Этот арт-объект на колёсах украшал шоу-рум бренда United Nude в Нью-Йорке, а в этом году выставлялся в знаменитом автомузее Петерсена в Лос-Анджелесе. Кстати, имя дизайнера многим знакомо в России: его дядя Рем Колхас — настоящая звезда современной архитектуры.
Говорим о кузове из неокрашенной нержавеющей стали — вспоминаем Джона Делореана и его легендарное (и неудачное) купе DeLorean DMC-12. На самом деле кузов спорткара был сделан из нержавейки не полностью: из неё штамповались только внешние панели, а остальные компоненты кузова выклеивались из стеклопластика. При этом силовым основанием служила X-образная хребтовая рама, по образцу спорткаров Lotus. Кстати, внешность Делореана — тоже работа Джорджетто Джуджаро, как и Lotus Esprit. Нержавеющая сталь требовала невероятно точной штамповки, и делала практически невозможным ремонт: малейшие дефекты на неокрашенных панелях бросались в глаза, а использовать шпаклёвку для восстановления формы было нельзя — ведь её не скроешь краской!
У кузова Теслы несущая конструкция: рамы, как у большинства пикапов, нет. Очевидно, именно этим объясняется необычный наклонный профиль бортов. Аналогичным образом решён несущий кузов пикапа Honda Ridgeline — правда, его внешность не столь радикальна. Такое решение позволяет увеличить площадь силовых элементов боковины, и тем самым усилить кузов, лишённый задней стенки.
Все рамные пикапы имеют «грузовой» профиль с длинным капотом и большим расстоянием от передней оси до передней кромки двери. А вот у Tesla Cybertruck передняя часть типичного минивэна — с коротким капотом, вынесенным далеко вперёд лобовым стеклом и треугольными окошками перед дверьми. Похожую концепцию со сдвинутой вперёд просторной кабиной воплощал концепт-трак Dodge MAXXcab 2000 года. Ради простора в кабине интерьер организовали по-минивэновски — выдвинув лобовое стекло вперёд и убрав селектор «автомата» на прилив центральной консоли.
Идея пикапа в минивэновском обличье могла прийти и из других дизайнерских экспериментов. Датский промышленный дизайнер Якоб Йенсен, известный своими работами для фирмы Bang&Olufsen, начал работу над автомобилем Logicar в 1982 году. Годом позже на Франкфуртском автосалоне был представлен опытный образец машины. Её главной особенностью был трансформируемый кузов, который можно было вручную превратить из минивэна в пикап (процесс трансформации — на фото). Увы, прототип смотрелся грубой самоделкой, хотя макет Йенсена был очень элегантен. Кузов с пластиковыми внешними панелями был собран на металлическом каркасе, фольксвагеновский двигатель воздушного охлаждения приводил передние колеса, а подвеску создали на базе компонентов Peugeot. Йенсен надеялся наладить серийное производство, но это ему не удалось: компания Logicar закрылась в 1987 году.
Судя по претензиям на непробиваемость стёкол «Кибер-трака», ещё одним источником вдохновения для дизайнеров Теслы вполне мог бы стать российский броневик «Каратель». Машину необычных однообъёмных очертаний для Центра специального назначения ФСБ создала фирма «Форт-Технология». Сейчас броневик известен под именем «Фалькатус», построено несколько опытных образцов. Авторство внешности принадлежит известному дизайнеру Святославу Саакяну.
Другой продукт российского промышленного дизайна, который вполне мог служить путеводной звездой для Теслы — это мотоколяска «Кинешма», разработанная заводом «Автоагрегат» в 1996 году. Машинка имела угловатый однообъёмный кузов с мягким верхом, и отличалась высокой проходимостью благодаря большому просвету, хорошо загруженным задним колёсам и длинноходной подвеске. Силовые агрегаты предлагались разные — семь на выбор: от мотоцикла Иж, от «Оки», дизели Т450Д и Briggs&Stratton. Производство мотоколясок в Ивановской области продолжалось до 2003 года.
Впрочем, редакция «Мотора» всё же сомневается, что сотрудники Теслы знакомы с «Кинешмой». Куда выше вероятность, что они видели — а может быть, даже ездили на электромобиле CitiCar, выпускавшемся американской фирмой Sebring-Vanguard с 1974 по 1977 годы. Тем более, что до появления Tesla Model S это был самый массовый серийный электромобиль в США, разошедшийся тиражом 4444 машин! В дизайне явно проглядывают общие черты: простая трапецевидная форма, преобладание плоских стёкол и простых гнутых панелей кузова — конечно, с поправкой на гораздо более крупные размеры «Кибер-трака».
Первую подсказку нам дал сам Илон Маск, рассказавший журналистам, что дизайнеры «Кибер-Трака» вдохновлялись внешностью английского суперкара Lotus Esprit. Не худший выбор: над дизайном среднемоторного купе в 1971–1972 году работал сам Джорджетто Джуджаро — живой классик автодизайна и один из пионеров угловатых клиновидных форм, ставших популярными в семидесятые. Впрочем, Esprit был не первой и не самой удачной работой Джуджаро в этом стиле: до этого он успел создать концепт-кары Bizzarrini Manta, Maserati Boomerang и Porsche Tapiro.
Об остальном нам пришлось догадываться самим. Потрясающе похожий проект нашёлся на страницах журнала Penthouse за октябрь 1978 года: скетч Кёртиса Брюбейкера вполне мог впечатлить юного Маска не меньше фотографий обнажённых красавиц! «Журнал для взрослых» опубликовал тогда несколько работ европейских и американских дизайнеров на тему «Автомобиля 2001 года». Автор этого рисунка — бывший дизайнер General Motors, который в семидесятые прославился работой над интерьерами бизнес-джетов Learjet и минивэнчиком The Brubaker Box на агрегатах Volkswagen Beetle. По представлениям Брюбейкера, автомобиль клиновидной формы должен был соединить достоинства микроавтобуса, хэтчбека, внедорожника и пикапа. Кузов поднимался бы или опускался относительно рамы на пневмоподушках; задняя дверь снималась полностью, превращая машину в пикап; а пол кузова опускался на землю в виде погрузочной рампы. Правда, эта машина так и осталась фантазией дизайнера.
Странный треугольный профиль без горизонтальной крыши дизайнеры Теслы могли бы подсмотреть у концепт-кара Citroën Karin 1980 года. Правда, работа Тревора Фиоре радикальнее: за счёт сильно наклонённых стоек кузов вообще приобрёл пирамидальную форму. Это определило необычную компоновку: водитель сидит по центру, а двое пассажиров — по бокам и немного позади. Панели приборов фактически не было — электронный щиток, контрольные лампы и кнопки сгруппированы на вытянутой трубе-пилоне вокруг руля.
Если дизайн Теслы кажется вам радикальным, то посмотрите на концепт-кар Lo Res, представленный в 2015 году голландским производителем... обуви United Nude. Те же самые идеи доведены до абсурда — форма кузова сведена всего к нескольким плоским поверхностям: отсюда и название концепта, «Низкое разрешение». У него не то что дверных ручек нет, а даже дверей: кузов целиком откидывается на петлях. Автор дизайна и основатель фирмы Рем Д. Колхас (на фото) говорит, что вдохновлялся легендарным суперкаром Lamborghini Countach 70-х годов — это его форму путём последовательных упрощений превратили в Lo Res Car. Этот арт-объект на колёсах украшал шоу-рум бренда United Nude в Нью-Йорке, а в этом году выставлялся в знаменитом автомузее Петерсена в Лос-Анджелесе. Кстати, имя дизайнера многим знакомо в России: его дядя Рем Колхас — настоящая звезда современной архитектуры.
Говорим о кузове из неокрашенной нержавеющей стали — вспоминаем Джона Делореана и его легендарное (и неудачное) купе DeLorean DMC-12. На самом деле кузов спорткара был сделан из нержавейки не полностью: из неё штамповались только внешние панели, а остальные компоненты кузова выклеивались из стеклопластика. При этом силовым основанием служила X-образная хребтовая рама, по образцу спорткаров Lotus. Кстати, внешность Делореана — тоже работа Джорджетто Джуджаро, как и Lotus Esprit. Нержавеющая сталь требовала невероятно точной штамповки, и делала практически невозможным ремонт: малейшие дефекты на неокрашенных панелях бросались в глаза, а использовать шпаклёвку для восстановления формы было нельзя — ведь её не скроешь краской!
У кузова Теслы несущая конструкция: рамы, как у большинства пикапов, нет. Очевидно, именно этим объясняется необычный наклонный профиль бортов. Аналогичным образом решён несущий кузов пикапа Honda Ridgeline — правда, его внешность не столь радикальна. Такое решение позволяет увеличить площадь силовых элементов боковины, и тем самым усилить кузов, лишённый задней стенки.
Все рамные пикапы имеют «грузовой» профиль с длинным капотом и большим расстоянием от передней оси до передней кромки двери. А вот у Tesla Cybertruck передняя часть типичного минивэна — с коротким капотом, вынесенным далеко вперёд лобовым стеклом и треугольными окошками перед дверьми. Похожую концепцию со сдвинутой вперёд просторной кабиной воплощал концепт-трак Dodge MAXXcab 2000 года. Ради простора в кабине интерьер организовали по-минивэновски — выдвинув лобовое стекло вперёд и убрав селектор «автомата» на прилив центральной консоли.
Идея пикапа в минивэновском обличье могла прийти и из других дизайнерских экспериментов. Датский промышленный дизайнер Якоб Йенсен, известный своими работами для фирмы Bang&Olufsen, начал работу над автомобилем Logicar в 1982 году. Годом позже на Франкфуртском автосалоне был представлен опытный образец машины. Её главной особенностью был трансформируемый кузов, который можно было вручную превратить из минивэна в пикап (процесс трансформации — на фото). Увы, прототип смотрелся грубой самоделкой, хотя макет Йенсена был очень элегантен. Кузов с пластиковыми внешними панелями был собран на металлическом каркасе, фольксвагеновский двигатель воздушного охлаждения приводил передние колеса, а подвеску создали на базе компонентов Peugeot. Йенсен надеялся наладить серийное производство, но это ему не удалось: компания Logicar закрылась в 1987 году.
Судя по претензиям на непробиваемость стёкол «Кибер-трака», ещё одним источником вдохновения для дизайнеров Теслы вполне мог бы стать российский броневик «Каратель». Машину необычных однообъёмных очертаний для Центра специального назначения ФСБ создала фирма «Форт-Технология». Сейчас броневик известен под именем «Фалькатус», построено несколько опытных образцов. Авторство внешности принадлежит известному дизайнеру Святославу Саакяну.
Другой продукт российского промышленного дизайна, который вполне мог служить путеводной звездой для Теслы — это мотоколяска «Кинешма», разработанная заводом «Автоагрегат» в 1996 году. Машинка имела угловатый однообъёмный кузов с мягким верхом, и отличалась высокой проходимостью благодаря большому просвету, хорошо загруженным задним колёсам и длинноходной подвеске. Силовые агрегаты предлагались разные — семь на выбор: от мотоцикла Иж, от «Оки», дизели Т450Д и Briggs&Stratton. Производство мотоколясок в Ивановской области продолжалось до 2003 года.
Впрочем, редакция «Мотора» всё же сомневается, что сотрудники Теслы знакомы с «Кинешмой». Куда выше вероятность, что они видели — а может быть, даже ездили на электромобиле CitiCar, выпускавшемся американской фирмой Sebring-Vanguard с 1974 по 1977 годы. Тем более, что до появления Tesla Model S это был самый массовый серийный электромобиль в США, разошедшийся тиражом 4444 машин! В дизайне явно проглядывают общие черты: простая трапецевидная форма, преобладание плоских стёкол и простых гнутых панелей кузова — конечно, с поправкой на гораздо более крупные размеры «Кибер-трака».
Источник: 4kolesa.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]