Как снимали "Брат 2"
---
20 сентября 2002 года погиб СергеЙ Бодров. Точнее пропал без вести во время схода ледника "Колка" в Кармадонском ущелье вместе со съёмочной группой фильма "Связной" ...
В конце 90-х он фактически стал символом поколения, каковых в истории не только нашего, но и мирового кино пересчитать по пальцам. Его персонаж Данила Багров стал своим для огромного количества зрителей. И во многом это заслуга именно Сергея. Ведь сыграй Данилу кто-то другой, с гораздо более подходящей главному герою неинтеллектуальной внешностью, фильмы "Брат" и "Брат 2" скорее всего не стали бы культовыми
У каждого фильма есть своя история. И очень интересно, когда эту историю рассказывают именно создатели фильма, участвовавшие непосредственно в процессе съёмок. У нас есть возможность узнать некоторые подробности съёмок фильма "Брат 2" из уст Сергея Бодрова:
"После "Брата", я однажды получил письмо от одной женщины. Младший сын у неё служит в Чечне, старший - безработный, болеет, мыкается, пьёт. Младший сын пишет, что скоро вернётся, и всё время спрашивает про свой любимый мотоцикл, который он оставил... И вот женщина пишет что мотоцикл украли, залезли жулики, брата избили, да и ещё деньги отобрали. Что делать? спрашивает она. В милицию идти бесполезно... Ты так здорово в кино с этими бандюками расправлялся, мы с сыном кассету вместе смотрели, а сейчас он вернётся, я даже не знаю говорить ему или нет... И тогда я понял, что это кино чем-то очень важно, и очень много значит для людей... В общем мы решили снять "Брат - 2"
По сюжету, Данила встречается со своими армейскими друзьями на телевидении. Но нужна была реальная телепередача и настоящий ведущий. Договорились с Любимовым, но что-то сорвалось. И тут по коридору проходил человек в черных очках - Иван Демидов, который шёл на запись своей программы. У Балабанова особенно не было выбора и он попросил ведущего помочь. Ну и всех телевизионщиков, которые работали в этой студии, попросили сыграть самих себя...
В эти дни обстановка в Москве была очень напряженная, вся милиция была поднята на ноги, искали террористов, проверяли каждую вторую машину. За отсутствие штампа о прописке из города высылали без разговоров. А у половины питерской группы вообще паспортов с собой не было. Так что брюнетам лучше было дома сидеть. Мы ехали на съемку, а под сиденьем везли с Мосфильма автомат Шмайсер с глушителем и кучу другого оружия...
Странное ощущение - в своей стране, в столице, мы снимаем кино, в общем-то, кино о нашей Родине, и, как Данила с Витей тихо перемещаемся по городу с тяжелыми спортивными сумками...
Конечно, кино, "Брат", объяснились бы, но если бы нас поймали, без неприятностей точно бы не обошлось, не говоря уже о сорванной съемке. Так что дубль был только один, при первых же выстрелах приехала бы милиция... Поэтому долго готовились, ну а потом начали палить...
Вообще с оружием в кино - разговор особый. Патроны хоть и холостые, но стрельба настоящая. Если с близкого расстояния - можно и покалечить: из ствола летит окалина, частицы пороха и так далее.
Никогда не забуду, как в " Брате 1" снимали сцену с Павлом Евграфовичем, когда я стреляю ему по ногам из обреза. Надо было больше дыма, поэтому пороху не пожалели, забили пыжи и вперед. И вот съемка, выстрел дуплетом, грохот, дым, он падает, как подкошенный... Отлично, снято! Дым рассеивается, а артист лежит в луже крови - повыше колен две дырки от пыжей. Я после этого стараюсь стрелять мимо, а пиротехники на Ленфильме, говорят, до сих пор перед ним выставляются...
В фильме, кстати, снимали оружие, которое нашли на полях сражений, еще с войны. Им и сейчас разные любители приторговывают...
Горки. Это место когда-то было дорого каждому. Здесь, в Горках Ленинских, меня принимали в пионеры. Второй раз мы попали сюда на сцену съемок дома банкира Белкина, которого играет Сергей Маковецкий.
Каждый человек, а особенно артист, мечтает пожить какой-то другой жизнью. Надо сказать, Сергею действительно очень нравилась обстановка, которая его окружала: машина (кстати, она когда-то принадлежала референту Геббельса), количество костюмов, антикварная мебель.
Мы шутили, что он специально забывает слова, чтобы все это подольше продолжалось. Потом правда все кончилось, но дней пять Маковецкий побыл олигархом
Один раз понадобилось найти настоящую тюрьму, но действующие, как известно, переполнены, а в отделениях милиции - есть только "обезьянники" . Стали искать. Администрация сбилась с ног, но ничего не нашли, хотя все уже было готово для съемки... Наконец, тюрьму посоветовал продюсер Сергей Сельянов. Это бывшая гауптвахта московской комендатуры, еще дореволюционной постройки. Когда-то здесь сидел Троцкий, потом Берия перед расстрелом, а потом и сам рядовой Сельянов
Балабанов вообще хотел чтобы всё было настоящее: оружие, милиционеры, тюрьма, таксисты, телеведущие. Ну и конечно, чтобы Салтыкова была настоящая. То есть нужна была настоящая поп-звезда в своей одежде, со своими манерами, в своей квартире.
Ирину Салтыкову режиссеру Алексею Балабанову посоветовала посмотреть супруга Сергея Бодрова Светлана. Балабанов позвонил ей, представился и сказал, что хочет пригласить сняться в его картине. Узнав что Ирина не видела его фильмов он приехал к ней домой с несколькими картинами (в том числе и с "Братом"), подробно рассказал, констатировав: "Ты то, что мне надо. В следующий раз приеду к тебе с Сергеем Бодровым". Через неделю они появились вдвоем с бутылкой красного вина
Первого "Брата" снимали маленькой съёмочной группой, в квартирах приятелей и знакомых. Женщины варили сосиски на кухнях, музыканты приходили чтобы поиграть и сняться в эпизоде. Кто-то машину давал, кто-то уступал комнату в коммуналке. В этот раз всё было иначе. Но оказалось собрать деньги на это кино гораздо сложнее чем думали. В последний момент часть партнёров просто исчезла. И вопрос стоял так: либо рисковать и начинать съёмки с тем что есть, либо отказаться от проекта вообще. Мы начали, и как в первый раз это была авантюра чистой воды - надо было продержаться, сколько-то выстоять, а потом уже само пошло. Да вообще нам везло как-то, Бог помогал. Ну значит не зря.
Америка... Нас было 15 человек русских, американская группа, актёры... И абсолютно незнакомая чужая страна. Мы всадились как конкистадоры на берег, сгрузили свои железки в автобус и поехали. Главным местом был Чикаго - старая криминальная столица Америки. Там мы жили и работали почти 1,5 месяца
Надо сказать, в американских городах есть места, где даже полиция старается не появляться, не говоря уже о простых белых гражданах. Съёмки начали как раз с такого места.
Американцы привыкли работать совсем по другому - порядок, безопасность, правила, комфорт. Ну им и не так важно было, наверное, выйдет в России "Брат 2" или не выйдет. А мы всё время что-нибудь нарушали: правила вежливости, правила дорожного движения. Но зато у нас всё получалось быстрее
Рассказывает Сергей Сельянов:
"В фильме есть эпизод, когда Данила стреляет в здоровенных негров из самопала, заряженного железными опилками. Почему самопал? По аналогии. Помните, как в первом фильме Данила изготавливает обрез, из которого убивает на рынке "чечена"? У нас многие в детстве делали такие самопалы. Берется железная трубка, закрепляется на деревянном ложе, в нее с одного конца набивается смесь марганца и серы и привязывается спичка, с другого - засыпается пыж или что-нибудь посерьезней. Американцы, занимавшиеся обеспечение съемочного процесса, только развели руками, когда из попросили найти что-нибудь похожее. Тогда наш оператор Сергей Астахов сел и за час сделал этот самопал с помощью одного только швейцарского армейского ножа Victorinox. Американец, который отвечал за спецэффекты, оказался ограниченным специалистом. Для самопала нужен был черный порох. Американец его найти не смог, и пришлось для выстрела соскабливать серу со спичек. Более того, этот спец наотрез отказался гарантировать безопасность при съемках этого эпизода"
В общем это была убедительная победа русского оружия. Американский пиротехник сильно завидовал. Ни он, ни кто из них в детстве такие самопалы не мастерил, это факт, и ничего с этим поделать было нельзя.
Весь следующий день пиротехник тщательно мастерил дверь ресторана "Метрополь", где снимали сцену с Виктором. Закончилось это тем, что мелкими осколками ранило нескольких членов съёмочной группы
Надо сказать, съёмочной группе везло. Самые мучительные проблемы решались вдруг и каким-то мистическим образом. Например, когда нужен был огромный грузовик, стоимость которого не меньше $150000 и управлять которым невозможно без целой кучи специальных лицензий. Проблема была почти неразрешимой. Но в последний момент появился вдруг человек на большом красном трейлере груженном кукурузой. Он сказал, что едет в Детройт, но у него есть 4 часа - если хотите, садитесь. мы сели и поехали.
Оказывается, все полицейские, которых мы видим в американских фильмах, - полное фуфло. По неведомо кем придуманным правилам, в Штатах запрещено снимать в кино реальных полицейских. Более того, нельзя снимать настоящую полицейскую форму и другие атрибуты. Поэтому, например, полицейский жетон, который предъявляют в фильмах, имеет форму шестиконечной звезды, а в реальности - он с пятью концами. Но нам с копами повезло. В небольшом городке Лонг-Айленде, что рядом с Чикаго, мы познакомились с полицейскими -- мексиканцами по происхождению. Весь полицейский участок - мексиканцы. При этом они имеют зуб на чикагских копов (это обычная история, у нас тоже химкинские менты наверняка недолюбливают московских). Мексиканцы позволили снять на пленку их самих, свои машины, в нарушение всяких инструкций открыли камеры, где "парились" проститутки, какие-то избитые бомжи, наркоманы
Кроме запрета на съемки полицейских и их формы, в Штатах категорически запрещено снимать настоящие деньги. Местные реквизиторы делают специальные муляжи, на которых вместо фразы "The United States Of America" красуется "For Motion Picture Only". Мы, зная о запрете на настоящие деньги в кино, перед поездкой в Штаты изготовили копии на цветном ксероксе компании "СТВ". Какие же лица сделались у американцев, когда они увидели эти фантики! Они начинали озираться по сторонам, опасаясь быть застигнутыми рядом с этой крамолой. Кроме денег, мы сделали также паспорт на имя Данилы Багрова. При вылете из Шереметьева в Штаты мы пытались уговорить пограничницу поставить штамп в этом паспорте, долго объясняя ей, как это важно для достоверности восприятия зрителем. Та - ни в какую. Пришлось обратиться за помощью к майору, ее начальнику, у которого с чувством юмора оказалось получше. Вообще, Америка - страна двойных стандартов. Существует, например, запрет пить пиво на улице. Продавец, у которого вы купили бутылку пива, обязан предложить и специальный пакет. В этот пакет вы должны поместить открытую бутылку таким образом, чтобы горлышко не выглядывало за верхний край. Все понимают, что в пакете, но при этом полицейский не может вас оштрафовать
В Америке вопросам безопасности с оружием при съемках картин уделяется очень серьезное внимание, существует масса ограничений. Так при съемках не разрешается стрелять холостыми патронами с расстояния ближе 6 м до объекта. В Штатах со съемочной группой работал очень известный специалист по оружию, настоящий профессионал, который, например обеспечивал своим оружием съемки "Шакала". Эл - так было его имя, пожилой человек с внешностью латиноса, небольшого роста, имеет лицензию на использования при съемках оружия, огонь из стволов которого при "выстреле" выходит вперед. На каждом объекте, где проходит съемка с применением оружия, должен присутствовать полицейский того округа, на территории которого проходит съемка
В фильме есть эпизод, когда Данилу сбивает машина, за рулем которой находится американка. При съемках этой сцены требовалось остановить автомобиль в точно определенном месте. Однако, при пробах водитель никак не мог добиться этого. Ни о каких гарантиях безопасности Бодрова в этом случае и речи не было. И тогда Сергей Астахов смоделировал этот эпизод следующим образом. Машина стояла на месте. Бодров в момент "столкновения" с машиной как бы натыкался на нее и падал на капот. В момент "наезда" люди раскачивали стоящий на месте автомобиль. Достоверность момента была достигнута за счет движения самого Бодрова и работы оператора с камерой
Наша американская группа относилась к нам слегка покровительственно, ни и не без опаски. Действительно, что ждать от русских, которые носятся с камерой по хайвею, пьют пиво в автомобиле, топчат газоны и отказываются от каскадёров. Они привозят с собой чемодан фальшивых денег (почти $2000000), старательно отпечатанных цветным ксероксом на ленфильме. Им нужны настоящие полицейские, которые кстати их могут за это арестовать. А снимать им надо обязательно в черном районе, куда даже днём страшно зайти. Девушки обижались, когда наши пытались им помочь таскать тяжелые коробки, считали что мы не уважаем их труд и профессионализм. Потом к этому, правда, привыкли. Наверное решили - дикие, но благородные сердцем. Как-то постепенно они поняли, что многое нас объединяет, связывает. Говорили об истории, о судьбах двух государств. А потом одна из девушек вдруг спросила: "Ребят, а вот во Второй мировой войне, русские были на чьей стороне? За нас или за немцев?"
Источники
www.forum.kasperskyclub.ru/index.php?showtopic=37201
www.bodrov.net/
www.brat2.film.ru/
www.kaksnimali.info/kaksnimali/raznoe/71-kak-snimali-brat-2-polnaja-versija.html
Взято: dubikvit.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]