![Военное кладбище в Эмари или почему в Эстонии гибли советские лётчики](https://c7.staticflickr.com/9/8471/29378151550_e799ec9842_o.jpg)
Военное кладбище в Эмари или почему в Эстонии гибли советские лётчики
---
![lietciki02](https://c7.staticflickr.com/9/8471/29378151550_e799ec9842_o.jpg)
Эстония может удивить бывалого путешественника изобилием интереснейших и почти неизвестных мест, связанных с её советским периодом. Ведь практически немалая её часть тогда была превращена в огромную военную базу с множеством закрытых от посторонних объектов. По большей части все они заброшены в наши дни. Эстонцы предпочитаю поскорее забыть эту часть их истории. А ведь среди полей и болот этой страны теперь можно найти очень уникальные места.
Одно из таких мы обнаружили в посёлке Эмари (Amari) неподалёку от действующего и поныне военного аэродрома. Здесь мы посетили полузаброшенное кладбище советских военных лётчиков. Оно уникально тем, что часть могил была воздвигнута из хвостов самолётов.
Это место известно очень не многим, поэтому с удовольствием расскажу о нём, а заодно постараюсь понять отчего в мирное время гибло там много молодых пилотов и курсантов военных училищ...
![lietciki03](https://c1.staticflickr.com/8/7777/29378151360_266fc84e66_o.jpg)
Как только в 1944 году советские войска заняли территорию Эстонии, то тут же начали укреплять свои новые рубежи. Аэродром Эмари, которой раньше также назывался Сууркюла был построен уже в 1945 году. Рядом со временем был воздвигнут военный городок, который получил название Большая Сергеевка.
![](http://nemaloknig.info/picimg/38/381/3813/38130/pic_62.jpg)
Этой авиационной базе военное руководство придавало особое значение. До Финляндии отсюда рукой подать, не так далеко и Швеция. В окружении потенциальных врагов здесь размещались самые современные самолёты с лучшими пилотами. Сначала это были истребители-бомбардировщики МиГ-17, которые активно использовались в войнах на Ближнем Востоке и во Вьетнаме. Им на смену позже пришли сверхзвуковые МиГ-21 и МиГ-27. А одними из последних советских самолётов здесь базировались Су-24, которые и теперь активно используются в сирийской войне.
![](http://www.airaces.ru/images/arts/mig15_vvskbf.jpg)
Всего здесь могли размещаться и обслуживаться до 80 военных самолётов, что делало эту базу одной из крупнейших в Прибалтике. База была передана Эстонии лишь в 1993 году. После вступления этой страны в блок НАТО, аэродром был полностью реконструирован и модернизирован. Теперь здесь базируются на временной основе сменяемые раз в 4 месяца натовские истребители и вроде как готовятся принять американские штурмовики А-10, известные по войне в Персидском заливе.
![](http://www.ritmeurasia.org/images/myfls/estoniya-primeryaet-rol-peredovogo-bastiona-nato/2.jpg)
На этом фоне собственные военно-воздушные силы Эстонии выглядят печально. Здесь в ангарах стоят древние кукурузники АН-2, польские и чешские учебные самолёты и несколько подаренных американцами лёгких вертолётов „Робинсон“. На одно из последних нам, кстати, удалось полетать над Таллином, о чём я уже рассказывал.
![lietciki11](https://c7.staticflickr.com/9/8442/29378148830_400efdfe75_o.jpg)
Но вернёмся к истории кладбища в Эмари. Оно находится прямо рядом с бывшим военным городком. С трассы сюда когда-то вела бетонная дорога, которую теперь трудно различить среди разросшейся травы.
![lietciki08](https://c1.staticflickr.com/9/8831/29378150240_143c405d25_o.jpg)
Когда-то на 9 мая здесь устраивали парады, стояли почётные караулы, давали залпы из автоматов, несли нескончаемое море цветов. Теперь же здесь уже несколько десятилетий царит полный покой и тишина. При этом могилы выглядят вполне ухоженными.
![lietciki05](https://c7.staticflickr.com/9/8487/29378150910_85a01845eb_o.jpg)
Видимо, сказывается то, что после ухода военных в городке остались жить многие бывшие работники аэродрома из технического персонала со своими семьями. Кстати, возле местного магазинчика нам с нескрываемой радостью на русском языке указали дорогу к кладбищу и заверили, что за сохранность своего автомобиля мы можем не беспокоиться.
![lietciki10](https://c5.staticflickr.com/9/8534/29378149220_64e364a93b_o.jpg)
Само кладбище, действительно, выглядит очень необычно. Среди соснового леса высятся самолётные хвосты с красными звёздами, которые окружают могилы попроще, многие их которых без имён.
![lietciki12](https://c3.staticflickr.com/9/8092/29051060674_ea520ef515_o.jpg)
Первые воинские захоронения здесь датируются ещё 1944 годом.
![lietciki09](https://c1.staticflickr.com/9/8458/29378149760_d5d3627db6_o.jpg)
Есть и несколько очень необычных могил с эстонскими именами, написанными русскими буквами.
![lietciki06](https://c5.staticflickr.com/9/8258/29378150780_aa106deab6_o.jpg)
Но более всего поражает количество погибших в мирное время лётчиков в разных званиях от простых курсантов до полковника.
![lietciki07](https://c5.staticflickr.com/9/8082/29378150460_db45dd6b70_o.jpg)
Очень характерны и фамилии на могилах, некоторые из которых больше напоминают позывные.
![lietciki01](https://c5.staticflickr.com/9/8227/29378151700_728db163ee_o.jpg)
Отчего же гибли эти пилоты? Известно, что самолёты регулярно падали во время учебных бомбометаний на полигоне острова Суур-Парки. Отчасти это происходило из-за малых расстояний и небольших высот, используемых при этих полётах. Сказывалась близость границ. Но одна братская могила свидетельствует и о других нестандартных происшествиях.
![lietciki04](https://c1.staticflickr.com/9/8072/29378151120_5831fee1ca_o.jpg)
Под ней лежат тела 16-ти курсантов и офицеров, погибших при автоаварии. В ней в 1978 году при столкновении двух „Уралов“ произошёл взрыв и пожар. Совсем молодые ребята сгорели заживо. Обо всех этих потерях никто никогда не сообщал официально, а на могильных камнях писали стандартную фразу “Погиб при исполнении служебных обязаностей”.
Не берусь судить, были ли эти жертвы напрасными. Фактом остаётся лишь то, что аэродром теперь служит вчерашним врагам, а это воинское кладбище наврядли интересно нынешним патриотам России. Но то была совсем другая страна, и тогда покланялись совсем другим идеалам.
![](http://s017.radikal.ru/i429/1112/88/f207c995d4bb.jpg)
Военные лётчики всегда были под ударом, профессия эта опасна и в наше время. Мне лично здесь вспомнилось другое кладбище в кажется уже такой далёкой Баварии. Я не так давно писал о тамошнем аэропорте Меммингеме, который некогда также был военно-воздушной базой. Там тоже есть монумент с именами погибших в мирное время пилотов.
![airport10](https://c6.staticflickr.com/2/1634/25960919853_03faf92237_o.jpg)
Я не испытываю ностальгии по СССР, но всё же мне кажется похороненные здесь парни достойны нашей с Вами памяти и уважения. Ведь они честно служили своей Родине, пусть даже той страны уже давно не существует...
P.S. Посетить подобное место можно воспользовавшись, как и мы, прокатом автомобилей SkyRent в Таллине.
P.P.S. Подписывайтесь на мою страницу в Фейсбуке, а также в Инстаграме. Смотрите все прибалтийские новости в ТравелБлоге. Cледите за моими путешествиями по Прибалтике и во всем мире! Заходите, подписывайтесь, читайте, комментируйте.
Взято: lavagra.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]