Мидуэй: чёрный день американских торпедоносцев
---
Сражение при Мидуэе стало первой крупной победой флота США во Второй мировой и одновременно — самым чёрным днём американских торпедоносцев. Из 51 боеспособной машины в результате остались лишь две. Что произошло тогда — в нашей статье.
Комар с кувалдой
Как говорил наполеоновский генерал Антуан де Лассаль: «Гусар, который не убит в 30 лет, не гусар, а дерьмо!». Гусарами морской авиации времён Второй мировой стали экипажи торпедоносцев.
С одной стороны, их самолёты несли самое грозное оружие — лишь торпеды тогда могли с одного-двух попаданий если не потопить, то как минимум вывести из строя тяжёлый корабль. С другой, они были наиболее уязвимы в бою.
Японский торпедоносец «Накадзима» B6N «Тэнзан» прорывается к цели через зенитный огонь
Выходя на цель, торпедоносец вынужден был двигаться на низкой скорости, малой высоте и предельно предсказуемым прямым курсом, что делало эти самолёты идеальной мишенью и для истребителей, и для зениток. В случае США всё это усугублялось ещё и отсталостью техники.
Американские авиаторпеды Mark XIII были слишком «нежными».
Их можно было сбрасывать с высоты не более 15 метров и на скорости не более 200 км/ч. Для сравнения, у японских торпед обр. 91 эти показатели составляли 100 метров и 480 км/ч соответственно. Впрочем, тогдашние американские торпедоносцы «Девастейтор» с «рыбой» под пузом всё равно больше ста узлов могли набрать только в пикировании.
Даже без торпед «Дуглас» TBD-1 «Девастейтор» мог разогнаться максимум до 330 км/ч
На момент появления в 1935 году это были очень продвинутые машины — первые цельнометаллические торпедоносцы-монопланы в мире. Но прогресс в авиации шёл такими бешеными темпами, что к началу 1940-х эти красивые самолёты со старомодной гофрированной обшивкой плоскостей безнадёжно устарели.
8-я торпедоносная
Американцы всё это прекрасно осознавали. Накануне сражения при Мидуэе командир 8-й торпедоносной эскадрильи авианосца «Хорнет» капитан 3-го ранга Джон Уолдрон раздал пилотам памятки, оканчивавшиеся словами: «И если в воздухе останется хоть один самолёт, я хочу, чтобы он держал курс и добился попадания».
Как в воду глядел!
Именно 15 «девастейторов» этой эскадрильи первыми из американских палубников обнаружили японское соединение. Пикировщики и истребители из их авиагруппы где-то заблудились, так что торпедоносцам пришлось идти в атаку в гордом одиночестве. А встречали их 26 «Зеро». Результат был немножко предсказуем.
«Гибель торпедоносца», уничтожение 8-й торпедоносной эскадрильи на картине Джона Гамильтона
Уолдрон собрал самолёты в плотный оборонительный строй — в надежде на 15 спаренных 7,62-мм пулемётов, которые он выбил у начальства вместо одиночных, чтобы хоть как-то повысить шансы своих устаревших машин. Но для серьёзного противостояния скоростным и манёвренным истребителям их оказалось явно недостаточно.
На километр к ближайшему авианосцу «Сорю» смогли прорваться лишь три «девастейтора». А на дистанцию сброса вышел всего один, с уже мёртвым стрелком-радистом в кокпите. Пилот этой машины выполнил приказ своего командира и успел сбросить торпеду. Через несколько секунд он тоже был сбит. Добиться попадания ему не удалось.
6-я торпедоносная
Ещё одной странностью американских торпед была их несуразная дальность, достигнутая за счёт низкой скорости — всего 33,5 узла. Столько же, сколько у тогдашних авианосцев и крейсеров, не говоря уж об эсминцах. Так что даже тяжёлые корабли были в состоянии от них если не убежать, то без особых проблем увернуться.
Единственным вариантом результативной атаки была тактика «молота и наковальни». Когда две группы торпедоносцев одновременно атакуют с правой и левой скулы корабля. Так что, уворачиваясь от торпед одной группы, он неизбежно подставит борт другой. Или получит обе, если сохранит начальный курс.
«Девастейторы» 6-й торпедоносной эскадрильи перед вылетом на палубе авианосца «Энтерпрайз». 4 июня 1942 года
Именно этот приём пытались провести 14 «девастейторов» 6-й торпедоносной эскадрильи с авианосца «Энтерпрайз», появившиеся над «полем боя» спустя считанные минуты после гибели коллег с «Хорнета». Разделившись на две группы, они попытались взять в клещи ближайший к ним авианосец «Кага».
Они тоже шли без истребительного прикрытия, но поначалу им повезло. В воздухе в тот момент находились уже 30 «Зеро», но бо́льшая их часть находилась в нескольких километрах — рядом с «Сорю». К тому же многие уже расстреляли куцый боекомплект своих 20-мм пушек.
К цели прорвалось уже «целых» пять торпедоносцев из 14.
Но японцы к тому времени успели нарастить количество истребителей до 39. Зашедшим с разных курсов двум маленьким группам «девастейторов» не дали шанса провести синхронную атаку, и «Кага» спокойно увернулся от разделённых по времени «залпов». Стоило это десяти сбитых торпедоносцев, ещё один был вынужден сесть на воду.
3-я торпедоносная
В тот момент, когда не отягощённые больше торпедами остатки 6-й торпедоносной пытались сделать ноги, к японскому соединению уже направлялась третья за час группа «девастейторов». Это была 3-я торпедоносная эскадрилья с «Йорктауна». И она была единственной, что шла в атаку не в гордом одиночестве.
«Даже если останется только один» — картина из коллекции Национального музея авиации
Четырьмя километрами выше летели пикировщики, но главное — там были ещё и истребители. «Основные силы» из четырёх «уайлдкэтов» на высоте две тысячи метров, и ещё два — в виде непосредственного охранения торпедоносцев. Планировалось тоже четыре, но в последний момент перед взлётом численность и так скромного эскорта была урезана.
Японское соединение в тот момент прикрывали 39 «Зеро» — три из них сели для пополнения боекомплекта, но взамен подняли сразу шесть свежих. Сорок два «Мицубиси» A6M2 против шести перетяжелённых «Грумман» F4F-4 — результат, казалось бы, опять был «немножко предсказуем».
Однако на этот раз безответного избиения не получилось.
Четвёрка командира 3-й истребительной эскадрильи капитана 3-го ранга Джона Тача не только оттянула на себя половину «Зеро», но и ухитрилась сбить четыре из них ценой потери одного своего. Пара из охранения тоже не подкачала и отправила на дно ещё три. Двенадцать «девастейторов» 3-й торпедоносной получили шанс.
Завершающий этап «плетёнки Тача» — тактического приёма, позволившего одноимённому командиру и его группе уцелеть в бою с многократно превосходящим противником. Автор картины — Гарет Хектор
Однако намеченная цель — скорее всего, «Сорю» — удачным манёвром ушла из-под удара, и командир эскадрильи решил атаковать другую. Эти лишние километры стоили потери половины машин. Синхронной атаки опять не получилось, и теперь уже «Хирю» увернулся от двух разрозненных торпедных «залпов». Из всей эскадрильи уцелело лишь две машины, но и им пришлось садиться на воду.
Торпедоносцы с Мидуэя
Логично предположить, что столь чудовищные потери были вызваны несовершенством устаревших «девастейторов». Однако первыми американскими самолётами, атаковавшими японцев в тот день, были совсем другие торпедоносцы.
За два с лишним часа до палубников к японскому соединению вышли шесть новейших ударных самолётов «Авенджер». Эти крепкие скоростные машины были гораздо лучше вооружены и, кроме того, несли хоть и те же торпеды Mark XIII, но с увеличенными, благодаря нехитрой модификации, высотой и скоростью сброса.
Шестёрка «Грумман» TBF-1 «Авенджер» при Мидуэе. «Выжил только один», автор картины — Крэйг Кадера
Однако их встретили 28 «Зеро», и лишь один изрешечённый «Авенджер» смог дотянуть до первого подвернувшегося корабля — тяжёлого крейсера «Тикума» — и сбросить торпеду. От гибели самолёт спасло лишь то, что японские истребители были вынуждены переключиться на новых гостей.
Это были ещё более мощные, уже двухмоторные армейские скоростные бомбардировщики «Мародёр», модифицированные для несения торпед. Но быстро выяснилось, что в ситуации, когда на каждого приходится по восемь «Зеро», и скорость, и пять пулемётов, включая три калибра 12,7-мм, помогают слабо.
Армейский средний бомбардировщик «Мартин» B-26-MA «Мародёр» в торпедоносной конфигурации
Тем не менее, двум повреждённым машинам удалось прорваться к авианосцу «Акаги» и сбросить торпеды, от которых огромный корабль последовательно увернулся. К счастью для них, японские истребители получили команду не преследовать уже не представляющие опасности бомбардировщики, а готовиться к приёму следующих гостей.
Итоги
Всего в атаках на японское авианосное соединение в тот день участвовал 51 американский торпедоносец. Прорваться к целям и сбросить торпеды удалось лишь 14 из них.
И ни одного попадания.
Долго было принято считать, что главным их вкладом в победу в этом сражении было то, что они «опустили» японские истребители практически на уровень моря, тем самым дав возможность пикировщикам беспрепятственно вынести авианосцы. Однако это вряд ли соответствует действительности.
В случае своевременного обнаружения американских пикировщиков, «Зеро» со своей скороподъёмностью почти километр в минуту без проблем успели бы их перехватить. Но вот как раз со своевременным обнаружением у японцев оказалось очень плохо. А ещё хуже — с организацией и управлением истребительным прикрытием.
Уклоняющийся на полной скорости от бомб авианосец «Хирю»
Основной заслугой торпедоносцев стало то, что в течение критически важного часа они заставляли японские корабли непрерывно маневрировать, мешая тем самым механикам в ангарах перевооружать ударные самолёты. А также вынуждая непрерывно поднимать, а главное — сажать, всё новые истребители, то есть держать лётные палубы «чистыми».
В результате японцы так и не смогли поднять ударные группы до роковой атаки «донтлессов».
Потери
Торпедоносцы заплатили за это очень дорого. Из 41 «девастейтора» 35 были сбиты, ещё три сели на воду, а из трёх вернувшихся один был сразу списан. Итого потери составили 95 процентов техники. Погибли 68 лётчиков — 83 процента, — не считая раненых. Шестерых сбитых удалось найти и спасти, включая единственного выжившего из 8-й торпедоносной.
Но так повезло далеко не всем.
Трёх американских лётчиков, включая пилота торпедоносца с «Йорктауна», подобрали японцы. После короткого «форсированного» допроса всем троим раскроили головы пожарным топором и выкинули за борт. Маленький штрих к распространённому заблуждению, что японский флот был «цивилизованней» их армии.
Пилоты 8-й торпедоносной эскадрильи на палубе «Хорнета». Через два часа в живых останется лишь один из них
Из десяти «авенджеров» и «мародёров», что взлетели с Мидуэя, потери «железа» составили все 100 процентов — семь машин было сбито, три дотянувших до атолла ушли в ремонт. Потери лётного состава — 30 погибших (65 процентов) и пятеро раненых.
К полудню 4 июня 1942 года в строю оставались лишь два «девастейтора». Их экипажи рвались в бой отомстить за товарищей. Спустя два дня им предоставили такую возможность, отправив с группой, летевшей на перехват последних жертв Мидуэя — двух японских крейсеров, — но уже с чётким приказом «не приближаться к вражеским кораблям, если с них будет вести огонь хоть одна зенитка».
Николай Колядко
Комар с кувалдой
Как говорил наполеоновский генерал Антуан де Лассаль: «Гусар, который не убит в 30 лет, не гусар, а дерьмо!». Гусарами морской авиации времён Второй мировой стали экипажи торпедоносцев.
С одной стороны, их самолёты несли самое грозное оружие — лишь торпеды тогда могли с одного-двух попаданий если не потопить, то как минимум вывести из строя тяжёлый корабль. С другой, они были наиболее уязвимы в бою.
Японский торпедоносец «Накадзима» B6N «Тэнзан» прорывается к цели через зенитный огонь
Выходя на цель, торпедоносец вынужден был двигаться на низкой скорости, малой высоте и предельно предсказуемым прямым курсом, что делало эти самолёты идеальной мишенью и для истребителей, и для зениток. В случае США всё это усугублялось ещё и отсталостью техники.
Американские авиаторпеды Mark XIII были слишком «нежными».
Их можно было сбрасывать с высоты не более 15 метров и на скорости не более 200 км/ч. Для сравнения, у японских торпед обр. 91 эти показатели составляли 100 метров и 480 км/ч соответственно. Впрочем, тогдашние американские торпедоносцы «Девастейтор» с «рыбой» под пузом всё равно больше ста узлов могли набрать только в пикировании.
Даже без торпед «Дуглас» TBD-1 «Девастейтор» мог разогнаться максимум до 330 км/ч
На момент появления в 1935 году это были очень продвинутые машины — первые цельнометаллические торпедоносцы-монопланы в мире. Но прогресс в авиации шёл такими бешеными темпами, что к началу 1940-х эти красивые самолёты со старомодной гофрированной обшивкой плоскостей безнадёжно устарели.
8-я торпедоносная
Американцы всё это прекрасно осознавали. Накануне сражения при Мидуэе командир 8-й торпедоносной эскадрильи авианосца «Хорнет» капитан 3-го ранга Джон Уолдрон раздал пилотам памятки, оканчивавшиеся словами: «И если в воздухе останется хоть один самолёт, я хочу, чтобы он держал курс и добился попадания».
Как в воду глядел!
Именно 15 «девастейторов» этой эскадрильи первыми из американских палубников обнаружили японское соединение. Пикировщики и истребители из их авиагруппы где-то заблудились, так что торпедоносцам пришлось идти в атаку в гордом одиночестве. А встречали их 26 «Зеро». Результат был немножко предсказуем.
«Гибель торпедоносца», уничтожение 8-й торпедоносной эскадрильи на картине Джона Гамильтона
Уолдрон собрал самолёты в плотный оборонительный строй — в надежде на 15 спаренных 7,62-мм пулемётов, которые он выбил у начальства вместо одиночных, чтобы хоть как-то повысить шансы своих устаревших машин. Но для серьёзного противостояния скоростным и манёвренным истребителям их оказалось явно недостаточно.
На километр к ближайшему авианосцу «Сорю» смогли прорваться лишь три «девастейтора». А на дистанцию сброса вышел всего один, с уже мёртвым стрелком-радистом в кокпите. Пилот этой машины выполнил приказ своего командира и успел сбросить торпеду. Через несколько секунд он тоже был сбит. Добиться попадания ему не удалось.
6-я торпедоносная
Ещё одной странностью американских торпед была их несуразная дальность, достигнутая за счёт низкой скорости — всего 33,5 узла. Столько же, сколько у тогдашних авианосцев и крейсеров, не говоря уж об эсминцах. Так что даже тяжёлые корабли были в состоянии от них если не убежать, то без особых проблем увернуться.
Единственным вариантом результативной атаки была тактика «молота и наковальни». Когда две группы торпедоносцев одновременно атакуют с правой и левой скулы корабля. Так что, уворачиваясь от торпед одной группы, он неизбежно подставит борт другой. Или получит обе, если сохранит начальный курс.
«Девастейторы» 6-й торпедоносной эскадрильи перед вылетом на палубе авианосца «Энтерпрайз». 4 июня 1942 года
Именно этот приём пытались провести 14 «девастейторов» 6-й торпедоносной эскадрильи с авианосца «Энтерпрайз», появившиеся над «полем боя» спустя считанные минуты после гибели коллег с «Хорнета». Разделившись на две группы, они попытались взять в клещи ближайший к ним авианосец «Кага».
Они тоже шли без истребительного прикрытия, но поначалу им повезло. В воздухе в тот момент находились уже 30 «Зеро», но бо́льшая их часть находилась в нескольких километрах — рядом с «Сорю». К тому же многие уже расстреляли куцый боекомплект своих 20-мм пушек.
К цели прорвалось уже «целых» пять торпедоносцев из 14.
Но японцы к тому времени успели нарастить количество истребителей до 39. Зашедшим с разных курсов двум маленьким группам «девастейторов» не дали шанса провести синхронную атаку, и «Кага» спокойно увернулся от разделённых по времени «залпов». Стоило это десяти сбитых торпедоносцев, ещё один был вынужден сесть на воду.
3-я торпедоносная
В тот момент, когда не отягощённые больше торпедами остатки 6-й торпедоносной пытались сделать ноги, к японскому соединению уже направлялась третья за час группа «девастейторов». Это была 3-я торпедоносная эскадрилья с «Йорктауна». И она была единственной, что шла в атаку не в гордом одиночестве.
«Даже если останется только один» — картина из коллекции Национального музея авиации
Четырьмя километрами выше летели пикировщики, но главное — там были ещё и истребители. «Основные силы» из четырёх «уайлдкэтов» на высоте две тысячи метров, и ещё два — в виде непосредственного охранения торпедоносцев. Планировалось тоже четыре, но в последний момент перед взлётом численность и так скромного эскорта была урезана.
Японское соединение в тот момент прикрывали 39 «Зеро» — три из них сели для пополнения боекомплекта, но взамен подняли сразу шесть свежих. Сорок два «Мицубиси» A6M2 против шести перетяжелённых «Грумман» F4F-4 — результат, казалось бы, опять был «немножко предсказуем».
Однако на этот раз безответного избиения не получилось.
Четвёрка командира 3-й истребительной эскадрильи капитана 3-го ранга Джона Тача не только оттянула на себя половину «Зеро», но и ухитрилась сбить четыре из них ценой потери одного своего. Пара из охранения тоже не подкачала и отправила на дно ещё три. Двенадцать «девастейторов» 3-й торпедоносной получили шанс.
Завершающий этап «плетёнки Тача» — тактического приёма, позволившего одноимённому командиру и его группе уцелеть в бою с многократно превосходящим противником. Автор картины — Гарет Хектор
Однако намеченная цель — скорее всего, «Сорю» — удачным манёвром ушла из-под удара, и командир эскадрильи решил атаковать другую. Эти лишние километры стоили потери половины машин. Синхронной атаки опять не получилось, и теперь уже «Хирю» увернулся от двух разрозненных торпедных «залпов». Из всей эскадрильи уцелело лишь две машины, но и им пришлось садиться на воду.
Торпедоносцы с Мидуэя
Логично предположить, что столь чудовищные потери были вызваны несовершенством устаревших «девастейторов». Однако первыми американскими самолётами, атаковавшими японцев в тот день, были совсем другие торпедоносцы.
За два с лишним часа до палубников к японскому соединению вышли шесть новейших ударных самолётов «Авенджер». Эти крепкие скоростные машины были гораздо лучше вооружены и, кроме того, несли хоть и те же торпеды Mark XIII, но с увеличенными, благодаря нехитрой модификации, высотой и скоростью сброса.
Шестёрка «Грумман» TBF-1 «Авенджер» при Мидуэе. «Выжил только один», автор картины — Крэйг Кадера
Однако их встретили 28 «Зеро», и лишь один изрешечённый «Авенджер» смог дотянуть до первого подвернувшегося корабля — тяжёлого крейсера «Тикума» — и сбросить торпеду. От гибели самолёт спасло лишь то, что японские истребители были вынуждены переключиться на новых гостей.
Это были ещё более мощные, уже двухмоторные армейские скоростные бомбардировщики «Мародёр», модифицированные для несения торпед. Но быстро выяснилось, что в ситуации, когда на каждого приходится по восемь «Зеро», и скорость, и пять пулемётов, включая три калибра 12,7-мм, помогают слабо.
Армейский средний бомбардировщик «Мартин» B-26-MA «Мародёр» в торпедоносной конфигурации
Тем не менее, двум повреждённым машинам удалось прорваться к авианосцу «Акаги» и сбросить торпеды, от которых огромный корабль последовательно увернулся. К счастью для них, японские истребители получили команду не преследовать уже не представляющие опасности бомбардировщики, а готовиться к приёму следующих гостей.
Итоги
Всего в атаках на японское авианосное соединение в тот день участвовал 51 американский торпедоносец. Прорваться к целям и сбросить торпеды удалось лишь 14 из них.
И ни одного попадания.
Долго было принято считать, что главным их вкладом в победу в этом сражении было то, что они «опустили» японские истребители практически на уровень моря, тем самым дав возможность пикировщикам беспрепятственно вынести авианосцы. Однако это вряд ли соответствует действительности.
В случае своевременного обнаружения американских пикировщиков, «Зеро» со своей скороподъёмностью почти километр в минуту без проблем успели бы их перехватить. Но вот как раз со своевременным обнаружением у японцев оказалось очень плохо. А ещё хуже — с организацией и управлением истребительным прикрытием.
Уклоняющийся на полной скорости от бомб авианосец «Хирю»
Основной заслугой торпедоносцев стало то, что в течение критически важного часа они заставляли японские корабли непрерывно маневрировать, мешая тем самым механикам в ангарах перевооружать ударные самолёты. А также вынуждая непрерывно поднимать, а главное — сажать, всё новые истребители, то есть держать лётные палубы «чистыми».
В результате японцы так и не смогли поднять ударные группы до роковой атаки «донтлессов».
Потери
Торпедоносцы заплатили за это очень дорого. Из 41 «девастейтора» 35 были сбиты, ещё три сели на воду, а из трёх вернувшихся один был сразу списан. Итого потери составили 95 процентов техники. Погибли 68 лётчиков — 83 процента, — не считая раненых. Шестерых сбитых удалось найти и спасти, включая единственного выжившего из 8-й торпедоносной.
Но так повезло далеко не всем.
Трёх американских лётчиков, включая пилота торпедоносца с «Йорктауна», подобрали японцы. После короткого «форсированного» допроса всем троим раскроили головы пожарным топором и выкинули за борт. Маленький штрих к распространённому заблуждению, что японский флот был «цивилизованней» их армии.
Пилоты 8-й торпедоносной эскадрильи на палубе «Хорнета». Через два часа в живых останется лишь один из них
Из десяти «авенджеров» и «мародёров», что взлетели с Мидуэя, потери «железа» составили все 100 процентов — семь машин было сбито, три дотянувших до атолла ушли в ремонт. Потери лётного состава — 30 погибших (65 процентов) и пятеро раненых.
К полудню 4 июня 1942 года в строю оставались лишь два «девастейтора». Их экипажи рвались в бой отомстить за товарищей. Спустя два дня им предоставили такую возможность, отправив с группой, летевшей на перехват последних жертв Мидуэя — двух японских крейсеров, — но уже с чётким приказом «не приближаться к вражеским кораблям, если с них будет вести огонь хоть одна зенитка».
Николай Колядко
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]