Гомеопатия по заветам Сталина
---
Китай получил от СССР «всепобеждающее учение» и 600 миллиардов долларов
Китайская пословица гласит: «Не надо расточать приятных слов – работай быстро, старательно и молча». Именно такой принцип лежит в основе решений руководства КНР со времени ее провозглашения в 1949-м. Руководители государства и партии оглашают какое-либо решение максимум два раза, и вполне конкретно. А затем идет планомерная работа, которая, как показывает практика, может длиться и 15–20 лет.
«Большинство стран, входивших прежде в мировую социалистическую систему, оказались склонны к скорейшему переделу национального имущества без внимания к проблемам модернизации государственных предприятий и эффективного управления ими, – напоминает Ли Чуаньтун, директор Института экономики и политики Дальнего Востока при Госсовете КНР. – Китай, раньше других приступивший к рыночным преобразованиям, выбрал путь постепенных реформ собственности, регулируемых государством. Методам извне навязанной «шоковой терапии» была противопоставлена «китайская гомеопатия».
И результаты намного лучше, чем в бывшем СССР, но это не снимает необходимости своевременно корректировать стратегию в данной сфере. Реформу системы собственности в Китае нельзя отождествлять с приватизацией по образцу теперь уже бывших соцстран, особенно СССР. Ибо реформирование госсектора в КНР идет в соответствии с принципом «чжуада-фансяо»: держать крупное, отпуская мелкое. То есть с сохранением решающих позиций государства в базовых отраслях, в инфраструктуре, внутри- и внешнеэкономической политике».
Китайский социализм (с учетом его рыночных трансформаций и послемаоцзэдуновской идеологической сдержанности) остается впечатляющим примером мирового значения. Или даже маяком, показывающим, чего может достичь социалистическое государство, проводя последовательную социально-экономическую политику с учетом глобальных трендов.
Стоит согласиться с известным ученым, экономическим советником ООН (в 70–80-х) Василием Леонтьевым: «Китай взял у СССР самое лучше, он учитывает успехи и ошибки советского планирования, структуры советского государства. Учитывают в КНР также нереализованные возможности советского НЭПа и разрушительную (по примеру СССР) пагубность для государства и общества идеологических виражей, заключающихся в основном в шельмовании новыми руководителями страны своих предшественников».
Мнение Леонтьева подтверждается нынешней позицией КНР в общемировой табели о рангах. Китай сегодня – ядерная, космическая, промышленно-финансовая и экономическая держава. С конца 70-х и поныне по темпам экономического роста, прибавке золотовалютных резервов, увеличению промышленного и сельскохозяйственного экспорта КНР занимает первое место в мире.
В Китае сохранили основы плановой экономики и ее государственного регулирования, но благодаря последовательным мерам (еще с последних трех лет правления Мао Цзэдуна) по раскрепощению частной инициативы добились уникальных результатов. Достаточно сказать, что среди главных итогов такой политики – золотовалютные резервы, достигающие четырех триллионов долларов.
Это естественным образом поднимает и без того высокий уровень политико-экономического влияния Китая. В его нынешних достижениях вроде бы уже нет советской финансово-экономической помощи, но с другой стороны, они были бы невозможны, что признается в КНР поныне, без созданного в 50–60-х годах благодаря СССР прочного индустриального фундамента.
Совокупный же объем советской помощи с учетом военно-технического сегмента превышает 600 миллиардов долларов в текущем измерении. Причем до трети предоставлялось на безвозмездной основе, но только до 1957 года, поскольку руководство КНР именно тогда официально обозначило свое несогласие с антисталинской политикой хрущевцев и их преемников.
Для послевоенного СССР было более чем затруднительно оказывать растущую экономическую помощь такой стране, как Китай, на 90 процентах территории которого победила социалистическая революция. Но геополитические факторы и следование КНР по сталинскому пути строительства нового мира (ввиду сходства социально-экономических условий в обеих странах) обусловили максимально тесное партнерство Москвы и Пекина.
С советским участием – финансовым, технологическим, кадровым и в ряде проектов сырьевым – в КНР к началу 60-х было построено около 800 предприятий полного цикла со всей инфраструктурой и оборудованием, 97 научно-технологических центров, 11 полигонов, проложено более 30 процентов нынешней авто- и железнодорожной сети (по протяженности), создано свыше четверти действующих энергомощностей. В советских вузах бесплатно обучены 150 тысяч китайских студентов.
Помощь КНР в длительных командировках оказывали более шести тысяч советских ученых, до 85 тысяч специалистов. Только в сфере атомных исследований в КНР было задействовано около 10 тысяч экспертов из СССР. Вдобавок Китай получил лицензии на производство широкого спектра вооружений, военной техники, товаров двойного назначения.
Что касается кредитов и займов, они до середины 50-х предоставлялись всего лишь под один-два процента годовых, но с 1957-го Москва повысила ставку до 7–10 процентов, дабы «наказать» КНР за ее оппозицию антисталинской истерии.
В ответ Китай вплоть до 1963 года поставлял в Советский Союз крупные объемы разнообразного сырья, товары массового спроса, изделия химпрома и цветной металлургии, фармацевтическую продукцию. Причем по бартеру или по заниженным ценам, что совокупно позволило СССР сэкономить порядка 550 миллионов долларов.
И конечно, основополагающим советско-китайским документом стратегического, точнее, общемирового значения был подписанный в Москве в 1950 году договор о дружбе и взаимопомощи на 30 лет, который стороны не расторгли даже в годы военной конфронтации.
Что касается политико-идеологической линии КНР после Мао Цзэдуна, «Если желать того же перерождения и ускоренного развала, что происходят в СССР и КПСС после Сталина, тогда надо повторить антисталинскую политику Хрущева и его последышей. Но мы не предатели, подобно хрущевцам», – заявил глава ЦК КПК и правительства КНР Хуа Гофэн на совещании китайского политбюро в июле 1979-го.
Таким стратегическим тезисам, несмотря на известные виражи в составе руководства и политических акцентах, в Поднебесной следуют поныне. Это в том числе государственное и общественное уважение к «всепобеждающему учению Маркса – Энгельса – Ленина – Сталина», а также идеям Мао Цзэдуна, считающимся продолжением коммунистической идеологии с учетом национальной специфики.
В КНР и сегодня помнят совет Сталина, данный Мао Цзэдуну: «Больше учитесь на ошибках, а не на достижениях Советского Союза. Ошибки мы стараемся исправлять, но лучше их никогда не повторять». Последняя сталинская работа «Экономические проблемы социализма в СССР» (1952) поныне входит в идеологическую базу китайских реформ. Стоит процитировать и предупреждение Мао, адресованное Хрущеву в 1962-м: «Вы начали со Сталина, а завершите крушением КПСС и СССР». Прогноз полностью сбылся.
Чтобы приструнить КНР, Хрущев и его команда, напомним, отозвали советских специалистов и потребовали ускорить выплаты по займам. Провокационность такой политики несомненна, но Пекин уже в 1965 году смог погасить не менее 90 процентов своей задолженности вместе с процентами. В пересчете по нынешнему курсу было выплачено свыше 15 миллиардов долларов, что, естественно, отразилось на социально-экономической ситуации в КНР.
Отставка Хрущева породила в Пекине надежды на отказ СССР от волюнтаристской политики. Возобновились экономические и политические переговоры на высшем уровне. Показательна «Красная книга председателя Мао» (цитатник), вышедшая в свет в канун 50-летия Великого Октября.
Судя по содержанию, она была нацелена на идеологическое примирение с СССР, но при обязательности официального признания Москвой ошибочности антисталинского курса. Брежневское руководство предпочло не заметить китайского жеста, зато советская пресса вовсю критиковала цитатник, не упоминая, впрочем, сами тезисы Мао.
Важный акцент: основой эффективности административно-политической системы КНР остается сталинский принцип автономизации, конъюнктурно раскритикованный Лениным. У национальных регионов Китая – статус автономных районов или нацокругов, но не союзных республик. Это изначально сдерживает центробежные, тем более сепаратистские тренды.
Современное российско-китайское стратегическое партнерство иллюстрируется достаточным количеством примеров. Но названные результаты выверенной политико-экономической стратегии КНР – это, повторим, опыт общемирового значения.
Алексей Балиев, политолог
Китайская пословица гласит: «Не надо расточать приятных слов – работай быстро, старательно и молча». Именно такой принцип лежит в основе решений руководства КНР со времени ее провозглашения в 1949-м. Руководители государства и партии оглашают какое-либо решение максимум два раза, и вполне конкретно. А затем идет планомерная работа, которая, как показывает практика, может длиться и 15–20 лет.
«Большинство стран, входивших прежде в мировую социалистическую систему, оказались склонны к скорейшему переделу национального имущества без внимания к проблемам модернизации государственных предприятий и эффективного управления ими, – напоминает Ли Чуаньтун, директор Института экономики и политики Дальнего Востока при Госсовете КНР. – Китай, раньше других приступивший к рыночным преобразованиям, выбрал путь постепенных реформ собственности, регулируемых государством. Методам извне навязанной «шоковой терапии» была противопоставлена «китайская гомеопатия».
И результаты намного лучше, чем в бывшем СССР, но это не снимает необходимости своевременно корректировать стратегию в данной сфере. Реформу системы собственности в Китае нельзя отождествлять с приватизацией по образцу теперь уже бывших соцстран, особенно СССР. Ибо реформирование госсектора в КНР идет в соответствии с принципом «чжуада-фансяо»: держать крупное, отпуская мелкое. То есть с сохранением решающих позиций государства в базовых отраслях, в инфраструктуре, внутри- и внешнеэкономической политике».
Китайский социализм (с учетом его рыночных трансформаций и послемаоцзэдуновской идеологической сдержанности) остается впечатляющим примером мирового значения. Или даже маяком, показывающим, чего может достичь социалистическое государство, проводя последовательную социально-экономическую политику с учетом глобальных трендов.
Стоит согласиться с известным ученым, экономическим советником ООН (в 70–80-х) Василием Леонтьевым: «Китай взял у СССР самое лучше, он учитывает успехи и ошибки советского планирования, структуры советского государства. Учитывают в КНР также нереализованные возможности советского НЭПа и разрушительную (по примеру СССР) пагубность для государства и общества идеологических виражей, заключающихся в основном в шельмовании новыми руководителями страны своих предшественников».
Мнение Леонтьева подтверждается нынешней позицией КНР в общемировой табели о рангах. Китай сегодня – ядерная, космическая, промышленно-финансовая и экономическая держава. С конца 70-х и поныне по темпам экономического роста, прибавке золотовалютных резервов, увеличению промышленного и сельскохозяйственного экспорта КНР занимает первое место в мире.
В Китае сохранили основы плановой экономики и ее государственного регулирования, но благодаря последовательным мерам (еще с последних трех лет правления Мао Цзэдуна) по раскрепощению частной инициативы добились уникальных результатов. Достаточно сказать, что среди главных итогов такой политики – золотовалютные резервы, достигающие четырех триллионов долларов.
Это естественным образом поднимает и без того высокий уровень политико-экономического влияния Китая. В его нынешних достижениях вроде бы уже нет советской финансово-экономической помощи, но с другой стороны, они были бы невозможны, что признается в КНР поныне, без созданного в 50–60-х годах благодаря СССР прочного индустриального фундамента.
Совокупный же объем советской помощи с учетом военно-технического сегмента превышает 600 миллиардов долларов в текущем измерении. Причем до трети предоставлялось на безвозмездной основе, но только до 1957 года, поскольку руководство КНР именно тогда официально обозначило свое несогласие с антисталинской политикой хрущевцев и их преемников.
Для послевоенного СССР было более чем затруднительно оказывать растущую экономическую помощь такой стране, как Китай, на 90 процентах территории которого победила социалистическая революция. Но геополитические факторы и следование КНР по сталинскому пути строительства нового мира (ввиду сходства социально-экономических условий в обеих странах) обусловили максимально тесное партнерство Москвы и Пекина.
С советским участием – финансовым, технологическим, кадровым и в ряде проектов сырьевым – в КНР к началу 60-х было построено около 800 предприятий полного цикла со всей инфраструктурой и оборудованием, 97 научно-технологических центров, 11 полигонов, проложено более 30 процентов нынешней авто- и железнодорожной сети (по протяженности), создано свыше четверти действующих энергомощностей. В советских вузах бесплатно обучены 150 тысяч китайских студентов.
Помощь КНР в длительных командировках оказывали более шести тысяч советских ученых, до 85 тысяч специалистов. Только в сфере атомных исследований в КНР было задействовано около 10 тысяч экспертов из СССР. Вдобавок Китай получил лицензии на производство широкого спектра вооружений, военной техники, товаров двойного назначения.
Что касается кредитов и займов, они до середины 50-х предоставлялись всего лишь под один-два процента годовых, но с 1957-го Москва повысила ставку до 7–10 процентов, дабы «наказать» КНР за ее оппозицию антисталинской истерии.
В ответ Китай вплоть до 1963 года поставлял в Советский Союз крупные объемы разнообразного сырья, товары массового спроса, изделия химпрома и цветной металлургии, фармацевтическую продукцию. Причем по бартеру или по заниженным ценам, что совокупно позволило СССР сэкономить порядка 550 миллионов долларов.
И конечно, основополагающим советско-китайским документом стратегического, точнее, общемирового значения был подписанный в Москве в 1950 году договор о дружбе и взаимопомощи на 30 лет, который стороны не расторгли даже в годы военной конфронтации.
Что касается политико-идеологической линии КНР после Мао Цзэдуна, «Если желать того же перерождения и ускоренного развала, что происходят в СССР и КПСС после Сталина, тогда надо повторить антисталинскую политику Хрущева и его последышей. Но мы не предатели, подобно хрущевцам», – заявил глава ЦК КПК и правительства КНР Хуа Гофэн на совещании китайского политбюро в июле 1979-го.
Таким стратегическим тезисам, несмотря на известные виражи в составе руководства и политических акцентах, в Поднебесной следуют поныне. Это в том числе государственное и общественное уважение к «всепобеждающему учению Маркса – Энгельса – Ленина – Сталина», а также идеям Мао Цзэдуна, считающимся продолжением коммунистической идеологии с учетом национальной специфики.
В КНР и сегодня помнят совет Сталина, данный Мао Цзэдуну: «Больше учитесь на ошибках, а не на достижениях Советского Союза. Ошибки мы стараемся исправлять, но лучше их никогда не повторять». Последняя сталинская работа «Экономические проблемы социализма в СССР» (1952) поныне входит в идеологическую базу китайских реформ. Стоит процитировать и предупреждение Мао, адресованное Хрущеву в 1962-м: «Вы начали со Сталина, а завершите крушением КПСС и СССР». Прогноз полностью сбылся.
Чтобы приструнить КНР, Хрущев и его команда, напомним, отозвали советских специалистов и потребовали ускорить выплаты по займам. Провокационность такой политики несомненна, но Пекин уже в 1965 году смог погасить не менее 90 процентов своей задолженности вместе с процентами. В пересчете по нынешнему курсу было выплачено свыше 15 миллиардов долларов, что, естественно, отразилось на социально-экономической ситуации в КНР.
Отставка Хрущева породила в Пекине надежды на отказ СССР от волюнтаристской политики. Возобновились экономические и политические переговоры на высшем уровне. Показательна «Красная книга председателя Мао» (цитатник), вышедшая в свет в канун 50-летия Великого Октября.
Судя по содержанию, она была нацелена на идеологическое примирение с СССР, но при обязательности официального признания Москвой ошибочности антисталинского курса. Брежневское руководство предпочло не заметить китайского жеста, зато советская пресса вовсю критиковала цитатник, не упоминая, впрочем, сами тезисы Мао.
Важный акцент: основой эффективности административно-политической системы КНР остается сталинский принцип автономизации, конъюнктурно раскритикованный Лениным. У национальных регионов Китая – статус автономных районов или нацокругов, но не союзных республик. Это изначально сдерживает центробежные, тем более сепаратистские тренды.
Современное российско-китайское стратегическое партнерство иллюстрируется достаточным количеством примеров. Но названные результаты выверенной политико-экономической стратегии КНР – это, повторим, опыт общемирового значения.
Алексей Балиев, политолог
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]