ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии
18.11.2019 3 508 0 +94 Starweaver

ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии

---
+94
В закладки
 

Родом из Москвы


В книге Евгения Кочнева «Автомобили Советской Армии 1946-1991» приводится мысль о влиянии американских грузовиков REO М34 на конструкцию отечественного ЗИЛ-131. Если это даже и так, то в Советском Союзе выбрали неплохой вариант для подражания. Работы над американской машиной закончились в 1949 году, и через пару лет грузовик пошел в войска. Полноприводный трехосный M34 вместе с многочисленными модификациями стал одним из самых распространенных машин армии США и получил за непревзойденную надежность прозвище Eager Beaver, или «Добросовестный». Внешний вид грузовика не отличался изяществом (как, впрочем, и всей американской колесной техники), кабина вообще была открытая, но зато КПП имела 5 ступеней с синхронизаторами, а верхнеклапанный 6-цилиндровый мотор развивал вполне приличные 127 л. с. Грузоподъемность М34 на грунтовых дорогах не превышала 2,5 тонны, а твердое покрытие под колесами позволяло грузить до 4,5 тонны.

ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии ЗИЛ131, машины, военные, ЗИС128, ЗИЛ157, стекла, кабина, который, тягача, артиллерийского, вариант, армии, отличался, грузовика, конце, мотор, грузовик, время, части, также


 

"Американец" М34. Возможно, именно его мотивы использовались при создании ЗИЛ-131

В СССР непосредственным предшественником 131-й машины можно считать не самый удачный ЗИС-151, который, в свою очередь, ведет историю от ленд-лизовского «Студебеккера». Кроме слабого мотора и большой массы, важным недостатком грузовика была двухскатная ошиновка задних мостов. С одной стороны, этого требовали военные в погоне за большей грузоподъемностью, а с другой, это серьезно ограничивало проходимость машины по слабым грунтам и снежной целине. Когда в армии появился легендарный ЗИЛ-157, к нему также появились претензии в части малой грузоподъёмности и слабых тяговых возможностей – на роль артиллерийского тягача он не годился. Именно для артиллерийских подразделений в середине 50-х и начали разрабатывать ЗИС-128, который, кстати, много в чем перекликался с упоминаемым ранее «американцем» М34.

ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии ЗИЛ131, машины, военные, ЗИС128, ЗИЛ157, стекла, кабина, который, тягача, артиллерийского, вариант, армии, отличался, грузовика, конце, мотор, грузовик, время, части, также


ЗИЛ-131 и аналоги

ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии ЗИЛ131, машины, военные, ЗИС128, ЗИЛ157, стекла, кабина, который, тягача, артиллерийского, вариант, армии, отличался, грузовика, конце, мотор, грузовик, время, части, также


ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии ЗИЛ131, машины, военные, ЗИС128, ЗИЛ157, стекла, кабина, который, тягача, артиллерийского, вариант, армии, отличался, грузовика, конце, мотор, грузовик, время, части, также


ЗИС-128 в тяговой версии для артиллерии

ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии ЗИЛ131, машины, военные, ЗИС128, ЗИЛ157, стекла, кабина, который, тягача, артиллерийского, вариант, армии, отличался, грузовика, конце, мотор, грузовик, время, части, также


ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии ЗИЛ131, машины, военные, ЗИС128, ЗИЛ157, стекла, кабина, который, тягача, артиллерийского, вариант, армии, отличался, грузовика, конце, мотор, грузовик, время, части, также


ЗИС-128 в транспортном исполнении

В первоначальном варианте машину именовали ЗИС-Э128В, но с первыми опытными экземплярами остановились на ЗИС-128. Этот автомобиль фактически не являлся продолжением линейки ЗИС-151, отличался новыми раздаточной коробкой, КПП, централизованной системой подкачки шин и другими деталями. Грузовую платформу опустили вниз с целью снижения центра тяжести и упрощения разгрузки/загрузки боеприпасов. История не сохранила для нас ни одного экземпляра той экспериментальной машины, но на фотографиях грузовики представлены как минимум с тремя кабинами, из которых только одна цельнометаллическая. Стоит помнить, что опытные ЗИС-128 появились практически одновременно с первыми «классическими» машинами ЗИЛ-157. Такие парадоксы конструкторский работы внутри одного завода объяснялись требованиями и придирчивостью главного заказчика в лице Министерства обороны. Был и еще один аналог будущей 131-й машины – ЗИЛ-165, который представлял из себя сборную солянку из различных агрегатов, в частности, кабина была от 130-го. По одной из версий, именно тесная кабина, а также слабый рядный 6-цилиндровый мотор стали причиной отказа военных в 1957 году от этой конструкции. Тогда уже все осознавали, что для новой машины требовался новый мотор мощностью под полторы сотни лошадиных сил. А его не было.

ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии ЗИЛ131, машины, военные, ЗИС128, ЗИЛ157, стекла, кабина, который, тягача, артиллерийского, вариант, армии, отличался, грузовика, конце, мотор, грузовик, время, части, также


ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии ЗИЛ131, машины, военные, ЗИС128, ЗИЛ157, стекла, кабина, который, тягача, артиллерийского, вариант, армии, отличался, грузовика, конце, мотор, грузовик, время, части, также


ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии ЗИЛ131, машины, военные, ЗИС128, ЗИЛ157, стекла, кабина, который, тягача, артиллерийского, вариант, армии, отличался, грузовика, конце, мотор, грузовик, время, части, также


ЗИЛ-165

По причине моторного голода в 1958 году военные завернули прототип ЗИЛ-131Л (не путать с появившимся позже лесовозом ЗИЛ-131Л) с опытным V-образным 6-цилиндровым двигателем мощностью 135 л. с. Машина отличалась стальной грузовой платформой с низкими бортами и конусными колесными дисками.

Первые прототипы с индексом 131


Первые машины ЗИЛ-131 появились в конце 1956 года и первое время оснащались 6-цилиндровыми моторами, которые впоследствии заменили на V-образные «восьмерки». Предполагалось разрабатывать машину в двух вариантах – ЗИЛ-131 для артиллерии и ЗИЛ-131А для транспортных нужд преимущественно мотострелковых войск.

ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии ЗИЛ131, машины, военные, ЗИС128, ЗИЛ157, стекла, кабина, который, тягача, артиллерийского, вариант, армии, отличался, грузовика, конце, мотор, грузовик, время, части, также


ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии ЗИЛ131, машины, военные, ЗИС128, ЗИЛ157, стекла, кабина, который, тягача, артиллерийского, вариант, армии, отличался, грузовика, конце, мотор, грузовик, время, части, также


ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии ЗИЛ131, машины, военные, ЗИС128, ЗИЛ157, стекла, кабина, который, тягача, артиллерийского, вариант, армии, отличался, грузовика, конце, мотор, грузовик, время, части, также


ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии ЗИЛ131, машины, военные, ЗИС128, ЗИЛ157, стекла, кабина, который, тягача, артиллерийского, вариант, армии, отличался, грузовика, конце, мотор, грузовик, время, части, также


ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии ЗИЛ131, машины, военные, ЗИС128, ЗИЛ157, стекла, кабина, который, тягача, артиллерийского, вариант, армии, отличался, грузовика, конце, мотор, грузовик, время, части, также


ЗИЛ-131А

Фактически ЗИЛ-131 изначально не планировали для широкого применения в сухопутных войсках – ему готовилась карьера преимущественно артиллерийского тягача. В армии в то время был ЗИЛ-157 «Колун», который по большинству параметров устраивал военных. То есть 131-я машина не должна была собой заменять никакую технику, а первоначально являлась самостоятельной нишевой разработкой. Возможно, поэтому особой срочности с принятием на вооружение машины не было. ЗИЛ-157, к слову, собирали до 1991 года, правда, в большей степени не для армии. Но нравы и стратегии Министерства обороны Советского Союза в те времена отличались изменчивостью, и в итоге ЗИЛ-131 из артиллерийского тягача превратился в многоцелевой грузовик.

ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии ЗИЛ131, машины, военные, ЗИС128, ЗИЛ157, стекла, кабина, который, тягача, артиллерийского, вариант, армии, отличался, грузовика, конце, мотор, грузовик, время, части, также


ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии ЗИЛ131, машины, военные, ЗИС128, ЗИЛ157, стекла, кабина, который, тягача, артиллерийского, вариант, армии, отличался, грузовика, конце, мотор, грузовик, время, части, также


ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии ЗИЛ131, машины, военные, ЗИС128, ЗИЛ157, стекла, кабина, который, тягача, артиллерийского, вариант, армии, отличался, грузовика, конце, мотор, грузовик, время, части, также


ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии ЗИЛ131, машины, военные, ЗИС128, ЗИЛ157, стекла, кабина, который, тягача, артиллерийского, вариант, армии, отличался, грузовика, конце, мотор, грузовик, время, части, также


ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии ЗИЛ131, машины, военные, ЗИС128, ЗИЛ157, стекла, кабина, который, тягача, артиллерийского, вариант, армии, отличался, грузовика, конце, мотор, грузовик, время, части, также


ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии ЗИЛ131, машины, военные, ЗИС128, ЗИЛ157, стекла, кабина, который, тягача, артиллерийского, вариант, армии, отличался, грузовика, конце, мотор, грузовик, время, части, также


ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии ЗИЛ131, машины, военные, ЗИС128, ЗИЛ157, стекла, кабина, который, тягача, артиллерийского, вариант, армии, отличался, грузовика, конце, мотор, грузовик, время, части, также


ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии ЗИЛ131, машины, военные, ЗИС128, ЗИЛ157, стекла, кабина, который, тягача, артиллерийского, вариант, армии, отличался, грузовика, конце, мотор, грузовик, время, части, также


Прототип ЗИЛ-131 на различных этапах испытаний

История покажет, что по количеству возможных вариантов использования трехосный вездеход из Москвы будет едва ли не самым востребованным в Советской Армии. В общей сложности в конце 50-х годов было построено шесть опытных машин, среди которых были транспортные, тяговые образцы и даже один седельный тягач. После предварительных испытаний к 1960 году заводчане представили военным серьезно доработанные грузовики. В сравнении с «Колуном» ЗИЛ-131 был экономичнее, брал больше груза, но несколько уступал в проходимости. В издании «Автолегенды СССР» упоминается также, что военные выделили чрезмерную массу прототипов, недостаточный дорожный просвет и малую бродоходимость – не более 1,2 метра при требуемых полутора метрах. На ЗИЛе недостатки исправили к июлю 1960 года, но повторные испытания выявили склонность к заносу из-за неудачного рисунка протектора и неудовлетворительную работу межколесных самоблокирующихся дифференциалов. После устранения указанных недостатков и модернизации экранированного электрооборудования военные специалисты оставили для дальнейшей работы единственный вариант будущего грузовика в транспортном исполнении. От артиллерийского тягача решено было отказаться.

ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии ЗИЛ131, машины, военные, ЗИС128, ЗИЛ157, стекла, кабина, который, тягача, артиллерийского, вариант, армии, отличался, грузовика, конце, мотор, грузовик, время, части, также


Опытный вариант ветрового стекла ЗИЛ-131. Плоские стекла позволяли оперативнее менять разбитые секции и, самое главное, в перспективе можно было думать о бронировании

ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии ЗИЛ131, машины, военные, ЗИС128, ЗИЛ157, стекла, кабина, который, тягача, артиллерийского, вариант, армии, отличался, грузовика, конце, мотор, грузовик, время, части, также


Еще один вариант ЗИЛ-131 с плоскими стеклами и герметизированной кабиной, 1983 год

ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии ЗИЛ131, машины, военные, ЗИС128, ЗИЛ157, стекла, кабина, который, тягача, артиллерийского, вариант, армии, отличался, грузовика, конце, мотор, грузовик, время, части, также


Эрик Сабо — главный дизайнер ЗИЛа

ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии ЗИЛ131, машины, военные, ЗИС128, ЗИЛ157, стекла, кабина, который, тягача, артиллерийского, вариант, армии, отличался, грузовика, конце, мотор, грузовик, время, части, также


Поисковый макет будущего ЗИЛ-131. В некоторых источниках пишут, что зиловцы не оставили исходную облицовку гражданского 130-го в обмен на согласие военных с панорамным ветровым стеклом

ЗИЛ-131: рабочая лошадка Советской Армии ЗИЛ131, машины, военные, ЗИС128, ЗИЛ157, стекла, кабина, который, тягача, артиллерийского, вариант, армии, отличался, грузовика, конце, мотор, грузовик, время, части, также


В конце первой части материала представляю, наверное, самый необычный ЗИЛ-131.Эта полукапотная машина была разработана и собрана на Черниговском заводе специального автотранспорта в начале 80-х годов. Основное предназначение — сопровождение киноэкспедиций по бездорожью

Описанные прототипы ЗИЛ-131 уже тогда было непросто отличить от будущих серийных моделей. Присутствовали фирменные угловатые крылья, защитная решетка головного освещения и деревянный решетчатый кузов. Трансмиссия отличалась относительной легкостью и простотой, имела средний проходной мост, что выгодно отличало её от аналогичной конструкции ЗИЛ-157, в которой было аж пять карданов. Кроме этого, кабина 131-го ЗИЛа была просторнее, а давление в колесах регулировалось системой с внутренним подводом воздуха. Имея высокую унификацию с гражданским ЗИЛ-130, армейский грузовик отличался панорамным ветровым стеклом, что было неким нонсенсом для военной техники. Трудности возникали как с заменой разбитого триплекса, так и с транспортировкой гнутого стекла. Удивительно, что, подвергая автомобиль длительным и придирчивым испытаниям, военные специалисты слишком поздно осознали непрактичность гнутого панорамного стекла от ЗИЛ-130. 19 января 1959 года инженер-полковник Г. А. Гетманов, участвующий в испытаниях прототипов, писал главному инженеру ЗИЛа, что «применение панорамных стекол на кабине, не давая каких-либо преимуществ, серьёзно затрудняет вождение автомобиля в ночное время из-за появления сплошных бликов на стекле от фар встречных машин». От панорамного стекла не отказались, а лишь разделили его на две части.

Продолжение следует…

Автор:Евгений ФедоровИспользованы фотографии:war-time.ru, dishmodels.ru, drive2.ru, hodor.lol, ru.cars.photo, doroshenko-us.livejournal.com

 
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]