Пол в портретной живописи: тонкая грань между мужским и женоподобным
---
Вам нравится портретная живопись эпохи Регентства? Ведь можно быть в восторге от элегантности, от разыгрывающихся образов богатства, стиля. Люди с портретов обладали хорошими манерами и хорошим этикетом. Однако…. Иногда реальность сталкивается с шаблонами, которые прочно засели у нас в головах. Это было время мужественных, брутальных мужчин – рубились шашками, скакали на конях и вершили политику грубой лестью, изменами или наоборот – преданностью.
Ну, это распространенное мнение, рисующее в воображении такой образ. Посмотрите на несколько портретов.
Вот сам принц-регент, позднее Георг IV, в форме фельдмаршала. Портрет кисти сэра Томаса Лоуренса
Нередко под этим портретом можно прочитать комментарии о женственности принца. Фон картины – клубящиеся тучи, намекающие на грозы и битвы, но Георг изящен и даже нежен, с красивой, не тронутой бурей войны прической.
Георг IV был принцем-регентом с 1811 г во время болезни отца. Был коронован в 57лет. Он вступил в роль с апломбом. Его приверженность искусству, архитектуре, моде и мебели была такова, что период с 1811 по 1837 и стал называться эпохой Регентства.
Но это еще так, легкий налет женственности.
А это прекрасный портрет капитана Гилберта Хиткотома, кисти Уильяма Оуэна датируемый 1801–1805 годами.
С точки зрения искусства, картина попадает в точку - Гилберт выходит из дразнящей штормовой сцены. Облака кипят, море вздымается, идеально обрамляя лихого капитана, казалось бы, не тронутого кораблекрушением, происходящим позади него.
Вот он стоит в идеальных обмундировании, прическа с современными пышными локонами. Его позиция рассчитана показать его атлетизм, мужественность и гламур девятнадцатого века.
Но есть одна вещь, это комментарии о женственности позы, даже странными, типа: «он как баба!». Из современного прочтения мужественность почему-то теряется. Для современников Гилберта портрет - воплощение маскулинности, но мы смотрим с позиций и представлений двадцать первого века.
Можно провести параллели с другим военным портретом Александра Македонского, созданным в конце пятнадцатого века мастером легенды Гризельды.
Тонкий андрогинный характер этих портретов проявляется в обоих аспектах красоты - в нежных, мужских и женоподобных. Согласно современным прочтениям, эти фигуры представляются как мужчины, и в том, как они становятся гендерными, есть мощное недвоичное качество.
Сравните с портретом другого военного из истории - капитана Томаса Ли, написанного Маркусом Гирартом младшим.
Я рассказывала раньше о его непростой судьбе, напомню:
Капитан Томас Ли, современник Шекспира и королевы Елизаветы. По её приказу он отправился в Ирландию усмирять бунтовщиков; он мародерствовал, разбойничал на большой дороге, сидел в предварительном заключении и долговой тюрьме. И по приказу королевы некоторое время спустя был казнён как заговорщик.
Мы видим на холсте рыцаря, воина, полуодетого, со шлемом, пистолетом и копьём, на фоне сельского пейзажа. Самое необычное то, что у него совершенно голые ноги. Но сам капитан стоит в полный рост в сени огромного, развесистого дуба, словно под его защитой. Дуб считался символом Англии и королевы. Мужественный образ? Да! Но посмотрите на его запястье….
По современным меркам жест ассоциируется с женоподобностью.
Так что, вот …. Сегодняшние парни с сережками в ушах и ухоженной растительностью на лицах кажутся нам гораздо мужественнее, чем портреты героев прошлого. Так? Или нет?
И в завершение вот еще:
Денди 1838–1885
Скульптор Эмиль Кориолан, Ипполит Гийемен (1841–1907)
Что это, рассчитанная и вызывающе женоподобная идеализация, насмешка? Мода на пике или сознательная пародия? Как думаете?
Взято: tanjand.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]