Кредиты, инвестиции и бюджетное правило: что повлияет на рост экономики
---
Прогнозы Министерства экономического развития РФ по росту экономики могут не оправдаться из-за ситуации в сфере кредитования. Такой вывод содержится в сентябрьской аналитической записке ведомства «Картина кредитования», пишет газета «Коммерсантъ». В записке отмечается снижение интереса частных экономических агентов к кредитам.
Причину возможного замедления спроса в 2020 году ведомство видит как в медленном снижении ставки Центробанком, так и в ограничительном влиянии бюджетного правила на использования кредита со стороны государства, указано в аналитической записке.
В то же время, по мнению аналитиков министерства, «дезинфляционный тренд в экономике» предопределяется именно низким совокупным предложением кредитов.
25 октября 2019 года глава Минэкономразвития Максим Орешкин, комментируя снижение Центробанком ключевой ставки сразу на 50 базисных пунктов, до уровня 6,5%, назвал решение регулятора агрессивным. В то же время министр признал его правильность. По мнению Орешкина, для стимулирования экономики России необходимо применять такие меры бюджетной политики, когда «ставки снижаются до уровня инфляции или чуть ниже инфляции». «Грубо говоря, России при таргете [инфляции] в 4% уровня процентной ставки базовой ниже 3% лучше не уходить», – приводит слова министра сайт газеты «Ведомости».
Что же касается бюджетного правила, то претензии к его конструкции, введенной в июле 2017 года, также уже высказывались. Так, глава Счетной палаты Алексей Кудрин отмечал, что она накладывает слишком жесткие ограничения на объем расходов федерального бюджета. В статье под названием «Бюджетные правила как инструмент сбалансированной бюджетной политики», которую Кудрин написал вместе с заведующим лабораторией Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Ильей Соколовым и опубликовал в журнале «Вопросы экономики», высказывалась мысль о необходимости смягчить действующую версию правил, повысив цену отсечения до 45 долларов за баррель и увеличив предельную норму расходов бюджета на 0,5% ВВП.
О влиянии бюджетного правила на рост экономики, скорости снижения ставки Банком России и воздействии этого фактора на экономический рост, а также о том, что могло бы содействовать ускорению роста экономики в России и что приводит к такому результату в Китае, рассказал Сергей Суверов, старший аналитик «БКС-Премьера».
«Не все у нас в этой сфере так однозначно плохо, потому что объемы кредитования в этом году растут, особенно в рознице. Этот вид кредитования растет, если не ошибаюсь, на 10%, а корпоративное кредитование – где-то на 5-7%. То есть, в целом кредитование в России развивается, несмотря на сложности. Конечно, если бы ключевая ставка снижалась быстрее, ставки кредитов были бы ниже, и это подстегнуло бы рост кредитования. С другой стороны, сегмент потребительского кредитования, можно сказать, уже перегрет. Центральный банк опасается возникновения «пузыря» на этом рынке и ограничивает дальнейший рост кредитования уже потому, что этот рост стимулирует закредитованность населения. Если ставка станет снижаться еще быстрее, это создаст риск еще более быстрого роста закредитованности.
Но надо сказать, что на деле Центральный банк уже ускорил снижение ставки: как вы знаете, в последний раз, 25 октября, ставка была снижена на 50 базисных пунктов. И, возможно, до конца года будет еще снижение. Другое дело, что банки не всегда оперативно снижают ставки по кредитам – они предпочитают уменьшать ставки по депозитам быстрее, чем ставки по кредитам, чтобы получить дополнительную прибыль.
Подводя итог я бы сказал, что проблемы экономического роста связаны не только с кредитованием, но еще и с другими факторами, в частности – со структурными проблемами экономики, слабостью конкуренции, недостатком прямых иностранных инвестиций, которые в последние годы существенно упали. Конечно, нам нужно больше инвестиций – не только кредитов, но и инвестиций именно – и со стороны частного капитала, и со стороны иностранцев. А для этого нужно проводить соответствующую политику. Также возможно, что экономический рост ускорится, если часть средств Фонда национального благосостояния будет соинвестироваться в проекты частного бизнеса. Весьма вероятно, что это поможет сдвинуть дело с мертвой точки.
Что касается бюджетного правила, то оно действительно жесткое и, по-видимому, препятствует экономическому росту, негативно влияет на него. С другой стороны, оно же позволяет больше наращивать резервы, которые могут оказаться полезны в случае кризиса, и приводит к повышению рейтингов страны. Все же, с моей точки зрения, смягчить правило нужно – тогда больше денег будет идти в экономику, и это сможет дополнительно простимулировать экономический рост.
Если же говорить о том, что для ускорения экономики нужно стимулировать приток инвестиций, то для этого нужно принимать меры не только финансового характера. Тут нужно комплексное решение, нацеленное на улучшение инвестиционного климата. Возможно, следует активизировать точечную работу с иностранными инвесторами, как это делают в Китае: Китай ведь ведет переговоры с конкретными инвесторами на тему вложения средств. У нас тоже есть определенные структуры, которые занимаются подобными вопросами – например, Совет по делам предпринимательства. Но, к сожалению, в последнее время прогресса в этой сфере в России нет – и даже наблюдается регресс, темпы прямых инвестиций падают.
За счет чего же тогда идет прогресс у Китая? Китай создает очень много совместных предприятий – в стране действует обширная программа партнерств национального бизнеса с иностранцами. Кроме того, достаточно активно развиваются свободные экономические зоны. В России они тоже есть, но менее эффективны, чем в Китае. У нас они не стали «локомотивами роста» – как мне кажется, в силу определенных законодательных проблем», – сказал Сергей Суверов.
Ну, как-то так.
Все материалы блога с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс"
Причину возможного замедления спроса в 2020 году ведомство видит как в медленном снижении ставки Центробанком, так и в ограничительном влиянии бюджетного правила на использования кредита со стороны государства, указано в аналитической записке.
В то же время, по мнению аналитиков министерства, «дезинфляционный тренд в экономике» предопределяется именно низким совокупным предложением кредитов.
25 октября 2019 года глава Минэкономразвития Максим Орешкин, комментируя снижение Центробанком ключевой ставки сразу на 50 базисных пунктов, до уровня 6,5%, назвал решение регулятора агрессивным. В то же время министр признал его правильность. По мнению Орешкина, для стимулирования экономики России необходимо применять такие меры бюджетной политики, когда «ставки снижаются до уровня инфляции или чуть ниже инфляции». «Грубо говоря, России при таргете [инфляции] в 4% уровня процентной ставки базовой ниже 3% лучше не уходить», – приводит слова министра сайт газеты «Ведомости».
Что же касается бюджетного правила, то претензии к его конструкции, введенной в июле 2017 года, также уже высказывались. Так, глава Счетной палаты Алексей Кудрин отмечал, что она накладывает слишком жесткие ограничения на объем расходов федерального бюджета. В статье под названием «Бюджетные правила как инструмент сбалансированной бюджетной политики», которую Кудрин написал вместе с заведующим лабораторией Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Ильей Соколовым и опубликовал в журнале «Вопросы экономики», высказывалась мысль о необходимости смягчить действующую версию правил, повысив цену отсечения до 45 долларов за баррель и увеличив предельную норму расходов бюджета на 0,5% ВВП.
О влиянии бюджетного правила на рост экономики, скорости снижения ставки Банком России и воздействии этого фактора на экономический рост, а также о том, что могло бы содействовать ускорению роста экономики в России и что приводит к такому результату в Китае, рассказал Сергей Суверов, старший аналитик «БКС-Премьера».
«Не все у нас в этой сфере так однозначно плохо, потому что объемы кредитования в этом году растут, особенно в рознице. Этот вид кредитования растет, если не ошибаюсь, на 10%, а корпоративное кредитование – где-то на 5-7%. То есть, в целом кредитование в России развивается, несмотря на сложности. Конечно, если бы ключевая ставка снижалась быстрее, ставки кредитов были бы ниже, и это подстегнуло бы рост кредитования. С другой стороны, сегмент потребительского кредитования, можно сказать, уже перегрет. Центральный банк опасается возникновения «пузыря» на этом рынке и ограничивает дальнейший рост кредитования уже потому, что этот рост стимулирует закредитованность населения. Если ставка станет снижаться еще быстрее, это создаст риск еще более быстрого роста закредитованности.
Но надо сказать, что на деле Центральный банк уже ускорил снижение ставки: как вы знаете, в последний раз, 25 октября, ставка была снижена на 50 базисных пунктов. И, возможно, до конца года будет еще снижение. Другое дело, что банки не всегда оперативно снижают ставки по кредитам – они предпочитают уменьшать ставки по депозитам быстрее, чем ставки по кредитам, чтобы получить дополнительную прибыль.
Подводя итог я бы сказал, что проблемы экономического роста связаны не только с кредитованием, но еще и с другими факторами, в частности – со структурными проблемами экономики, слабостью конкуренции, недостатком прямых иностранных инвестиций, которые в последние годы существенно упали. Конечно, нам нужно больше инвестиций – не только кредитов, но и инвестиций именно – и со стороны частного капитала, и со стороны иностранцев. А для этого нужно проводить соответствующую политику. Также возможно, что экономический рост ускорится, если часть средств Фонда национального благосостояния будет соинвестироваться в проекты частного бизнеса. Весьма вероятно, что это поможет сдвинуть дело с мертвой точки.
Что касается бюджетного правила, то оно действительно жесткое и, по-видимому, препятствует экономическому росту, негативно влияет на него. С другой стороны, оно же позволяет больше наращивать резервы, которые могут оказаться полезны в случае кризиса, и приводит к повышению рейтингов страны. Все же, с моей точки зрения, смягчить правило нужно – тогда больше денег будет идти в экономику, и это сможет дополнительно простимулировать экономический рост.
Если же говорить о том, что для ускорения экономики нужно стимулировать приток инвестиций, то для этого нужно принимать меры не только финансового характера. Тут нужно комплексное решение, нацеленное на улучшение инвестиционного климата. Возможно, следует активизировать точечную работу с иностранными инвесторами, как это делают в Китае: Китай ведь ведет переговоры с конкретными инвесторами на тему вложения средств. У нас тоже есть определенные структуры, которые занимаются подобными вопросами – например, Совет по делам предпринимательства. Но, к сожалению, в последнее время прогресса в этой сфере в России нет – и даже наблюдается регресс, темпы прямых инвестиций падают.
За счет чего же тогда идет прогресс у Китая? Китай создает очень много совместных предприятий – в стране действует обширная программа партнерств национального бизнеса с иностранцами. Кроме того, достаточно активно развиваются свободные экономические зоны. В России они тоже есть, но менее эффективны, чем в Китае. У нас они не стали «локомотивами роста» – как мне кажется, в силу определенных законодательных проблем», – сказал Сергей Суверов.
Ну, как-то так.
Все материалы блога с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс"
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]