Безопасность и спасение жизни на море
---
Море ошибок не прощает. Уже не одно тысячелетие мы покоряем его просторы, перевозим грузы и пассажиров. Все современные средства спасения и их применение — это опыт всего человечества и самые последние достижения техники. Как известно, правила безопасности в большинстве своем написаны кровью. И их выполнение при пожаре или на борту шлюпки — обязательно для всех.
Как бы не было надежно и безопасно судно, оно должно быть оснащено всем необходимым для спасения пассажиров, экипажа и груза. А в случае покидания корабля экипаж должен иметь всё необходимое для обеспечения выживаемости в экстремальных условиях. Мало вероятно, что в современных реалиях это может понадобиться, но каждый член команды обязан знать, что нужно делать в нештатной ситуации, уметь пользоваться противопожарными и иными средствами спасения.
На арктическом танкере «Штурман Скуратов» «Газпром нефти» мы прошли инструктаж по правилам поведения на борту, использованию спасательных средств. Отдельно нам показали, как устроена противопожарная система и современная шлюпка. Самое главное правило для пассажиров очень простое — в случае объявления шлюпочной тревоги тепло одеться, взять сумку с гидрокостюмом и спасательный жилет. С этим комплектом прибыть на мостик и ждать указаний.
Меня заинтересовали системы судна, отвечающие за его пожарную безопасность, а также спасательная шлюпка. Поэтому я решил сделать отдельный материал об этом.
Пожар на судах относится к самым опасным происшествиям, поэтому защите от него уделяется очень большое внимание. В зависимости от типа и размеров современные суда оснащаются различными противопожарными приборами и системами. Наиболее широко такая техника представлена на пассажирских судах, а также на танкерах, транспортирующих жидкие легковоспламеняющиеся грузы.
Основная цель борьбы с пожаром — быстро взять его под контроль и потушить. Задача будет выполнена, если огнетушащее вещество доставлено к месту возгорания быстро и в достаточном количестве. Это обеспечивается за счет стационарных систем пожаротушения.
Они не заменяют традиционную противопожарную систему судна – пенная, водная - которая длительно охраняет от огня пассажиров, экипаж и оборудование, что выигрывает время для эвакуации в безопасное место.
Обычно:
— вода используется в стационарных системах, защищающих районы, в которых находятся твердые горючие вещества, — общественные помещения и коридоры;
— пена или огнетушащий порошок применяются в стационарных системах, защищающих районы, где могут возникнуть пожары класса В; для тушения пожаров воспламеняющихся газов стационарные системы не используются;
— углекислый газ, галлон (хладон) и соответствующий огнетушащий порошок входят в состав систем, обеспечивающих защиту от пожара класса С;
1. Во всех помещениях проложена система пожарного трубопровода. По всему судну установлены пожарные ящики с рукавами и брандспойтами. Это помимо огнетушителей, которые расположены также по всему судну.
2. Самоспасатель изолирующий.
3. Один из лафетных стволов на палубе. Есть лафетные стволы, которые могут управляться дистанционно.
4. Кормовая станция пенотушения. Красные вентили отвечают за контур с водой. А желтые — за пенный контур, который используется для тушения грузовых танков и для лафетных стволов.
5. Клапан для подачи забортной воды в пенную магистраль окрашен в красный и желтый.
6. Станция углекислотного пожаротушения. Используется для особо ответственных помещений, где может возникнуть сильный пожар. Например, машинное отделение.
7. Индикатор состояния разных тревог и опасностей. Находясь в этом помещении, сотрудник через определенные промежутки времени должен нажимать кнопку — сигнализировать, что с ним все хорошо. Это так называемая «кнопка мертвеца». Если на мостик не поступает сигнал от человека, значит необходима оперативная помощь.
8. На каждом борту хранится пожарный план судна и международный коннектор для пожарной системы судна. План служит для того, чтобы пожарная команда, прибывшая на борт, знала, где и какой груз находится, количество членов экипажа, их список. Это лист бумаги, который заполняется перед каждым рейсом и складывается в металлический тубус. А международный коннектор позволяет соединить между собой пожарную систему судна и берега.
9. Если машинное отделение выйдет из строя, то электричество будет вырабатывать аварийный дизель-генератор. Он устанавливается в надстройке, чтобы мог работать при почти полном затоплении судна.
10. Авариный буй и «черный» ящик. Он пишет все параметры рейса и необходимые данные. Полный аналог такого же устройства на самолете. В случае затопления судна на определенной глубине он автоматически отстреливается и всплывает.
11. Спасательный круг находится в подогреваемом ящике. Все жизненно важное оборудование хранится в похожих ящиках или укрывается тентами с подогревом.
12. Основное средство спасения — плот. Шлюпка хороша, когда происходит неспешное покидание судна. А если это происходит быстро, то обычно используется плот. Главное, что нужно знать: после открытия замка (гака) ничего разъединять не надо! Плот просто выбрасывается за борт. Далее надо вытянуть слабину и дернуть за линь — плот надуется. Уже находясь на плоту можно обрезать линь специальным ножом. Если вдруг судно резко стало тонуть, то линь оснащен гидростатическим разобщающим устройством, которое позволит плоту самостоятельно всплыть и активироваться.
При плавании в море может возникнуть такая аварийная ситуация, когда экипаж вынужден покинуть судно. Этому предшествует борьба за его живучесть и принятие всех мер по спасению пассажиров, судна и груза. Момент и порядок оставления судна определяет капитан как лицо, ответственное за жизнь всех людей на борту. По его указанию объявляется шлюпочная тревога — семь коротких и один продолжительный сигнал громкого боя и/или судовым свистком при выходе последнего из строя.
По этому сигналу каждый должен прибыть к месту сбора тепло одетым (предпочтительно шерстяное белье и малопромокаемая одежда), с индивидуальным спасательным средством.
Если принято решение оставлять судно, то рекомендуется спускать все судовые шлюпки и плоты, для того чтобы, во-первых, ими воспользовались все оказавшиеся в воде люди, и, во-вторых, повысился шанс на выживание благодаря снабжению, которое располагается в них.
Моряк всегда должен помнить три основные заповеди на случай вынужденного оставления судна:
1. Надеть теплую одежду, обувь и индивидуальное спасательное средство.
2. Стремиться покинуть судно вместе со всеми в шлюпке, на плоту.
3. Оказавшись в воде, стараться сохранять неподвижность.
А теперь давайте посмотрим на спасательные шлюпки танкера «Штурман Скуратов». На судне их две, находятся на правом и левом борту и спускаются с помощью классических шлюпбалок. Каждая шлюпка рассчитана на 30 человек, отсюда и максимальное количество людей, которые могут находится на борту.
13. Это закрытая шлюпка в так называемом танкерном исполнении — она оснащена дополнительными средствами спасения, которые могут понадобиться при разливе и горении нефтепродуктов.
14. Шлюпка изнутри. Слева — корма, там же место командира. Справа — нос. По периметру — посадочные места для экипажа. По центру — провиант и оборудование. Металлическая полка по центру — обогреватель.
15. Шлюпка левого борта является дежурной при отработке ситуации «человек за бортом», поэтому в ней хранятся гидрокостюмы и спасательные жилеты для трех членов экипажа. По команде они занимают места и спасают упавшего за борт человека.
16. Место командира и рулевого.
17. Управление предельно простое и надежное. Все системы сделаны максимально ремонтопригодными и доступными.
18. Особенность танкерного исполнения — системы наддува и орошения. Первая нужна для создания внутри шлюпки повышенного давления, чтобы продукты горения нефтепродуктов не попали внутрь. А система орошения предназначена для охлаждения корпуса шлюпки, если надо проплыть рядом с участком, где горят нефтепродукты.
19. Классическая уключина для весел.
20. Запас воды. В каждом пакете 4 раздела по 125 миллилитров, итого 500. Инструкцией предписано не пить в первый день вообще. Каждый пакет предназначен на одни сутки на человека.
21. Еда. Одна упаковка на три дня. Есть один брикет каждые шесть часов. Обратите внимание на энергетическую ценность — 10 тысяч кДж, это почти 2,4 тысяч кКал.
22. Рыболовные снасти, зеркало, свисток, нож, открывашка, фонарик...
23. Пиротехника.
24. Уголковый отражатель. В море собирается и вывешивается на шлюпку, чтобы с радаров она была видна лучше.
25. Лекарства. Естественно, все сроки годности соблюдены. Есть большой запас таблеток от укачивания — на шлюпке они обязательны.
26. Каждый должен помнить, что борьба за живучесть судна, оставление судна и выживание в спасательном средстве на море потребуют от него не только умения и физического напряжения, но и сохранения человеческого достоинства в любых обстоятельствах.
27. Учебная шлюпочная тревога. Члены экипажа занимают место согласно штатному расписанию. В случае спокойного покидания спускаются две шлюпки и экипаж распределяется между ними поровну. Проводится перекличка, обозначаются зоны ответственности и обязанности. Это понятное дело, делается только при учениях.
28. Безопасного плавания!
Как бы не было надежно и безопасно судно, оно должно быть оснащено всем необходимым для спасения пассажиров, экипажа и груза. А в случае покидания корабля экипаж должен иметь всё необходимое для обеспечения выживаемости в экстремальных условиях. Мало вероятно, что в современных реалиях это может понадобиться, но каждый член команды обязан знать, что нужно делать в нештатной ситуации, уметь пользоваться противопожарными и иными средствами спасения.
На арктическом танкере «Штурман Скуратов» «Газпром нефти» мы прошли инструктаж по правилам поведения на борту, использованию спасательных средств. Отдельно нам показали, как устроена противопожарная система и современная шлюпка. Самое главное правило для пассажиров очень простое — в случае объявления шлюпочной тревоги тепло одеться, взять сумку с гидрокостюмом и спасательный жилет. С этим комплектом прибыть на мостик и ждать указаний.
Меня заинтересовали системы судна, отвечающие за его пожарную безопасность, а также спасательная шлюпка. Поэтому я решил сделать отдельный материал об этом.
Пожар на судах относится к самым опасным происшествиям, поэтому защите от него уделяется очень большое внимание. В зависимости от типа и размеров современные суда оснащаются различными противопожарными приборами и системами. Наиболее широко такая техника представлена на пассажирских судах, а также на танкерах, транспортирующих жидкие легковоспламеняющиеся грузы.
Основная цель борьбы с пожаром — быстро взять его под контроль и потушить. Задача будет выполнена, если огнетушащее вещество доставлено к месту возгорания быстро и в достаточном количестве. Это обеспечивается за счет стационарных систем пожаротушения.
Они не заменяют традиционную противопожарную систему судна – пенная, водная - которая длительно охраняет от огня пассажиров, экипаж и оборудование, что выигрывает время для эвакуации в безопасное место.
Обычно:
— вода используется в стационарных системах, защищающих районы, в которых находятся твердые горючие вещества, — общественные помещения и коридоры;
— пена или огнетушащий порошок применяются в стационарных системах, защищающих районы, где могут возникнуть пожары класса В; для тушения пожаров воспламеняющихся газов стационарные системы не используются;
— углекислый газ, галлон (хладон) и соответствующий огнетушащий порошок входят в состав систем, обеспечивающих защиту от пожара класса С;
1. Во всех помещениях проложена система пожарного трубопровода. По всему судну установлены пожарные ящики с рукавами и брандспойтами. Это помимо огнетушителей, которые расположены также по всему судну.
2. Самоспасатель изолирующий.
3. Один из лафетных стволов на палубе. Есть лафетные стволы, которые могут управляться дистанционно.
4. Кормовая станция пенотушения. Красные вентили отвечают за контур с водой. А желтые — за пенный контур, который используется для тушения грузовых танков и для лафетных стволов.
5. Клапан для подачи забортной воды в пенную магистраль окрашен в красный и желтый.
6. Станция углекислотного пожаротушения. Используется для особо ответственных помещений, где может возникнуть сильный пожар. Например, машинное отделение.
7. Индикатор состояния разных тревог и опасностей. Находясь в этом помещении, сотрудник через определенные промежутки времени должен нажимать кнопку — сигнализировать, что с ним все хорошо. Это так называемая «кнопка мертвеца». Если на мостик не поступает сигнал от человека, значит необходима оперативная помощь.
8. На каждом борту хранится пожарный план судна и международный коннектор для пожарной системы судна. План служит для того, чтобы пожарная команда, прибывшая на борт, знала, где и какой груз находится, количество членов экипажа, их список. Это лист бумаги, который заполняется перед каждым рейсом и складывается в металлический тубус. А международный коннектор позволяет соединить между собой пожарную систему судна и берега.
9. Если машинное отделение выйдет из строя, то электричество будет вырабатывать аварийный дизель-генератор. Он устанавливается в надстройке, чтобы мог работать при почти полном затоплении судна.
10. Авариный буй и «черный» ящик. Он пишет все параметры рейса и необходимые данные. Полный аналог такого же устройства на самолете. В случае затопления судна на определенной глубине он автоматически отстреливается и всплывает.
11. Спасательный круг находится в подогреваемом ящике. Все жизненно важное оборудование хранится в похожих ящиках или укрывается тентами с подогревом.
12. Основное средство спасения — плот. Шлюпка хороша, когда происходит неспешное покидание судна. А если это происходит быстро, то обычно используется плот. Главное, что нужно знать: после открытия замка (гака) ничего разъединять не надо! Плот просто выбрасывается за борт. Далее надо вытянуть слабину и дернуть за линь — плот надуется. Уже находясь на плоту можно обрезать линь специальным ножом. Если вдруг судно резко стало тонуть, то линь оснащен гидростатическим разобщающим устройством, которое позволит плоту самостоятельно всплыть и активироваться.
При плавании в море может возникнуть такая аварийная ситуация, когда экипаж вынужден покинуть судно. Этому предшествует борьба за его живучесть и принятие всех мер по спасению пассажиров, судна и груза. Момент и порядок оставления судна определяет капитан как лицо, ответственное за жизнь всех людей на борту. По его указанию объявляется шлюпочная тревога — семь коротких и один продолжительный сигнал громкого боя и/или судовым свистком при выходе последнего из строя.
По этому сигналу каждый должен прибыть к месту сбора тепло одетым (предпочтительно шерстяное белье и малопромокаемая одежда), с индивидуальным спасательным средством.
Если принято решение оставлять судно, то рекомендуется спускать все судовые шлюпки и плоты, для того чтобы, во-первых, ими воспользовались все оказавшиеся в воде люди, и, во-вторых, повысился шанс на выживание благодаря снабжению, которое располагается в них.
Моряк всегда должен помнить три основные заповеди на случай вынужденного оставления судна:
1. Надеть теплую одежду, обувь и индивидуальное спасательное средство.
2. Стремиться покинуть судно вместе со всеми в шлюпке, на плоту.
3. Оказавшись в воде, стараться сохранять неподвижность.
А теперь давайте посмотрим на спасательные шлюпки танкера «Штурман Скуратов». На судне их две, находятся на правом и левом борту и спускаются с помощью классических шлюпбалок. Каждая шлюпка рассчитана на 30 человек, отсюда и максимальное количество людей, которые могут находится на борту.
13. Это закрытая шлюпка в так называемом танкерном исполнении — она оснащена дополнительными средствами спасения, которые могут понадобиться при разливе и горении нефтепродуктов.
14. Шлюпка изнутри. Слева — корма, там же место командира. Справа — нос. По периметру — посадочные места для экипажа. По центру — провиант и оборудование. Металлическая полка по центру — обогреватель.
15. Шлюпка левого борта является дежурной при отработке ситуации «человек за бортом», поэтому в ней хранятся гидрокостюмы и спасательные жилеты для трех членов экипажа. По команде они занимают места и спасают упавшего за борт человека.
16. Место командира и рулевого.
17. Управление предельно простое и надежное. Все системы сделаны максимально ремонтопригодными и доступными.
18. Особенность танкерного исполнения — системы наддува и орошения. Первая нужна для создания внутри шлюпки повышенного давления, чтобы продукты горения нефтепродуктов не попали внутрь. А система орошения предназначена для охлаждения корпуса шлюпки, если надо проплыть рядом с участком, где горят нефтепродукты.
19. Классическая уключина для весел.
20. Запас воды. В каждом пакете 4 раздела по 125 миллилитров, итого 500. Инструкцией предписано не пить в первый день вообще. Каждый пакет предназначен на одни сутки на человека.
21. Еда. Одна упаковка на три дня. Есть один брикет каждые шесть часов. Обратите внимание на энергетическую ценность — 10 тысяч кДж, это почти 2,4 тысяч кКал.
22. Рыболовные снасти, зеркало, свисток, нож, открывашка, фонарик...
23. Пиротехника.
24. Уголковый отражатель. В море собирается и вывешивается на шлюпку, чтобы с радаров она была видна лучше.
25. Лекарства. Естественно, все сроки годности соблюдены. Есть большой запас таблеток от укачивания — на шлюпке они обязательны.
26. Каждый должен помнить, что борьба за живучесть судна, оставление судна и выживание в спасательном средстве на море потребуют от него не только умения и физического напряжения, но и сохранения человеческого достоинства в любых обстоятельствах.
27. Учебная шлюпочная тревога. Члены экипажа занимают место согласно штатному расписанию. В случае спокойного покидания спускаются две шлюпки и экипаж распределяется между ними поровну. Проводится перекличка, обозначаются зоны ответственности и обязанности. Это понятное дело, делается только при учениях.
28. Безопасного плавания!
Взято: russos.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]