Казахстанская Припять (фото).
26.08.2016 850 0 0 maxim-nm

Казахстанская Припять (фото).

---
0
В закладки


В годы Холодной войны СССР проводил многочисленные испытания ядерного оружия. Так как подобные масштабные действия с мощнейшими ядерными зарядами было никак невозможно скрыть от международной общественности, официально эти испытания именовались как "исследования возможностей использования ядерной энергии в целях мирного строительства". Мол, не Нью Йорк готовимся смести волной цунами, а будем искусственные водоёмы делать.

Первый в СССР (и один из крупнейших в мире) ядерных полигонов был открыт в 1949 году — это знаменитый Семипалатинский полигон на северо-востоке Казахстана. На Семипалатинском полигоне проводились многочисленные испытания ядерного оружия. В официальных источниках нет точных цифр о количестве взрывов ядерного оружия, которые были проведены в Семипалатинске с 1949 года — эта информация в той или иной мере засекречена до сих пор.

Известно лишь, что в 1996-2012 годах на месте уже бывшего Семипалатинского полигона проводилась совместная секретная операция Казахстана, России и США, по сбору и захоронению около 200 килограммов плутония, оставшегося на полигоне после ядерных испытаний. МАГАТЭ об этой операции не получило никакого уведомления.

В районе Семипалатинского полигона остался брошенный поселок Чаган — некогда процветающий город из серии ЗАТО СССР, а ныне — мертвая территория, опустевшая вместе с концом СССР и прекращением ядерных испытаний на этой земле.

Под катом — рассказ о том, как Чаган выглядит сегодня.

02. Для начала давайте посмотрим, как именно проходили ядерные испытания. На Семипалатинском полигоне отрабатывались различные типы ядерных зарядов и разные способы их детонации. Один из наиболее известных экспериментов был проведен в 1965 году и проходил следующим образом — ядерное устройство мощностью 140 килотонн в тротиловом эквиваленте поместили на глубину 178 метров в русле пересыхающей руки Чаган. В результате ядерного взрыва образовалась воронка диаметром 400 метров и глубиной около 100 метров — позже она была соединена каналом с рекой для наполнения водой.

Сразу после взрыва радиационный фон на краю воронки составлял 30 рентген в час (примерно в 200.000 раз выше нормы, это смертельно опасные уровни). В настоящее время радиационный фон в тех местах составляет 2-3 миллирентгена в час, что тоже во много раз выше нормы и непригодно для постоянного нахождения там человека.



Для обеспечения и обслуживания подобных испытаний была создана целая гражданская инфраструктура — сеть ЗАТО ("закрытых административно-территориальных образований"), работники которых обменивали свободу передвижения и некоторые личные права (и так не столь многочисленные в СССР) на высокооплачиваемую работу и хорошее (в сравнении с остальной страной) снабжение.

В структуру ЗАТО входили различные НИИ, конструкторские бюро (КБ), опытные заводы, военные аэродромы, хранилища, военные базы и прочее подобное. В ЗАТО существовал специальный пропускной режим, а сотрудники, работающие на спецпредприятиях, давали подписку о неразглашении, а также нередко были ограничены в своих передвижениях даже внутри периметра СССР, не говоря уже о поездках за границу.

03. Поселок Чаган (или "Семипалатинск-4") — один из таких ЗАТО, который функционировал в районе Семипалатинского полигона. С середины 50-х годов это был процветающий город, отлично снабжающийся. Если вы вдруг встретите человека, который утверждает, что в СССР не было дефицита и были полные полки — поинтересуйтесь у него, не в ЗАТО ли жила его семья в те времена.



04. А вот так Семипалатинск-4 выглядит сегодня. Военные и ученые покинули его сразу вскоре после того, как прекратились ядерные испытания на Семипалатинском полигоне, город стал ненужным.



05. В годы эксплуатации поселка было много разных случаев и ЧП. В конце восьмидесятых годов во время очередных подземных ядерных испытаний Чаган накрыло газовой волной, в городе резко подскочил радиационный фон — в восьмидесятые годы, когда у людей уже были бытовые дозиметры, такие вещи стало тяжело скрывать от населения. Точное же количество подобных случаев, когда город накрывало радиацией после испытаний, не может сказать никто.



06. Сейчас Чаган представляет собой руины, напоминающие стройку — от зданий остались только кробки-остовы, всё что можно было снять, мародеры отодрали еще в девяностые годы. Город пытались охранять от разграбления — но безуспешно.



07. Немногочисленные экспедиции, бывающие в городе находят артефакты, связанные с прошлым города. Вот, например, инструкция к военному дозиметру ДП-5В, рассчитанного на измерение экспозиционной дозы до 200 рентген в час.



08. Старая банка консервов (вероятно, из армейского сухпая) и советские газеты.



09. Военная форма с петличками авиации. Как известно, военнослужащие специальных ядерных объектов часто маскировались под "обычные" вооруженные силы и носили обычную авиационную форму. Впрочем, это могла быть и настоящая форма ВВС — скажем, стратегической авиации.



10. Руины города. В отличие от Припяти, Чаган нельзя в полной мере назвать мертвым городом. Около пятнадцати семей продолжают жить в частном секторе Чагана до сих пор.



Фото: www.nur.kz

Добавиться в друзья можно вот тут.
______________________________________________

Понравился пост? Расскажите о нём друзьям, нажав на кнопочку ниже:уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]