От продэмбарго к экспорту: назад к дефициту?
30.10.2019 34 212 0 +1027 davydov-index

От продэмбарго к экспорту: назад к дефициту?

---
+1027
В закладки
Быстрое увеличение объемов экспорта продовольственных товаров может привести к дефициту их в России, считают эксперты Института экономической политики имени Е. Т. Гайдара и РАНХиГС.
От продэмбарго к экспорту: назад к дефициту? России, экспорта, эмбарго, РАНХиГС, может, импортозамещения, продовольственных, примерно, дефицита, Европе, роста, экспорту, продукции, введения, после, оснований, российских, политики, Россия, продовольствия

Этот их вывод содержится в их мониторинге экономической ситуации в стране, оказавшемся в распоряжении СМИ. По оценке экономистов, к проблемам с удовлетворением внутренних потребностей России в продовольствии может привести попытка достижения целевых показателей по экспорту сельскохозяйственной продукции.

Майский указ президента России Владимира Путина предусматривает достижение к 2024 году экспортом продукции агропромышленного комплекса (АПК) уровня 45 миллиарда долларов. По итогам 2019 года по прогнозу Министерства сельского хозяйства уровень экспорта составит примерно в 24,7 миллиарда долларов. Невысокие темпы роста производства в этой сфере делает сложным быстрый рост экспорта и импортозамещения, отмечают эксперты.

«Дисбаланс между низкими темпами роста производства и высокими темпами роста экспорта и импортозамещения может привести к невыполнению заданий госпрограммы по импортозамещению и экспорту. Если же эти задания [по росту экспорта АПК] будут выполнены, то может возникнуть проблема с удовлетворением внутренних потребностей в сельхозпродукции. Как показывают расчеты, внутреннее потребление в таком случае может сократиться примерно на 10%», – цитирует информационное агентство ТАСС отрывок из исследования.

При этом эксперты отметили, что резкий рост экспорта сельскохозяйственной продукции и импортозамещение стали главными ориентирами аграрной политики последних лет. Публикации на эту тему появились также в других СМИ.

Между тем Минсельхоз говорит о динамичном развитии АПК страны и о том, что в последние годы Россия перешла от политики импортозамещения (начатой после введения продуктового эмбарго в 2014 году) к экспорто-ориентированной модели развития. «В настоящее время Россия уже является значимым поставщиком продовольствия на мировых рынках, в частности, занимает первое место по экспорту пшеницы, находится в числе лидеров по поставкам растительного масла, рыбы», – воспроизводит комментарий ведомства информационное агентство РИА Новости.

В Минсельхозе также указали, что Россия полностью обеспечивает себя основными видами продуктов питания.

Эти заявления прозвучали на следующий день после того, как в прессе началось обсуждение влияния продовольственного эмбарго на российских потребителей. Ссылаясь на исследование сотрудников Центра экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР) и РАНХиГС, газета «Коммерсантъ» написала, что эмбарго заставляет российских потребителей тратить 445 миллиардов рублей в год в ценах 2013 года. По мнению авторов исследования, за пять лет действия эмбарго об однозначном успехе импортозамещения можно говорить лишь в производстве свинины, птицы и помидоров.

Статья привлекла внимание журналистов, которые попытались поговорить об этом даже с Дмитрием Песоковым, помощником президента России. Как сообщило интернет-издание News.ru, Песков отказался комментировать выводы работы, сославшись на незнакомство с деталями. В то же время он высказал мнение, что хотя введение эмбарго было вынужденной мерой, для России в нем есть и определенные плюсы.

При этом в РАНХиГС уточнили, что вуз не имел отношения к исследованию – ныне работающая там сотрудница вела эти изыскания еще на предыдущем месте работы. Позиция же РАНХиГС по поводу влияния эмбарго такова: на первом этапе его введения преобладают негативные факторы, позже усиливается влияние позитивных.

«Наши расчеты показывают, что эффект переноса контрсанкций в цены наблюдался в течение примерно 12 месяцев после их введения, а в дальнейшем сошел на нет, то есть весь негативный эффект был фактически исчерпан уже в 2015 году. Иными словами, потери первого года не повторяются автоматически в дальнейшем», – пояснил информационному агентству «Интерфакс» Александр Кнобель, директор Центра исследований международной торговли РАНХиГС.

Что же касается возможного возникновения дефицита продовольствия в России в случае быстрого роста экспорта товаров этой сферы, то большинство опрошенных экспертов не считают его возникновение вероятным. По оценке, например, Сергея Хестанова, доцента кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела (ФФБД) РАНХиГС, советника по макроэкономике гендиректора компании «Открытие брокер», существенных оснований ожидать подобного дефицита нет уже в силу того, что этому препятствуют рыночные механизмы и близкий уровень цен на продовольствие в России и Европе.

«Мне кажется, эти опасения не слишком серьезны: стоимость большинства видов продовольствия в России в общем сопоставима со стоимостью его в европейских странах. Есть вопросы по качеству, но большая часть продовольственных товаров в России и Европе стоит примерно одинаково. И то, что большой ценовой разницы нет, внушает определенный оптимизм относительно того, что дефицита не случится.

Большая часть российских агропредприятий, принимая решение об экспорте, будет просто сравнивать цену в России и в тех странах, куда собирается экспортировать. Если представить себе, что наши производители начнут экспортировать слишком много – грубо говоря, настолько много, что россиянам перестанет хватать, – то это тут же приведет к тому, что внутренние цены подрастут и станет гораздо выгоднее продавать внутри России, чем отправлять на экспорт. То есть этот механизм регулирует ситуацию автоматически.

Проблемы бывают тогда, когда цены по какому-то отдельному продукту сильно отличаются от мировых. Как только в силу движения валютных курсов стоимость бензина в России становится заметно ниже, чем в Европе, тут же у нас начинается дефицит бензина. По очень простой причине: нашим компаниям в такой ситуации гораздо выгоднее отправить бензин на экспорт. Но как только в России цены подрастают, энтузиазм наших компаний продавать бензин за границу тут же убывает.

Так что, с учетом того, что большой ценовой разницы в продовольственных товарах не наблюдается, бояться нечего. Да, какие-то колебания возможны – но у нас и без всякого экспорта цены прекрасно могут колебаться. Ну, а оснований ждать каких-либо потрясений в общем нет. Главный залог того, что бояться нечего, заключается в сравнимости цен и действии механизма рыночной экономики.

Если вдруг где-то возникает дефицит чего-то, оно дорожает – но появляются и экономические стимулы именно туда, где это подорожало, его и направлять. А ждать какого-то серьезного дефицита по большей части продовольственных товарных групп оснований нет. Один из секретов того, почему, например, гречка так сильно взлетает в цене, очень прост: ее нигде, кроме России и Китая, массово не потребляют. Соответственно, рынок узкий – и возникают ценовые дисбалансы. А по тем товарным группам, которые есть везде – в Европе, в Латинской Америке, – не бывает сильных ценовых скачков. И если у нас что-то станет дороже, чем за рубежом, его к нам привезут. Если у нас что будет намного дешевле, чем за рубежом, у нас его экспортируют», – сказал Сергей Хестанов.

Ну, как-то так.

Все материалы блога с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.

Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс"
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]