Doing Business: войдет ли Россия в топ-20 рейтинга к 2024 году
---
Россия продвинулась в рейтинге Всемирного банка Doing Business на три позиции за год, с 31 на 28 место. Теперь по легкости ведения бизнеса она обошла Испанию и Руанду, отмечает информационное агентство РБК. При этом улучшение фиксируется только по двум показателям: доступу к электросетям и получению разрешения на строительство. По остальным показателям ситуация в России не изменилась, а по некоторым даже ухудшилось.
В частности, осложнилась она в области защиты миноритариев (по этому показателю мы спустились с 67 на 72 место) и в сфере налогообложения (в этой области Россия сползла с 53 на 58 место), пишет газета «Ведомости». В сфере международной торговли, самом слабом месте России, показатель не изменился: там наша страна как была, так и осталась на 99 месте.
Между тем президент России Владимир Путин поставил задачу войти в первую двадцатку рейтинга Всемирного банка к 2024 году. Строго говоря, эта задача впервые ставилась еще в 2012 году, и тогда срок ее выполнения был оценен в шесть лет. Однако добиться нужного результата России не удалось, и сроки вхождения в топ-20 были перенесены.
Интересно, что министр экономического развития Максим Орешкин, комментируя результаты рейтинга, отметил, что тот не учитывает важность стабильности регулирования для инвесторов. Достижение именно этого министр назвав главной задачей правительства на ближайшие годы, отмечает газета «Коммерсантъ».
По оценке Веры Бариновой, кандидата экономических наук, заведующей лабораторией исследований корпоративных стратегий и поведения фирм РАНХиГС, директора Центра экономики малого и среднего предпринимательства ИМЭИ ВАВТ Минэкономразвития России, наша страна делает именно то, что необходимо, для продвижения в этом рейтинге, и работает по зафиксированным в нем направлениям достаточно активно, так что у нее есть шансы выполнить задачу по вхождению в топ-20.
«Работа по повышению места России в этом рейтинге налажена хорошо. Немного найдется международных рейтингов, где за последние годы Россия так резко смогла улучшить свое положение. До 2024 года тоже долго, поэтому шанс в принципе есть. Насколько мне известно, работа ведется именно с теми показателями, которые учитываются в рейтинге. Мы делаем ровно то. Медленнее идет прогресс, так как сказывается общая экономическая ситуация», – отметила она.
Что же касается того факта, что в России обеспечение стабильности для инвесторов ценят высоко, а в рейтинге это не учитывается, Баринова указала, что ни один международный рейтинг в принципе не способен отражать достоверно «100% всех факторов, условий и особенностей учитываемых в нем стран».
Подробнее о том, что именно сказывается на продвижении России в рейтинге легкости ведения бизнеса, каковы ее перспективы и почему, рассказал Степан Земцов, ведущий научный сотрудник Лаборатории исследований проблем предпринимательства РАНХиГС, кандидат географических наук.
«В целом формальные нормы и правила для ведения бизнеса в России улучшились за последние несколько лет, что фиксируется не только рейтингом Doing Business, но и АСИ, в наших исследованиях. Но есть существенные различия по отдельным индикаторам и по регионам страны. Показатели рейтинга Doing Business измеряются только в Москве и Санкт-Петербурге.
Например, условия для регистрации бизнеса – один показателей, определяющих наше высокое 28-е место в рейтинге Всемирного банка. И он довольно прост для администрирования: в России вводятся многофункциональные центры для бизнеса, сокращаются процедуры и время для регистрации – индикатор автоматически растет.
Проблема в том, что используемый ранее эффект «низкой базы», когда можно было сократить, условно скажем, со 100 дней до 10 дней на регистрацию, исчерпан. Сейчас же мы переходим в группу лидеров, то там уже приходится действовать на грани технологических возможностей. Грубо говоря, сейчас для продвижения в рейтинге необходимо, чтобы фирму можно было полностью зарегистрировать онлайн. Общение с государственными органами во многих странах лидерах носит уведомительный характер: человек по интернету извещает, что хочет зарегистрировать бизнес – и все. Буквально за один день можно закончить процесс регистрации.
Здесь мы упираемся в проблемы, связанные с электронной подписью, идентификацией личности и так далее. Наше государство не очень доверяет гражданам, и оно пока не способно обеспечить полностью все услуги онлайн.
То же самое и с налогами. По налогообложению мы немного упали в рейтинге — 5 позиций. Для юридических лиц для уплаты налогов необходимо заполнить специальные формы, подтверждать личными подписями и т.д. Но у нас компании используют онлайн-кассы, которые фиксируют все транзакции и, фактически, отправляют все нужные сведения в налоговую службу. И мало того, что в налоговую службу, так еще и в Росстат данные необходимо отправлять, а до последнего времени – и в Пенсионный фонд! И все это занимает время, хотя налоговая служба уже все знает. Достаточно одной электронной формы. Когда это будет учтено, по показателю оплаты налогов Россия сдвинемся с 58 места вперед.
Но самое главное, что нас тормозит – это внешнеэкономическая деятельность: Россия по этому индикатору занимает 99 место. Этот индикатор в целом тянет нас в рейтинге вниз. И несмотря на то, что некоторые таможенные процедуры у нас улучшаются, по факту экспортно-импортные операции занимают несравнимо больше времени, чем у конкурентов. И вот что еще нужно учесть: если мы посмотрим на список лидеров, на первую двадцатку рейтинга, куда мы хотим попасть, то окажется, что там большая часть стран из ЕС. А у этих стран вообще нулевые издержки при торговле друг с другом, что является их объективным преимуществом. Но в тоже время для многих товаров (например, в рамках интернет-торговли) все процедуры можно было бы проводить онлайн по упрощенным формам.
В России в ряде случаев таможенные барьеры в определенной степени служат экономическим механизмом. Например, когда необходимо снизить по неким политическим причинам торговый оборот с отдельными странами, можно использовать сложности оформления, очереди на границе и т.д. Так вот, если правительство и Федеральная таможенная служба и далее будут действовать в этой логике, то, вообще говоря, Россия не сдвинемся с 99-го места, хотя именно здесь наибольшие резервы для роста.
Если говорить про прогнозы, то к 2024 году мы вполне можем войти в топ-20, хотя в 2020 году мы, думаю, не успеем. Нам необходимо введение онлайн-регистрации; объединение в одну форму и перевод в онлайн всех отчетных документов; перевод в онлайн документов для ФТС на определенные категории товаров и значительное упрощение движения товаров на границе.
А что касается стабильности регулирования для инвесторов, которая не учитывается в рейтинге и обеспечение которой глава Министерства экономического развития Максим Орешкин назвал главной задачей правительства на ближайшие годы, то это действительно очень важный показатель и для малого бизнеса, и для крупных компаний, и для зарубежных инвесторов. Но если мы обратим внимание на условия деятельности малых и средних фирм, то в последние годы правительство действовало не всегда последовательно, а «правила игры» изменялись.
Налоговое законодательство меняется (НДС повысился в 2019, ЕНВД собираются отменить); в первом полугодии 2019 года фиксируется увеличение числа внеплановых проверок, ведутся разговоры о запрете хостелов. Все это, если смотреть не только по оценкам аналитиков, но и по опросам предпринимателей, влияет на ситуацию с малым и среднем предпринимательством негативно.
Если же мы говорим про крупных инвесторов, в том числе зарубежных, то для них общий рейтинг конкурентоспособности, суверенный кредитный рейтинг существенно важнее, чем Doing Business. У крупных инвесторов есть средства и инструменты влияния, чтобы преодолеть некоторые барьеры ведения бизнеса. Им важно, как оценивается инвестиционная привлекательность России в целом. А она несколько снизилась после введения санкций и контрсанкций», – объяснил Степан Земцов.
Добавим: первые строки рейтинга в настоящее время занимают Новая Зеландия, Сингапур и Гонконг. США в новом рейтинге оказались на шестом месте (поднявшись на две позиции по сравнению с рейтингом 2018 года).
Ну, как-то так.
Все материалы блога с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс"
В частности, осложнилась она в области защиты миноритариев (по этому показателю мы спустились с 67 на 72 место) и в сфере налогообложения (в этой области Россия сползла с 53 на 58 место), пишет газета «Ведомости». В сфере международной торговли, самом слабом месте России, показатель не изменился: там наша страна как была, так и осталась на 99 месте.
Между тем президент России Владимир Путин поставил задачу войти в первую двадцатку рейтинга Всемирного банка к 2024 году. Строго говоря, эта задача впервые ставилась еще в 2012 году, и тогда срок ее выполнения был оценен в шесть лет. Однако добиться нужного результата России не удалось, и сроки вхождения в топ-20 были перенесены.
Интересно, что министр экономического развития Максим Орешкин, комментируя результаты рейтинга, отметил, что тот не учитывает важность стабильности регулирования для инвесторов. Достижение именно этого министр назвав главной задачей правительства на ближайшие годы, отмечает газета «Коммерсантъ».
По оценке Веры Бариновой, кандидата экономических наук, заведующей лабораторией исследований корпоративных стратегий и поведения фирм РАНХиГС, директора Центра экономики малого и среднего предпринимательства ИМЭИ ВАВТ Минэкономразвития России, наша страна делает именно то, что необходимо, для продвижения в этом рейтинге, и работает по зафиксированным в нем направлениям достаточно активно, так что у нее есть шансы выполнить задачу по вхождению в топ-20.
«Работа по повышению места России в этом рейтинге налажена хорошо. Немного найдется международных рейтингов, где за последние годы Россия так резко смогла улучшить свое положение. До 2024 года тоже долго, поэтому шанс в принципе есть. Насколько мне известно, работа ведется именно с теми показателями, которые учитываются в рейтинге. Мы делаем ровно то. Медленнее идет прогресс, так как сказывается общая экономическая ситуация», – отметила она.
Что же касается того факта, что в России обеспечение стабильности для инвесторов ценят высоко, а в рейтинге это не учитывается, Баринова указала, что ни один международный рейтинг в принципе не способен отражать достоверно «100% всех факторов, условий и особенностей учитываемых в нем стран».
Подробнее о том, что именно сказывается на продвижении России в рейтинге легкости ведения бизнеса, каковы ее перспективы и почему, рассказал Степан Земцов, ведущий научный сотрудник Лаборатории исследований проблем предпринимательства РАНХиГС, кандидат географических наук.
«В целом формальные нормы и правила для ведения бизнеса в России улучшились за последние несколько лет, что фиксируется не только рейтингом Doing Business, но и АСИ, в наших исследованиях. Но есть существенные различия по отдельным индикаторам и по регионам страны. Показатели рейтинга Doing Business измеряются только в Москве и Санкт-Петербурге.
Например, условия для регистрации бизнеса – один показателей, определяющих наше высокое 28-е место в рейтинге Всемирного банка. И он довольно прост для администрирования: в России вводятся многофункциональные центры для бизнеса, сокращаются процедуры и время для регистрации – индикатор автоматически растет.
Проблема в том, что используемый ранее эффект «низкой базы», когда можно было сократить, условно скажем, со 100 дней до 10 дней на регистрацию, исчерпан. Сейчас же мы переходим в группу лидеров, то там уже приходится действовать на грани технологических возможностей. Грубо говоря, сейчас для продвижения в рейтинге необходимо, чтобы фирму можно было полностью зарегистрировать онлайн. Общение с государственными органами во многих странах лидерах носит уведомительный характер: человек по интернету извещает, что хочет зарегистрировать бизнес – и все. Буквально за один день можно закончить процесс регистрации.
Здесь мы упираемся в проблемы, связанные с электронной подписью, идентификацией личности и так далее. Наше государство не очень доверяет гражданам, и оно пока не способно обеспечить полностью все услуги онлайн.
То же самое и с налогами. По налогообложению мы немного упали в рейтинге — 5 позиций. Для юридических лиц для уплаты налогов необходимо заполнить специальные формы, подтверждать личными подписями и т.д. Но у нас компании используют онлайн-кассы, которые фиксируют все транзакции и, фактически, отправляют все нужные сведения в налоговую службу. И мало того, что в налоговую службу, так еще и в Росстат данные необходимо отправлять, а до последнего времени – и в Пенсионный фонд! И все это занимает время, хотя налоговая служба уже все знает. Достаточно одной электронной формы. Когда это будет учтено, по показателю оплаты налогов Россия сдвинемся с 58 места вперед.
Но самое главное, что нас тормозит – это внешнеэкономическая деятельность: Россия по этому индикатору занимает 99 место. Этот индикатор в целом тянет нас в рейтинге вниз. И несмотря на то, что некоторые таможенные процедуры у нас улучшаются, по факту экспортно-импортные операции занимают несравнимо больше времени, чем у конкурентов. И вот что еще нужно учесть: если мы посмотрим на список лидеров, на первую двадцатку рейтинга, куда мы хотим попасть, то окажется, что там большая часть стран из ЕС. А у этих стран вообще нулевые издержки при торговле друг с другом, что является их объективным преимуществом. Но в тоже время для многих товаров (например, в рамках интернет-торговли) все процедуры можно было бы проводить онлайн по упрощенным формам.
В России в ряде случаев таможенные барьеры в определенной степени служат экономическим механизмом. Например, когда необходимо снизить по неким политическим причинам торговый оборот с отдельными странами, можно использовать сложности оформления, очереди на границе и т.д. Так вот, если правительство и Федеральная таможенная служба и далее будут действовать в этой логике, то, вообще говоря, Россия не сдвинемся с 99-го места, хотя именно здесь наибольшие резервы для роста.
Если говорить про прогнозы, то к 2024 году мы вполне можем войти в топ-20, хотя в 2020 году мы, думаю, не успеем. Нам необходимо введение онлайн-регистрации; объединение в одну форму и перевод в онлайн всех отчетных документов; перевод в онлайн документов для ФТС на определенные категории товаров и значительное упрощение движения товаров на границе.
А что касается стабильности регулирования для инвесторов, которая не учитывается в рейтинге и обеспечение которой глава Министерства экономического развития Максим Орешкин назвал главной задачей правительства на ближайшие годы, то это действительно очень важный показатель и для малого бизнеса, и для крупных компаний, и для зарубежных инвесторов. Но если мы обратим внимание на условия деятельности малых и средних фирм, то в последние годы правительство действовало не всегда последовательно, а «правила игры» изменялись.
Налоговое законодательство меняется (НДС повысился в 2019, ЕНВД собираются отменить); в первом полугодии 2019 года фиксируется увеличение числа внеплановых проверок, ведутся разговоры о запрете хостелов. Все это, если смотреть не только по оценкам аналитиков, но и по опросам предпринимателей, влияет на ситуацию с малым и среднем предпринимательством негативно.
Если же мы говорим про крупных инвесторов, в том числе зарубежных, то для них общий рейтинг конкурентоспособности, суверенный кредитный рейтинг существенно важнее, чем Doing Business. У крупных инвесторов есть средства и инструменты влияния, чтобы преодолеть некоторые барьеры ведения бизнеса. Им важно, как оценивается инвестиционная привлекательность России в целом. А она несколько снизилась после введения санкций и контрсанкций», – объяснил Степан Земцов.
Добавим: первые строки рейтинга в настоящее время занимают Новая Зеландия, Сингапур и Гонконг. США в новом рейтинге оказались на шестом месте (поднявшись на две позиции по сравнению с рейтингом 2018 года).
Ну, как-то так.
Все материалы блога с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс"
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]