Великий Новгород. Троицкая церковь Свято-Духова монастыря. 1557 г.
---
От древнего Свято-Духова монастыря, одного из старейших в Великом Новгороде (первое документальное упоминание о нём относится к 1162 г), к нашему времени сохранилось два храма (ныне не действующих) и несколько перестроенных бывших келейных корпусов. Троицкую церковь монастыря (она на след. фото) принято датировать 1557 годом:
Нынешней облик храма практически полностью соответствует (за исключением некоторых деталей, о которых будет сказано ниже) первоначальному проекту древнего зодчего, ибо почти все древние формы были обнаружены в процессе исследований 1956-1958-х гг, предварявших последующую реставрацию замечательного памятника.
(На след. фото – бывшие келейные корпуса Свято-Духова монастыря, и над ними – купол собора Св. Духа:)
Подробный рассказ о новгородской архитектуре, как обычно, хочется начать с выражения искренней и бесконечной благодарности в адрес гениальных новгородских реставраторов, поднимавших из руин послевоенный Город. Если бы не их кропотливый труд по возвращению исторического облика порой практически безнадёжным объектам – всей этой красоты мы могли бы и вовсе не увидеть.
(След.фото – собор Св. Духа, 1892 г, бывшего Свято-Духова монастыря, Великий Новгород:)
Закрытый в 1920 г, один из древнейших новгородских монастырей - Свято-Духов монастырь – в XX веке повторил трагичную судьбу всех новгородских православных святынь: в мирные годы, с подачи властей, подвергшись разорению и осквернению, а за годы немецкой оккупации (19.08.1941 – 20.01.1944) и в ходе военных действий по освобождению города – серьёзно пострадав от массированных артобстрелов обеих враждующих сторон.
Древнейшая постройка монастыря – Троицкая церковь 1557 года – в момент освобождения города представляла собой аварийную руину без кровли:
И если бы не масштабная роскошная реставрация, проведённая высококлассными новгородскими специалистами – не любовались бы мы сейчас живописными рядами щипцов у оснований её пятиглавия и диковинными круглыми окнами фасадов:
…Когда заходит речь об истории тех или иных древнерусских архитектурных памятников, неоценимую помощь оказывают письменные дореволюционные первоисточники. В частности, применительно к архитектурному наследию Великого Новгорода, это “Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях” – двухтомный труд легендарного архимандрита Макария, изданный в далёком 1860 году, до сих пор остающийся “настольной книгой” всех знатоков и любителей новгородской старины.
Обратимся к нему и мы.
Первое документально зафиксированное упоминание о каменной Троицкой церкви в Духовом монастыре относится к 1582 г. Читаем у архим. Макария: ”В памяти 1582 года записано: «В Неревском конце за городом Духов монастырь, а в нём церковь каменная Живоначальная Троица, да церковь каменная Дух Святый, да церковь каменная ж Никола Чудотворец с трапезою с каменною» Взято из сборника выписей и грамот [т.е. Писцовой книги], переписанных в XVII веке и хранящихся в библиотеке новг. Юрьева монастыря, л. 94”
Из трёх существующих на 1582 г каменных церквей монастыря, до конца XIX века дожила лишь Троицкая. Об этом упоминает и Макарий, семь страниц спустя предлагая читателям иную, более раннюю датировку, без упоминания архивного первоисточника: ”…к числу древних монастырских зданий принадлежит одна церковь во имя Живоначальной Троицы. Она в настоящем виде построена около 1557 года при игумене Ионе и строителе Варлааме”
Интригующее словосочетание “в настоящем виде” заставляет нас задуматься, в каком же таком виде храм был построен изначально? И в каком – после, как водится, многочисленных переделок, исказивших оригинал – он-таки предстал взорам архим. Макария? Попробуем разобраться.
Согласно замыслу древнего зодчего, храм был построен трёхапсидным, бесстолпным, с трехярусным четвериком, увенчанным пятиглавием, и с вплотную пристроенной с запада просторной двухэтажной трапезной.
Нижний ярус четверика – подцерковье – использовался практичными монахами в хозяйственных целях (как и в любом подвале, там размещались продуктовые погреба):
На плане подцерковья хорошо видны лестницы, устроенные в толстенных стенах (3,5 м толщиной): справа выход наружу, на южную сторону здания. Вот через эту самую дверь в южной стене и попадали в подцерковье:
На том же плане нижнего яруса миниатюрная лесенка налево ведет из подцерковья в средний ярус здания (первый, относительно уровня земли, этаж).
На поперечном разрезе, благодаря масштабной линейке, заметно, что высота подцерковья не превышала 3 метров, и оно полностью расположено ниже поверхности земли:
Где-то там, по-над цоколем здания, еще должны быть малюсенькие вентиляционные оконца подвала – одно из них, восточное, спряталось на стыке апсид:
Южное оконце заложено – полагаю, именно оно расположено под круглым окном на след. фото:
На этом фото – первый надземный этаж четверика (или средний, если считать от подклета, ярус). Тут запечатлены сразу несколько фирменных “фишек” здания: окантованные вертикальными валиковыми тягами пилястры с килевидными уступчатыми нишками – мотив, неоднократно повторяющийся на фасадах здания. И окно – моё любимое, круглое, совершенно волшебное:
Причём оно тут не одно. На южном и северном фасадах четверика было по два таких чудо-окна, на первом и втором этажах. Окно второго этажа южного фасада, с нишами пятиугольной формы:
Дивной формы окна были восстановлены в ходе послевоенной реставрации: при перестройках в XIX в они были заложены нашими деятельными предками, нимало не заботящимися о том, какое архитектурное наследство они оставят после себя потомкам.
Окно второго этажа четверика на северном фасаде, под ним также хорошо видны колоритные пятиугольные нишки, которые еще многократно повторятся в виде фриза, опоясывающего всю верхнюю часть храма, апсид и барабанов:
На первом этаже северного фасада окно воссоздавать не стали, вместо него – пятно относительно свежей кладки.
А под ним – ”продух” в подвал, также почти полностью заложенный:
Шикарные пилястры с нишами помещены на северной (след. фото) и южной стенах трапезной, во всю их высоту:
Окна трапезной вписаны в проёмы, окантовка верхних частей которых повторяет килевидный профиль ниш. Форму всех оконных проёмов второго этажа трапезной реставраторам пришлось воссоздавать заново: они были растёсаны в ходе нескольких реконструкций XVIII-XIX веков.
След фото - северный фасад до реставрации, обращаем внимание на окна:
След. фото - южный фасад:
В память об этих реконструкциях окна первого этажа южного фасада трапезной при послевоенной реставрации не тронули, оставили как есть – они там прямоугольные, неказистые, даже нелепые:
И светятся там в проёмах ещё вот такие кирпичики, привет из далёкого XIX века:
Нижние окна северного фасада также восстановили не все.
На плане первого этажа заметна разница в расположении и форме проёмов:
Угловая северо-западная квадратная пристройка – келарская палата, выстроена одновременно со всем зданием, в условном 1557 году, она на след. фото:
С этажа на этаж в ней переходили по внутристенным лестницам, которых в этом древнем здании мы насчитали уже целых три.
Непосредственно церковь располагалась на втором этаже здания. План второго этажа:
Чтобы попасть внутрь, нужно было подняться по лесенке, с верхней площадки которой один вход вёл направо, в трапезную, другой прямо – в келарскую:
Пройдя через трапезную, сквозь украшенный порталом проём (который, наверное, простому человеку увидеть в натуре уже не представится возможным) входили в небольшое молельное помещение. Что там сейчас внутри – не знаю. Доподлинно могу утверждать, что в здании храма располагался Новгородский областной архив – о чём свидетельствует так и не снятая с двери табличка:
И о самом главном. О главах.
О бесподобном пятиглавии, благодаря которому сей архитектурный шедевр навсегда остаётся в памяти:
Щипцовые пояса у их оснований воссозданы по обнаруженным следам, сохранившимся под четырёхскатным покрытием, в XIX веке заменившим перестроенное роскошное историческое палаточное завершение. Апсиды и главы сейчас покрыты лемехом – который изрядно прибавляет живописности и без того весьма незаурядному облику древнего храма.
Форма когда-то растёсанных окон апсид восстановлена. Побелка повсеместно счищена.
И если сравнить результат с рисунком-реконструкцией Леонида Егоровича Красноречьева, то различий можно найти не так уж много:
На след фото на переднем плане видны остатки фундаментов сестринского корпуса XIX в. Вся окружающая храм пустынная зеленая лужайка ранее была территорией монастыря:
Счастьем лицезреть сие возрождённое из послевоенных руин архитектурное чудо мы, в первую очередь, обязаны мега-профессионалам, двум самоотверженным женщинам.
Низкий поклон и добрая память ангелам-хранителям новгородского историко-архитектурного наследия: Любови Митрофановне Шуляк, по проектам которой были выполнены первоочередные противоаварийные работы на Троицкой церкви в 1949-1952 гг.; и её ученице, Тамаре Викторовне Гладенко, по инициативе которой в 1956-1958 гг были проведены углублённые исследования памятника, на основании которых в 1958-1961 гг в ходе полномасштабной реставрации ему был возвращён первоначальный облик.
Нынешней облик храма практически полностью соответствует (за исключением некоторых деталей, о которых будет сказано ниже) первоначальному проекту древнего зодчего, ибо почти все древние формы были обнаружены в процессе исследований 1956-1958-х гг, предварявших последующую реставрацию замечательного памятника.
(На след. фото – бывшие келейные корпуса Свято-Духова монастыря, и над ними – купол собора Св. Духа:)
Подробный рассказ о новгородской архитектуре, как обычно, хочется начать с выражения искренней и бесконечной благодарности в адрес гениальных новгородских реставраторов, поднимавших из руин послевоенный Город. Если бы не их кропотливый труд по возвращению исторического облика порой практически безнадёжным объектам – всей этой красоты мы могли бы и вовсе не увидеть.
(След.фото – собор Св. Духа, 1892 г, бывшего Свято-Духова монастыря, Великий Новгород:)
Закрытый в 1920 г, один из древнейших новгородских монастырей - Свято-Духов монастырь – в XX веке повторил трагичную судьбу всех новгородских православных святынь: в мирные годы, с подачи властей, подвергшись разорению и осквернению, а за годы немецкой оккупации (19.08.1941 – 20.01.1944) и в ходе военных действий по освобождению города – серьёзно пострадав от массированных артобстрелов обеих враждующих сторон.
Древнейшая постройка монастыря – Троицкая церковь 1557 года – в момент освобождения города представляла собой аварийную руину без кровли:
И если бы не масштабная роскошная реставрация, проведённая высококлассными новгородскими специалистами – не любовались бы мы сейчас живописными рядами щипцов у оснований её пятиглавия и диковинными круглыми окнами фасадов:
…Когда заходит речь об истории тех или иных древнерусских архитектурных памятников, неоценимую помощь оказывают письменные дореволюционные первоисточники. В частности, применительно к архитектурному наследию Великого Новгорода, это “Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях” – двухтомный труд легендарного архимандрита Макария, изданный в далёком 1860 году, до сих пор остающийся “настольной книгой” всех знатоков и любителей новгородской старины.
Обратимся к нему и мы.
Первое документально зафиксированное упоминание о каменной Троицкой церкви в Духовом монастыре относится к 1582 г. Читаем у архим. Макария: ”В памяти 1582 года записано: «В Неревском конце за городом Духов монастырь, а в нём церковь каменная Живоначальная Троица, да церковь каменная Дух Святый, да церковь каменная ж Никола Чудотворец с трапезою с каменною» Взято из сборника выписей и грамот [т.е. Писцовой книги], переписанных в XVII веке и хранящихся в библиотеке новг. Юрьева монастыря, л. 94”
Из трёх существующих на 1582 г каменных церквей монастыря, до конца XIX века дожила лишь Троицкая. Об этом упоминает и Макарий, семь страниц спустя предлагая читателям иную, более раннюю датировку, без упоминания архивного первоисточника: ”…к числу древних монастырских зданий принадлежит одна церковь во имя Живоначальной Троицы. Она в настоящем виде построена около 1557 года при игумене Ионе и строителе Варлааме”
Интригующее словосочетание “в настоящем виде” заставляет нас задуматься, в каком же таком виде храм был построен изначально? И в каком – после, как водится, многочисленных переделок, исказивших оригинал – он-таки предстал взорам архим. Макария? Попробуем разобраться.
Согласно замыслу древнего зодчего, храм был построен трёхапсидным, бесстолпным, с трехярусным четвериком, увенчанным пятиглавием, и с вплотную пристроенной с запада просторной двухэтажной трапезной.
Нижний ярус четверика – подцерковье – использовался практичными монахами в хозяйственных целях (как и в любом подвале, там размещались продуктовые погреба):
На плане подцерковья хорошо видны лестницы, устроенные в толстенных стенах (3,5 м толщиной): справа выход наружу, на южную сторону здания. Вот через эту самую дверь в южной стене и попадали в подцерковье:
На том же плане нижнего яруса миниатюрная лесенка налево ведет из подцерковья в средний ярус здания (первый, относительно уровня земли, этаж).
На поперечном разрезе, благодаря масштабной линейке, заметно, что высота подцерковья не превышала 3 метров, и оно полностью расположено ниже поверхности земли:
Где-то там, по-над цоколем здания, еще должны быть малюсенькие вентиляционные оконца подвала – одно из них, восточное, спряталось на стыке апсид:
Южное оконце заложено – полагаю, именно оно расположено под круглым окном на след. фото:
На этом фото – первый надземный этаж четверика (или средний, если считать от подклета, ярус). Тут запечатлены сразу несколько фирменных “фишек” здания: окантованные вертикальными валиковыми тягами пилястры с килевидными уступчатыми нишками – мотив, неоднократно повторяющийся на фасадах здания. И окно – моё любимое, круглое, совершенно волшебное:
Причём оно тут не одно. На южном и северном фасадах четверика было по два таких чудо-окна, на первом и втором этажах. Окно второго этажа южного фасада, с нишами пятиугольной формы:
Дивной формы окна были восстановлены в ходе послевоенной реставрации: при перестройках в XIX в они были заложены нашими деятельными предками, нимало не заботящимися о том, какое архитектурное наследство они оставят после себя потомкам.
Окно второго этажа четверика на северном фасаде, под ним также хорошо видны колоритные пятиугольные нишки, которые еще многократно повторятся в виде фриза, опоясывающего всю верхнюю часть храма, апсид и барабанов:
На первом этаже северного фасада окно воссоздавать не стали, вместо него – пятно относительно свежей кладки.
А под ним – ”продух” в подвал, также почти полностью заложенный:
Шикарные пилястры с нишами помещены на северной (след. фото) и южной стенах трапезной, во всю их высоту:
Окна трапезной вписаны в проёмы, окантовка верхних частей которых повторяет килевидный профиль ниш. Форму всех оконных проёмов второго этажа трапезной реставраторам пришлось воссоздавать заново: они были растёсаны в ходе нескольких реконструкций XVIII-XIX веков.
След фото - северный фасад до реставрации, обращаем внимание на окна:
След. фото - южный фасад:
В память об этих реконструкциях окна первого этажа южного фасада трапезной при послевоенной реставрации не тронули, оставили как есть – они там прямоугольные, неказистые, даже нелепые:
И светятся там в проёмах ещё вот такие кирпичики, привет из далёкого XIX века:
Нижние окна северного фасада также восстановили не все.
На плане первого этажа заметна разница в расположении и форме проёмов:
Угловая северо-западная квадратная пристройка – келарская палата, выстроена одновременно со всем зданием, в условном 1557 году, она на след. фото:
С этажа на этаж в ней переходили по внутристенным лестницам, которых в этом древнем здании мы насчитали уже целых три.
Непосредственно церковь располагалась на втором этаже здания. План второго этажа:
Чтобы попасть внутрь, нужно было подняться по лесенке, с верхней площадки которой один вход вёл направо, в трапезную, другой прямо – в келарскую:
Пройдя через трапезную, сквозь украшенный порталом проём (который, наверное, простому человеку увидеть в натуре уже не представится возможным) входили в небольшое молельное помещение. Что там сейчас внутри – не знаю. Доподлинно могу утверждать, что в здании храма располагался Новгородский областной архив – о чём свидетельствует так и не снятая с двери табличка:
И о самом главном. О главах.
О бесподобном пятиглавии, благодаря которому сей архитектурный шедевр навсегда остаётся в памяти:
Щипцовые пояса у их оснований воссозданы по обнаруженным следам, сохранившимся под четырёхскатным покрытием, в XIX веке заменившим перестроенное роскошное историческое палаточное завершение. Апсиды и главы сейчас покрыты лемехом – который изрядно прибавляет живописности и без того весьма незаурядному облику древнего храма.
Форма когда-то растёсанных окон апсид восстановлена. Побелка повсеместно счищена.
И если сравнить результат с рисунком-реконструкцией Леонида Егоровича Красноречьева, то различий можно найти не так уж много:
На след фото на переднем плане видны остатки фундаментов сестринского корпуса XIX в. Вся окружающая храм пустынная зеленая лужайка ранее была территорией монастыря:
Счастьем лицезреть сие возрождённое из послевоенных руин архитектурное чудо мы, в первую очередь, обязаны мега-профессионалам, двум самоотверженным женщинам.
Низкий поклон и добрая память ангелам-хранителям новгородского историко-архитектурного наследия: Любови Митрофановне Шуляк, по проектам которой были выполнены первоочередные противоаварийные работы на Троицкой церкви в 1949-1952 гг.; и её ученице, Тамаре Викторовне Гладенко, по инициативе которой в 1956-1958 гг были проведены углублённые исследования памятника, на основании которых в 1958-1961 гг в ходе полномасштабной реставрации ему был возвращён первоначальный облик.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]