СССР как страна полных прилавков (4). Шоколад
---
Реклама советского шоколада
Итак, продолжим путешествие по СССР как Cтране Полных Прилавков. Теперь речь пойдёт про знаменитый советский шоколад. Чем он был, собственно, знаменит? Прежде всего, своим высоким качеством. А также и большим ассортиментом.
Причём в 50-е годы шоколад был отнюдь не дёшев. Но разнообразие шоколадной продукции и тогда поражало воображение. Моя мама, бывшая студенткой на рубеже 40-х и 50-х годов, рассказывала, что после каждой стипендии обязательно шла в кондитерский магазин, покупала 100 граммов хороших шоколадных конфет, чтобы угостить ими родителей. Всего сто граммов – покупать больше для скромных студенческих доходов было бы неоправданным мотовством и расточительством. Но каждый раз непременно нового сорта! Разновидностей конфет было очень много, и все неизменно отличного качества. Так что ежемесячные «шоколадные экскурсии» в магазин можно было совершать целые годы...
Иллюстрация из советского "Товарного словаря" 1956-1961 годов
После Октября 1917 года ведущие кондитерские фабрики перешли к государству и получили новые имена: фабрика Абрикосовых стала называться именем рабочего-революционера Петра Бабаева, фирма «Эйнемъ» превратилась в «Красный Октябрь», а фабрика купцов Леновых была переименована в «Рот Фронт». Но некоторые названия конфет советского ассортимента уцелели с дореволюционных времён: например, шоколадно-пралиновая конфета «Мишка косолапый», которую придумало и выпускало с 80-х годов товарищество «Эйнемъ». Та же фирма была создателем и других популярных до сего дня конфет – «А ну-ка, отними!». Но чрезвычайно характерное изменение произошло с обликом этих конфет (о чём я уже как-то писал). Фантики их и реклама, созданные художником Мануилом Андреевым, до революции выглядели так:
Рекламный стишок:
Шоколадку получивши
И кусочек откусивши,
Вдруг увидел Вася Стёпку.
Забияку и растрёпку...
Ты что? —
Хочешь половины?
Не угодно ли дубины?
И пошёл махать дубьём...
Стёпка вышел с фонарём...
А в СССР полюбившиеся народу конфеты под этим названием сохранились, а вот драчун-сладкоежка с угрожающей битой в руке с них исчез, сменившись на весёлую игру девочки с собачкой.
В 1952 году ученик Андреева, художник фабрики «Красный Октябрь» Леонид Челноков нарисовал новую картинку для обёртки конфет «А ну-ка, отними!»
Было несколько вариантов этого фантика, более или менее весёлых. Но все они были достаточно безобидными. Мне даже в детстве казалось, что девочка собирается угостить собачку конфетой, просто решила её немного перед этим подразнить. При всём воображении не могу представить себе злобного драчуна-обжору в заплатанной одежде и с битой, жадно поедающего свой шоколад, на советских конфетах. Такого просто не могло быть! Почему? Потому что, как это ни громко прозвучит, это не соответствовало ценностям, принятым при социализме.
До 60-х годов разнообразный шоколад свободно лежал на прилавках, но для публики оставался дорогим деликатесом. Однако его производство росло и расширялось с каждым годом. Так, в 1946 году на фабрике имени Бабаева было переработано 500 тонн какао-бобов, в 1950-м – 2000 тонн, а к концу 60-х годов перерабатывалось 9000 тонн ежегодно.
Фото Елены Геринас 1962 года
Елена Геринас на обложке «Здоровья» 1962 года и обёртке шоколада «Алёнка» образца 1965 года
Призыв к советским кондитерам придумать детям дешёвый шоколад прозвучал на пленуме ЦК КПСС в феврале 1964 года, в бытность главой страны Никиты Хрущёва. И он был исполнен: в 1965 году фабрика «Красный Октябрь» выпустила первый относительно доступный по цене молочный шоколад «Алёнка». Говорят, что первоначально шоколад собирались назвать «Алёнушкой» и поместить на обёртку репродукцию известной картины Виктора Васнецова. Но девочка, в немом отчаянии сидящая у омута, тоже не соответствовала ценностям СССР: «У нас в стране счастливое детство, а девочка – босоногая». В итоге обёртку самого популярного шоколада украсила своим изображением маленькая румяная девочка с широко распахнутыми глазами. Это была Елена, дочь фотографа фабрики «Красный Октябрь» Александра Геринаса. Он заснял дочку в возрасте 8 месяцев, и её фотография была опубликована в журнале «Здоровье» ещё в 1962 году. Она точно соответствовала тогдашнему идеалу детской красоты, хотя для нашего буржуазного времени показалось бы, пожалуй, излишне пухлой, слишком пышущей здоровьем и краснощёкой. Облик этой девочки, вероятно, ближе к крестьянскому, простонародному представлению о том, как должен выглядеть красивый ребёнок, чем к идеалам привилегированных классов – некоторой изнеженности и воздушной хрупкости. Что, между прочим, лишний раз подтверждает, какие социальные вкусы и, соответственно, какие классы господствовали в СССР. Вслед за выпуском этого шоколада произошёл, говорят, и всплеск популярности имени «Алёнка» среди новорождённых...
В 1967 году, согласно легенде, по инициативе главы правительства СССР Алексея Косыгина, появился шоколад «Вдохновение». Это был первый в Советском Союзе шоколад, разделённый на порционные кусочки. Чем-то подобным во время визита во Францию премьера угостили местные кондитеры, и его вдохновила подобная идея... Для названия и упаковки выбрали тему балета, которым всегда гордился Советский Союз.
Вплоть до перестройки шоколад в СССР сохранял качество и разнообразие, хотя некоторые конфеты, такие, как «Белочка», «Мишка на Севере» или «Каракум», уже не всегда бывали на прилавках, а кое-какие, как «Птичье молоко», вообще были дефицитом. В общем, с шоколадом произошло ровно то же самое, что и с другими продуктами в СССР, о которых шла речь ранее: потребление выросло, но прилавки перестали поражать своей роскошью и великолепием, как это было до начала 60-х годов.
А с 1992 года магазинные витрины, как известно, вновь заполнились до отказа, совсем как в 50-е годы... но, если не считать того, что для многих они стали недоступны по цене, стало снижаться качество продуктов. Так, в шоколаде дорогое какао-масло стали заменять суррогатами из «пальмы» и прочих дешёвых масел. Причём не только качество шоколада, но и, как ни забавно, даже качество обёртки упало с советских времён. В СССР шоколадную конфету заворачивали в несколько обёрток, в том числе фантик, серебряную фольгу и провощённую полупрозрачную бумагу. Это позволяло лучше сохранять вкус и аромат конфет. С 1992 года этим стали пренебрегать, обходясь зачастую одним-единственным фантиком. И нет оснований рассчитывать, что качество шоколада вдруг начнёт повышаться или хотя бы остановит своё неуклонное снижение...
Предыдущие посты в сообществе по теме:
Живая рыба
Крабовое
https://foto-history.livejournal.com/12912311.html
А. Побединский. Реклама 1950 года
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]