Таганрог. Переулок Красный, д. 3. Вторая половина XIX в.
---
Бродя по обширному историческому центру приморского Таганрога, свернём в тихий Красный переулок, на нечётной стороне которого, вторым от нынешней улицы Фрунзе, расположен весьма приметный дореволюционный частный особняк, построенный, по мнению специалистов, около полутора столетий назад.
Знакомьтесь - пер. Красный, д. № 3, нынче представляющий собой весьма нетривиальный случай: небольшое старинное здание де-факто делится на две условные части: ”старую (в буквальном смысле)” и “современную”.
Следующее зимнее фото взято с сайта https://sites.google.com/site/istoriceskijtaganrog/home , за что его создателям отдельная благодарность и большое человеческое спасибо (все остальные фото в посте – авторские):
В правой половине дома – если не ошибаюсь, с начала 2000-х годов – располагаются офисы периодически сменяющих друг друга частных фирм, по причине чего силами их владельцев был выполнен необходимый ремонт как фасадов, так и внутренних помещений этой части здания.
Левая же половина, в три окна, жилая и по сей день – похоже, аж с приснопамятных советских времен, реставрациям не подвергалась, и пребывает в состоянии насколько плачевном, настолько же и живописном, поскольку сохранила нетронутыми аутентичные фасады, окна, лепной и каменный декор, нынешний облик которых вызывает противоречивые чувства восторга и горького недоумения.
Сей небанальный симбиоз – когда, фактически, одно и то же здание пребывает в двух качественных ипостасях - предоставляет исключительную возможность – своего рода, тест – для определения того, апологетом какого из направлений, в зависимости от степени сохранности историко-архитектурного наследия, являетесь лично Вы. По нраву ли Вам свежевыкрашенная, гладкая поверхность стен, безупречным слоем штукатурки надёжно замаскировавшая все возрастные приметы старинного здания, и Вы сделаете однозначный выбор, презрительно избегая смотреть на неказистую левую половину дома, в пользу торжества современных отделочный материалов.
Или вдруг, категорически проигнорировав этот евроремонт, читая сей памятник словно раскрытую перед Вами книгу с дореформенной орфографией, Вы надолго зависнете перед поблекшим, затёртым, обсыпавшимся и потрескавшимся старым фасадом, еще сохранившим кое-где родной исторический колорит, с нетронутыми декоративными безделушками, располагающимися в отведённых им полтора века тому назад местах, с милыми сердцу раритетными деревянными рамами, облезшей штукатуркой, одним словом, со всеми теми признаками, которые в архитектуре материализуют ускользающее ВРЕМЯ. Субстанцию капризную, не терпящую бестактного вторжения, требующую особого подхода и ухода.
В нашем конкретном случае для сравнения возьмём два симметрично расположенных крайних окна.
Отремонтированное окно правой половины здания, аккуратное, милое, глазу не за что зацепиться:
Старое окно левой половины, тут поставлена новая рама с решеткой, но наличник и фронтон над окном родные, нетронутые:
Если присмотреться, заметна явная разница – на старом наличнике, по обе стороны верхней его части, сохранились округлые волютообразные декоративные деталюшки:
На посвежевшем отремонтированном окне их уже нет:
Снизу разница практически не видна, да и кому вообще придет в голову придирчиво разглядывать такие мелочи. И тем не менее – утрата налицо.
Смотрим дальше. Вход в офисную правую часть здания и симметричное ему старое окно левой половины выделены роскошной (когда-то) фантазийной композицией, выдержанной в ордерных формах: парой пилястр, подпирающих некое подобие антаблемента с фронтоном. Упомянутая ордерная композиция, вкупе со старым окном, представлена на след. фото, и на мой взгляд, является ярчайшей особенностью здания, его “изюминкой”:
Пройдемся по ней подробнее. Верхняя часть:
Моё любимое фото, тут хорошо видна вишенка на торте – в смысле, легкомысленный цветочек на капители пилястры:
А если без шуток – то на данном фото на первый план выходит, конечно же, безобразное состояние архитектурного памятника…
Фронтон, вполне возможно, когда-то был украшен скульптурой. На отремонтированной правой части здания он выглядит весьма свежо и достойно, правда, без цветочков на пилястрах, но зато с растерянной львиной мордой:
И без окна – вместо которого здесь входная дверь под вроде как современным навесом:
Заодно полюбуемся воротами, ведущими во двор:
С умопомрачительной – и, похоже-таки, старой – решёткой:
Колоритные таганрогские решётки – это, конечно, просто песня, им несколько отдельных постов посвящать нужно.
А еще в Красном переулке с дореволюционных времён сохранилась натуральная мостовая:
Но вновь вернёмся к окнам. Ещё одно старое окно, его мы тоже рассмотрим крупным планом подробнее:
Расположенная под окном филёнка, замечаем трещину:
На отремонтированной части здания филенки закрыты рекламными щитами.
Старая рама:
Фронтон всё с тем же легкомысленным цветочком:
Карниз – с чёткой границей правой, отремонтированной, и левой, запущенной, частей дома:
И для сравнения – сходное окно отремонтированной половины здания:
Красиво. Опрятно. Современно. Без намёка на возраст.
Сие единство и борьба противоположностей наводят на не самые позитивные размышления. С одной стороны, конечно, хочется мечтать о чуде: чтобы состояние архитектурных памятников поддерживалось на достойном уровне – что в масштабах огромной страны, руководство которой прилагает титанические усилия для уничтожения в минимальные сроки максимального количества объектов историко-культурного наследия, выглядит утопией.
С другой стороны – выкупленные частными собственниками, приведённые в порядок отремонтированные на разные лады, перелицованные на современный манер - старые ”дома с историей” теряют своё специфическое обаяние, особую ауру, самобытность, присущую всем архитектурным раритетам.
И существует ли ”золотая середина” в решении данной проблемы – вопрос открытый, если не риторический…
Знакомьтесь - пер. Красный, д. № 3, нынче представляющий собой весьма нетривиальный случай: небольшое старинное здание де-факто делится на две условные части: ”старую (в буквальном смысле)” и “современную”.
Следующее зимнее фото взято с сайта https://sites.google.com/site/istoriceskijtaganrog/home , за что его создателям отдельная благодарность и большое человеческое спасибо (все остальные фото в посте – авторские):
В правой половине дома – если не ошибаюсь, с начала 2000-х годов – располагаются офисы периодически сменяющих друг друга частных фирм, по причине чего силами их владельцев был выполнен необходимый ремонт как фасадов, так и внутренних помещений этой части здания.
Левая же половина, в три окна, жилая и по сей день – похоже, аж с приснопамятных советских времен, реставрациям не подвергалась, и пребывает в состоянии насколько плачевном, настолько же и живописном, поскольку сохранила нетронутыми аутентичные фасады, окна, лепной и каменный декор, нынешний облик которых вызывает противоречивые чувства восторга и горького недоумения.
Сей небанальный симбиоз – когда, фактически, одно и то же здание пребывает в двух качественных ипостасях - предоставляет исключительную возможность – своего рода, тест – для определения того, апологетом какого из направлений, в зависимости от степени сохранности историко-архитектурного наследия, являетесь лично Вы. По нраву ли Вам свежевыкрашенная, гладкая поверхность стен, безупречным слоем штукатурки надёжно замаскировавшая все возрастные приметы старинного здания, и Вы сделаете однозначный выбор, презрительно избегая смотреть на неказистую левую половину дома, в пользу торжества современных отделочный материалов.
Или вдруг, категорически проигнорировав этот евроремонт, читая сей памятник словно раскрытую перед Вами книгу с дореформенной орфографией, Вы надолго зависнете перед поблекшим, затёртым, обсыпавшимся и потрескавшимся старым фасадом, еще сохранившим кое-где родной исторический колорит, с нетронутыми декоративными безделушками, располагающимися в отведённых им полтора века тому назад местах, с милыми сердцу раритетными деревянными рамами, облезшей штукатуркой, одним словом, со всеми теми признаками, которые в архитектуре материализуют ускользающее ВРЕМЯ. Субстанцию капризную, не терпящую бестактного вторжения, требующую особого подхода и ухода.
В нашем конкретном случае для сравнения возьмём два симметрично расположенных крайних окна.
Отремонтированное окно правой половины здания, аккуратное, милое, глазу не за что зацепиться:
Старое окно левой половины, тут поставлена новая рама с решеткой, но наличник и фронтон над окном родные, нетронутые:
Если присмотреться, заметна явная разница – на старом наличнике, по обе стороны верхней его части, сохранились округлые волютообразные декоративные деталюшки:
На посвежевшем отремонтированном окне их уже нет:
Снизу разница практически не видна, да и кому вообще придет в голову придирчиво разглядывать такие мелочи. И тем не менее – утрата налицо.
Смотрим дальше. Вход в офисную правую часть здания и симметричное ему старое окно левой половины выделены роскошной (когда-то) фантазийной композицией, выдержанной в ордерных формах: парой пилястр, подпирающих некое подобие антаблемента с фронтоном. Упомянутая ордерная композиция, вкупе со старым окном, представлена на след. фото, и на мой взгляд, является ярчайшей особенностью здания, его “изюминкой”:
Пройдемся по ней подробнее. Верхняя часть:
Моё любимое фото, тут хорошо видна вишенка на торте – в смысле, легкомысленный цветочек на капители пилястры:
А если без шуток – то на данном фото на первый план выходит, конечно же, безобразное состояние архитектурного памятника…
Фронтон, вполне возможно, когда-то был украшен скульптурой. На отремонтированной правой части здания он выглядит весьма свежо и достойно, правда, без цветочков на пилястрах, но зато с растерянной львиной мордой:
И без окна – вместо которого здесь входная дверь под вроде как современным навесом:
Заодно полюбуемся воротами, ведущими во двор:
С умопомрачительной – и, похоже-таки, старой – решёткой:
Колоритные таганрогские решётки – это, конечно, просто песня, им несколько отдельных постов посвящать нужно.
А еще в Красном переулке с дореволюционных времён сохранилась натуральная мостовая:
Но вновь вернёмся к окнам. Ещё одно старое окно, его мы тоже рассмотрим крупным планом подробнее:
Расположенная под окном филёнка, замечаем трещину:
На отремонтированной части здания филенки закрыты рекламными щитами.
Старая рама:
Фронтон всё с тем же легкомысленным цветочком:
Карниз – с чёткой границей правой, отремонтированной, и левой, запущенной, частей дома:
И для сравнения – сходное окно отремонтированной половины здания:
Красиво. Опрятно. Современно. Без намёка на возраст.
Сие единство и борьба противоположностей наводят на не самые позитивные размышления. С одной стороны, конечно, хочется мечтать о чуде: чтобы состояние архитектурных памятников поддерживалось на достойном уровне – что в масштабах огромной страны, руководство которой прилагает титанические усилия для уничтожения в минимальные сроки максимального количества объектов историко-культурного наследия, выглядит утопией.
С другой стороны – выкупленные частными собственниками, приведённые в порядок отремонтированные на разные лады, перелицованные на современный манер - старые ”дома с историей” теряют своё специфическое обаяние, особую ауру, самобытность, присущую всем архитектурным раритетам.
И существует ли ”золотая середина” в решении данной проблемы – вопрос открытый, если не риторический…
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]