Инцидент с поездом № 1908 или «Поезд дьявола»
13 лет назад тяжелое психическое расстройство машиниста едва не стало причиной одной из крупнейших железнодорожных катастроф в отечественной истории. Многотонный грузовой поезд почти час оставался под управлением безумца, с которым безуспешно пытался справиться напарник. Лишь чудом состав удалось остановить.
Вот как это было …
«В нем играли бесы»
В ночь на 11 января 2004 года в локомотивное депо станции Волхвострой должны были явиться 31-летний машинист Эдуард Горчаков и его 24-летний помощник Александр Абдурахманов. К началу смены на месте был только последний. Подождав 15 минут, напарник решил сообщить заведующей резервом локомотивных бригад о неявке коллеги на место. Горчакову дозвонились – он сказал, что банально проспал, хотя на отдых у него было 36 часов. График грубо нарушался, за машинистом отправили дежурную машину. В депо он был к 00.15 – опоздание составило 1 час 15 минут.
Режимный медицинский осмотр провели в спешке – замерили пульс, проверили Горчакова на трезвость. Все было в норме. Не посмотрели только артериальное давление. Ответственному дежурному по депо об опоздании сообщать не стали и допустили машиниста в ту ночь до управления локомотивом. Ответственных лиц не смутило, что вместо железнодорожной формы Горчаков надел праздничный костюм и галстук-бабочку. Он оделся так, будто эта смена могла стать для него последней.
В целом, машиниста характеризовали в депо как дисциплинированного работника. Он увлекался футболом и хоккеем, хотя и не был «душой компании» по своей природе. Психофизиологическое обследование он прошел осенью 2002 года, а медкомиссию – в мае 2003 года. Никаких психических отклонений на тот момент у него не выявили. Неудивительно, что фельдшера, торопившегося допустить машиниста на линию, ничего не насторожило.
О странностях Горчакова, проявившихся ближе к инциденту с поездом на Октябрьской железной дороге, могли рассказать его женщины. Возможно, что именно из-за любовных переживаний в его голове и произошли серьезные изменения. Машинист женился сразу после армии – растил приемную дочь и сына. За несколько лет до происшествия на железной дороге он познакомился с девушкой-парикмахером, с которой завел новую семью. Новоиспеченная супруга родила ему двойняшек. Горчаков поверил в Бога, все чаще посещая богослужения в церкви Иоанна Предтечи в Старой Ладоге. Однако сразу после рождения детей-двойняшек пара рассталась. Молодая жена не могла ужиться с машинистом, который на любую просьбу о помощи начали говорить: «Бог поможет». Тогда Горчаков вернулся к первой супруге, но и о детях от второго брака не забывал.
Отец Варфоломей из церкви Иоанна Предтечи впоследствии вспомнил, что накануне страшного рейса машинист привез к нему на своей машине старинную икону, обнаруженную у тещи. Когда Горчаков отдал святыню, он уехал в подавленном состоянии готовиться к работе. «В нем играли бесы», – так говорил отец Варфоломей в СМИ спустя месяц после произошедшего.
На скорости
Локомотивом, на котором бригада должна была начать смену, был электровоз ВЛ15-018 (2 секции, 12 осей). При приёмке Горчаков не стал заправлять в скоростемер ленту, о чём его тут же предупредил Абдурахманов. Однако машинист ответил, что всё в порядке, и в 0:42 электровоз выехал из депо и резервом проследовал к станции Мурманские ворота. Далее на станции электровоз был прицеплен к грузовому составу из 58 вагонов (5070 тонн); сформированному поезду был присвоен номер № 1908. После прицепки локомотива локомотивная бригада совместно с осмотрщиком вагонов Яковлевым Н. В. (из ВЧД-17) провела полное опробование тормозов данного поезда. Однако оно было проведено с нарушениями инструкции, в частности, в выданной машинисту справке об опробовании (ф. ВУ-45) не были указаны плотность тормозной сети поезда и время опробования. Помимо этого, после отправки поезда № 1908 со станции, уже в пути следования, машинист Горчаков не стал проводить проверку тормозов на эффективность.
Бригада электровоза начала смену, и в 0.42 электровоз ВЛ15-018 выехал из депо и резервом проследовал к станции Мурманские ворота. Там его прицепили к грузовому составу – локомотив вез 58 вагонов весом 5070 тонн.
Поезд ехал к перегону Волховстрой II – Куколь, когда дежурная по станции доложила, что светофор закрыт. К станции Куколь ехал грузовой поезд, который нужно было пропустить раньше того, которым управляли Горчаков и Абдурахманов. Помощник машиниста принял эту информацию. Поезд начал спокойно сбавлять скорость. Однако через несколько секунд Абдурахманов пришел в ужас: Горчаков увеличил тягу электровоза – состав начал разгоняться. Напарник тщетно пытался вразумить коллегу. Мощно сложенный Горчаков пригрозил просто убить щуплого Абдурахманова. Помощник понял, что спорить бессмысленно, а как минимум им двоим теперь грозит неминуемая смерть. К тому же машинист просто отключил локомотивную сигнализацию. В 02.58 поезд 1908 проехал под красный сигнал входного светофора станции Куколь, въехал на станцию на неподготовленный маршрут и своей массой врезал стрелочный перевод. Теперь многотонный поезд был уже на главном пути.
Никто не мог связаться с бригадой локомотива – радиостанция была выключена. Поезд продолжал наращивать скорость и разогнался до 95 км/ч.
Прочь от безумца
Помощник машиниста Абдурахманов был в ужасе от происходящего. Он понимал, что ничего не может сделать с обезумевшим напарником, который пролетал красные светофоры, всерьез говоря: «Это глаза дьявола!».
Ситуацию исправили лишь на станции Валя.
Диспетчер дала указание ДСП Мыслино перекрыть входной светофор, но в 3:02 вышедший из-под контроля поезд пролетел эту станцию без остановки. Следующей на линии находилась станция Валя, после неё Цвылёво, а за ней уже Тихвин. В 3:05 ДНЦ связалась с ДСП Валя Кудрявцевой А. В. и доложила ей о происходящем. Тогда Кудрявцева предложила связаться с энергодиспетчером и обесточить перегон. В 3:13 на станции Валя были перекрыты входной и выходной светофоры, одновременно с этим энергодиспетчером Титовой О. Б. по указанию дежурной Кудрявцевой был обесточен 2-й главный путь на перегоне Валя—Цвылёво, а также на самой станции Валя.
Через минуту на станцию и обесточенный путь на большой скорости влетел поезд № 1908. Однако, несмотря на отключение питания, скорость поезда поначалу продолжала расти, так как он выехал на затяжной спуск. Но вскоре профиль пути сменился на крутой (8 ‰) подъём, и уже на нём скорость поезда стала снижаться. Наконец в 3:45 поезд под управлением машиниста Горчакова остановился на 173 км у пикета 5 (172,4 км от Санкт-Петербурга). От станции Валя по обесточенному перегону поезд № 1908 проехал около 8 километров.
Помощник машиниста Абдурахманов не замедлил воспользоваться такой остановкой и, выскочив из локомотива, побежал на станцию Цвылёво (до неё поезд не доехал около 10 км), чтобы доложить о произошедшем. Между тем незаторможенный грузовой поезд на крутом уклоне начал скатываться назад к станции Валя. Такой спуск растянулся на 1,5 километра, после чего поезд № 1908 наконец окончательно остановился. Считая от момента проезда станции Куколь, поезд проехал около 40 километров за 47 минут, то есть со средней скоростью 51 км/ч, максимальная скорость поезда достигала 95 км/ч.
Вскоре со встречным поездом № 687 «Вологда — Санкт-Петербург» к остановившемуся грузовому поезду прибыл отряд милиции. Помимо этого, по указанию поездного диспетчера, локомотивная бригада поезда № 687 с помощью тормозных башмаков закрепила поезд № 1908 от ухода. После этого в 4:14 милиционеры наконец проникли в кабину электровоза ВЛ15-018, где обнаружили машиниста Горчакова в невменяемом состоянии на полу локомотива. Машиниста доставили в Волховскую железнодорожную больницу, где ему был поставлен диагноз — острый бредовый психоз с агрессивными тенденциями.
Электровоз ВЛ15-018 списан и находится на территории локомотивного депо Волховстрой в нерабочем состоянии. © / Денис Доронин / АиФ
из журналисткого расследования
Алексей ЛЕБЕДЕВ,
соб. корр. «Гудка»
Выпуск 17.02.2004
Эдуард Горчаков, 30 лет от роду, рано остался без родителей. Женился после армии, с женой Еленой прожил девять лет. Воспитывал двоих детей: приемную дочь Ольгу и сына Максима. Елена также работала в депо, но ушла по семейным обстоятельствам: малыш страдает сахарным диабетом, и за ним нужен постоянный присмотр.
Примерно за полтора года до описываемых событий внутренний мир Эдуарда, простой и понятный до этого, изменился. Два события перевернули его жизнь: Эдуард поверил в Бога и познакомился в парикмахерской с Настей Честновой. Некоторое время спустя он ушел из семьи к Насте. В свободное от работы время Горчаков играл в футбол и все чаще ходил на богослужения в церковь Иоанна Предтечи в Старой Ладоге.
Вскоре Анастасия забеременела и родила двойняшек, которых назвали Ефим и Софья. За месяц до родов она по настоянию Эдуарда крестилась в той же церкви. А через месяц после рождения детей они… расстались.
– Эдуард изменился на моих глазах, – говорит Настя. – Вообще-то он ничем не интересовался, кроме футбола, в быту был абсолютно беспомощный. На меня смотрел как на мать, которая должна накормить, одеть, ложку ко рту поднести…
После рождения детей Настя решила перебраться к матери, потому что любимый, по ее словам, совершенно не помогал ей. Вместо того чтобы пеленки постирать, говорил: «Бог поможет».
Жизнь в двухкомнатной квартире новой тещи Эдуард назвал «адом», и бывшие влюбленные расстались по обоюдному согласию.
Помыкавшись некоторое время один, Горчаков выпросил прощение у первой жены Елены и вернулся домой. Практически сразу после этого они обвенчались. Однако и Настю Эдуард не забыл. Он регулярно приезжал гулять с детьми, привозил деньги и особенно часто общался с Настиной бабушкой.
Люди православные, конечно, скажут: при чем здесь вера в Бога, если Горчаков жил не по-христиански: грешил против седьмой заповеди, то есть блудил. Вот здесь, как мне кажется, мы можем приблизиться к некоему истоку помрачения его рассудка, правда, не дерзая выражать истину в последней инстанции. «Мне отмщение и Аз воздам», – говорит Спаситель в Евангелии.
В кладовке квартиры, которую влюбленные снимали у родственников, хранилась большая икона Божией Матери. Эдуард случайно ее увидел и заинтересовался: откуда она у вас?
– Не знаю, – ответила Настя. – Может быть, бабушкина.
В кладовке, как оказалось, стоял список Черниговской-Гефсиманской иконы Божией Матери. Когда-то она хранилась в пещерной церкви Гефсиманского скита близ Троице-Сергиевой Лавры и слыла чудотворной. Икона эта якобы исцеляла от помрачения ума и облегчала муки одержимых бесами.
Эдуард обо всем рассказал настоятелю Свято-Иоанновской церкви игумену Варфоломею, который был его духовником.
– Икона эта церковная и должна находиться в церкви, – был ответ.
Эдуард по порыву уверовавшей души хотел, чтобы икону передали церкви бескорыстно. Но бабушка наотрез отказалась даром с нею расстаться. Почти полгода Эдуард вел с ней переговоры. В конце концов та назвала сумму: 2000 долларов. Деньги немаленькие. А церковь Иоанна Предтечи, закрытая в годы советской власти, восстанавливается силами настоятеля и общины с большим трудом.
Но отец Варфоломей согласился отдать деньги за икону. Более того, он торопил Эдуарда. И 10 января тот вместе со служкой Александром на собственной машине привез ее в церковь. Получив благословение священника, он, по словам последнего, уехал в подавленном состоянии готовиться к поездке. Как выразился батюшка, «в нем играли бесы».
Эдуард, вероятно, надеялся, что возвращение иконы в храм станет для него искуплением грехов. Снимет тяжесть с души. Но облегчения не наступило. Да и откуда ему быть? Разлад в душе: верил в Бога, а жил в грехе. Разлад в семейной жизни: между двух женщин заблудился, в результате страдают дети. Плюс ко всему перегрузки на работе – и физические, и психологические. Все это может выдержать только сильный человек. А Горчаков таким, увы, не был.
источники
http://www.spb.aif.ru/incidents/chp/glaza_dyavola_kak_bezumnyy_mashinist_hotel_razbit_mnogotonnyy_poezd — Денис Данилов
Инцидент с поездом № 1908 или «дорога к Богу»
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82_%D1%81_%D0%BF%D0%BE%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D0%BC_%E2%84%96_1908
А вот еще что из трагических происшествий можно вспомнить: вот история про Таран жилого дома самолетом в Новосибирске, а вот какая катастрофа произошла В начале июня 1988 и 1989 … и вот как выглядела Первая в мире железнодорожная катастрофа
Это копия статьи, находящейся по адресу https://masterokblog.ru/?p=49500.Взято: masterok.livejournal.com