Путешествие в прошлое на паровозе из Бологое в Осташков.
---
1) Между городами Бологое и Осташковым в Тверской области по субботам уже более года курсирует поезд на паровозной тяге, являющийся именно что постоянным пассажирским, а не туристическим направлением в железнодорожных перевозках по стране. Какой это профит даёт рядовым пассажирам? Цена билета, возможность посмотреть на повседневную жизнь простых людей, которые нередко могут перевозить в мешках урожай и животных, совершить своеобразное перемещение на машине времени на 50-100 лет вглубь истории по заповедной Бологое-Полоцкой жд-магистрале, пить чай в традиционном гранёном стакане и подстаканнике одновременно созерцать природу отечественной глубинки.
2) В своём рассказе об этом необычном маршруте я буду уже далеко не первый. К примеру, у Константина Карташова nord_ursus рассказ о его поездке вы можете прочитать здесь, у Андрея Щелкунова schelkunov тут (у него же в журнале посмотрите репортаж о белорусском участке Бологое-Полоцкой магистрали), запомнился рассказ харьковского блогера smugastyj, который проделал очень необычный путь в Бологое из Украины, чтобы стать очевидцем запуска 1 маршрута в России на паровозной тяге (его рассказ здесь). Естественно, прокатиться таким маршрутом поспешил и Евгений Беляев, который с Костей случайно развиртуализировались на этом маршруте (его репортаж тут), и Георгий Красников griphon. В общем, огромному количеству народа по субкультуре ЖЖ удалось этим поездом проехаться.
3) О нашей же совместной поездке с другом и бывшим коллегой по школе Стасом ещё в постах о Бологое рассказывал, что собрались туда мы по принципу "не было бы счастья, да несчастье помогло". Двумя неделями ранее до поездки, Стаса на велосипеде сбила машина, его транспортное средство восстановлению не подлежало, которое приняло весь удар от автомобиля - он только отлетел по дороге порядочно. Обошлось без переломов, пару конечностей перебинтовали. В переписке сошлись в оценках, что на момент начала июля у нас вышел более-менее свободный график работы, что позволило нам совершить поездку на автомобиле. Зная его компанейский нрав, я бы точно не уснул случайно за рулём, даже при наличии усталости после завершения рабочего дня, поэтому собрались в путь. Ночью из Москвы до Бологое преодолели 300 км, затем поездом туда и обратно по 100 км и обратно на машине до столицы 300 км - всё это за 1 день. Мне, конечно, тяжеловато пришлось, но в воскресенье уже восстанавливал силы.
4) Стас ещё на станции догадался сфоткать билеты. Он сам, будучи профессиональный фотографом, был с камерой, поэтому я ещё в задумке репортажа и подборки снимков собирался отразить реальность его глазами (я тоже многое могу не увидеть и упустить, а тут сразу 4 глаза))).
Билет на июль 2019 года стоил 284 рубля (взяли сразу в обе стороны).
5) Для Стаса лето 2019 года стало лучшим за 2010-е гг., по его отзыву. Спустя неделю, мы вместе прокатились в Звенигород, потом он уже в долгожданный школьный отпуск скатался в Краснодарский Край и дома ремонт доделал.
6) Пассажиры.
7) Один из первых жд-вокзалов в России, построенный ещё в процессе создания Николаевской железной дороги в 1851 году, соединившей в своё время Москву и Петербург.
8) Нас повезёт локомотив Су 250-74, который выпускался в 1924-1951 гг. Данный паровоз, который повезёт нас, был произведен в 1948 году заводом «Красное Сормово» в Горьком (Нижнем Новгороде). В 2017 году локомотив был восстановлен в Петербурге и теперь используется для регулярных пассажирских перевозок.
Итак, осторожно, двери закрываются.
9) Покидаем Бологое, чтобы вскоре свернуть с магистрали между нашими двумя столицами и отправиться по исторической Бологое-Полоцкой магистрали. Историю этой линии знают многие пользователи ЖЖ, тут я оригинален нисколько не буду. Среди транспортных путешественников она - место культовое.
Проложена же она была в 1901-1907 годах на деньги Франции как одна из стратегических магистралей на случай войны для оперативной доставки грузов из центра в западные губернии страны. Причём, на эстетике не экономили - вдоль линии были построены многочисленные вокзалы, депо и другие пристанционные постройки по индивидуальным проектам. При строительстве железной дороги пришлось испытать немало трудностей, в связи с тем, что прошла магистраль через глухие дремучие места, мало отличающиеся от сибирской тайги, кроме того, ещё и заболоченные местности. Стратегическое значение дорога оправдала себя в обеих мировых войнах (во время Великой Отечественной войны рядом шли тяжелейшие бои за Ржевско-Вяземский плацдарм). В послевоенные годы на ней было мощнейшее грузовое движение - везли в основном нефтепродукты к портам Прибалтики. При этом БПЖД была еще и последней паровозной магистралью СССР - до 1976 года почти все составы ходили с паровозом, а в 1986 году прошли последние в Союзе паровозные учения.
Но с распадом СССР экспорт через Прибалтику резко упал, и надобность в БПЖД отпала. Ныне она в упадке и в любой момент до 2014 года могла быть закрыта и полностью разобрана...вмешалась, а, наверное, в чём-то спасла геополитика, связанная с охлаждением отношений со странами Евросоюза после всем известных событий.
9) Магистраль была построена в один путь, но насыпь была сделана под два пути, — на случай экстренной необходимости прокладки второго пути в случае войны, что позволяло бы ускорить процесс переброски войск по железной дороге. Между прочим, это хорошо заметно и сегодня. Посмотрите на эту фотографию, сделанную мной из заднего окошка тамбура, — чётко видно, что насыпь сделана именно под два пути.
10)
11)
12) Мосты. Кирпичная кладка очень схожа с теми забытыми мостами по линии бывших Полесских железных дорог, связавших Брянск с Гомелем и Брестом в 1887 году.
14) Для чая подливали кипяток из такого титана (а ведь официальное название, дровяной водонагреватель).
15) Походные снаряжения других попутчиков. На глаз, примерно половина из пассажиров были местные жители, другая половина - группы, ехавшие на Селигер на турпоходы.
16) Станция Бологое-Полоцкое - первая наша остановка после Бологого.
17) Был введён единый архитектурный стиль для вокзалов. На станциях III класса, которые на этой линии были самыми главными, были построены кирпичные вокзалы. На станциях IV класса (линейных) возводились деревянные вокзалы. Опять таки, несмотря на заповедную глухомань, на эстетике станционных зданий решили не экономить.
18) Прибыли на станцию Куженкино, где нас ждала 30-минутная остановка. Для пассажиров состава предусмотрена экскурсия по станции за то время, пока паровоз отъедет от перрона чуть дальше, к гидроколонке — для заправки паровоза водой (так что долгая стоянка имеет и техническую необходимость).
19) Самое интересное для нас здесь - изящный вокзал-"терем" Куженкино.
19)
20)
21)
22) Меня очень впечатлил керосиновый погреб.
23)
24)
25)
26) Интерьер вокзала. На стенах развесили стенды про историю дороги и местами стилизовали антураж под времена постройки вокзала.
27)
28) Водонапорная башня.
29)
30) Продолжаем наш путь.
31)
32)
33) Туалет на станции Баталино. Девушка-экскурсовод на Куженкино обмолвилась, что туалет сохранился с самого начала самой линии, из-за чего сделал ошибочный вывод о том, что это едва ли не старейший общественный туалет в России.
34) Ради него даже быстро спустился на платформу, чтобы постараться лучше сфотографировать. Стоянка-то была 1 минуту, своим поступком даже напугал проводника. Да, знали бы арабские партнёры, чем я увлекаюсь вне рабочее время:))
35) Сама станция Баталино.
36)
37)
38)
39)
40) Конечная Станция Осташков на этом маршруте. У нас со Стасом 2 часа на прогулку по городу, за это время паровоз развернут на оборотном кольце и подготовят к обратному рейсу на Бологое.
На станции очень понравилась именно эта водонапорка, чем-то напомнила восточную Пруссию и современную Калининградскую область.
40)
41)
42) Такие часы помню по заводу, где работали до 1995 года мои родители в Клинцах.
43)
44) Как всегда, вы можете поддержать этот журнал на дальнейшие исследования и на создание новых материалов об интересных уголках России и Ближнего Востока.
Карта Сбербанка 4276 0800 1949 1308
Яндекс- Кошелёк 4100 1733 8032 683
PayPal PayPal.Me/KirillMoiseev
2) В своём рассказе об этом необычном маршруте я буду уже далеко не первый. К примеру, у Константина Карташова nord_ursus рассказ о его поездке вы можете прочитать здесь, у Андрея Щелкунова schelkunov тут (у него же в журнале посмотрите репортаж о белорусском участке Бологое-Полоцкой магистрали), запомнился рассказ харьковского блогера smugastyj, который проделал очень необычный путь в Бологое из Украины, чтобы стать очевидцем запуска 1 маршрута в России на паровозной тяге (его рассказ здесь). Естественно, прокатиться таким маршрутом поспешил и Евгений Беляев, который с Костей случайно развиртуализировались на этом маршруте (его репортаж тут), и Георгий Красников griphon. В общем, огромному количеству народа по субкультуре ЖЖ удалось этим поездом проехаться.
3) О нашей же совместной поездке с другом и бывшим коллегой по школе Стасом ещё в постах о Бологое рассказывал, что собрались туда мы по принципу "не было бы счастья, да несчастье помогло". Двумя неделями ранее до поездки, Стаса на велосипеде сбила машина, его транспортное средство восстановлению не подлежало, которое приняло весь удар от автомобиля - он только отлетел по дороге порядочно. Обошлось без переломов, пару конечностей перебинтовали. В переписке сошлись в оценках, что на момент начала июля у нас вышел более-менее свободный график работы, что позволило нам совершить поездку на автомобиле. Зная его компанейский нрав, я бы точно не уснул случайно за рулём, даже при наличии усталости после завершения рабочего дня, поэтому собрались в путь. Ночью из Москвы до Бологое преодолели 300 км, затем поездом туда и обратно по 100 км и обратно на машине до столицы 300 км - всё это за 1 день. Мне, конечно, тяжеловато пришлось, но в воскресенье уже восстанавливал силы.
4) Стас ещё на станции догадался сфоткать билеты. Он сам, будучи профессиональный фотографом, был с камерой, поэтому я ещё в задумке репортажа и подборки снимков собирался отразить реальность его глазами (я тоже многое могу не увидеть и упустить, а тут сразу 4 глаза))).
Билет на июль 2019 года стоил 284 рубля (взяли сразу в обе стороны).
5) Для Стаса лето 2019 года стало лучшим за 2010-е гг., по его отзыву. Спустя неделю, мы вместе прокатились в Звенигород, потом он уже в долгожданный школьный отпуск скатался в Краснодарский Край и дома ремонт доделал.
6) Пассажиры.
7) Один из первых жд-вокзалов в России, построенный ещё в процессе создания Николаевской железной дороги в 1851 году, соединившей в своё время Москву и Петербург.
8) Нас повезёт локомотив Су 250-74, который выпускался в 1924-1951 гг. Данный паровоз, который повезёт нас, был произведен в 1948 году заводом «Красное Сормово» в Горьком (Нижнем Новгороде). В 2017 году локомотив был восстановлен в Петербурге и теперь используется для регулярных пассажирских перевозок.
Итак, осторожно, двери закрываются.
9) Покидаем Бологое, чтобы вскоре свернуть с магистрали между нашими двумя столицами и отправиться по исторической Бологое-Полоцкой магистрали. Историю этой линии знают многие пользователи ЖЖ, тут я оригинален нисколько не буду. Среди транспортных путешественников она - место культовое.
Проложена же она была в 1901-1907 годах на деньги Франции как одна из стратегических магистралей на случай войны для оперативной доставки грузов из центра в западные губернии страны. Причём, на эстетике не экономили - вдоль линии были построены многочисленные вокзалы, депо и другие пристанционные постройки по индивидуальным проектам. При строительстве железной дороги пришлось испытать немало трудностей, в связи с тем, что прошла магистраль через глухие дремучие места, мало отличающиеся от сибирской тайги, кроме того, ещё и заболоченные местности. Стратегическое значение дорога оправдала себя в обеих мировых войнах (во время Великой Отечественной войны рядом шли тяжелейшие бои за Ржевско-Вяземский плацдарм). В послевоенные годы на ней было мощнейшее грузовое движение - везли в основном нефтепродукты к портам Прибалтики. При этом БПЖД была еще и последней паровозной магистралью СССР - до 1976 года почти все составы ходили с паровозом, а в 1986 году прошли последние в Союзе паровозные учения.
Но с распадом СССР экспорт через Прибалтику резко упал, и надобность в БПЖД отпала. Ныне она в упадке и в любой момент до 2014 года могла быть закрыта и полностью разобрана...вмешалась, а, наверное, в чём-то спасла геополитика, связанная с охлаждением отношений со странами Евросоюза после всем известных событий.
9) Магистраль была построена в один путь, но насыпь была сделана под два пути, — на случай экстренной необходимости прокладки второго пути в случае войны, что позволяло бы ускорить процесс переброски войск по железной дороге. Между прочим, это хорошо заметно и сегодня. Посмотрите на эту фотографию, сделанную мной из заднего окошка тамбура, — чётко видно, что насыпь сделана именно под два пути.
10)
11)
12) Мосты. Кирпичная кладка очень схожа с теми забытыми мостами по линии бывших Полесских железных дорог, связавших Брянск с Гомелем и Брестом в 1887 году.
14) Для чая подливали кипяток из такого титана (а ведь официальное название, дровяной водонагреватель).
15) Походные снаряжения других попутчиков. На глаз, примерно половина из пассажиров были местные жители, другая половина - группы, ехавшие на Селигер на турпоходы.
16) Станция Бологое-Полоцкое - первая наша остановка после Бологого.
17) Был введён единый архитектурный стиль для вокзалов. На станциях III класса, которые на этой линии были самыми главными, были построены кирпичные вокзалы. На станциях IV класса (линейных) возводились деревянные вокзалы. Опять таки, несмотря на заповедную глухомань, на эстетике станционных зданий решили не экономить.
18) Прибыли на станцию Куженкино, где нас ждала 30-минутная остановка. Для пассажиров состава предусмотрена экскурсия по станции за то время, пока паровоз отъедет от перрона чуть дальше, к гидроколонке — для заправки паровоза водой (так что долгая стоянка имеет и техническую необходимость).
19) Самое интересное для нас здесь - изящный вокзал-"терем" Куженкино.
19)
20)
21)
22) Меня очень впечатлил керосиновый погреб.
23)
24)
25)
26) Интерьер вокзала. На стенах развесили стенды про историю дороги и местами стилизовали антураж под времена постройки вокзала.
27)
28) Водонапорная башня.
29)
30) Продолжаем наш путь.
31)
32)
33) Туалет на станции Баталино. Девушка-экскурсовод на Куженкино обмолвилась, что туалет сохранился с самого начала самой линии, из-за чего сделал ошибочный вывод о том, что это едва ли не старейший общественный туалет в России.
34) Ради него даже быстро спустился на платформу, чтобы постараться лучше сфотографировать. Стоянка-то была 1 минуту, своим поступком даже напугал проводника. Да, знали бы арабские партнёры, чем я увлекаюсь вне рабочее время:))
35) Сама станция Баталино.
36)
37)
38)
39)
40) Конечная Станция Осташков на этом маршруте. У нас со Стасом 2 часа на прогулку по городу, за это время паровоз развернут на оборотном кольце и подготовят к обратному рейсу на Бологое.
На станции очень понравилась именно эта водонапорка, чем-то напомнила восточную Пруссию и современную Калининградскую область.
40)
41)
42) Такие часы помню по заводу, где работали до 1995 года мои родители в Клинцах.
43)
44) Как всегда, вы можете поддержать этот журнал на дальнейшие исследования и на создание новых материалов об интересных уголках России и Ближнего Востока.
Карта Сбербанка 4276 0800 1949 1308
Яндекс- Кошелёк 4100 1733 8032 683
PayPal PayPal.Me/KirillMoiseev
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]