Большая Вятская экспедиция: Слободской
---
Слободской часто называют одним из красивейших городов Кировской области. В принципе, с этим можно согласиться, если не принимать во внимание, конечно, саму Вятку, которая, безусловно, превосходит по набору достопримечательностей все менее крупные города региона. Но Слободской как малый город выигрывает в цельности исторической застройки.
Слободской известен с кон. XV в как слобода, основанная переселенцами-устюжанами. В XVII-XVIII вв город оказался на главной дороге из Петербурга в Сибирь, так что торговля здесь получила расцвет на долгие десятилетия.
Наиболее известный архитектурный комплекс Слободского – ансамбль Соборной площади, где сохранилась Благовещенская церковь (1784 г) и великолепная колокольня (1823 г) снесенного Спасо-Преображенского собора работы губернского архитектора Ивана Дюссара де Невиля.
Недалеко отсюда находится Екатерининский храм (1699 г) – единственное здание, оставшееся от Слободского кремля, и хороший образец русского узорочья.
Ансамбль Соборной площади: Благовещенская церковь (1784 г) и колокольня (1823 г) снесенного Спасо-Преображенского собора, ставшая образцом для многочисленных переделок вятских барочных колоколен в XIX в.
Историческая застройка Советской улицы.
Модерн (?)
Екатерининская церковь (1699 г) - единственное сохранившееся здание слободского кремля. Впрочем, трапезная тут более новая - XIX в.
Декор Екатерининского храма очень богат, но это, скорее всего, еще русское узорочье.
Бывший жилой особняк аптекаря Рябинского (нач. XIX в) с ул. Советская.
Еще один монастырь - Христорождественский – частично восстановлен: «с иголочки» отремонтирован собор Рождества Христова (1882 г), а вот церковь Иконы Божией Матери "Скоропослушница" (1899 г, арх. И.А. Чарушин) пока еще восстановлена не до конца.
Не повезло в советские годы и еще одной чарушинской церкви - Никольской (1894 г), к реставрации которой только-только приступили.
Пострадала тогда и кладбищенская Троицкая церковь (1773 г), которую сейчас также ремонтируют. Зато она сохранила очень нарядные барочные ворота 1773-1775 гг. Оригинальна также кладбищенская ограда, в которую встроена часовня–ротонда Иоанна Предтечи (1858 г). Да и само старое городское кладбище представляет определенный интерес.
Территория Христорождественского монастыря. Церковь иконы Божией Матери "Скоропослушница" (1899 г, арх. И.А. Чарушин).
На территории монастыря отреставрирован собор Рождества Христова (1882 г).
А вот ограда и колокольня (1897 г) пока еще в процессе восстановления.
Никольская церковь (1894 г, арх. И.А. Чарушин) снаружи уже восстановлена, а вот внутри там пока работы еще вагон.
На кладбище стоит Троицкая церковь (1773 г),...
Часовня-ротонда Иоанна Предтечи (1858 г) стоит прямо у кладбищенской ограды.
Барочные ворота кладбищенской Троицкой церкви (1773-1775 гг).
Очень интересна гражданская застройка улиц Слободского – она довольно неплохо сохранилась, что и придет городу неповторимую ауру. Прежде всего, стоит отметить комплекс построек усадьбы купца Плюснина (нач. XIX в), где (редкий случай) пилоны ворот все еще венчают фигуры ушастых львов из опочного камня. Еще одна пара львов недавно была снята с ворот бывшего пивзавода и перенесена в местный краеведческий музей.
Особняк Гусева и ворота сер.XIX в.
Усадьба Плюснина (нач. XIX в).
И еще один - тоже ушастый и задумчивый.
Ворота усадьбы Плюснина, сохранившие львов стерегущих из опочного камня.
Лев стерегущий с пилона ворот усадьбы Плюснина (нач. XIX в).
Музей заслуживает отдельного внимания. Находится он в бывшем особняке К.А. Анфилатова (1809 г), где, вопреки всем историческим перипетиям, в столовой и кабинете последнего хозяина (купца П.Г. Ончукова - одного из шести (!) миллионеров Слободского на нач.ХХ в) сохранились интерьеры – с изразцовыми печами, старинной мебелью и обстановкой.
Особняк К.Анфилатова (1808 г), в котором сейчас располагаются экспозиции местного краеведческого музея.
Особняк Анфилатова со стороны двора.
Интерьрер кабинета П.Г. Ончукова (нач. ХХ в).
В кабинете сохранились керамческая печь и диван со скульптурами.
Хорошо сохранился также интерьер столовой.
Львы стерегущие с ворот бывшего пивзавода Александрова сейчас перенесены в краеведческий музей.
Еще один музей, который непременно стоит посетить в Слободском – коллекция религиозной барочной деревянной скульптуры, размещенная внутри еще одного топ-объекта – Михайло-Архангельской деревянной церкви 1610 (!) года постройки. Это старейшее сохранившееся сооружение Кировской области - тем более удивительно, что оно деревянное. Впрочем, история храма довольно сложная: сначала это,видимо, была сторожевая башня, которую впоследствии перестроили в церковь. Изначально она стояла натерритории Крестовоздвиженского монастыря, постепенно ветшала и пришла в упадок. В 1960-1970-х годах на нее обратили вниманиереставраторы, провели восстановительные работы – в том числе, и в интерьере, сохранившем тябловый иконостас XVII-XVIII вв. В 1973 г годах церковь экспонировалась в Париже на Елисейских полях. Потом ее вернули в родной город, но собрали уже неподалеку от Соборной площади, где она и стоит до сих пор, функционируя как филиал Слободского музея.
История Миайло-Ахангельской церкви (1610 г) сложна и интересна. Изначально это была башня ограды Крестовоздвиженского монастыря, позже переделанная в церковь. Ее капитально отреставрировали в 1960-1970-е гг, а в 1973 году экспонировали в Париже. После чего памятник вернулся в Слободской и сейчас используется как одня из площадок местного музея.
В интерьере Михайло-Архангельской церкви размещается экспозиция барочной деревянной религиозной скульптуры.
В храме сохранился оригинальный тябловый иконостас (XVII-XVIII вв).
Cкульптуры из Благовещенской церкви села Шестаково (выполненв в 1770-1780-х гг мастерами из Тотьмы).
Ангелы и балдахин с иконостаса Дмитриевской церкви в селе Пантыл (1775-1778 гг).
Ангелы из одного из храмов Слободского (нач. XVIII в).
Деревянные ангелы II пол. XVIII в устюжской работы перенесены в музей из одного из Слободских храмов.
Слободской известен с кон. XV в как слобода, основанная переселенцами-устюжанами. В XVII-XVIII вв город оказался на главной дороге из Петербурга в Сибирь, так что торговля здесь получила расцвет на долгие десятилетия.
Наиболее известный архитектурный комплекс Слободского – ансамбль Соборной площади, где сохранилась Благовещенская церковь (1784 г) и великолепная колокольня (1823 г) снесенного Спасо-Преображенского собора работы губернского архитектора Ивана Дюссара де Невиля.
Недалеко отсюда находится Екатерининский храм (1699 г) – единственное здание, оставшееся от Слободского кремля, и хороший образец русского узорочья.
Ансамбль Соборной площади: Благовещенская церковь (1784 г) и колокольня (1823 г) снесенного Спасо-Преображенского собора, ставшая образцом для многочисленных переделок вятских барочных колоколен в XIX в.
Историческая застройка Советской улицы.
Модерн (?)
Екатерининская церковь (1699 г) - единственное сохранившееся здание слободского кремля. Впрочем, трапезная тут более новая - XIX в.
Декор Екатерининского храма очень богат, но это, скорее всего, еще русское узорочье.
Бывший жилой особняк аптекаря Рябинского (нач. XIX в) с ул. Советская.
Еще один монастырь - Христорождественский – частично восстановлен: «с иголочки» отремонтирован собор Рождества Христова (1882 г), а вот церковь Иконы Божией Матери "Скоропослушница" (1899 г, арх. И.А. Чарушин) пока еще восстановлена не до конца.
Не повезло в советские годы и еще одной чарушинской церкви - Никольской (1894 г), к реставрации которой только-только приступили.
Пострадала тогда и кладбищенская Троицкая церковь (1773 г), которую сейчас также ремонтируют. Зато она сохранила очень нарядные барочные ворота 1773-1775 гг. Оригинальна также кладбищенская ограда, в которую встроена часовня–ротонда Иоанна Предтечи (1858 г). Да и само старое городское кладбище представляет определенный интерес.
Территория Христорождественского монастыря. Церковь иконы Божией Матери "Скоропослушница" (1899 г, арх. И.А. Чарушин).
На территории монастыря отреставрирован собор Рождества Христова (1882 г).
А вот ограда и колокольня (1897 г) пока еще в процессе восстановления.
Никольская церковь (1894 г, арх. И.А. Чарушин) снаружи уже восстановлена, а вот внутри там пока работы еще вагон.
На кладбище стоит Троицкая церковь (1773 г),...
Часовня-ротонда Иоанна Предтечи (1858 г) стоит прямо у кладбищенской ограды.
Барочные ворота кладбищенской Троицкой церкви (1773-1775 гг).
Очень интересна гражданская застройка улиц Слободского – она довольно неплохо сохранилась, что и придет городу неповторимую ауру. Прежде всего, стоит отметить комплекс построек усадьбы купца Плюснина (нач. XIX в), где (редкий случай) пилоны ворот все еще венчают фигуры ушастых львов из опочного камня. Еще одна пара львов недавно была снята с ворот бывшего пивзавода и перенесена в местный краеведческий музей.
Особняк Гусева и ворота сер.XIX в.
Усадьба Плюснина (нач. XIX в).
И еще один - тоже ушастый и задумчивый.
Ворота усадьбы Плюснина, сохранившие львов стерегущих из опочного камня.
Лев стерегущий с пилона ворот усадьбы Плюснина (нач. XIX в).
Музей заслуживает отдельного внимания. Находится он в бывшем особняке К.А. Анфилатова (1809 г), где, вопреки всем историческим перипетиям, в столовой и кабинете последнего хозяина (купца П.Г. Ончукова - одного из шести (!) миллионеров Слободского на нач.ХХ в) сохранились интерьеры – с изразцовыми печами, старинной мебелью и обстановкой.
Особняк К.Анфилатова (1808 г), в котором сейчас располагаются экспозиции местного краеведческого музея.
Особняк Анфилатова со стороны двора.
Интерьрер кабинета П.Г. Ончукова (нач. ХХ в).
В кабинете сохранились керамческая печь и диван со скульптурами.
Хорошо сохранился также интерьер столовой.
Львы стерегущие с ворот бывшего пивзавода Александрова сейчас перенесены в краеведческий музей.
Еще один музей, который непременно стоит посетить в Слободском – коллекция религиозной барочной деревянной скульптуры, размещенная внутри еще одного топ-объекта – Михайло-Архангельской деревянной церкви 1610 (!) года постройки. Это старейшее сохранившееся сооружение Кировской области - тем более удивительно, что оно деревянное. Впрочем, история храма довольно сложная: сначала это,видимо, была сторожевая башня, которую впоследствии перестроили в церковь. Изначально она стояла натерритории Крестовоздвиженского монастыря, постепенно ветшала и пришла в упадок. В 1960-1970-х годах на нее обратили вниманиереставраторы, провели восстановительные работы – в том числе, и в интерьере, сохранившем тябловый иконостас XVII-XVIII вв. В 1973 г годах церковь экспонировалась в Париже на Елисейских полях. Потом ее вернули в родной город, но собрали уже неподалеку от Соборной площади, где она и стоит до сих пор, функционируя как филиал Слободского музея.
История Миайло-Ахангельской церкви (1610 г) сложна и интересна. Изначально это была башня ограды Крестовоздвиженского монастыря, позже переделанная в церковь. Ее капитально отреставрировали в 1960-1970-е гг, а в 1973 году экспонировали в Париже. После чего памятник вернулся в Слободской и сейчас используется как одня из площадок местного музея.
В интерьере Михайло-Архангельской церкви размещается экспозиция барочной деревянной религиозной скульптуры.
В храме сохранился оригинальный тябловый иконостас (XVII-XVIII вв).
Cкульптуры из Благовещенской церкви села Шестаково (выполненв в 1770-1780-х гг мастерами из Тотьмы).
Ангелы и балдахин с иконостаса Дмитриевской церкви в селе Пантыл (1775-1778 гг).
Ангелы из одного из храмов Слободского (нач. XVIII в).
Деревянные ангелы II пол. XVIII в устюжской работы перенесены в музей из одного из Слободских храмов.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]