Лица провинции: разговор с художником Алексеем Сивограком в городе Клинцы Брянской области.
---
1) На следующий день после визита на страусиную ферму в Унече я по просьбе Клинцовского информационного портала (Клинцы Инфо) встретился с художником Алексеем Филипповичем Сивограком, картины которого находятся в музеях и частных коллекциях Германии, ЮАР, Южной Кореи и других стран мира.
2) Живёт этот художник в селе Рожны Клинцовского района в 8 км от райцентра. Когда я прибыл к нему, он давал частный урок начинающей художнице, приехавшей из Москвы к родственникам на летние каникулы в Брянскую область. Во время всего нашего с ним общения, девочка рисовала лес и соседние деревенские постройки все 3 часа занятия.
3) Алексей Сивограк родился в 1950 году в селе Медвёдово Клинцовского района в большой крестьянской семье. Начал рисовать с детства. Уже тогда ранние картины юного художника привлекали внимание специалистов. Первая персональная выставка состоялась в Медвёдово, в районном доме культуры в 1974 году. В 1980 году Алексей окончил Брянское художественное училище, во время учебы в котором был участником студенческих выставок. После учебы работал в детской художественной школе, районной библиотеке и Всероссийском обществе глухих. Это краткая его биография, больше же Алексей Филиппович говорил об искусстве, его роли в жизни человека, о том, что значит быть настоящим художником, по его мнению.
4) Художник работает во многих жанрах: это и натюрморт, и пейзаж, и портрет, и реставрация икон. Некоторые из его многочисленных картин, которых чуть более 1000, вы увидите в этом репортаже.
5) Отец Алексея Сивограка, как и у Рембранта, художник по профессии. В чём он схож с ним, это тем, что ничего не имеет в материальном плане со своих работ, пусть его картины и проданы в 16 странах мира.
6) Перед созданием картин он часто фотографирует понравившиеся места и тех людей, чьи портреты он позже нарисует. У него в работах присутствуют как работники стоматологического кабинета, так и повары в детском саду. Изначально на снимках он подмечает разные характеры на лицах. «В портрете необходимо чувствовать человека, не просто так взять, глазки и ротик нарисовать»,- говорит художник. Алексей Сивограк обращал моё внимание на лицо доброй женщины, обиженной судьбой из-за внезапной потери любящего супруга , которая внешне пытается скрыть невзгоды (он её лично знал, к слову).
7) Об учениках. « Сейчас я зарабатываю только репетиторством после завершения работы в художественной школе г. Клинцы. Помню подполковника в отставке Лукашина, который по выходе на пенсию начал в 60 лет брать у меня частные уроки живописи. Спустя несколько лет после переезда в Брянск, бывший ученик стал писать картины на заказ».
8) Вымершие деревни. «Иду по сёлам, которые брошены, где осталось несколько дворов, представляя жизнь со стадами животных на лугу, сидящими вечером старушками на скамейках, обсуждая последние известия. Я не могу пройти мимо этих образов, поэтому люблю природу и людей».
9) Об учёности. «Люблю людей поскромней. Люди, закончившие Академии и институты, зачастую больше ничего не знают, сложат дипломы перед собой и любуются. Умный же учится всю жизнь».
10) Образы природы. «Во время занятий с учениками в зимнее время, когда короткий день, я раз в 30 минут прошу ученика посмотреть в окно и обратить вниманием на изменение теней, освещение солнцем земли, цвет неба. В пасмурную погоду можно хоть целый день рисовать – ничего не мешает. Будешь учиться находить в непривлекательном пейзаже красивое – будешь художником. Душа должна быть. Учиться надо у природы – это говорили учителя в сельской школе. Отсюда и беру сюжет: бывшая церковь, прилёт грачей, колхозная бабка. Часто в детстве родители звали меня, братьев и сестёр увидеть «красоту». Я просыпаюсь, сразу смотрю, как погода, красивый или некрасивый вид, солнце каждый раз восходит по-разному, играет роль направление ветра. Всё это надо заметить, на всё обратить внимание».
11) О Клинцах. «Я вынашиваю идею создать серию картин под общим названием «контрасты города», забраться на крышу одного из новых домов в центре Клинцов и оттуда нарисовать с высоты птичьего полёта небольшие малозаметные улочки».
12) Истинный творец. «Если человек занимается пейзажем и портретом, не зная природы, это не художник, а копировальщик без интереса к делу».
13) Об одиночестве и смысле жизни. «Интересно писать и помочь человеку увидеть красивое, разобраться в нём. Сидишь, живёшь, никому не нужный – вот это самое страшное. Радость, когда люди идут ко мне со всеми вопросами, даже далёкими от искусства. Радуйся, что можешь это сделать, вот этому помочь...в этом и смысл жизни. Это сейчас не модно. Ранее, человек человеку был другом, товарищем и братом. Так я воспитан, так и хочется жить. Это было всегда в любое время, особенно, в трудное. Жить надо так, чтобы с тобой было трудно расстаться».
14) Отличие плохого от хорошего. «Плохой человек ищет плохое в первую очередь, а хороший – только хорошее. Всё просто».
15) Time management. «Время летит быстро. Ждали лето, оно уже кончается, теперь и думаешь, как что успеть сделать. Встаёшь рано, надо успеть многое сделать по хозяйству, потом на автобус в город на работу, всегда в сумке бумага и краски. Потом снова хозяйство. Есть 2 выходных. Успеть ещё картину сделать или 3-4 этюда, а где-то закончить рисунок. Трудно, когда день прошёл, а ты так и ничего не сделал. Проснулся, пробежал день, ты ничего не сделал – это не по мне, не понимаю».
16) Отношение к русскому авангарду. «Больше нравится Шагал из твоей названной троицы. Вижу в нём нечто близкое мне. Его картина «Над городом» - это просто красота, видно его воображением. А Малевич с его «Квадратом» - не моё, надо всё ходить вокруг его картину, сиди и думай, что он имел в виду».
17) Почему распался СССР. «Приняли меня в партию ещё будучи в армии. Был на учёте в военной, областной, сельской, учительской, городской организациях. Тогда сделал вывод, что 70% не коммунисты, а оборотни. И сейчас также. Т.е. люди, шедшие за портфелем, хорошей ставкой, должностью».
18) Картина «Плачущее окно». «Изображены дождевые капли на стене, потёки, словно слёзы, и стоит цветок. За окном ничего подробно не прописано – только намёки, силуэты моментов повседневной жизни города (люди ходят, двигаются, радуются жизни, силуэты домов, движения людей. В чём символ цветка? Каждому – своё. Или это ребёнок, который хочет выйти на улицу, но его не выпускают родители, или старый пожилой человек, вспоминающий те моменты, когда и он сновал по этому городу и жил полной жизнью. В картине расчёт на психологию, не просто красивенько, интересненько, сладенько, а то, что заставит думать всех. Один из вариантов картины – тоска по детству в скользящем свете в окне» (к сожалению, картины этой ни в городе, ни у него дома не осталось – в частной коллекции, она же очень дорога автору).
19) Собственная жизнь картины после написания. «Часто бывает в работах, когда получившие картину клиенты неожиданно находили дополнительные детали и смыслы в виде очков и чьего-то лица или ревущего медведя в изначальном рисунке весенней капели и первых ручьёв посреди деревенской улицы. Это бывает не по воле и вне сознательной задумки художника. Картина, словно начинает жить собственной жизнью, независимо от создателя. Я и сам пишу, пишу, потом разглядываю и вижу такие вещи, что вызывает интерес» (к слову, очень похоже понятию текста французского философа Ролана Барта, когда «Текст — это, как известно, прежде всего «материально закрепленное замкнутое языковое сообщение», в силу этого способное существовать совершенно независимо от своего автора, и уже потому текст может быть прочитан в таких контекстах, о которых автор не думал. Тем самым текст оказывается включен в большой мир жизни культуры, в котором он функционирует в соответствии с теми заключенными в нем возможностями, смыслами, которые способна обнаружить в нем культура, — благодаря которым она включает этот текст в жизнь своих смыслов. Способность текста «откликнуться» на вопросы той или иной культуры обусловливает его способность включиться в мир ее смыслов. Этот диалог текста с культурой идет уже помимо воли автора данного текста; здесь становится возможной жизнь текста сразу в нескольких культурах, мирах и контекстах смысла, не предусмотренных творцом текста»).
20) Постоянную экспозицию из 50 картин Алексея Сивограка вы можете увидеть на 2 этаже пристройки к зданию Балатепа в магазине плитки, выставленной в 2013 году другом художника, предпринимателем Жмуриным (имя не записал, да простит меня этот человек).
21) Портрет супруги художника.
22) Незавершённый портрет отца Алексея Сивограка.
23) Портрет друга сына художника, школьного учителя Подгорного Владимира Навиновича.
24)
25)
2) Живёт этот художник в селе Рожны Клинцовского района в 8 км от райцентра. Когда я прибыл к нему, он давал частный урок начинающей художнице, приехавшей из Москвы к родственникам на летние каникулы в Брянскую область. Во время всего нашего с ним общения, девочка рисовала лес и соседние деревенские постройки все 3 часа занятия.
3) Алексей Сивограк родился в 1950 году в селе Медвёдово Клинцовского района в большой крестьянской семье. Начал рисовать с детства. Уже тогда ранние картины юного художника привлекали внимание специалистов. Первая персональная выставка состоялась в Медвёдово, в районном доме культуры в 1974 году. В 1980 году Алексей окончил Брянское художественное училище, во время учебы в котором был участником студенческих выставок. После учебы работал в детской художественной школе, районной библиотеке и Всероссийском обществе глухих. Это краткая его биография, больше же Алексей Филиппович говорил об искусстве, его роли в жизни человека, о том, что значит быть настоящим художником, по его мнению.
4) Художник работает во многих жанрах: это и натюрморт, и пейзаж, и портрет, и реставрация икон. Некоторые из его многочисленных картин, которых чуть более 1000, вы увидите в этом репортаже.
5) Отец Алексея Сивограка, как и у Рембранта, художник по профессии. В чём он схож с ним, это тем, что ничего не имеет в материальном плане со своих работ, пусть его картины и проданы в 16 странах мира.
6) Перед созданием картин он часто фотографирует понравившиеся места и тех людей, чьи портреты он позже нарисует. У него в работах присутствуют как работники стоматологического кабинета, так и повары в детском саду. Изначально на снимках он подмечает разные характеры на лицах. «В портрете необходимо чувствовать человека, не просто так взять, глазки и ротик нарисовать»,- говорит художник. Алексей Сивограк обращал моё внимание на лицо доброй женщины, обиженной судьбой из-за внезапной потери любящего супруга , которая внешне пытается скрыть невзгоды (он её лично знал, к слову).
7) Об учениках. « Сейчас я зарабатываю только репетиторством после завершения работы в художественной школе г. Клинцы. Помню подполковника в отставке Лукашина, который по выходе на пенсию начал в 60 лет брать у меня частные уроки живописи. Спустя несколько лет после переезда в Брянск, бывший ученик стал писать картины на заказ».
8) Вымершие деревни. «Иду по сёлам, которые брошены, где осталось несколько дворов, представляя жизнь со стадами животных на лугу, сидящими вечером старушками на скамейках, обсуждая последние известия. Я не могу пройти мимо этих образов, поэтому люблю природу и людей».
9) Об учёности. «Люблю людей поскромней. Люди, закончившие Академии и институты, зачастую больше ничего не знают, сложат дипломы перед собой и любуются. Умный же учится всю жизнь».
10) Образы природы. «Во время занятий с учениками в зимнее время, когда короткий день, я раз в 30 минут прошу ученика посмотреть в окно и обратить вниманием на изменение теней, освещение солнцем земли, цвет неба. В пасмурную погоду можно хоть целый день рисовать – ничего не мешает. Будешь учиться находить в непривлекательном пейзаже красивое – будешь художником. Душа должна быть. Учиться надо у природы – это говорили учителя в сельской школе. Отсюда и беру сюжет: бывшая церковь, прилёт грачей, колхозная бабка. Часто в детстве родители звали меня, братьев и сестёр увидеть «красоту». Я просыпаюсь, сразу смотрю, как погода, красивый или некрасивый вид, солнце каждый раз восходит по-разному, играет роль направление ветра. Всё это надо заметить, на всё обратить внимание».
11) О Клинцах. «Я вынашиваю идею создать серию картин под общим названием «контрасты города», забраться на крышу одного из новых домов в центре Клинцов и оттуда нарисовать с высоты птичьего полёта небольшие малозаметные улочки».
12) Истинный творец. «Если человек занимается пейзажем и портретом, не зная природы, это не художник, а копировальщик без интереса к делу».
13) Об одиночестве и смысле жизни. «Интересно писать и помочь человеку увидеть красивое, разобраться в нём. Сидишь, живёшь, никому не нужный – вот это самое страшное. Радость, когда люди идут ко мне со всеми вопросами, даже далёкими от искусства. Радуйся, что можешь это сделать, вот этому помочь...в этом и смысл жизни. Это сейчас не модно. Ранее, человек человеку был другом, товарищем и братом. Так я воспитан, так и хочется жить. Это было всегда в любое время, особенно, в трудное. Жить надо так, чтобы с тобой было трудно расстаться».
14) Отличие плохого от хорошего. «Плохой человек ищет плохое в первую очередь, а хороший – только хорошее. Всё просто».
15) Time management. «Время летит быстро. Ждали лето, оно уже кончается, теперь и думаешь, как что успеть сделать. Встаёшь рано, надо успеть многое сделать по хозяйству, потом на автобус в город на работу, всегда в сумке бумага и краски. Потом снова хозяйство. Есть 2 выходных. Успеть ещё картину сделать или 3-4 этюда, а где-то закончить рисунок. Трудно, когда день прошёл, а ты так и ничего не сделал. Проснулся, пробежал день, ты ничего не сделал – это не по мне, не понимаю».
16) Отношение к русскому авангарду. «Больше нравится Шагал из твоей названной троицы. Вижу в нём нечто близкое мне. Его картина «Над городом» - это просто красота, видно его воображением. А Малевич с его «Квадратом» - не моё, надо всё ходить вокруг его картину, сиди и думай, что он имел в виду».
17) Почему распался СССР. «Приняли меня в партию ещё будучи в армии. Был на учёте в военной, областной, сельской, учительской, городской организациях. Тогда сделал вывод, что 70% не коммунисты, а оборотни. И сейчас также. Т.е. люди, шедшие за портфелем, хорошей ставкой, должностью».
18) Картина «Плачущее окно». «Изображены дождевые капли на стене, потёки, словно слёзы, и стоит цветок. За окном ничего подробно не прописано – только намёки, силуэты моментов повседневной жизни города (люди ходят, двигаются, радуются жизни, силуэты домов, движения людей. В чём символ цветка? Каждому – своё. Или это ребёнок, который хочет выйти на улицу, но его не выпускают родители, или старый пожилой человек, вспоминающий те моменты, когда и он сновал по этому городу и жил полной жизнью. В картине расчёт на психологию, не просто красивенько, интересненько, сладенько, а то, что заставит думать всех. Один из вариантов картины – тоска по детству в скользящем свете в окне» (к сожалению, картины этой ни в городе, ни у него дома не осталось – в частной коллекции, она же очень дорога автору).
19) Собственная жизнь картины после написания. «Часто бывает в работах, когда получившие картину клиенты неожиданно находили дополнительные детали и смыслы в виде очков и чьего-то лица или ревущего медведя в изначальном рисунке весенней капели и первых ручьёв посреди деревенской улицы. Это бывает не по воле и вне сознательной задумки художника. Картина, словно начинает жить собственной жизнью, независимо от создателя. Я и сам пишу, пишу, потом разглядываю и вижу такие вещи, что вызывает интерес» (к слову, очень похоже понятию текста французского философа Ролана Барта, когда «Текст — это, как известно, прежде всего «материально закрепленное замкнутое языковое сообщение», в силу этого способное существовать совершенно независимо от своего автора, и уже потому текст может быть прочитан в таких контекстах, о которых автор не думал. Тем самым текст оказывается включен в большой мир жизни культуры, в котором он функционирует в соответствии с теми заключенными в нем возможностями, смыслами, которые способна обнаружить в нем культура, — благодаря которым она включает этот текст в жизнь своих смыслов. Способность текста «откликнуться» на вопросы той или иной культуры обусловливает его способность включиться в мир ее смыслов. Этот диалог текста с культурой идет уже помимо воли автора данного текста; здесь становится возможной жизнь текста сразу в нескольких культурах, мирах и контекстах смысла, не предусмотренных творцом текста»).
20) Постоянную экспозицию из 50 картин Алексея Сивограка вы можете увидеть на 2 этаже пристройки к зданию Балатепа в магазине плитки, выставленной в 2013 году другом художника, предпринимателем Жмуриным (имя не записал, да простит меня этот человек).
21) Портрет супруги художника.
22) Незавершённый портрет отца Алексея Сивограка.
23) Портрет друга сына художника, школьного учителя Подгорного Владимира Навиновича.
24)
25)
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]