Тамара де Лемпицка - дама эпохи Ар-деко...
---
Тамара де Лемпицка. "Тамара в зеленом Бугатти": автопортрет, 1929
Художница Тамара де Лемпицка (Мария Борисовна Гурвич-Горская) была известна не только своими работами, но и гламурным образом жизни, хотя ее положение в высшем свете стало результатом ее собственных усилий.
Родилась Мария Гурвич в 1898 году в Варшаве, в интеллигентной еврейской семье. Ее отец, Борис Моисеевич Гурвич-Горский, адвокат и предприниматель, рано оставил семью, и мать была вынуждена устроиться на должность гувернантки, переехав в Москву, а потом в Петербург. Там Мария Гурвич и выросла. В 1907 году бабушка возила ее в путешествие по Италии, что навсегда привило девочке любовь к живописи.
В 1916 году юная, восемнадцатилетняя Мария Гурвич вышла замуж за молодого и состоятельного выходца из Польши Фаддея Петровича (Тадеуша) Лемпицкого, и в том же году родила дочь... А потом наступил 1917. ..
Неизвестно, почему молодые супруги не уехали в 1918 году в Польшу, обретшую независимость, возможно, им было, что терять в Петрограде. Но в 1919, после давления со стороны ВЧК и даже ареста (чудом не имевшего, впрочем, трагических последствий) "чуждого элемента" Лемпицкого, им пришлось бежать из революционной России во Францию. Мария была еще очень молода, всего 21 год, и не успела как-то определиться в жизни, получить специальность, образование... Впрочем, до революции удачное замужество не предполагало трудовой карьеры женщины, а после было уже не до того.
Оказавшись в Париже, муж впал в депрессию из-за утраты состояния, а Мария, потихоньку распродававшая свои драгоценности, решила, что хочет стать художницей, и договорилась с профессиональными художниками об уроках живописи.
Бретонка
Ее увлечение поначалу казалось всем обычным дамским хобби - немножко рисовать, немножко музицировать, заниматься рукоделием было положено приличной замужней даме.
Но Мария неожиданно делает серьезные успехи и быстро начинает работать как профессионал - только в 1920 году она стала посещать первые уроки живописи, в 1922 году ее приглашают к сотрудничеству два знаменитых художественных салона - Осенний Салон и Салон Независимых, а к 1925 году Лемпицкая была уже известной портретисткой с прекрасными заработками, множеством заказов и бурной богемной жизнью.
Портрет Тадеуша Лемпицкого
В 1925 году она разъехалась с мужем (а позже и официально развелась). Впрочем, фамилию мужа она оставила, приделав к ней аристократическую частицу де, на которую Лемпицкий не имел никаких прав. А вот имя Мария поменяла на более экзотическое для Парижа - Тамара...
Тамара де Лемпицки - такое имя вполне подходило для модной художницы.
Портрет князя Гавриила Константиновича, представителя боковой ветви рода Романовых, которому повезло уцелеть в революцию. 1927
Для Лемпицкой были открыты двери аристократических домов, причем принимали ее везде как свою, на равных, а не так как меценаты приглашают из милости представителей нищей богемы. Зарабатывала Тамара хорошо, деньги у нее водились. Но много было в ее жизни и пижонства, и рисовки, и фантазий - например, зеленого Бугатти, как на знаменитом автопортрете, у нее никогда не было. Зато автомобили Бугатти появились у подражавших ей богатых дам, которым тоже хотелось быть уверенными в себе, современными, независимыми и свободными... Как Тамара...
Кизетта на балконе (портрет дочери), картина в 1927 году была удостоена первой премии на выставке изящных искусств в Бардо
Тамара была любвеобильна, среди ее возлюбленных встречались и мужчины, и женщины с довольно громкими именами. Жизнь художница проводила между Европой и США, нигде не оставаясь надолго... И тем не менее, в 1933 году в Цюрихе снова вышла замуж за своего давнего поклонника, венгерского барона Рауля Куффнера. Теперь у нее был аристократический титул, но вот фамилия Куффнер богемную даму не устраивала, и она предпочитала именовать себя баронесса Лемпика.
Le turban vert
Годы войны супруги Куффнер провели в Америке, туда же к Тамаре приехала и дочь из оккупированной Франции. Кизетта (Кристина) Лемпицка в США вышла замуж и подарила баронессе внучек, которых та даже пыталась немножко воспитывать.
Барон скончался в 1962 году, а Тамара, будучи уже немолодой и болезненной женщиной, стала искать место, где ее мало знали и где ничто не напоминало бы ей о прошлом. Выбор художницы пал на Мексику...
В 1970-х искусство ар-деко снова входит в моду, в Париже выставки художницы проходят в лучших галереях... Это поддержало пожилую даму - и морально, и материально.
Лемпицка до старости сохраняла былую элегантность и богемный стиль. В финале жизни она все же поработала над имиджем, несколько раз редактируя и переписывая свою биографию, вычеркивая все больше и больше неприятных фактов и дат (чем внесла большую путаницу для исследователей)...
Young Lady with gloves, 1930
В Польше Тамарой Лемпицкой гордятся как соотечественницей и польской художницей, хотя из всех стран, где она жила, наверное, меньше всего времени Лемпицкая провела в Польше.
Бюст художницы, установленный в Польше в городе Кельце
Скончалась Тамара де Лемпицка в 1980 году. Ее прах, согласно завещанию, был развеян над вулканом Попокатепетль. Но ее картины продолжают оставаться в моде и дорого стоят, пребывая в основном в частных коллекциях. Среди коллекционеров ее живописи - Мадонна, Барбара Стрейзанд, Джек Николсон. В клипах, сериалах и даже фильмах, снятых в США, нередко мелькают картины Лемпицкой.
Мадонна в голубом
Иллюстрации собраны на Яндекс.Картинках
Взято: eho-2013.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]