Художник из советской психушки –фейк для западных дилеров
---
Разыграть коллекционеров, оказывается, можно. Покажите им талантливые работы художника-диссидента, и расскажите историю тяжелой замученной жизни - как в этом случае.
Этот график не просто талант, он гений. Он мифическая фигура. Человек, которого никто никогда не видел – так что Бэнкси оказался не первым таинственным художником. Но этот художник – русский. Здесь факты кончились).
Дальше – легенда, у которой удивительные имя и фамилия, напоминающие героев русского фольклора. Его знают на Западном арт-рынке как Фому Яремчука. Помните Фому да Ерёму - комическую парочку присказок? Ну, вот, художник – почти что тезка. Он неизвестен у нас, но, в то же время, высоко ценится на Западе. И цены на него и сегодня растут. А как же! С таким талантом и такой биографией! Вот она:
Фома родился в 1907 году, в небольшой Сибирской деревне. Он окончил три класса школы, видел революцию, первую и вторую мировую войну и умер в клинике для тяжело душевнобольных в 1987 году, совсем немного не дожив до распада СССР.
Он плохо умел читать и писать, уж тем более не имел никаких профессиональных навыков художника или рисовальщика.
Большую часть своей жизни Фома провел в тюрьмах, лагерях и психиатрических лечебницах. Главные действующие лица его работ — это врачи, менты, чекисты и вертухаи.
Как он стал известен на Западе? Дело было так:
«В начале января 2006 года в галерее Сюзанны Цандер в Кельне появился посетитель из России. С собой он принес небольшую картонную коробку.
По-немецки гость не говорил, хотя представился немецким именем: Алекс Гесс. С ним была русская студентка, она переводила разговор. Посетитель вынул из коробки обрывки старых обоев, покрытые чернильными рисунками и надписями.
Первый же рисунок поразил Сюзанну, хозяйку галереи: голый человек сидит на больничной кровати, его тело вскрыто вертикальным разрезом, а между разведенных ног вместо полового органа — раструб мясорубки.
Другой персонаж пробует языком вылезающий оттуда фарш. Рядом — фразы по-русски, записанные в зеркальном отражении. Текст, если изловчиться его прочесть, содержит бессвязный монолог с выводом: «вот они суки все и сдохли»».
Так началась раскрутка Фомы.
Через пару лет Алекс Гесс привез в Европу еще одну подборку рисунков выдающегося пациента советской психбольницы, среди них было много на лагерную тему: смотровые вышки, трупы, колючая проволока. Выставки работ Яремчука прошли в немецких галереях.
Наконец, уже в 2010-х Гесс предложил партию работ Фомы лондонскому галеристу Генри Боксеру.
Тот назвал Фому Яремчука «аутсайдером-диссидентом из СССР» и несколько раз представлял его рисунки на престижной международной ярмарке Outsider Art Fair в Нью-Йорке.
Боксер поднял планку цен до уровня 4–6 тысяч фунтов стерлингов за работу - пошли нарасхват.
И никого не смутило, что в России о нем слыхом не слыхивали, что рисунков сотни, что гротеск и чернуха совсем не похожи на советское искусство. И главное – они непохожи на работы дремучего советского психа.
Сложные, ловкие, зачастую с правильным соблюдением анатомии и отсылками к классической композиции — они явно нарисованы современным человеком, знающим Босха, сюрреализм, современное треш-искусство, граффити, фэнтези, ужастики и т.д.
Здесь явно видно умение рисовать.
Между тем эксперты с мировыми именами не сомневаются в истории Фомы Яремчука.
«Арт-критик Катрин Лорх глубоко тронута трагической судьбой художника. В своем эссе она пытается представить себе невыносимые условия, в которых творил Фома, создавая своих персонажей.
«Больно видеть, — пишет Катрин, — конечности этих созданий: печальных, словно явившихся из снов, — когда их с увлечением препарируют врачи, обсуждая на консилиуме… Кажется, будто эти картинки испускают последний вздох — обугленные, похожие на тонконогих насекомых!..»
Сюзанна Цандер и Нина Дельмес, которые делали первую крупную выставку Фомы Яремчука в Кельне, тоже не сомневаются, что работы советского художника — подлинные.
«Я уже много лет занимаюсь искусством, — говорит Сюзанна. — Я верю своей профессиональной интуиции».
Сюзанна приводит и еще один неожиданный довод. «Когда мы достали рисунки из коробки, — вспоминает немецкая галеристка, — от них исходил явный запах мочи. Ни с чем не перепутаешь!»
Кто такой этот Гесс?
«Описывая Алекса Гесса, Нина называет его «коммерсантом и даже мафиозным типом». Сюзанну в общении с арт-дилером многое удивило: например, у него на мобильном телефоне стразами выложена свастика.
Еще кое-что любопытное можно найти на сайте сочинской галереи «Кокон», которая принадлежит Алексу Гессу.
Сейчас по интернет-адресу галереи открывается мусорная страница с рекламой, но в веб-архиве можно посмотреть версию сайта за 2011 год.
Заглавный текст по-английски обращен к зарубежным покупателям и обещает, что «инвестиции в современных художников, представленных в COCOON GALLERY, принесут огромные дивиденды коллекционерам и инвесторам».
Главный такой художник — Фома Яремчук, для продажи выставлено более 700 его работ в ценовом диапазоне от 1800 до 3800 евро. Приятный сюрприз — к биографии Фомы прилагается его фотопортрет.
В разделе «ар брют» на сайте галереи представлены и другие художники.
Одного из них зовут Иван Жопник — в биографии, тоже составленной на английском, его называют «ярчайшей звездой русского ар брют» и уточняют, что художник «всю жизнь страдал».
Второй автор — Владимир Херник; его историю сайт не рассказывает, но представляет образец его творчества. В других источниках найти сведения о Жопнике и Хернике, к сожалению, не удается.
Зато можно легко убедиться в реальном существовании еще одной «звезды ар брют» - Петра Дзогабы. Никакого отношения к искусству аутсайдеров этот профессиональный художник и шоумен не имеет. Но интересно, что Петр Дзогаба родился в Волгограде, а сейчас живет в Германии — как и Алекс Гесс.
У него есть брат - Алексей Шилов, он живет в Волгограде, занимается офортом и линогравюрой. Сходства с рисунками Фомы Яремчука по его работам тоже не видно.
Но у Шилова в Волгограде есть друг и ближайший сподвижник — Станислав Азаров. На его странице в фейсбуке — фотография в шапке-ушанке со звездой, которая кажется знакомой. А среди работ Стаса встречаются рисунки с зеркальными надписями.
Стас рисует много и технично, в разных стилях. И вот среди офортов — изображение скрюченного человечка внутри телефона старинной конструкции, которое в точности повторяет рисунок из галереи Сюзанны Цандер.
«Живет Стас Азаров не слишком хорошо: в Волгограде его работы покупают редко.
Азаров — левша и это облегчает ему работу над гравюрами. «Писать в обратную сторону мне ничего не стоит», — сообщает он.
Увидев протянутый ему альбом рисунков Фомы Яремчука, Стас вдруг теряется. Он долго листает книгу, вслух оценивая высокое качество печати. Само это издание художник явно видит впервые.
Но в ответ на прямой вопрос нехотя признает, что рисунки в альбоме — его».
«Стас рассказывает, что однажды на выставке к нему подошли незнакомые люди и поинтересовались работами; это было в 2005 году. Посетителям приглянулись больничные эскизы. Они купили целую папку рисунков, но заплатили всего по 300 рублей за штуку. «С деньгами тогда было неважно», — вспоминает Стас.
Вероятно, автор проекта «Фома Яремчук» действительно не Азаров.
Стас совсем не заботился о сокрытии своего авторства: на протяжении последних лет он делал гравюры по проданным эскизам, печатал их на футболках, постил в Сети — в том числе работу Яремчука, которую Генри Боксер вывесил на своем сайте.
Он явно не испытывает интереса к раскрутке и дальнейшим продажам Фомы, а недавно начал новую серию рисунков с «фирменными» зеркальными текстами».
Расследование провели Юлия Вишневецкая и Миша Яшнов. И вскоре после публикации им стали угрожать.
Полностью эту замечательную статью – расследование читайте на «Медузе».
Взято: tanjand.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]