Отрасль оплатит. Почему нефтяникам придется платить за льготы по Приобью
---
Налоговая нагрузка на нефтяную отрасль России может быть увеличена. Как сообщает газета «Коммерсантъ» со ссылкой на собственные источники, Министерство финансов России может пойти на увеличение налоговой нагрузки для нефтяников, чтобы компенсировать выпадение доходов из бюджета от предоставления налоговых льгот компаниям «Роснефть» и «Газпром нефть», разрабатывающим Приобское месторождение.
Напомним, налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость (НДС) для разрабатывающих Приобское месторождение компаний одобрил президент России Владимир Путин.Речь идет о вычетах как для «Роснефти», которая действует в северной части месторождения, так и «Газпром нефти», которая разрабатывает южную часть. «Роснефть» просила предоставить ей десятилетний вычет по НДС на 46 миллиарда рублей в год, а «Газпром нефть» – вычет на 13,5 миллиарда рублей в год с 2020 года.
В результате, как подсчитал Минфин, выпадающие доходы бюджета в 2020-2029 годах могут составить 600 миллиардов рублей. По данным источников газеты, ведомство рассматривает варианты увеличения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть и введение НДПИ на попутный нефтяной газ, побочный продукт нефтедобычи. Этот газ, по словам экспертов, нигде в мире налогом не облагается.
Насколько большим может быть дополнительный налог, пока неясно. Аналитики отмечают, что если ввести для попутного нефтяного газа ставку НДПИ, близкую к ставке для природного газа, то можно получить около 90 миллиардов рублей.
О том, можно ли ожидать такого развития событий, когда льготы одним компаниям на разработку одного месторождения приводили бы к увеличению налоговой нагрузки для всей отрасли, включая и сами компании, получившие льготы, рассказал Андрей Полищук, аналитик нефтяного рынка банка Raiffeisen.
«Это вполне возможно – у нас бывает так, что одни получают льготы, а компенсация их идет за счет других, всех остальных. Или даже не за счет остальных, а за счет всех без исключения, включая самих получателей льгот. Но тут есть свои особенности, и чтобы оценить картину по-настоящему, нужно смотреть на конкретные цифры. Как правило, сумма льгот и сумма дополнительного возврата в бюджет от «льготников» заметно различаются. Допустим, «Роснефть» и «Газпром нефть» получат по миллиарду долларов за счет льгот, а дополнительно вернут в бюджет из этого 100 миллионов долларов. Разница оказывается в их пользу.
То есть потери этих компаний в дальнейшем, в случае введения нового налога или увеличения прежних, будут не столь значительны, как доходы от полученных льгот. Кроме того, благодаря льготам компании еще и увеличат добычу, а это даст дополнительное увеличение выручки. Насколько эта схема выгодна для бюджета – другой вопрос, потому что он, пока будут действовать льготы, понесет потери. 600 миллиардов рублей, о которых говорит Минфин, – существенная сумма. И, думаю, как бы ни усиливали налогообложение нефтяных компаний, увеличивая НДПИ или вводя новый налог на попутный газ, едва ли удастся компенсировать все выпадающие доходы. Но будут пытаться. И будет достигнут некий компромисс, поскольку если Минфин нацелен на то, чтобы не лишать бюджет никаких доходов, то у нефтяников свои цели – они хотят максимизировать свои доходы и добычу.
Что же касается компаний, которые не получали льгот, но могут все равно понести дополнительную налоговую нагрузку, то для них любая договоренность в этом отношении будет непривлекательной. Однако последствия не окажутся чрезмерно плохими, так как сумма компенсации «размажется» по всем компаниям отрасли. Если льготы по Приобскому месторождению для той же «Роснефти» составляют не более 2% EBITDA (Earnings Before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization, то есть годовая прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации – прим.ред.) и часть от этой суммы – предположим, 1% EBITDA – распределится по всей отрасли, то для остальных компаний это будет заметно, но не критично. Это не те суммы, которые могут повлиять на их развитие.
И все же, на мой взгляд, подход, когда кто-то получает льготы, а те потом компенсируются другими игроками, неверен. Условия должны быть равными для всех, и льготы должны даваться не на отдельное месторождение, должна быть система. Нечто вроде той, что может сложиться при введении НДД, налога на дополнительный доход при добыче нефти. Там, правда, тоже много вопросов – уже по формуле НДД. Она, возможно, будет пересмотрена неоднократно, пока система будет вводиться. Сейчас она только тестируется в отдельных регионах. Но в целом мы снова движемся в направлении замены индивидуальных льгот для нефтяных компаний льготами системными, с едиными принципами.
Правда, распространение этой системы на всю страну, думаю, займет еще несколько лет, а то и больше. Более пяти – вполне вероятно. Будут ли какие-то участники рынка проигрывать и при новой системе? Это будет зависеть от конкретной схемы НДД – их уже сейчас четыре варианта, и что будет в итоге, никто не знает наверняка. Теоретически нефтяники должны выигрывать: Минфин будет терять доходы на протяжении некоторого периода (например, пяти лет), но зато будет расти добыча, и после Минфин будет получать доходы выше, чем мог бы без таких шагов. По крайней мере, так предполагается. А конкретные компании можно будет определить только после того, как станут известны конкретные условия НДД», – сказал Андрей Полищук.
Ну, как-то так.
Все материалы блога с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
Напомним, налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость (НДС) для разрабатывающих Приобское месторождение компаний одобрил президент России Владимир Путин.Речь идет о вычетах как для «Роснефти», которая действует в северной части месторождения, так и «Газпром нефти», которая разрабатывает южную часть. «Роснефть» просила предоставить ей десятилетний вычет по НДС на 46 миллиарда рублей в год, а «Газпром нефть» – вычет на 13,5 миллиарда рублей в год с 2020 года.
В результате, как подсчитал Минфин, выпадающие доходы бюджета в 2020-2029 годах могут составить 600 миллиардов рублей. По данным источников газеты, ведомство рассматривает варианты увеличения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть и введение НДПИ на попутный нефтяной газ, побочный продукт нефтедобычи. Этот газ, по словам экспертов, нигде в мире налогом не облагается.
Насколько большим может быть дополнительный налог, пока неясно. Аналитики отмечают, что если ввести для попутного нефтяного газа ставку НДПИ, близкую к ставке для природного газа, то можно получить около 90 миллиардов рублей.
О том, можно ли ожидать такого развития событий, когда льготы одним компаниям на разработку одного месторождения приводили бы к увеличению налоговой нагрузки для всей отрасли, включая и сами компании, получившие льготы, рассказал Андрей Полищук, аналитик нефтяного рынка банка Raiffeisen.
«Это вполне возможно – у нас бывает так, что одни получают льготы, а компенсация их идет за счет других, всех остальных. Или даже не за счет остальных, а за счет всех без исключения, включая самих получателей льгот. Но тут есть свои особенности, и чтобы оценить картину по-настоящему, нужно смотреть на конкретные цифры. Как правило, сумма льгот и сумма дополнительного возврата в бюджет от «льготников» заметно различаются. Допустим, «Роснефть» и «Газпром нефть» получат по миллиарду долларов за счет льгот, а дополнительно вернут в бюджет из этого 100 миллионов долларов. Разница оказывается в их пользу.
То есть потери этих компаний в дальнейшем, в случае введения нового налога или увеличения прежних, будут не столь значительны, как доходы от полученных льгот. Кроме того, благодаря льготам компании еще и увеличат добычу, а это даст дополнительное увеличение выручки. Насколько эта схема выгодна для бюджета – другой вопрос, потому что он, пока будут действовать льготы, понесет потери. 600 миллиардов рублей, о которых говорит Минфин, – существенная сумма. И, думаю, как бы ни усиливали налогообложение нефтяных компаний, увеличивая НДПИ или вводя новый налог на попутный газ, едва ли удастся компенсировать все выпадающие доходы. Но будут пытаться. И будет достигнут некий компромисс, поскольку если Минфин нацелен на то, чтобы не лишать бюджет никаких доходов, то у нефтяников свои цели – они хотят максимизировать свои доходы и добычу.
Что же касается компаний, которые не получали льгот, но могут все равно понести дополнительную налоговую нагрузку, то для них любая договоренность в этом отношении будет непривлекательной. Однако последствия не окажутся чрезмерно плохими, так как сумма компенсации «размажется» по всем компаниям отрасли. Если льготы по Приобскому месторождению для той же «Роснефти» составляют не более 2% EBITDA (Earnings Before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization, то есть годовая прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации – прим.ред.) и часть от этой суммы – предположим, 1% EBITDA – распределится по всей отрасли, то для остальных компаний это будет заметно, но не критично. Это не те суммы, которые могут повлиять на их развитие.
И все же, на мой взгляд, подход, когда кто-то получает льготы, а те потом компенсируются другими игроками, неверен. Условия должны быть равными для всех, и льготы должны даваться не на отдельное месторождение, должна быть система. Нечто вроде той, что может сложиться при введении НДД, налога на дополнительный доход при добыче нефти. Там, правда, тоже много вопросов – уже по формуле НДД. Она, возможно, будет пересмотрена неоднократно, пока система будет вводиться. Сейчас она только тестируется в отдельных регионах. Но в целом мы снова движемся в направлении замены индивидуальных льгот для нефтяных компаний льготами системными, с едиными принципами.
Правда, распространение этой системы на всю страну, думаю, займет еще несколько лет, а то и больше. Более пяти – вполне вероятно. Будут ли какие-то участники рынка проигрывать и при новой системе? Это будет зависеть от конкретной схемы НДД – их уже сейчас четыре варианта, и что будет в итоге, никто не знает наверняка. Теоретически нефтяники должны выигрывать: Минфин будет терять доходы на протяжении некоторого периода (например, пяти лет), но зато будет расти добыча, и после Минфин будет получать доходы выше, чем мог бы без таких шагов. По крайней мере, так предполагается. А конкретные компании можно будет определить только после того, как станут известны конкретные условия НДД», – сказал Андрей Полищук.
Ну, как-то так.
Все материалы блога с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]