Дом Моссельпрома - первый небоскрёб СССР.
---
1) В рамках запущенного 3 года назад собственного проекта под названием "Московская летопись" я перед собой поставил цель постепенно для себя раскрывать новые грани Москвы, где я сейчас живу. Недаром лаконичная характеристика обо мне, которую написал в комменте Вячеслав Мельников к репортажу о Каире от Ильи Варламова, мне крайне импонировала в плане того, что я - "Интересующийся местами, куда меня заносит". Это здание знают все, кто так или иначе появляется в центре российской столицы, тем не менее, мне это не помешало подойти поближе, сфотографировать и сделать небольшую заметку.
Интересно, что первоначально это здание было выстроено в стиле модерн в 1913 году, однако в дело вмешалось плохое качество стройматериалов и допущенной халатности при строительстве, из-за чего в том же году целая стена дома обрушилась, после чего впоследствии получивший название Дом Моссельпрома при восстановлении приобрёл яркие черты советского конструктивизма.
2) В Российской империи первым небоскрёбом-тучерезом был дом Нирнзее, но то дело мещанства и старого режима, а теперь реалии Советской России, пока ожидалось возведение в Петрограде башни Татлина, невоплощённой идеей самого высокого здания в мире, Дом Моссельпрома довелось стать первым воплощённым небоскрёбом Советского Союза.
3) После восстановления к 1925 году в здании разместилась администрация и склады треста Московского губернское объединения предприятий по переработке продуктов сельскохозяйственной промышленности (сокращённо, Моссельпром; вспомнилась забавная реплика одной из героинь "Утомлённых солнцем": посёлок художников, литератором, музыкантов, архитекторов, сокращённо - ХЛАМ), которая была хозрасчётной торгово-промышленной организацией, существовавшей в 1922—1937 годах и объединявшая крупные государственные фабрики и заводы пищевой промышленности, национализированными после революции.
4) Для оформления здания и разработки фирменного стиля Моссельпром обратился к творческому объединению Левого Фронта искусств (ЛЕФ), объединявшего поэтов и художников авангардистов. Рекламные тексты были заказаны Владимиру Маяковскому, дизайн — Александру Родченко.
Фраза «Нигде кроме как в Моссельпроме», ставшая рекламным лозунгом треста, возникла в одном из первых текстов, написанных Маяковским по заказу Моссельпрома. (Изначально она звучала: «Нет нигде кроме как в Моссельпроме».
5) Роспись здания была выполнена на кирпичной стене по проекту художников Александра Родченко и Варвары Степановой. Роспись представляла шрифтовую и графическую композицию в ярких тонах — на торце, со стороны двора, где был вход в полуподвал-склад, по всей высоте дома располагалась вертикальная надпись «моссельпром» и размещены фанерные щиты с изображениями продукции треста, разделённые горизонтальными надписями, трижды повторяющими слоган Маяковского. На боковых фасадах были нанесены надписи «Моссельпром» и «МСНХ» (Московского Совета Народного хозяйства).
Архивная фотокарточка от 1930 года.
Снимок Александра Родченко в 1932 году.
Варвара Степанова. Здание Моссельпрома с рекламой Владимира Маяковского. 1924–1925 годы.
6)
7)
8) В 1930-е годы со стен дома реклама была стёрта на фоне ликвидации Моссельпрома, а с 1937 года здание стало жилым домом для работников Народного Комиссариата обороны, в 1960-е гг. передано Мосгорисполкому, и состав жильцов стал постепенно меняться. Среди них тут посчастливилось пожить лингвисту Виктору Виноградову (исследователя фонетики северо-русских наречий, исследования по возникновению и развитии значений слов в русском языке), здесь же находилась мастерская художника Ильи Глазунова.
Как всегда, вы можете поддержать этот журнал на дальнейшие исследования и на создание новых материалов об интересных уголках России и Ближнего Востока.
Карта Сбербанка 4276 0800 1949 1308
Яндекс- Кошелёк 4100 1733 8032 683
PayPal PayPal.Me/KirillMoiseev
Интересно, что первоначально это здание было выстроено в стиле модерн в 1913 году, однако в дело вмешалось плохое качество стройматериалов и допущенной халатности при строительстве, из-за чего в том же году целая стена дома обрушилась, после чего впоследствии получивший название Дом Моссельпрома при восстановлении приобрёл яркие черты советского конструктивизма.
2) В Российской империи первым небоскрёбом-тучерезом был дом Нирнзее, но то дело мещанства и старого режима, а теперь реалии Советской России, пока ожидалось возведение в Петрограде башни Татлина, невоплощённой идеей самого высокого здания в мире, Дом Моссельпрома довелось стать первым воплощённым небоскрёбом Советского Союза.
3) После восстановления к 1925 году в здании разместилась администрация и склады треста Московского губернское объединения предприятий по переработке продуктов сельскохозяйственной промышленности (сокращённо, Моссельпром; вспомнилась забавная реплика одной из героинь "Утомлённых солнцем": посёлок художников, литератором, музыкантов, архитекторов, сокращённо - ХЛАМ), которая была хозрасчётной торгово-промышленной организацией, существовавшей в 1922—1937 годах и объединявшая крупные государственные фабрики и заводы пищевой промышленности, национализированными после революции.
4) Для оформления здания и разработки фирменного стиля Моссельпром обратился к творческому объединению Левого Фронта искусств (ЛЕФ), объединявшего поэтов и художников авангардистов. Рекламные тексты были заказаны Владимиру Маяковскому, дизайн — Александру Родченко.
Фраза «Нигде кроме как в Моссельпроме», ставшая рекламным лозунгом треста, возникла в одном из первых текстов, написанных Маяковским по заказу Моссельпрома. (Изначально она звучала: «Нет нигде кроме как в Моссельпроме».
5) Роспись здания была выполнена на кирпичной стене по проекту художников Александра Родченко и Варвары Степановой. Роспись представляла шрифтовую и графическую композицию в ярких тонах — на торце, со стороны двора, где был вход в полуподвал-склад, по всей высоте дома располагалась вертикальная надпись «моссельпром» и размещены фанерные щиты с изображениями продукции треста, разделённые горизонтальными надписями, трижды повторяющими слоган Маяковского. На боковых фасадах были нанесены надписи «Моссельпром» и «МСНХ» (Московского Совета Народного хозяйства).
Архивная фотокарточка от 1930 года.
Снимок Александра Родченко в 1932 году.
Варвара Степанова. Здание Моссельпрома с рекламой Владимира Маяковского. 1924–1925 годы.
6)
7)
8) В 1930-е годы со стен дома реклама была стёрта на фоне ликвидации Моссельпрома, а с 1937 года здание стало жилым домом для работников Народного Комиссариата обороны, в 1960-е гг. передано Мосгорисполкому, и состав жильцов стал постепенно меняться. Среди них тут посчастливилось пожить лингвисту Виктору Виноградову (исследователя фонетики северо-русских наречий, исследования по возникновению и развитии значений слов в русском языке), здесь же находилась мастерская художника Ильи Глазунова.
Как всегда, вы можете поддержать этот журнал на дальнейшие исследования и на создание новых материалов об интересных уголках России и Ближнего Востока.
Карта Сбербанка 4276 0800 1949 1308
Яндекс- Кошелёк 4100 1733 8032 683
PayPal PayPal.Me/KirillMoiseev
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]