Таганрог. Ул. Шмидта, д. 21. 1830 г.
---
Ради написания этого поста пришлось перелистать все пять частей изданного в 1809-1812 годах “Собрания фасадов, Его Императорским Величеством Высочайше апробованных для частных строений в городах Российской Империи”, отсканированный добрыми людьми экземпляр которого доступен по ссылке:
http://tehne.com/library/sobranie-fasadov-ego-imperatorskim-velichestvom-vysochayshe-aprobovannyh-dlya-chastnyh-stroeniy-v-gorodah-rossiyskoy-imperii-1809-1812-goda-chasti-i-v-s-peterburg-1809-1812
Любопытно было отыскать ”образцовый фасад” жилого дома, послуживший прообразом для нескольких сохранившихся до наших дней (!) дореволюционных купеческих особняков Таганрога, построенных в начале XIX века. Нужный мне чертёж на листе № 27 обнаружился уже в первой части ”Собрания…” (хотя я, чесслово, просмотрела их все), выглядит он так:
А, собственно, одно из двух зданий, которые сегодня хотелось бы с ним сравнить, уже засветилось в предыдущем посте о Таганроге, рассказывающем о жизнерадостно-жёлтом особняке на пер. Итальянском, 20. В финале статьи был упомянут стоящий вплотную справа от него дом номер 18 по тому же Итальянскому переулку:
Собрание чертежей фасадов, по сути, носило рекомендательно-приказной характер – изначально изданное в качестве своего рода закона, направленного на жёсткое упорядочение и приведение под определённый стандарт разношёрстной городской застройки, оно, при соблюдении архитекторами большинства его условий, всё же неминуемо корректировалось в зависимости от вкусов и запросов тех или иных заказчиков. То есть, в целом, готовый объект вполне соответствовал предписанному стандарту, но в деталях запросто мог отступать от “типового проекта”.
Меняться (негласно) могло всё – габариты, декор, убавление-добавление элементов, количество окон, колонн, этажей, балконов. Главное, чтобы конечный результат плюс-минус вписывался в норматив из ”Собрания фасадов…”.
Явное сходство налицо. Перед нами, как на чертеже, так и на фото, двухэтажный особняк с нечётным количеством окон, центральная часть выделена чуть выступающим ризалитом и увенчана треугольным фронтоном с сухариками по карнизу. Нижние окна с замками, верхние – с сандриками.
Еще одна вариация на ту же тему (только ризалита не хватает) – старинная усадьба, построенная в 1830 году на Мало-Биржевой улице (современная улица Шмидта), сейчас это обыкновенный жилой дом под номером 21.
На улицу Шмидта дом выходит торцом – с этой же стороны был парадный вход (собственно, он там и остался, другое дело, что по прямому назначению им уже давно никто не пользуется):
Сдаётся мне, что над парадным входом была веранда, заложенная позднее (подобной реконструкции подвергались многие дома):
Если сравнивать с чертежами “Собрания фасадов…” – на мой взгляд, проект, которого в данном случае придерживался архитектор, размещён на листе № 25 первой части издания, с корректировкой в виде обрезки двух окон справа:
В конечном итоге, для каждого фасада здания, а также для ворот, заборов и решёток, дворовых каменных и деревянных построек мог быть использован любой из рекомендованных проектов из пяти частей "Собрания фасадов...".
Разумеется, за, без малого, двести лет здание подвергалось неоднократным переделкам - получило дополнительные пристройки, утратило часть декора, по меньшей мере одно окно первого этажа (со стороны двора) превратилось в дверной проём.
Въездные ворота появились на 39 лет позже – в 1869 году – и очень оживили облик усадьбы, придав ей определённый шик. Вполне возможно, при их возведении был использован, например, вот этот образец из пятой части "Собрания фасадов...", лист № 4:
Пилоны ворот весьма респектабельно отделаны парными колоннами с нишами, вероятно, рассчитанными на размещение внутри них какой-то скульптуры. К нашему времени не сохранились ни арка перекрытия, ни створки ворот – но и по уцелевшим остаткам общий замысел вполне читается.
Улица Шмидта проходит почти у самого края 40-метрового обрыва (историческая часть Таганрога расположена на высоком мысу над морем) – и потому при определённом ракурсе в кадр попадает водная гладь Таганрогского залива с противоположным берегом:
Виднеются ионические колонны еще одного памятника классицизма, стоящего напротив – замечательного и свежеотремонтированного дома номер 16, одного из немногих отреставрированных уже в XXI веке архитектурных памятников Таганрога.
Но вернёмся к нашему дому номер 21 и обойдем его вокруг. Итак, фасад по ул. Шмидта.
Первый этаж – руст, окна с замками:
Второй этаж – прямоугольные ниши под окнами, возможно, с когда-то присутствующей в них лепниной. На след. фото два этажа одновременно, так и хочется сказать “XIX-XXI века”:
Стараемся не принимать близко к сердцу кондиционер – от них всё равно никуда не деться. Здесь наличники вокруг окон не сохранились – их можно ”додумать”, поскольку они, возможно, были аналогичны уцелевшим наличникам фасада, выходящего на пер. Добролюбовский (до революции – Успенский переулок, пересекал Успенскую площадь с расположенным на ней Успенским же собором, снесённым в советское время. Нынче на месте собора - памятник Ленину):
Фасад по Добролюбовскому переулку, панорама:
"Образцовый проект...", по примеру которого создавали фасад - лист № 72 из второй части "Собрания фасадов...":
Фасад здания 1830 года содержал в длину пять окон (это к вопросу о рекомендательном характере "образцовых чертежей"), плюс еще 4 окна добавились в ходе перестройки дома в 1869 году.
Крупным планом окно второго этажа с наличниками:
Тоже второй этаж, только ракурс чуть повыше – можно зубчики карниза рассмотреть:
Первый этаж:
В 1869 г здание, изначально имеющее в длину 5 окон, было дополнено двухэтажной пристройкой в четыре окна. Пара этих добавленных окошек – на след. фото:
Громадная современная многоэтажка (Шмидта,19), маячащая на заднем плане на нескольких снимках, построена в 1982 году на месте когда-то стоящего здесь еще одного старинного особняка, он на след. фото:
Чуть другой ракурс, дом с балконом в центре – это и есть бывший дом 19 по ул. Шмидта (то есть, прошу прощения, на то момент - Мало-Биржевой):
А у правой кромки снимка – вполне узнаваемые ворота нашего дома № 21. И на сегодняшний день примерно та же панорама выглядит вот так:
(Продолжение следует…)
http://tehne.com/library/sobranie-fasadov-ego-imperatorskim-velichestvom-vysochayshe-aprobovannyh-dlya-chastnyh-stroeniy-v-gorodah-rossiyskoy-imperii-1809-1812-goda-chasti-i-v-s-peterburg-1809-1812
Любопытно было отыскать ”образцовый фасад” жилого дома, послуживший прообразом для нескольких сохранившихся до наших дней (!) дореволюционных купеческих особняков Таганрога, построенных в начале XIX века. Нужный мне чертёж на листе № 27 обнаружился уже в первой части ”Собрания…” (хотя я, чесслово, просмотрела их все), выглядит он так:
А, собственно, одно из двух зданий, которые сегодня хотелось бы с ним сравнить, уже засветилось в предыдущем посте о Таганроге, рассказывающем о жизнерадостно-жёлтом особняке на пер. Итальянском, 20. В финале статьи был упомянут стоящий вплотную справа от него дом номер 18 по тому же Итальянскому переулку:
Собрание чертежей фасадов, по сути, носило рекомендательно-приказной характер – изначально изданное в качестве своего рода закона, направленного на жёсткое упорядочение и приведение под определённый стандарт разношёрстной городской застройки, оно, при соблюдении архитекторами большинства его условий, всё же неминуемо корректировалось в зависимости от вкусов и запросов тех или иных заказчиков. То есть, в целом, готовый объект вполне соответствовал предписанному стандарту, но в деталях запросто мог отступать от “типового проекта”.
Меняться (негласно) могло всё – габариты, декор, убавление-добавление элементов, количество окон, колонн, этажей, балконов. Главное, чтобы конечный результат плюс-минус вписывался в норматив из ”Собрания фасадов…”.
Явное сходство налицо. Перед нами, как на чертеже, так и на фото, двухэтажный особняк с нечётным количеством окон, центральная часть выделена чуть выступающим ризалитом и увенчана треугольным фронтоном с сухариками по карнизу. Нижние окна с замками, верхние – с сандриками.
Еще одна вариация на ту же тему (только ризалита не хватает) – старинная усадьба, построенная в 1830 году на Мало-Биржевой улице (современная улица Шмидта), сейчас это обыкновенный жилой дом под номером 21.
На улицу Шмидта дом выходит торцом – с этой же стороны был парадный вход (собственно, он там и остался, другое дело, что по прямому назначению им уже давно никто не пользуется):
Сдаётся мне, что над парадным входом была веранда, заложенная позднее (подобной реконструкции подвергались многие дома):
Если сравнивать с чертежами “Собрания фасадов…” – на мой взгляд, проект, которого в данном случае придерживался архитектор, размещён на листе № 25 первой части издания, с корректировкой в виде обрезки двух окон справа:
В конечном итоге, для каждого фасада здания, а также для ворот, заборов и решёток, дворовых каменных и деревянных построек мог быть использован любой из рекомендованных проектов из пяти частей "Собрания фасадов...".
Разумеется, за, без малого, двести лет здание подвергалось неоднократным переделкам - получило дополнительные пристройки, утратило часть декора, по меньшей мере одно окно первого этажа (со стороны двора) превратилось в дверной проём.
Въездные ворота появились на 39 лет позже – в 1869 году – и очень оживили облик усадьбы, придав ей определённый шик. Вполне возможно, при их возведении был использован, например, вот этот образец из пятой части "Собрания фасадов...", лист № 4:
Пилоны ворот весьма респектабельно отделаны парными колоннами с нишами, вероятно, рассчитанными на размещение внутри них какой-то скульптуры. К нашему времени не сохранились ни арка перекрытия, ни створки ворот – но и по уцелевшим остаткам общий замысел вполне читается.
Улица Шмидта проходит почти у самого края 40-метрового обрыва (историческая часть Таганрога расположена на высоком мысу над морем) – и потому при определённом ракурсе в кадр попадает водная гладь Таганрогского залива с противоположным берегом:
Виднеются ионические колонны еще одного памятника классицизма, стоящего напротив – замечательного и свежеотремонтированного дома номер 16, одного из немногих отреставрированных уже в XXI веке архитектурных памятников Таганрога.
Но вернёмся к нашему дому номер 21 и обойдем его вокруг. Итак, фасад по ул. Шмидта.
Первый этаж – руст, окна с замками:
Второй этаж – прямоугольные ниши под окнами, возможно, с когда-то присутствующей в них лепниной. На след. фото два этажа одновременно, так и хочется сказать “XIX-XXI века”:
Стараемся не принимать близко к сердцу кондиционер – от них всё равно никуда не деться. Здесь наличники вокруг окон не сохранились – их можно ”додумать”, поскольку они, возможно, были аналогичны уцелевшим наличникам фасада, выходящего на пер. Добролюбовский (до революции – Успенский переулок, пересекал Успенскую площадь с расположенным на ней Успенским же собором, снесённым в советское время. Нынче на месте собора - памятник Ленину):
Фасад по Добролюбовскому переулку, панорама:
"Образцовый проект...", по примеру которого создавали фасад - лист № 72 из второй части "Собрания фасадов...":
Фасад здания 1830 года содержал в длину пять окон (это к вопросу о рекомендательном характере "образцовых чертежей"), плюс еще 4 окна добавились в ходе перестройки дома в 1869 году.
Крупным планом окно второго этажа с наличниками:
Тоже второй этаж, только ракурс чуть повыше – можно зубчики карниза рассмотреть:
Первый этаж:
В 1869 г здание, изначально имеющее в длину 5 окон, было дополнено двухэтажной пристройкой в четыре окна. Пара этих добавленных окошек – на след. фото:
Громадная современная многоэтажка (Шмидта,19), маячащая на заднем плане на нескольких снимках, построена в 1982 году на месте когда-то стоящего здесь еще одного старинного особняка, он на след. фото:
Чуть другой ракурс, дом с балконом в центре – это и есть бывший дом 19 по ул. Шмидта (то есть, прошу прощения, на то момент - Мало-Биржевой):
А у правой кромки снимка – вполне узнаваемые ворота нашего дома № 21. И на сегодняшний день примерно та же панорама выглядит вот так:
(Продолжение следует…)
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]