Таганрог. Итальянский переулок, д. 20. 1890-е гг.
---
Исторический центр Таганрога, занимающий весьма обширную территорию, по праву можно считать архитектурным музеем под открытым небом. Сохранившаяся частная дореволюционная застройка – даже с учётом многочисленных утрат и искажений – впечатляет как количеством, так и качеством уцелевших объектов, для хотя бы поверхностного изучения которых вам не хватит и недели.
А потому, приезжать в Таганрог, чтобы рассмотреть подробно все его памятники вкупе со всеми их аутентичными деталями, лучше на месяц, как минимум. Поскольку, кроме примечательной застройки, здесь еще присутствуют: море (несколько пляжей), колхозный рынок (забудьте про Глобус Гурмэ и Пятёрочку), парки, музеи и не менее интересные, с точки зрения знатоков и любителей истории, окрестности - с раскопами древнегреческих городов и уцелевшими петровскими фортификационными сооружениями.
Рассказывать обо всём этом можно бесконечно.
Сегодня же мы ненадолго остановимся у дома номер 20 по Итальянскому переулку, который в пору моего детства назывался Исполкомовским, причем кое-где на домах еще с советских времён сохранились адресные таблички-фонари именно с этим названием…Фото здания сопровождают наше повествование с самого начала.
В одноэтажном особняке нынче располагается салон красоты – заранее прошу прощения за высокую плотность яркой рекламы на и без того маленькой площади фасадов. А вот наличие кондиционеров более чем оправдано: без них в южных широтах летом не выжить - порой столбик термометра здесь доходит до +35◦С в тени.
Со стороны улицы дом имеет два симметричных входа с четырьмя окнами в пространстве между ними. От старых дверей не осталось ничего, а интереснейшие навесы над ними вроде как уцелели, но сейчас выглядят весьма невнятно – правый наглухо закрыт рекламной вывеской, левый покрыт пластиком и с ним явно что-то не так:
Что именно не так и чего не хватает – становится ясно, если взглянуть на навес похожей полукруглой конструкции, сохранившийся в другом доме:
Не правда ли, ну очень недурён? Одна из многочисленных изюминок Таганрога, которыми город щедро нашпигован, словно сдобная домашняя булкаJ
До революции в городе хорошей традицией было мостить декоративной плиткой тротуары перед жилыми домами – нередко, как в нашем случае, расцветка плитки подбиралась в тон фасаду.
Выглядит безумно респектабельно – причем такой же плиткой выкладывались ступени и площадка крыльца (у нашего дома, увы, старое крыльцо утрачено – но у многих зданий оно сохранилось, мы их непременно рассмотрим в следующих прогулках по городу).
Мостился камнем также и двор дома – на фото слева виднеется вымощенный въезд в ворота, здесь (и не только здесь, явление нередкое) его даже в асфальт не закатали. И это – снова к вопросу об изюминкахJ
Столбы ворот, весьма интересные:
С отделкой дома, кроме кругов в верхней части, не имеющие ничего общего, что кажется странным и наводит на мысль, что на фасаде дома чего-то не хватает.
Возможно, столбы повторяют дизайн соседнего дома, расположенного слева – но это не так, ибо вот он перед нами, во всей своей красе, и для проезда во двор в нём предусмотрена сквозная арка:
Значит, ворота всё-таки относятся к нашему дому – попробуем домыслить, на утрату чего они нам намекают.
Да, кстати, собственно створка ворот:
Если внимательно присмотреться к хорошо освещённым стенам, можно заметить на их поверхности горизонтальные полосы - следы от чего-то, явно до наших дней не дошедшего:
Возможно, срубленного нынче, но существовавшего когда-то лепного или кирпичного орнамента, может быть, контрастного цвета, вследствие чего фасад выглядел полосатым и более броским.
В ходе последнего ремонта следы были заштукатурены – об исходном облике и расцветке здания остаётся только догадываться. Но даже в нынешнем виде оно остаётся одним из самых приметных в Итальянском переулке.
Экзотичный фриз со стилизованной аркатурой и розетками, узорчатые дуги-наличники и люнеты над окнами, квадратные в сечении столбики с тройными башенками-пирамидками – небольшой, по сути, дом в изобилии украшен множеством изящных деталей.
В люнетах над окнами – не иначе как стилизованные веера, из-за которых в старомодную эпоху чопорные дамы кавалеров разглядывали…
И можно уловить определённую закономерность – взаимосвязь между орнаментом фриза и декором окон. Если над окнами – дуга, то аркатура фриза над нею – противоположного, прямоугольного профиля. Если же навершием окна служат столбики, соединённые поперечным орнаментальным поясом – фриз состоит из плавных дугообразных арочек:
Дом-загадка, да и толькоJ
А на мучающий меня вопрос, как технически выполнены многочисленные розетки и ажурные пояса – из дерева вырезаны или металлические, как решетка – ответить, наверное, могут только специалисты:
Не лепные же они, в самом деле. Очень уж хорошо мелкие фигурные прорези сохранились.
Печально видеть трещины на здании, две из которых тянутся от поверхности земли через окна до самой кровли:
И сдаётся мне, что-то сделали с аттиком – слишком уж неприметно он сейчас выглядит для такого колоритного здания.
Плюс, возможно, над обоими входами когда-то было нечто, наподобие башенок или куполов – во всяком случае, их наличие было бы вполне логичным.
На последних двух фото справа замечаем краешек соседнего дома. На который тоже было бы любопытно взглянуть, ибо он словно сошёл со страниц “Собрания фасадов для частных строений” начала XIX века:
Двухэтажный особняк с нечётным количеством окон, центральная часть выделена ризалитом и увенчана треугольным фронтоном. Нижние окна с замками, верхние – с сандриками. Карниз с сухариками. Все признаки классицизма.
В Таганроге этот стиль представлен весьма достойно – но это уже отдельная история, о которой мы поговорим в следующий раз.
(Продолжение следует…)
А потому, приезжать в Таганрог, чтобы рассмотреть подробно все его памятники вкупе со всеми их аутентичными деталями, лучше на месяц, как минимум. Поскольку, кроме примечательной застройки, здесь еще присутствуют: море (несколько пляжей), колхозный рынок (забудьте про Глобус Гурмэ и Пятёрочку), парки, музеи и не менее интересные, с точки зрения знатоков и любителей истории, окрестности - с раскопами древнегреческих городов и уцелевшими петровскими фортификационными сооружениями.
Рассказывать обо всём этом можно бесконечно.
Сегодня же мы ненадолго остановимся у дома номер 20 по Итальянскому переулку, который в пору моего детства назывался Исполкомовским, причем кое-где на домах еще с советских времён сохранились адресные таблички-фонари именно с этим названием…Фото здания сопровождают наше повествование с самого начала.
В одноэтажном особняке нынче располагается салон красоты – заранее прошу прощения за высокую плотность яркой рекламы на и без того маленькой площади фасадов. А вот наличие кондиционеров более чем оправдано: без них в южных широтах летом не выжить - порой столбик термометра здесь доходит до +35◦С в тени.
Со стороны улицы дом имеет два симметричных входа с четырьмя окнами в пространстве между ними. От старых дверей не осталось ничего, а интереснейшие навесы над ними вроде как уцелели, но сейчас выглядят весьма невнятно – правый наглухо закрыт рекламной вывеской, левый покрыт пластиком и с ним явно что-то не так:
Что именно не так и чего не хватает – становится ясно, если взглянуть на навес похожей полукруглой конструкции, сохранившийся в другом доме:
Не правда ли, ну очень недурён? Одна из многочисленных изюминок Таганрога, которыми город щедро нашпигован, словно сдобная домашняя булкаJ
До революции в городе хорошей традицией было мостить декоративной плиткой тротуары перед жилыми домами – нередко, как в нашем случае, расцветка плитки подбиралась в тон фасаду.
Выглядит безумно респектабельно – причем такой же плиткой выкладывались ступени и площадка крыльца (у нашего дома, увы, старое крыльцо утрачено – но у многих зданий оно сохранилось, мы их непременно рассмотрим в следующих прогулках по городу).
Мостился камнем также и двор дома – на фото слева виднеется вымощенный въезд в ворота, здесь (и не только здесь, явление нередкое) его даже в асфальт не закатали. И это – снова к вопросу об изюминкахJ
Столбы ворот, весьма интересные:
С отделкой дома, кроме кругов в верхней части, не имеющие ничего общего, что кажется странным и наводит на мысль, что на фасаде дома чего-то не хватает.
Возможно, столбы повторяют дизайн соседнего дома, расположенного слева – но это не так, ибо вот он перед нами, во всей своей красе, и для проезда во двор в нём предусмотрена сквозная арка:
Значит, ворота всё-таки относятся к нашему дому – попробуем домыслить, на утрату чего они нам намекают.
Да, кстати, собственно створка ворот:
Если внимательно присмотреться к хорошо освещённым стенам, можно заметить на их поверхности горизонтальные полосы - следы от чего-то, явно до наших дней не дошедшего:
Возможно, срубленного нынче, но существовавшего когда-то лепного или кирпичного орнамента, может быть, контрастного цвета, вследствие чего фасад выглядел полосатым и более броским.
В ходе последнего ремонта следы были заштукатурены – об исходном облике и расцветке здания остаётся только догадываться. Но даже в нынешнем виде оно остаётся одним из самых приметных в Итальянском переулке.
Экзотичный фриз со стилизованной аркатурой и розетками, узорчатые дуги-наличники и люнеты над окнами, квадратные в сечении столбики с тройными башенками-пирамидками – небольшой, по сути, дом в изобилии украшен множеством изящных деталей.
В люнетах над окнами – не иначе как стилизованные веера, из-за которых в старомодную эпоху чопорные дамы кавалеров разглядывали…
И можно уловить определённую закономерность – взаимосвязь между орнаментом фриза и декором окон. Если над окнами – дуга, то аркатура фриза над нею – противоположного, прямоугольного профиля. Если же навершием окна служат столбики, соединённые поперечным орнаментальным поясом – фриз состоит из плавных дугообразных арочек:
Дом-загадка, да и толькоJ
А на мучающий меня вопрос, как технически выполнены многочисленные розетки и ажурные пояса – из дерева вырезаны или металлические, как решетка – ответить, наверное, могут только специалисты:
Не лепные же они, в самом деле. Очень уж хорошо мелкие фигурные прорези сохранились.
Печально видеть трещины на здании, две из которых тянутся от поверхности земли через окна до самой кровли:
И сдаётся мне, что-то сделали с аттиком – слишком уж неприметно он сейчас выглядит для такого колоритного здания.
Плюс, возможно, над обоими входами когда-то было нечто, наподобие башенок или куполов – во всяком случае, их наличие было бы вполне логичным.
На последних двух фото справа замечаем краешек соседнего дома. На который тоже было бы любопытно взглянуть, ибо он словно сошёл со страниц “Собрания фасадов для частных строений” начала XIX века:
Двухэтажный особняк с нечётным количеством окон, центральная часть выделена ризалитом и увенчана треугольным фронтоном. Нижние окна с замками, верхние – с сандриками. Карниз с сухариками. Все признаки классицизма.
В Таганроге этот стиль представлен весьма достойно – но это уже отдельная история, о которой мы поговорим в следующий раз.
(Продолжение следует…)
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]