К юбилею Ильи Репина. "Ни одного порядочного человека!"
---
Рисунок Л. М. (Межерепина). Журнал "Красный перец", 1923. "Большевики, пишущие ответ аглицкому керзону". Стоят: Будённый, главком Сергей Каменев, Лев Каменев, Раковский, Сталин, Зиновьев. Сидят: Рыков, Калинин, Радек, Красин, Бухарин, Чичерин, Троцкий, Демьян Бедный (спиной), Литвинов
5 августа исполняется 175 лет со дня рождения Ильи Ефимовича Репина (1844—1930). Творчество Репина великовато для любого поста, поэтому поговорю только об одной его картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». И даже не о ней в целом — это тоже тема почти неисчерпаемая, потому что художник работал над холстом почти 13 лет, а только о восприятии этой картины в СССР.
Надо сказать, что в советское время и картина Репина, и само письмо запорожцев к султану оставались чрезвычайно популярны. Так, в 1923 году сатирический журнал «Красный перец» опубликовал известный шарж «Большевики пишут письмо аглицкому керзону», на котором вожди большевиков изображались в образе репинских запорожцев. Нарисовал его постоянный художник журнала, подписывавшийся Л.М., а подписался в этот раз как «Л. Межерепин».
Сложно сказать, видели ли Ильф и Петров этот шарж, но очень похожая на него «картина» упомянута в их романе «Двенадцать стульев» (1927). Великий комбинатор Остап Бендер размышляет о «гениально задуманной картине «Большевики пишут письмо Чемберлену», по популярной картине художника Репина — «Запорожцы пишут письмо султану». В случае удачи этот вариант мог бы принести рублей четыреста... Могли встретиться чисто технические затруднения. Удобно ли будет рисовать т. Калинина в папахе и белой бурке, а т. Чичерина — голым по пояс. В случае чего можно, конечно, нарисовать всех персонажей картины в обычных костюмах, но это уже не то. — Не будет того эффекта! — произнёс Остап вслух.»
Но реальный художник, как видим, такими мелочами не смутился, и нарисовал полуголого Радека ещё в 1923-м... Шарж «Л. Межерепина» отлично передаёт дух, родственный духу запорожской вольницы, который существовал между большевиками в годы революции.
Дочь Сталина Светлана Аллилуева вспоминала, что в доме отца в 1953 году висела «в рамке, под стеклом, репродукция репинского «Ответа запорожцев султану», — отец обожал эту вещь, и очень любил повторять кому угодно непристойный текст этого самого ответа...» Висела там именно репродукция, даже не живописная копия. «А, впрочем, — что странного, — добавляла Светлана, — захотелось человеку, чтобы стены не были голыми; а повесить хоть одну из тысяч дарившихся ему картин, он не считал возможным». И по другим свидетельствам, Сталин долгое время носил с собой в кармане текст письма запорожцев и читал его при случае — со всеми нецензурными эпитетами. В.М. Молотов вспоминал: «Сталин иной раз в узком кругу вытаскивал из кармана письмо запорожцев турецкому султану — носил с собой несколько лет. «Е…ли мы эту Англию!» — все смеялись, конечно...»
В годы Великой Отечественной войны стал широко известен «Ответ партизана Ивана Гитлеру», написанный по мотивам письма запорожцев, примерно с таким же или ещё большим количеством «солёных» словечек и выражений. Начиналось это послание так: «Верховному Главнокомандующему Германии, ограбившему Францию, Голландию и Данию, обокравшему Бельгию и Австрию, Чехословакию и Норвегию, зачинщику мировой войны, подлому палачу нашей страны, сумасшедшему стратегу, вызывающему много смеху, эрзац-Наполеону, похожему на ворону, по-немецки фюреру Великому, по-русски бандиту дикому. Отставному ефрейтору — обер-сволочи Гитлеришке...»
Но вернёмся к самой картине Ильи Репина. После окончания Великой Отечественной войны в Москве проводилась конференция министров иностранных дел стран-союзников по антигитлеровской коалиции. Сталину стало известно, что глава британского МИДа Эрнест Бевин давно интересуется картиной Репина, как иллюстрацией к яркому эпизоду истории дипломатии и мечтает увидеть оригинал.
«Узнали мы, — рассказывал Молотов, — что Бевин, английский министр иностранных дел, неравнодушен к картине Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Ну и мы перед одним из заседаний министров иностранных дел великих держав сделали ему сюрприз: привезли из Третьяковки эту картину и повесили перед входом в комнату заседаний. Бевин остановился и долго смотрел на картину. Потом сказал: «Удивительно! Ни одного порядочного человека!».
Запорожцы. 1880—1891
Эрнест Бевин (1945—1951)
Иногда эту фразу министра переводят и как «Ни одного интеллигентного лица!». Однако в этом случае Бевин явно промахнулся: ведь в качестве натурщиков Репин брал цвет тогдашней русской интеллигенции. Или все они были недостаточно интеллигентны для министра...
Черчилль и Сталин во время переговоров
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]