Прогулка по нью-йоркскому метро
---
Только ленивый не писал о проблемах метро Нью Йорка. (Я вот не ленивый, и я о них писал.) Но сегодня я предлагаю вам спуститься в самый крупный метрополитен в мире (напомню вам, что в нём более 450 станций!), и просто посмотреть на разные мелочи в этих катакомбах.
В этом посте практически не будет различных ужасов, которые несомненно есть в нашей подземке. Это не потому что я, как предвзятый патриот, пытаюсь как-то приукрасить метро Нью Йорка. А просто потому что мусор и крысы - это не так интересно, как живая история городских пространств под землёй. Итак, поехали!
1. Начнём мы в даунтауне Манхэттена, возле входа на знаменитый Бруклинский мост. Тут стоит великолепная высотка начала ХХ века. Муниципальное здание Манхэттена увенчано неоклассической ротондой, на крыше которой стоит позолоченная статуя Гражданской Славы. Нам с вами, в контексте сегодняшней прогулки, эта высотка интересна потому, что стала первым зданием, в которое была встроена станция метро.
2. На уровне земли под зданием есть несколько проходов с колоннами и изящными сводами, покрытыми кафельной плиткой.
3. Именно здесь находится вход на станцию метро Chambers Street. Посмотрите на эту вывеску: здесь вместо слова "SUBWAY" написано "SVBWAY". Это стилизация под старину. Знаете, как в русском языке иногда добавляют к концу слова твёрдый знак, чтоб имитировать дореволюционную грамоту? Вот нечто похожее имело место и в Америке начала ХХ века - только тут отсылка к более древним грамматическим нормам: в латинском алфавите Древнего Рима не было буквы "U", вместо неё всегда писалась "V". И вот, в ранние 1900е, была среди фанатов неоклассицизма мода так же выпендриваться. Поэтому и "SVBWAY".
4. Спустимся вниз на станцию. На одной из опор остался след от трёх букв "IRT". Это тоже кусочек истории. Когда-то в Нью Йорке было три конкурирующие системы метро. IRT, "Interboro Rapid Transit" была самой ранней из них. В 1940 году город выкупил это компанию, и она перестала существовать. Однако её следы остаются по сей день, почти 80 лет спустя.
Дело в том, что вагоны IRT были уже других компаний - строители хотели сэкономить на ширине туннелей. Даже сегодня в нью-йоркском метро есть два дивизиона линий. Дивизион "А" - узкие поезда унаследованные от IRT (эти маршруты представляются цифрами), и Дивизион "Б", с более широкими вагонами (линии обозначены буквами).
5. Кстати, в некоторых местах города входы в станции метро обновили, и они сейчас выглядят более современно.
6. Но осталось ещё довольно много старомодных кованных входов, в стиле начала ХХ века.
7. Посмотрите на эту красоту! Это станция Astor Place - я недавно рассказывал, почему её пришлось удлинить в середине прошлого века.
8. Вот ещё одна деталь Astor Place: когда метро ещё только строилось, создатели хотели сделать его максимально доступным для жителей Нью Йорка. А ведь он всегда был городом иммигрантов - именно сюда привозили океанские лайнеры переселенцев из Европы. И многие из тех, кто жил тут, не знал английского, не умели читать или писать. Чтобы помочь таким людям ориентироваться в метро, строители украсили остановки тематическими картинками. Например, Astor Place названа в честь Джона Джекоба Астора, промышленника, который начал свою успешную карьеру торгуя мехами, а именно, шкурами бобра. Поэтому на остановке, носящей его имя и был изображён бобёр.
9. А это 42я стрит. Тут на станции картинка паровоза, сделанная в форме мозаики. Какое отношение имеют паровозы к 42й стрит? Помните? (Если нет, то ответ вы найдёте тут.)
10. Вообще, ранние станции метро были довольно богато (по тем временам) украшены кафелем и мозаикой - разумеется, это не сталинские дворцы московского метрополитена, всё же в Нью Йорке метро строилось частными компаниями, которые не хотели разбрасываться деньгами. Но было приложено много усилий сделать подземные помещения максимально приятными.
Например, стены станций облицованы белым кафелем, чтобы он лучше отражал тусклый свет электрических лампочек тех времён. А ещё у кафеля есть отличное свойство - его легко почистить, просто полив водой из шланга!
11. Кстати, при современных реконструкциях старых остановок, власти стараются сохранить некоторые традиции. Например, много где появляется новая декоративная мозаика. Стены перехода на заглавной картинке этого поста, стилизованы под землю, показанную в разрезе. По ним ползут мозаечные корни. Вот кульминация этого рисунка:
12. А на остановке, куда ведёт переход ещё больше слоёв почвы, сквозь которую пробивается зелень. Тут же цитата Карла Юнга о природе: Она не может победить, но и проигрывать не должна.
13. А вот нечто посовременней. Это 42я стрит, искусство в стиле Pop-Art, специально заказанное властями для метро.
14. Маленькая вставочка на одной из стен рекламирует музыку.
15. Музыки в нью-йоркском метро много. И это не только акробатические представления под хип-хоп в вагонах, но и в переходах и на платформах. Музыканты выступают, а пассажиры кидают им деньги. Есть даже особые точки, где выступления санкционированы администрацией. Правда на них очень сложно попасть - там жёсткий конкурс. Да-да, надо проходить прослушивание, чтобы выступать в переходе метро. Зато те, кто получает на это разрешение, очень неплохо зарабатывает.
16. Получив пермит, можно выступать с усилителями. Причём это не могут быть не только музыканты, но и танцоры. Хотя возможно они тут без разрешения.
17. Вот этот дядя с барабаном в переходе точно несанкционированный. Ему и деньги то кидать некуда!
В общем, в метро Нью Йорка можно услышать всё что угодно. Вот например, как вам такая композиция?..
* * *
18. Этот неуютный и странный переход изначально задумывался как станция - эти странные тумбы были платформой, а между ними проходили пути. Но потом, когда систему объединяли, и маршруты оптимизировали, сделали тут проход для людей.
19. Этот переход ведёт к самой необычной линии нашего метро: шаттлу между Таймс Сквером и Центральным Вокзалом. На линии всего один перегон и две остановки, между которыми всего 730 метров. Да, это самый короткий маршрут в системе.
20. С одной стороны пути заканчиваются тупиком.
21. "Челночная" ветка обслуживается двумя короткими поездами, каждый из которых ходит по своему пути туда-обратно. Это были первые поезда в системе, которые начали полностью обклеивать рекламой. Причём продают сразу весь поезд. Один сейчас рекламирует пауэрбанки Anker...
22. ...Другой - сервис почтовой рассылки MailChimp.
23. Реклама тотальная - вагоны обклеивают и снаружи, и изнутри.
24. На сиденье написано "Нужно перезарядиться?.." Очень остроумно, но... Мне на следующей выходить. Хотя, тут всем на следующей выходить, это же шаттл!
* * *
25. Раз уж мы заговорили о рекламе, стоит сказать, что сейчас начали появляться любопытные бренд-кампании, где заклеивают целые станции. Например, компания Nike, пользуясь темой победы женской футбольной команды США на Чемпионате Мира, развесила в метро рекламу с футболистками.
26. Особенно круто выглядят лица девушек на железных опорах станции. Напомнило мне, очень крутую рекламу выставки посвящённой Дэйвиду Боуи в прошлом году.
27. А вот реклама музея плакатов. В ней фигурирует очень знаменитый плакат советского авангарда, работа Родченко с фотографией Лилии Брик.
* * *
28. Но вернёмся на станцию шаттла. Она немного странная и даже на фоне не очень красивых нью-йоркских остановок, выглядит местами как котельный цех какого-то завода. Всё потому, что эта остановка затесалась между существующими линиями метро.
29. С её платформы можно посмотреть в туннели этих линий. Редкий шанс посмотреть на то, как выглядит "рабочая" часть метрополитена.
30. Так себе выглядит, чего уж тут скромничать. Удивительно, что даже тут кто-то умудрился набросать бутылок.
31. Иногда отсюда видно, как по соседней линии проходит полноценный состав метро! (Если кому интересно, то это остановка шаттла, что на Таймс Сквер.)
* * *
32. Ещё пару деталей. Над этой станцией стоит довольно роскошный отель, The Knickerbocker. Когда-то его администрация договорилась с властями, сделать из подвала специальный вход в метро для своих клиентов. Отель рекламировал это гостям под соусом того, что в непогоду они смогут поехать в любую точку города даже не выходя на улицу. А метро получало дополнительных пассажиров. Win-win.
Правда, с годами, этот вход пришлось закрыть. Кажется, отель на какое-то время закрылся. А вот табличка над дверью до сих пор осталась.
33. И ещё. По пути на работу заметил, что кто-то прицепил пластмассовые глаза на маленьких бронзовых человечков Тома Оттернесса. Очень забавно.
Правда, через пару дней их уже отклеили.
В этом посте практически не будет различных ужасов, которые несомненно есть в нашей подземке. Это не потому что я, как предвзятый патриот, пытаюсь как-то приукрасить метро Нью Йорка. А просто потому что мусор и крысы - это не так интересно, как живая история городских пространств под землёй. Итак, поехали!
1. Начнём мы в даунтауне Манхэттена, возле входа на знаменитый Бруклинский мост. Тут стоит великолепная высотка начала ХХ века. Муниципальное здание Манхэттена увенчано неоклассической ротондой, на крыше которой стоит позолоченная статуя Гражданской Славы. Нам с вами, в контексте сегодняшней прогулки, эта высотка интересна потому, что стала первым зданием, в которое была встроена станция метро.
2. На уровне земли под зданием есть несколько проходов с колоннами и изящными сводами, покрытыми кафельной плиткой.
3. Именно здесь находится вход на станцию метро Chambers Street. Посмотрите на эту вывеску: здесь вместо слова "SUBWAY" написано "SVBWAY". Это стилизация под старину. Знаете, как в русском языке иногда добавляют к концу слова твёрдый знак, чтоб имитировать дореволюционную грамоту? Вот нечто похожее имело место и в Америке начала ХХ века - только тут отсылка к более древним грамматическим нормам: в латинском алфавите Древнего Рима не было буквы "U", вместо неё всегда писалась "V". И вот, в ранние 1900е, была среди фанатов неоклассицизма мода так же выпендриваться. Поэтому и "SVBWAY".
4. Спустимся вниз на станцию. На одной из опор остался след от трёх букв "IRT". Это тоже кусочек истории. Когда-то в Нью Йорке было три конкурирующие системы метро. IRT, "Interboro Rapid Transit" была самой ранней из них. В 1940 году город выкупил это компанию, и она перестала существовать. Однако её следы остаются по сей день, почти 80 лет спустя.
Дело в том, что вагоны IRT были уже других компаний - строители хотели сэкономить на ширине туннелей. Даже сегодня в нью-йоркском метро есть два дивизиона линий. Дивизион "А" - узкие поезда унаследованные от IRT (эти маршруты представляются цифрами), и Дивизион "Б", с более широкими вагонами (линии обозначены буквами).
5. Кстати, в некоторых местах города входы в станции метро обновили, и они сейчас выглядят более современно.
6. Но осталось ещё довольно много старомодных кованных входов, в стиле начала ХХ века.
7. Посмотрите на эту красоту! Это станция Astor Place - я недавно рассказывал, почему её пришлось удлинить в середине прошлого века.
8. Вот ещё одна деталь Astor Place: когда метро ещё только строилось, создатели хотели сделать его максимально доступным для жителей Нью Йорка. А ведь он всегда был городом иммигрантов - именно сюда привозили океанские лайнеры переселенцев из Европы. И многие из тех, кто жил тут, не знал английского, не умели читать или писать. Чтобы помочь таким людям ориентироваться в метро, строители украсили остановки тематическими картинками. Например, Astor Place названа в честь Джона Джекоба Астора, промышленника, который начал свою успешную карьеру торгуя мехами, а именно, шкурами бобра. Поэтому на остановке, носящей его имя и был изображён бобёр.
9. А это 42я стрит. Тут на станции картинка паровоза, сделанная в форме мозаики. Какое отношение имеют паровозы к 42й стрит? Помните? (Если нет, то ответ вы найдёте тут.)
10. Вообще, ранние станции метро были довольно богато (по тем временам) украшены кафелем и мозаикой - разумеется, это не сталинские дворцы московского метрополитена, всё же в Нью Йорке метро строилось частными компаниями, которые не хотели разбрасываться деньгами. Но было приложено много усилий сделать подземные помещения максимально приятными.
Например, стены станций облицованы белым кафелем, чтобы он лучше отражал тусклый свет электрических лампочек тех времён. А ещё у кафеля есть отличное свойство - его легко почистить, просто полив водой из шланга!
11. Кстати, при современных реконструкциях старых остановок, власти стараются сохранить некоторые традиции. Например, много где появляется новая декоративная мозаика. Стены перехода на заглавной картинке этого поста, стилизованы под землю, показанную в разрезе. По ним ползут мозаечные корни. Вот кульминация этого рисунка:
12. А на остановке, куда ведёт переход ещё больше слоёв почвы, сквозь которую пробивается зелень. Тут же цитата Карла Юнга о природе: Она не может победить, но и проигрывать не должна.
13. А вот нечто посовременней. Это 42я стрит, искусство в стиле Pop-Art, специально заказанное властями для метро.
14. Маленькая вставочка на одной из стен рекламирует музыку.
15. Музыки в нью-йоркском метро много. И это не только акробатические представления под хип-хоп в вагонах, но и в переходах и на платформах. Музыканты выступают, а пассажиры кидают им деньги. Есть даже особые точки, где выступления санкционированы администрацией. Правда на них очень сложно попасть - там жёсткий конкурс. Да-да, надо проходить прослушивание, чтобы выступать в переходе метро. Зато те, кто получает на это разрешение, очень неплохо зарабатывает.
16. Получив пермит, можно выступать с усилителями. Причём это не могут быть не только музыканты, но и танцоры. Хотя возможно они тут без разрешения.
17. Вот этот дядя с барабаном в переходе точно несанкционированный. Ему и деньги то кидать некуда!
В общем, в метро Нью Йорка можно услышать всё что угодно. Вот например, как вам такая композиция?..
* * *
18. Этот неуютный и странный переход изначально задумывался как станция - эти странные тумбы были платформой, а между ними проходили пути. Но потом, когда систему объединяли, и маршруты оптимизировали, сделали тут проход для людей.
19. Этот переход ведёт к самой необычной линии нашего метро: шаттлу между Таймс Сквером и Центральным Вокзалом. На линии всего один перегон и две остановки, между которыми всего 730 метров. Да, это самый короткий маршрут в системе.
20. С одной стороны пути заканчиваются тупиком.
21. "Челночная" ветка обслуживается двумя короткими поездами, каждый из которых ходит по своему пути туда-обратно. Это были первые поезда в системе, которые начали полностью обклеивать рекламой. Причём продают сразу весь поезд. Один сейчас рекламирует пауэрбанки Anker...
22. ...Другой - сервис почтовой рассылки MailChimp.
23. Реклама тотальная - вагоны обклеивают и снаружи, и изнутри.
24. На сиденье написано "Нужно перезарядиться?.." Очень остроумно, но... Мне на следующей выходить. Хотя, тут всем на следующей выходить, это же шаттл!
* * *
25. Раз уж мы заговорили о рекламе, стоит сказать, что сейчас начали появляться любопытные бренд-кампании, где заклеивают целые станции. Например, компания Nike, пользуясь темой победы женской футбольной команды США на Чемпионате Мира, развесила в метро рекламу с футболистками.
26. Особенно круто выглядят лица девушек на железных опорах станции. Напомнило мне, очень крутую рекламу выставки посвящённой Дэйвиду Боуи в прошлом году.
27. А вот реклама музея плакатов. В ней фигурирует очень знаменитый плакат советского авангарда, работа Родченко с фотографией Лилии Брик.
* * *
28. Но вернёмся на станцию шаттла. Она немного странная и даже на фоне не очень красивых нью-йоркских остановок, выглядит местами как котельный цех какого-то завода. Всё потому, что эта остановка затесалась между существующими линиями метро.
29. С её платформы можно посмотреть в туннели этих линий. Редкий шанс посмотреть на то, как выглядит "рабочая" часть метрополитена.
30. Так себе выглядит, чего уж тут скромничать. Удивительно, что даже тут кто-то умудрился набросать бутылок.
31. Иногда отсюда видно, как по соседней линии проходит полноценный состав метро! (Если кому интересно, то это остановка шаттла, что на Таймс Сквер.)
* * *
32. Ещё пару деталей. Над этой станцией стоит довольно роскошный отель, The Knickerbocker. Когда-то его администрация договорилась с властями, сделать из подвала специальный вход в метро для своих клиентов. Отель рекламировал это гостям под соусом того, что в непогоду они смогут поехать в любую точку города даже не выходя на улицу. А метро получало дополнительных пассажиров. Win-win.
Правда, с годами, этот вход пришлось закрыть. Кажется, отель на какое-то время закрылся. А вот табличка над дверью до сих пор осталась.
33. И ещё. По пути на работу заметил, что кто-то прицепил пластмассовые глаза на маленьких бронзовых человечков Тома Оттернесса. Очень забавно.
Правда, через пару дней их уже отклеили.
Взято: levik.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]