Трасса «Колыма»
---
На Колыме 2000 км. жесткой гравийки через перевалы, безлюдные и полуразрушенные поселки Магаданской области называют по свойски - «трасса». Одна из самых красивых и сложных дорог России (если не брать зимники) - маст си для любого путешественника. Хотя чтобы увидеть трассу в пиковые периоды безлюдности, сложности и куражной атмосферы надо было приезжать 20-25 лет назад. Отчеты путешественников и водителей тех лет читаешь как приключенческий роман. Опасные прижимы, на которых погибало по несколько водителей каждый год, риск замерзнуть, шалаши, в которых жили на обочине во время починки машины, недельные запои с драками и поножовщиной - все это осталось и сейчас, только дозировка раз в 20 меньше. Но «Колыма» продолжает манить труднодоступностью, романтикой запустения и страшной гулаговской историей.
На "Колыме" периодически встречаются родники или незамерзающие участки рек, откуда водители набирают воду. И про каждый из таких источников кто-нибудь скажет: «Здесь, самая вкусная вода, что я пил в своей жизни».
Якутские родники это и еще места силы, где задабривают духов, оставляя еду, сигареты или просто повязывая ленту.
Первые 200 км. от Магадана идет асфальт и бетонные плиты. Остальные 1800 км. до Якутска почти полностью грунтовые.
Зимой на грунтовку ложится снег, который выравнивает ямы и неровности - 100-120 км/ч едешь легко. Летом сложнее - машины поднимают облака пыли, поэтому после проезда встречки 20-30 сек едешь вслепую.
Местами похоже на зимник.
В такой глуши даже базовая примитивная инфраструктура удивляет.
Около кафе в Атке останавливаются все маршрутки и почти все машины. После выезда из Магадана - первый перекур, чтобы размяться. В сторону Магадана - последняя остановка перед финишным рывком в 220 км. Атка - полузаброшенный депрессивный поселок. Кафе - придорожная рыгаловка с космическими ценами: пакетик самого паршивого чая, то есть придорожной пыли, стоит 59 руб.
Единственный мост через Колыму около поселка Дебин.
В Дебинской больнице работал Шаламов в последние годы своего срока. Лагерная больница 50 лет назад превратилась в тубдиспанскер для гражданских, но о писателе не забывают. По инициативе директора в больнице сделали комнату-музей Шаламова. Хотя стремно ходить в действующий тубдиспансер.
Долетел 50 км. из Дебина до Ягодного с лихачом на Пазике. Водитель гнал со спусков и на поворотах под сотню. В такие моменты сама собой вспоминается фраза о Пазиках "гроб на колесах".
Хрущевки неуклюже и неуместно смотрятся в уютных малоэтажных поселках посреди природы - унификация - зло!
Архитектурная депрессия на "Колыме" всегда нивелируется обалденной природой.
В первый день проехал автостопом 500 км. от Магадана. У меня и дальше получалось проезжать каждый день не меньше 500 км. и 2000 км. трассы удобно поделились на 4 дня дороги.
Позитивчик.
Ягодное считается суперцивилизацией и комфортным селом для жизни, потому что есть работа. Местные говорят, что летом очень зелено и уютно в окружении лесов и гор. Геологи и строители-дорожники когда пробивали дорогу дали название месту из-за обилия ягод. Так и закрепилось название с 40-х.
Памятник "50 лет Колымской экспедиции", с которой началось освоение Колымы.
В доме с бегущей строкой на окраине поселка сдают квартиры в аренду. Самая дешевая однушка стоит 3500 р. за сутки.
В центральной России коммунисты превращали храмы в склады и детские сады. Но на Колыме храмов не было и сейчас происходит обратная трансформация - склады превращают в храмы.
Банька.
Погнали дальше.
Двойные стекла обязательно ставят на машины, которые ездят по трассам. Иначе от морозов -50 не спастись.
Непривычные знаки для жителей центральной России.
В Магаданской области не надо углубляться, чтобы понять как зарабатывает регион. Вдоль главной трассы постоянно встречаются артели и добывающие предприятия. Там где артели уже ушли, за ними подчищают хищники - нелегальные добытчики золота. Каждый водитель знает какой поселок "принадлежит" чеченцам, какой ингушам и где промышляют хищники.
Отвалы везде. Зимой не всегда понятно, что это. Но летом лучше видно как изуродовали природу из-за золота.
Для тех, кто ездит по зимникам, "Колыма" - это хайвей с цивилизацией. Хотя и здесь поломка на безлюдном участке в феврале, когда ночью давит до -60 может привести к смерти.
Около сломанной машины каждый проезжающий обязательно остановится.
Надо удостовериться, что человеку не требуется помощь. Несмотря на относительную цивилизацию до сих пор реально замерзнуть насмерть.
Самый далекий город в области - 630 км. от Магадана.
Но даже он связан регулярными рейсами со столицей, правда очень дорогими - 2800 р. стоит билет на автобус. Ситуация с междугородним транспортом в Магаданской области хорошая. Почти везде (кроме пары поселков на берегу Охотского моря) где живут люди существуют круглогодичные дороги. И все населенные пункты связаны автобусами с Магаданом. В Якутии с транспортом все намного хуже.
В последние 3-4 года сильно лучше стали работать дорожники.
Постоянно встречаешь их на трассе: устанавливают знаки, что-то чистят, подсыпают скользкие участки.
Угольный разрез, который дает работу жителям Ягодного и снабжает углем ближайшие населенные пункты Якутии и Магаданской области. Раньше это было одно из градообразующих предприятий поселка Кадыкчан, который забросили в начале 2000-х. Сейчас этот крупнейший "город-призрак" на Колыме обязательная точка для посещения туристами.
Въезжаем в Якутскую АССР.
Советских артефактов еще очень много - поселок Артык, где есть фельдшер, котельная и автобаза.
Прижим - узкое место, где не могут разъехаться два грузовика. Для разъезда оборудованы "карманы". Прижим на равнинном участке не очень опасен. Но еще 10 лет назад таких прижимов было полно на перевалах. Когда встречались две машины, то чтобы разъехаться одной из них приходилось пятиться с многотонным грузом вниз по скользкой дороге. На прижимах "Колымы" погибли сотни водителей. Самые известные и опасные: Черный и Желтый прижимы убивали водителей с начала 30-х, как сделали эту дорогу. Сейчас прижимы срезали и об опасных участках напоминают только венки и могилы на обочинах.
"Усть-Нера - горячее сердце на полюсе холода Якутии". Второй день и 970 км. трассы.
Типичный поселок с обветшалыми хрущевками и сопками на заднем плане. Усть-Нера - якутский центр золотодобычи.
Красота на "Колыме" максимально сконцентрирована на безлюдном (ни одного населенного пункта) участке в 500 км. от Усть-Неры до Теплого Ключа.
В Усть-Нере после двух часов ожидания машины при -35 - хороший тест для экипировки получился, меня подобрала экспедиция, которая каталась на самую северную точку Чукотки - мыс Шелагский на стоковых "Тойотах".
Ровно посередине безлюдного участка уставших водителей и замерзших путников обогреет кафе "Куба". Название идет от поселка Кюбюме, который сейчас почти заброшен - в нем периодически живут 2 семьи. В Кюбюме после отсидки на Колыме с 1951-1953 работал фельдшером Варлам Шаламов.
Оно же еще и заправка, на которой отмечаются все путешественники, которые проезжают по "Колыме".
В "Кубе" душевно кормят и можно приезжать как в санаторий отъедаться. Один дальнобойщик на мою жалобу о высоких ценах и отвратительной еде в кафе на трассах Магаданской области просил потерпеть до Якутии. Он обещал мне огромные деревенские порции вкусной домашней еды за 300-400 р. за обед из трех блюд, как только мы переедем границу регионов. Так и оказалось - в первом же якутском кафе блюда увеличились вдвое, а цены вдвое же упали, по сравнению с Магаданской областью. В Якутии обедал в четырех кафе - везде было по-домашнему вкусно.
На стоянке у "Кубы" всегда движуха: водители делятся новостями о состоянии дорог, кто-то чинится, кто-то в запое уже неделю и горланит песни на всю округу.
Бытовка охранника дорожной базы, в которой он пережил зиму - условия пиздец.
За 6 месяцев без людей, со скудным продовольствием, которое раз в месяц подкидывает начальство и в полной неизвестности, когда его переведут на другой объект сторож немного одичал. Рассказывал как на третий месяц начал разговаривать с собакой и гонялся за ней, чтобы отобрать у нее пряник, который подкинули псине кто то из водителей. Самое удивительное, что происходит это в 50 м. от оживленной трассы. На очевидный вопрос почему он просто все не бросит и не свалит, нам пришельцам с материка пришлось объяснять логику. За оставление объекта и не сдачу его как положено просто поломают ребра, а могут еще и повесить "пропажу" - якобы после его побега базу обчистили. Жестко разговаривать с начальством боится, потому что могут разозлиться и выгнать без зарплаты - жалко выкинуть полгода из жизни, так еще и не получить денег. Поэтому покорно ждет в неизвестности, надеясь на скорую смену и милость руководства. И надеясь не "поехать кукухой".
Несмотря на ежегодные улучшения дороги машины в ущелья продолжают улетать.
Деревянных мостов на трассе уже не осталось - стоят параллельно новым бетонным и напоминают об ушедшей эпохе.
На спусках с перевалов обустроили искусственные подъемы если откажут тормоза.
Красота.
На границах улусов (районов по якутски) водители обязательно останавливаются "покормить духов". Роль еды выполняет любой предметы: деньги, сигареты, ненужные диски из машины. Но чаще всего привязывают ленту и оставляют духу оладьи.
Что не сделаешь ради красивого кадра?.
В Якутии к Путину добавляется местный президент Айсен Николаев.
Хандыга - третья ночевка на трассе - до Якутска 390 км.
Поселок припорошен угольной пылью из котельной и зимой и летом.
Деревянные тротуары - это нереально прекрасно. Только за скрип деревянного тротуара я уже люблю Русский Север.
Вместо огорода в каждом дворе теплица.
Главная достопримечательность Хандыги - ДК в виде летающей тарелки.
После Хандыги сопки остаются позади и начинается скучная равнина
Из интересного: сначала зимник через реку Алдан.
А перед Якутском: зимник-автобан через Лену.
Взято: drunkdick.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]